рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты История философии и науки

В XX в. противоречие двух исслед программ — натурал и антинат — явилось одним из источников движения методологического знания, а также самих н. Эти программы следует признать осн в методологии обществознания. Они являются системообразующими факторами обшествознания, определяющими видение его специфики и его методов. В соц, исторической, экономической и юридической н, психологии, филологии, культурологии могут применяться обе программы: натуралистическая, пытающаяся построить эти н по типу естест, ориентировать их на поиск закономерностей, объяснение и исключение оценки; и антинатурал, в кот намеренно подчеркивается присутствие субъекта в предмете познания и значимость его ценностных ориентации.

49  Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки.

1. Проблема определения предмета и метода соц и гум н. 2. Демаркация соц-гум наук от вненаучного знания. Предмет н — это ограниченный исследов целями и способами концептуализации фрагмент объективной или мысленной реальности. Соц-гум н исследуют закономерности соц ж, ценностные состояния и мотивы действующих субъектов. В самом широком смысле предмет соц-гум познания — сфера чел деятельности в многообразных ее формах. Иными словами, этот предмет — соц реальность, кот (в отличие от реальности природной) не существует вне чел дея-и: она производится и воспроизводится последней (можно даже сказать, конструируется чел деятельностью).

Соц н изучают общие соц закономерности, структуру общества и его законы, тогда как предметом гум н явл чел мир. При этом в соц н используется преимущественно метод объяснения, тогда как для гум базовым методологическим средством является понимание. Соц н используют натуралистическую программу с присущей ей моделью объяснения, разделением субъект-объектных отношений. Напротив, гум н применяют антинатуралистическую культурцентристскую исслед программу с характерным для нее устранением субъект-объектного противостояния посредством раскрытия субъектных характеристик объекта и использованием «понимающей» методологии. Обе стратегии — натуралистическая и культурцентристс-кая — потенциально могут находиться в содружестве, стимулировать развитие друг друга. Это свидетельствует о том, что соц-гум знание всегда учитывает наличие двух т зр на 1 проблему: одна исходит из целей субъекта, другая — из объективных процессов.

Научное соц знание — наиболее объективированный и приближенный к естест н тип знания об обществе, изучающий законы функционирования и развития отдельных соц сфер и общества в целом, объективные закономерности общественного развития. Здесь субъект-объектное противостояние, противостояние исследователя и изучаемого им фрагмента действительности намеренно и методически заостряется. Иными словами, описанию и объяснению в такого рода н поддается лишь то, что имеет значение всеобщего и охватывается в форме понятия.

Гум н — это н о чел, истории, культуре. Но их существование конституировано не столько объектом (знание о чел, истории, кул может быть получено не только в гуманитарной, но и социальной форме), сколько выбором культурцентристской исследов программы, предполагающей выделение субъектной природы самого объекта исследования, диалектики объективного (присущего н знанию) и субъективного (присущего самому объекту исследования). При этом осуществляется такое же объективное конструирование предмета исследования, как и в соц знании, но оно ограничено структурами повседневности.

М.М. Бахтин, «гум нн о чел в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении». Познающее сознание в сфере гум знания апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу, ибо здесь мир задан чел не внешне-натуралистически, а духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию. Т О, гум знание — это знание о чисто экзистенциальных ценностях, это целостный континуум субъективной реальности, составляющий достояние и внут богатство индивида, кот творит, сохраняет и распространяет культурные ценности.

Приближение обществознания к ж и его гуманитаризация связаны с одновременным применением как культурцентристской, так и натуралистической стратегий, с совместной работой соц и гум н.

Соц н несут ответственность перед людьми за состояние соц ж, ибо их цель заключается не только в объективном познании, но и в нахождении путей соц необходимых преобразований. Требование понятности, доступности для обсуждения заменяется в них умением раскрыть соц механизмы, дать возможность их использовать, осуществить не только регулятивно-консультативную, но и познавательно-преобразующую, даже технологическую функцию. Соц н гуманитарно адекватны, если выполняют эти задачи. ПР, экон н проявят свою гум адекватность, если не только выразят экономические устремления людей, но и найдут механизмы и способы реализации этих устремлений на основе изучения объективных эконом законов. Смысл достижения гум адекватности состоит в том, чтобы к одному и тому же объекту подходить с т зр двух стратегий, обеспечивающих одновременную работу натуралистической и культурцентристской программ. Одна анализирует цели и ценности субъекта, другая — выявляет закономерности, кот могли бы привести к достижению этих целей, выясняя его чел и объективное содержание, с тем, чтобы последнее могло быть использовано в интересах чел.

Преодоление антиномий натурализма и культурцентризма достигается при совместной работе двух программ в процессе обсуждения практических проблем. Гум н знание может быть получено о любом объекте путем методически заостряемого интереса к его субъектной природе и жизненно-смысловому содержанию, соц знание может быть получено о любом объекте путем намеренно-методически подчеркиваемой его объективности и признания в нем закономерностей.  В гум н оценка научных положений явл комплексным образованием, зависящим не только от правильного отражения дей-ти, но и от этических, моральных установок; от эконом, пол и гос усл, в кот было создано данное н положение и дается его оценка; от мировоззрения автора и субъекта оценки. Вопрос об истинности может быть поставлен отнюдь не для любого положения в гум п. На 1 план в гум познании выдвигается аксиологическая оценка. Но связь с истиной не может быть прервана. Метод в самом широком его понимании — способ соц дея-ти, путь к чему-либо. Основная функция метода — внутр организация и регулирование процесса познания или практического преобразования предмета. Многообразие видов чел деятельности обусловливает спектр методов. Методы делятся на фил, общенаучные, частнонаучные, междисциплинарные. Специфика методов гум п состоит в преобладающей роли в них суб момента. Соц-гум знание — это всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение чел бытия. Методология соц-гум н является не только учением о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности суб познания и практики.   В соц-гум н, кроме фил и общенаучных, применяются специфические средства, методы и операции, обусловленные особенностями предмета этих н. В их числе: 1) идиографический метод — описание инд особенностей единичных исторических фактов и событий; 2) диалог («вопросно-ответный метод»); 3)понимание и рац (интенциальное) объяснение; 4) качественный и кол анализ документов (контент-анализ); 5) опросы — либо «лицом к лицу» (интервью), либо заочно (анкетный, телефонный и т. п. опросы). Различают опросы массовые и специализированные, в кот гл источник инф — компетентные эксперты-профессионалы; 6) проективные методы (хар для псих) — способ опосредованного изучения лич особенностей чел по результатам его продуктивной деятельности; 7) тестирование (в психологии и педагогике) — стандартизированные задания, результат выполнения кот позволяет измерить некоторые лич хар-ки (знания, память, внимание и т. п.) 8) биографический и автобиографический методы; 9) метод социометрии — применение мат средств к изучению соц явл. 10)игровые методы — применяются при выработке управленческих реш — имитационные (деловые) игры (особенно при анализе нестандартных ситуаций). Т О, в н познании функционирует сложная, динамичная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т. п., кот всегда реализуются с учетом конкретных условий и предмета исследования.

Среди принципов соц-гум п чаще всего выделяются следующие: 1) терпимости; 2) условности — относительности результатов; 3) аполитичности — предполагающий наличие системы запретов на идеологические предрассудки; 4) антиактивизма — состоящий в том, что нужно объяснять, а не изменять мир; 5) гуманизма, в соответствии с которым человек рассматривается как цель, а не средство. В соц-гум н ограничения накладываются не только исследуемым объектом, но повседневностью, не допускающей произвольного конструирования предмета соц н и одновременно ставящей практическую и этическую границу н деятельности в сфере познания общества —нельзя бесцеремонно и разрушающим образом вторгаться в исторически сложившиеся формы повседневности.


50 «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.

Как и почему в XIX веке сфо-сь определенные дисциплины соц-гум цикла н, расс процесс перехода от традиционного общества к кап-му. Определяющую роль в становлении капитализма, согласно М.Веберу, сыграла рационализация соц действия. «Дух капит» как определенный строй мышления нашел в целерациональном действии оптимальный способ соц позиционирования: предельные формы рентабельности предприятия достигаются в результате рац стремления к законной прибыли. Этот способ поведения ориентирован на новую шкалу ценностей: чел сущ для дела, а не дело для чел. Рел ценности, поддерживающие единство смыслового соц про-ва, отодвигаются в рамки частной ж, а определяющей общественной ценностью становятся материальные ценности.

Максимизация лич выгоды. Т О, мораль в традиционном общ определяет границы соц приемлемости естес склонности индивида быть нацеленным на лич выгоду.  Наряду с максимизацией личной выгоды, индивидуальная свобода становится 2 основополагающей ценностью капит общ. Взаимоотношения между инд наполняются новым ценностным сод-ем. Инд действие ограничено мотивами частного хар, а коллективная воля, сводится к формированию усл, позволяющих удовлетворить частный интерес.   На смену этике долга приходит этика склонности, ограниченная рамками гражданского повиновения. Рел после «расколдования» мира окончательно утратила прежнюю роль в обществе.

Возвышение роли естествознания, в, силу того, что изобретения, опирающиеся на н знания, становятся решающим фактором повышения эффективности производства, сопровождалось падением значимости фил в ж общества. Однако если фил, как и рел, выполняла фун хранительницы не только истины, но и блага, то естествознание, ориентированное только на постижение истинного знания о природе разорвало, идущую еще от античности внутр связь между истиной и благом. Разделение н по предмету. Фил и гум н обращаются к исследованию блага, а истина становится монополией естест н. «Дух капит» отвергает претензии фил на истину. В соц про-ве образуется вакуум ценностных долгосрочных ориентации.    Фран рев наполнила идею безграничного технологического прогресса полит содержанием. Соц перемены объявляются нормой, а суб перемен объявляется народ.  Идея соц равенства находит свое отражение в трех идеологиях: консерватизме, либерализме и социализме. Их объединяла, 1- общая оптимистическая вера в возможность улучшить условия существования в буд, а, 2- эгалитаристское (отфр. равенство) мировоззрение. Общественный прогресс прерывает смысловую связь с моралью и ориентируется теперь на обл полит и экон. Всеобщее избирательное право и благосостояние становятся осн критериями соц «здоровья» общественной ж.   Либерализм наиболее полно выразил идеологический оптимизм в отношении капит. Путь к вершинам пол власти открыт для всех и каждого, единственным условием явл профес владение н методами управления соц процессами. Можно ли на основе рациональности сфор-ть универсальную общественную цель. Проблема явл фунд для общ н. Либерализм эту проблему реш с позиции методологического индивидуализма. Общ благо редуцируется к инд потребностям, кот расс в контексте полного раскрытия чел потенциала. Идеология либерализма, выражая беспрецедентное доверие к лич как рациональному существу, выстраивает познав стратегию в 2 направлениях: н обоснования экон прогресса и условий роста индивидуальной свободы.

Общественная ж при капит протекает в 3 относительно независимых сферах: полит, эконо и гражд. Для управления общественными процессами стали необходимы специализированные знания. Именно соц востребованность специализированного знания обусловила в XIX в следующую дисциплинарную организацию соц н: экономика, политология, социология. Экономика изучает законы фун-ния рынка, политология — гос институты, социология — гражд общество. Эти н должны были обеспечить н управление соц переменами.

Институционализация соц н прошла долгий путь, охватывая, согласно совр амер социологу И. Валлерстайну, период с 1850 по 1945 г. Во 2 пол XX в капит система претерпевает структ трансформацию. Вместо экон реального обмена приходит денежная экономика. Промышленники уступают место локомотива экономики финансистам. Инф услуги и инф технологии оказывают влияние на принятие реш в выборе направлений соц перемен. Инф и комм становятся основными переменными, организующими общественную жСовр иерархия соц-гум н в значительной мере отражает специфику соц-экон бытия общества. Лидирующие позиции таких дисц как право и экономика обусловлены преобладанием идеологии либерализма в гос политике многих евр гос. В связи с расширением влияния процессов глобализации не только на хар межгосударственных отношений, но и на соц процессы в целом, в ближайшем буд следует ожидать, как считают нек иссл, возрастания соц статуса таких соц-гум дисциплин, как соц, соц психология, международные отношения. Что касается фил, филологии, культурологии и педагогики, то они пока на 2 плане.

Сущ и иные прогнозы. Валлерстайн, подвергая сомнению традиционную дисциплинарную организацию общественных н, считает, что уже к 1970-м гг. началось размывание границ предметно-дисциплинарной структуры соц-гум н. Это размывание «оказалось настолько сильным, что многие сочли невозможным защищать как теор значимость, так и саму полезность устаревших названий и разграничений».    Идеологи неолиберализма  считают невозможным управление соц, пол и экон процессами. К.Менгер (1840—1921) док, что такие основополагающие институты, как деньги, гос, рынок, развиваются независимо от чел проектов. Гос больше не явл центром принятия решений, свои права диктует рынок. В этой сит трад дисци-я организация соц н представленная экон, полит и соц, выявила свою ист ограниченность.  Валлерстайн отмечает, что «...наиболее вероятна и плодотворна перспектива создания новой открытой культуры, но уже не соц, а обществознания, кот органично встроится в эпистемологический единый мир знания». Речь идет об интеграции н, ибо реальная ткань общественных процессов свидетельствует о размывании границ между его различными аспектами. Говоря о междисциплинарное, он имеет в виду единство ест, общественных и гум н, кот должно строиться, учитывая, что а) н ценностно ангажирована; б) беспредпосылочной теории не может быть; в) ист не явл всеобщими и унив, они историчны и множественны; г) истина как и идея прогресса явл абсолютизацией рац оснований знания. Рац в своей основе проективна, поэтому в любой своей форме предполагает конечную цель. 

   2. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ  Нач XX в ознаменовалось рев в физике, вызвавшей ревизию основных принципов класс н парадигмы. Такие понятия, как «знание», «достоверность», «истина», утратили прежние объективистские претензии, так как объективность стала определяться исключительно в терминах интерсубъективности. Новые стандарты научности изменили гносеологическое содержание принципа причинности: он определяется не в терминах детерминизма, а фун, кот устанавливает пределы компетенции н теоретизирования в соц-гум н. Функ-я зависимость предполагает, что а) послед-ть соц перемен имеет характер только хронологической связи; б) теории не в состоянии предсказать характер соц перемен в их истор перспективе. Интерпретация соц изменений в терминах функ-ой зависимости определила новый способ теоретизирования: объяснение осуществляется с помощью не диахронической концепции причинности, где последовательность событий во вр причинно обусловлена, а с помощью синхронической, когда случайно совпавшие во вр обстоятельства обусловливают соц перемены.

В синхронической концепции соц проекты лишаются предсказательного ресурса и, в лучшем случае, могут претендовать на один из возможных сценариев общественных изменений, практ эффективность кот не представляется возможным предсказать. Т О, идея единства познавательных и соц типов рациональности, лежащая в основе класс соц знания обнаружила в новых условиях свою несостоятельность. Вера в общественный прогресс утрачивает содержательную связь с н знанием. Долгосрочные прогнозы, опирающиеся на идею прогресса, указывающие характер общественных перемен, становятся невозможными в рамках новых стандартов общественных н.

По сути, разум обнаружил пределы своих притязаний. «Ученое незнание» (Н.Кузацский) возвращает нас к идеям Сократа (VI—V вв. до н.э.), кот указывал на относительность чел знания. Но погрешимость знания отнюдь не явл основанием для обращения к релятивизму. Доверие к разуму, согласно Сократу, является формой ж, так как подвергая свои реш сомнению, критикуя их, мы, тем самым, делаем нашу ж осмысленной.

Соц знание в такой ситуации формирует новую познавательную парадигму: трансформировать проблему познания законов общественного развития в задачу выработки условий рац коммуникации. Обращение к рац коммуникации предполагает сохранение доверия к разуму, так как оно дает нашим ожиданиям надежду на минимизацию вызовов вр, противостоит цинизму и отчаянию. В рамках такой парадигмы общественные н не могут предсказывать долгосрочные проекты общественных изменений и претендовать на прямое участие в соц преобразованиях, направленных на реализацию этих проектов. Соц н начинают осознавать, что строгие прогнозы невозможны в силу того, что никто не может предсказать, какие могут возникнуть ненамеренные соц последствия инд интенциональных действий, имеющих неисчислимое количество мотивов, особенно в усл неустойчивости ценностных оснований субъективной ориентации. Ф.Хайек (1899—1992): «только в той мере, в какой определенный тип порядка вырисовывается как результат отдельных поступков, его неожиданный аспект становится проблемой теор объяснения». Теор знание предстает интерпретацией процедур выбора оптимальных реш в условиях неопределенности.   Ограниченность теор ресурсов соц н не лишает их возможности участвовать в экспертизе соц программ. Они могут использовать свои познавательные стратегии для реш насущных задач во всех областях жизнедеятельности общества: определить, что можно и чего нельзя сделать в создавшихся условиях, участвовать в разработке пол и экон политики в краткосрочной перспективе, кот сопряжена с соц проблемами, требующими своего реш «здесь-и-сейчас». Это проблемы бедности, здравоох, обр и т.д. Но при этом реш этих задач предполагает фокусирование усилий соц н на поиске компромиссов в комм действии. Участие соц н в краткосрочном реш соц проблем делает их институционализацию оправданной. Соц н должны продемонстрировать интелл ответственность и обоснованно показать, что вера в безграничный эконом прогресс и добродетельность демок институтов неоправданны. Но это не означает, что мы должны отказаться от рыночной модели экономики и демок институтов. Они как осуществленный совместный «проект» есть непредвиденный результат нашей устремленности к лучшей ж.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.