Сциентизм (от лат. scientia - знание,
наука), мировоззренческая позиция, в основе кот лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации
человека в мире. Идеалом для сциентизма выступает не всякое научное знание, а
прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Представители сциентизма исходят из
того, что именно этот тип знания аккумулирует в себе наиболее значимые
достижения всей культуры, что он
достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности. В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в
бурж. культуре в кон. 19 в., причём одновременно возникает и противоположная
мировоззренческая позиция - антисциентизм. Последний подчёркивает ограниченность
возможностей н, а в своих крайних формах толкует её как силу, чуждую и
враждебную подлинной сущности человека. Противоборство
сциентизма и антисциентизма принимает особенно острый характер в условиях совр.
научно-технической революции и в целом отражает сложный характер воздействия
науки на общественную жизнь. С одной стороны, науч. прогресс открывает всё
более широкие возможности преобразования природной и социальной действительности, с др. стороны - социальные последствия развития н
оказываются далеко не однозначными, а в совр. обществе нередко ведут к
обострению коренных противоречий общественного развития. Именно противоречивый
характер социальной роли н и создаёт питательную почву для сциентизма и
антисциентизма. При этом сциентизм выдвигает н в качестве абсолютного
эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует научное
знание,. Конкретными проявлениями сциентизма служат концепция н,
развиваемая в рамках совр. школ неопозитивизма, технократич. тенденции,
свойственные нек-рым слоям бюрократии и науч.-технич. интеллигенции в совр. обществе, а также
устремления ряда представителей гуманитарного знания, пытающихся развивать
социальное познание строго по образцу ест н. Позиции антисциентизма
защищают нек-рые направления современной философии (прежде всего экзистенциализм), а также представители
гуманитарной интеллигенции. Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации
социальной роли н. Подчёркивая исключит, роль н в обществ, жизни,
марксизм-ленинизм рассматривает её в связи с др. формами обществ, сознания и
показывает сложный, многосторонний характер этой связи. С этой т зр, н
выступает как необходимый продукт развития человеческой культуры и вместе с тем
- как один из гл. источников и стимуляторов ист. прогресса самой культуры,
материальной и духовной.
№ 6 Классификация наук. Дифференциация и интеграция наук.
Взаимодействие.
Н как целостное развивающееся
формообразование, включает в себя ряд частных н, которые подразделяются
в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры н-и в
этом ее аспекте ставит проблему классификации н - раскрытие их
взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их
связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд. Одна из
первых попыток систематизации и класс-и накопленного знания принадлежит
Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости
от сферы его применения он разделил на три группы: теоретическое, где познание
ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для
поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения
чего-либо прекрасного.
Диф-я н особенно быстро
происходит в Нов вр (17-19) и до сих пор.
Н различаются, прежде всего, тем, что
и как исследуется. Что исслед-предмет науки, как исслед-метод иссл.
В середине XX в. оригинальную
классификацию наук предложил В. И. Вернадский. В зависимости от характера
изучаемых объектов он выделял два рода н: 1) науки, объекты (и законы)
которых охватывают всю реальность - как нашу планету и ее биосферу, так и
космические просторы. Иначе говоря, это науки, объекты которых отвечают
основным, общим явлениям реальности; 2) науки, объекты (и законы) которых
свойственны и характерны только для нашей Земли. В соответствии с таким
пониманием объектов разных наук мы можем различать в ноосфере (сфера разума)
науки, общие для всей реальности (физика, астрономия, химия, математика), и
науки о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные). Логика, по
мнению русского ученого, занимает особое положение, поскольку, будучи
неразрывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охватывает все н
- и гуманитарные, и естественно-математические. Все стороны научного знания
образуют единую н, которая находится в бурном развитии, и область,
охватываемая ею, все увеличивается. Что касается классификаций современных
наук, то они проводятся по самым различным основаниям (критериям).
По предмету и методу познания можно
выделить науки о природе - естествознание, об обществе - обществознание
(гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика,
гносеология, диалектика, эпистемология и др.). Отдельную группу оставляют
технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.
По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является
важнейшим элементом их мышления.
По своей "удаленности" от
практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые
выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации
на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного
познания для решения конкретных производственных и социально-практических
проблем.
Особое место в системе знаний, кот
владеет чело-во, занимает философия. С одн ст, она явл учением о человеке как
мыслящем и действующем существе, с др – она тесно связана с миропониманием,
представляет собой самосознание культуры. Философия всегда была мышлением о
мышлении.
Границы условны. На стыке н
появляются новые научные направления, усугубляющие дифф-ю науки. Это
объективный процесс, благодаря кот более глубоко познаются важные отдельные
проблемы, детали картины мира. Но дифф-я имеет и негативную строну, понимание
кот наступает в наши дни. Необходимость интеграции научных направлений
первыми создали представители ест н. Интег стала необходима для
получения новых знаний, не доступных методам, используемых в узких научных
направлениях. Стимулирование интегрирующих процессов стало происходить с начала
20в под влиянием техн прогресса, когда создание образцов техники оказалось
невозможным без привлечения знаний из смежных обл. Для сближения ест и гумм наук
должна стать общенаучная идея, формулируемая в наши дни как единство эволюции
человека и Вселенной. Эти идеи заложены в синергетическом подходе к эволюции.
Синергетика – теория самоорганизации
открытых нелинейных диссипативных систем.
Центральная идея синергетики – возможность спонтанной
самоорганизации, т. е. – возникновения новых или усложнения существующих
внутренних структур, по общим законам в материальных системах любой природы,
живой, неживой и социальной.
Главными условиями самоорганизации считаются
1) значительная удаленность системы от равновесия, внутреннего или с окружающей
средой; 2) открытый характер системы, т. е. дрейф энергии, вещества, магнитные,
финансовые, информационные и др. потоки через систему; 3) взаимодействие между
частями системы.
Синтетические н: теория управления (т
информации, т программирования, т автоматов), синергетика, экология. Каждая н
–это целая область знания, включающая в себя десятки дисциплин.
Как было сказано, в науке идет интенсивный процесс
дифференциации и интеграции знания, кот порождает множество проблем. Н перестает
быть соразмерной человеку. Он больше не в состоянии разобраться в растущем
потоке информации. Это одна из наиболее актуальных проблем ближайшего будущего.
Н –это лишь часть дух культуры, одна из
форм постижения бытия. Вера в чудодейственность н, в ее способность
решить все проблемы человечества, несмотря на великие научные достижения 20 в
именно в этом веке стала угасать.
№ 7 Общелогические формы, методы и приемы научного мышления.
Чел-ое мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя использование множества различных приемов, методов и форм познания. Различия между приемами, формами и методами познания условны, и очень часто все эти термины употребляются как синонимы, однако имеет смысл делать некоторое различие между ними.
Под приемами мышления и н-о познания понимается общелогические
и общегносеологические
операции,
используемые
человеческим
мышлением
во всех его сферах и на любом этапе и уровне н-го познания. Они в равной степени характеризуют как обыденное мышление, так и научное, хотя в последнем они приобретают более определенную и упорядоченную структуру. Приемы мышления, как правило, характеризуют общую гносеологическую направленность хода мысли на том или ином этапе познавательной деятельности, например от целого к части, от частного к общему, от конкретного к абстрактному и т. д.
Методами мы будем называть более сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый набор различных приемов исследования и которые фиксируют совокупности определенных правил, характеризующих порядок познавательных операций. Методы н-го познания можно подразделять на три группы специальные,
общенаучные,
универсальные.
Специальные
методы
применимы
только
в рамках отдельных наук. Объективной основой этих методов являются соответствующие специальнонаучные законы и теории. ПР: различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод Монте Карло, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и т. д. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические
закономерности
познания,
которые
включают
в себя и гносеологические принципы.ПР: методы эксперимента и наблюдения, моделирования, гипотетикодедуктивный
метод,
метод
восхождения
от абстрактного к конкретному и т. д. Универсальные методы, характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики. Их объективной основой выступают общефилософские закономерности понимания окружающего нас мира, самого человека, его мышления и процесса познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся философские методы мышления, и в частности метод материалистической
диалектики.
Методология научного познания
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|