рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты История философии и науки

Следует учитывать, что если до введения понятия «хронотоп» считалось, что про-о мы познаем, а вр ценностно переживаем, то понятие «хронотоп» отразило «ценностный вес Я и другого» в контексте целостного и одновременно длящегося про-вр лика эпохи. Мы переживаем и процессы, связанные со вр, и про-е очертания, ландшафты, стили ушедших эпох, кот даны нам через произведения искусств. Эстетический образ пространства рождает ту дополнительную энергию, кот вызывает самые лучшие помыслы человека и направляет его к обустраиванию собственной среды.

 Архитектурные решения при строительстве города или предместья — это сферы чел дея-и, и, одновременно, образы про-а, упорядоченного в соответствии с культурным вр той или иной эпохи.

Итак, понятие «хронотоп» не просто указывает на единство про-вр характеристик, но подчеркивает именно конкретно-ист единство, т.е. такое единство, в кот приоритет отдан хроносу, вр. Здесь врпредстает в своем «содеянном виде».

В наст врв связи с процессами глобализации, можно говорить о значимости понятия хронотопа для актуального осмысления единства прост-вр трансформаций. Заключающаяся в понятии «хронотоп» возможность создания интегрированного образа мира позволяет не только выявить общие хар-и жизни и тенденции развития, но и понять человеческое измерение мира и исторического процесса в целом. При этом очевидной становится ответственность каждого чел за то или иное формирование событийных «мировых линий» (Ухтомский). Эта ответственность формиру­ется раньше всякого рационального размышления, ибо, как считал А. Ухтомский, «сердце, интуиция и совесть — самое дальнозоркое, что у нас есть». Угадываемая и предполагаемая ритмика событий в их хронотопной перспективе является особо значимым звеном социально-политических прогнозов и мировоззренческих ориентации.


37.      Коммуникативность в науках об обществе и культуре.

Ком природа соц-гум знания обладает интересной особенностью: когда система этого знания начинает наблюдать самое себя, фиксировать то, что про­исходит в ней и вне ее, она становится аутопоэтической, т.е. обладающей способностью к самоописанию и воспроизводству собственных смыслов. В процессе ком и происходят обмен смыслами, движение семантической, эмоциональной, вербальной и других видов инф. Образуется широкое ком поле, границы кот сливаются с границами самого общества и простираются как в прош, так и в буд. Ком может осуществляться в режиме как полож, так и отриц обратной связи. В ней нет изначальной тенденции к консенсусу. В этом смысле ком уровень — это очень зашумленная сфера, наполненная выбросами разнокачественных энергий. Возможна ситуация ком энтропии (хаоса).

Г.Щедровицкий выделил 3 типа ком стратегий: (а) презентация; (б) манипуляция; (в) конвенция. Презентация связана с предоставлением основных содержательных и смысловых характеристик и их объективным отражением. Манипуляция предполагает навязывание адресату внешней для него цели, а потому и использует скрытые механизмы влияния и действия, кот в ментальное агента адресата разрушают ком понимание, формируют про-о некомпетентности. Конвенция направлена на достижение соглашения и характеризуется тем, что субъекты при решении соц, интерсубъективных проблем, выступают партнерами, помощниками. Их называют «модераторами» (от лат.— умеряющий) коммуникации.

Структура ком включает в себя: (а) отправителя инф (коммуниканта); (б) сообщение; (в) реципиента (получателя инф).

В зав от специфики адресата ком процесс делится на: (а) аксиальный, когда инф направляется отдельным индивидам; (б) ретинальный (от лат. retina — сеть) процесс, когда инф направлена множеству вероятностных адресатов. При этом и в том, и в другом случае важны ком ключи, для кот характерны целесообразность и функциональность, поэтому бред не может считаться коммуникативным актом.

По организационным формам ком делится на: (а) деловую; (б) совещательную; (в) презентационную. По типу протекания ком процесса можно выделить: (а) мо­нолог; (б) диалог; (в) полилог, а по характеру взаимодействия участников ком: (а) противоборство; (б) компромисс; (в) сотрудничество; (г) уход; (д) нейтралитет.

Чел со дня своего рождения попадает в сеть непосредственных ком отношений, свойственных данной культуре, и становление его сознания немыслимо вне ком воздействий. Соц-гум знание имеет ком природу, кот может проявляться и опосредованно (книги, учебники, опредмеченные ценности культуры и сокровища чел гения).

Различные соц-гум н изучают свой аспект ком. Фил видит в ком одно из атрибутивных свойств универсума, связанное с наличием в нем исходной инф разнородности. В фокусе внимания соц находятся ком связи и отношения различных соцгрупп. Политология изучает политпроцессы с т зр инф обмена. Культурологию интересуют процессы трансляции культурных ценностей.    Научные конвенции и моральная ответственность ученых.

Вопрос о конвенции (от лат. convention — соглашение) в области н знания был поднят в конце XIX века и до сих пор является остро дискуссионным. Обоснование конвенций как неустранимого элемента н исследования принадлежит выдающемуся мат современности А. Пуанкаре, кот считал, что конвенцию необходимо ввести в основания н, так как она способствовала эффективному развитию н знания в клас естествознании. «Некоторые основные начала н следует понимать как конвенции, условно принятые соглашения, с помощью кот ученые выбирают конкретное теор описание физических явлений среди ряда различных одинаково возможных описаний», — писал он. Подчеркивая условность конвенций, Пуанкаре тем не менее всегда отрицал их произвольность, аргументируя это тем, что если бы мы были перенесены в другой мир (например, неевклидовый), то остановились бы на других положениях.

Можно выделить умеренный и радикальный конвенциализм. С т зр умеренного конвенциализма, кот придер­живался А. Пуанкаре, соотношение концептуального уровня н и реальности зависит от выбора понятийных средств, правил, а также прагматических критериев, норм и идеалов. В этом смысле конвенциальные элементы неустранимы из корпуса и оснований н. Позиция радикального конвенциализма, ко­т разделяли выдающиеся логики Р.Карнап и К.Айдукевич, состояла в убеждении, что только с н конвенциями связан принцип толерантности в н. На основе конвенций возможна международная коопера­ция ученых, а также консолидация ученых в н сообществе. Это с особой очевидностью проявляется в обл символической логики, где каждый ученый может строить свою собственную логическую систему и предлагать любые аксиомы и синтаксические правила. В отношении же н дисциплин, кот отражают реальную онтологию и строят картину мира, произвольность допущений ограничена.

В наст вр в связи с угрозой глобальных кризисов вопрос о н и моральной ответственности ученых становится особенно актуальным. Экспансия техногенного развития, загрязнение окружающей среды, лавинообразный рост н инф оказываются патогенными (от греч. patos — страдание + генезис) для жизни людей факторами. Человечество оказывается беспомощным в контроле над возрастающей технической мощью совр цив. Совр биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения чел жизни. Различные методы искусственной репродукции чел, замены пораженных органов и тканей, вмешательство в генетический код чел, активное воздействие на процессы старения приводят к возникновению реальной опасности разрушения исходной биогенетической основы телесности и психики чел. Особые проблемы вызывает коммерциализация таких сфер врачебной деятельности как трансплантация органов.

Одним из моментов ком природы соц-гум п является индоктринация, т.е. внедрение, распространение или внушение (нецеленаправленное или целе­направленное) какой-либо доктрины. В общем плане индоктринация понимается как внедрение в семантическое про-о какой-либо доктрины, что может сопровождаться разнообразными изменениями сознания вплоть до потери собственной индивидуальности и идентичности. В истории нашей страны в обществен­ное сознание успешно внедрялись многие идеи: «народной власти», «врагов народа», «коммунизма как светлого будущего», идея «перестройки» и, на­конец, пришедшая ей на смену, идея «рынка» как эффективного механизма постиндустриального развития. Внедрение и распространение этих идей обеспечивалось соответствующими механизмами фор-ия общественного сознания. Индоктринацию можно рассматривать как целенаправленный процесс, кот имеет своей целью связать и объединить различных индивидов, с помощью унифицирования их мышления и мировосприятия. Индоктринация создает некую новую реальность, кот может противоречить дейс-и, а соц субъект, приняв инф об этой реальности, отрывается от собственного опыта социализации, от реальных представлений о реальной действительности. Происходит как бы своеобразное отторжение суб от реального окружающего его мира и погружение в специально созданное ментальное про-о.

Процесс индоктринации должен соответствовать определенным параметрам: (а) доминирующая доктрина должна обладать «хорошими» характеристиками: целостностью, завершенностью, самодостаточностью, непротиворечивостью, наличием идеалов и целей, быть тотальной (от лат. totalis — полный, всеохватывающий); (б) «погружение» в доктрину должно быть полным. То есть условиями успешного протекания процесса индоктринации являются тотальность, тоталитаризм и тотальный контроль, что предполагает включение в ареал ее распространения не только взрослых, но и детей; (в) процесс индоктринации должен имеет достаточно жесткие репрессивные механизмы, предполагающие служение данной доктрине, веру в нее, идентификацию с ее основными ценностями и регулятивными идеями.

Структура индоктринации включает: (а) жесткое ядро: основная идея и совокупность основных принципов, ею обусловленных; (б) слои защитного пояса: установки, символика, система ритуалов, совокупность правил поведения, которые являются фильтрами, защищающими жесткое ядро индоктринации; (в) механизм запретов и разрешений, наказаний и поощрений, гарантирующий работу фильтра.

Широкому распространению индоктринации в совр усл способствуют такие критические социокультурные усл, как агрессивность и плотность инф среды, нарастающее давление глобальных проблем, геополитическое противостояние, психол безграмотность и беспомощность основной массы населения, не умеющей защитить себя от инфвлияния.

Согласно совр философско-методологическим разработкам основной целью процессов индоктринации в совр мире являются уменьшение разнообразия, ориентация на доминирование унификации, усреднения идеологических и мировоззренческих идеалов. Однако если побеждает, например, только одна идеология, направляющая развитие общества соответственно в одном направлении, то это оценивается как фак­тор регресса, как давление регрессивного механизма монизма, утверждающего некий идеал в форме постулата.

Для подлинной н неприемлемо ни авторитарное поведение, ни нетерпимость к критике и чужому мнению.

Имеет ли место индоктринация в н? Да, особенно в н соц-гум цикла, где часто ставится цель обеспечить сохранность «нужной» теории-доктрины и успеш­ность ее распространения. Если знания, содержащиеся в той или иной н доктрине, квалифицируются как бесспорные, то она становится культом, рождает особый тип удовлетворения принадлежности к ней. Чел чувствует себя приближенным к интеллек элите или избранным, владеющим мощными знаниями, особыми секр принципами и методами. Индоктринированный ученый оказывает сопротивление попыткам довести до его сознания противоречащие н доктрине факты. Сопротивление будет тем сильнее, чем более очевидным окажется контрпример и чем масштабнее изменения он должен будет вызвать в уже индоктринированном сознании. Индоктринация в н, будучи мощным средством влияния на ученого, способствует уничтожению его индив, свободного мнения, выбора и позиции.





38    Методологические следствия и императивы коммуникативной науки.

Идея "коммуникации", т.е. взаим людей как основы общественной реальности и соответственно исходной предпосылки фил и ее отдельных разделов, высказывалась еще в учениях и концепциях, возникших до 2 мир войны. Немалый стимул для ее разработки дала фил К.Ясперса. Но особенно популярной тема коммустала в фил учениях посл десятилетий XX в., из кот на 1 место по уровню теорет разработанности и глубине влияния следует поставить концепции К.О.Апеля, Ю.Хабермаса. Общим для обоих мыслителей полем иссл  оказалась сфера практического разума, на примате кото перед разумом теор настаивала и фил традиция. Однако Апель, Хабермас, считали, что фил модерна занималась собственными абст конст-ми "практ разума" больше, нежели реальной, живой практ, "ж миром" индивидов. Фил (Апель) должна в полном и подлинном смысле этого слова стать прагматикой, притом прагматикой трансцендентальной, добавлял Апель.

1-       В противовес господствующей сегодня (в 70-х годах. - Н.М.) логике н он придерживается того мнения, что всякая фил теория н должна ответить на поставленный Кантом ? о трансцендентальных усл возможности и значимости н.

2-       В противовес же представителям ортодоксального кантианства то мнение, что ответ не может быть дан благодаря возврату к кантовской фил трансцендентального "сознания вообще". Ответ на ? о трансцендентальном субъекте н должен быть дан благодаря действительному достижению фил этого столетия, а именно благодаря пониманию трансцендентальной значимости языка, и тем самым языкового сообщества . Апель специально занялся ист этики и проб этического обоснования трансц прагматики, как и обоснования самой этики. В работе "Трансформация фил" Апель настаивал на необходимости и возможности "последнего обоснования" теор и практ фил и высказывал мысль, что его может дать именно трансцендентальная прагматика.

Апель выдвинул на 1 план аспекты коммуникативности, т.е. собственно, коммуникативного сообщества и дискурса.

Дополнением  явл этика дискурса. Хабермас еще в 70-х годах предложил дополнить осн на концепции Канта "монологические позиции" автономной этики этической моделью коммуникативности и дискурса. Подчеркивал, что "уже и простая озабоченность любого чел вопросами о смысле, содержании, необходимости морального начала в его действиях и действиях других людей фактически означает его вступление на почву или сцену "аргументативного дискурса". Согласно Хабермасу, этика Канта носит деонтологический, когнитивный, формалистский и универсалистский хар. Тк деонтологической, то на 1 план принцип должного. Когнитивизм- нормативная правильность понимается по аналогии с истинностью. Этические нормы- как чистые и всеобщезначимые формы. "В этике дискурса место категорического императива занимает опыт моральной аргументации". Это значит, что на общую значимость могут претендовать лишь те нормы, кот способны были бы найти поддержку всех, кого они касаются, - если бы они могли стать участниками прак дискурса. До уровня унив основополагающего принципа могут дорасти только такие нормы, кот играют в дискурсе роль правила аргументации.

В этике дискурса Хабермас пытается синтезировать наиболее ценные идеи и традиционной этики, и этических учений современности. Пишет- ""Моральными" я хотел бы назвать все те интуиции, кот информируют нас о том, как мы должны себя наилучшим образом вести, чтобы благодаря щадящему поведению и предупредительности предотвратить крайнюю ранимость лич. С антропологической т зр мораль может быть понята как охранное учреждение, кот компенсирует встроенную в социокультурные ж формы ранимость". И не случайно способ ж человеческих индивидов связан с тем, что они рож и вырастают в качестве суб, способных к действию и речи, причем происходит это в "интерсубъективном ж мире". "В комм процессе обр-я формирование и сохранение идентичности индивида и коллектива равноизначальны. Чем дальше прогрессирует индивидуация ж мира, тем дальше отдельный суб вплетается во всё более густую и более тонкую сеть взаи беззащитности и ясной пот-и в защите".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.