рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты История философии и науки

Наука и философия. Философия – форма духовной культуры, направленная на постановку, анализ и решение конкретных вопросов мировоззрения. Возникла в VII – VI в до н э. в Китае, Индии, Греции. Термин «философия» впервые у Пифагора. Отличие: факты, законы не являются сами по себе предметом исследования. Направлено на создание общего представления о мире и человеке, кот. оформлялось в философские системы, выполнявших мировоззренческую функцию. Позднее происходит специализация знаний, формирование новых конкретных наук, их отделение от философии.  Шло развитие философии как особой области знания (интенсивно в XVII – XVIIIв). Но даже и в этот период наука и философия не разделялись. Философия рассматривалась как знание, полученное с помощью разума. Она противопоставлялась знанию, доставшемуся в наследство от средних веков. Р. Декарт: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механики и этики».

В XIX в происходит окончательное формирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. В это время теоретические задачи наука берет на себя. Т к попытки философов решить их прежними способами оказываются безуспешными. Встает вопрос о научности самой философии. Предметом философии является отношение «человек – мир». В этом отличие философии от других наук.  Она рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, своего места в мире, поиск смысла, истинных целей человеческого существования.

Любая философская система выражает определенное отношение человека к миру, его самочувствие в мире. Здесь всегда присутствует оценка, ценностный подход. В этом сходство философии с искусством (переживание, настроение…)

Наука не в состоянии уберечь человечество от войны, экологической катастрофы, от духовной и физической деградации.

Философия дает науке проекты теоретических проблем, идеи, методы, правила и операции мышления. Правильность решения философских проблем невозможно подвергнуть прямому испытанию практикой (отличие от науки). Философия играет определенную роль в формировании научной парадигмы (с греч. пример, образец), включающей в себя сложившиеся научные теории, правила, философские идеи. Наука в каждый исторический период развивается в рамках сложившейся парадигмы.

История науки показывает, что развитие научных идей происходит в рамках фундаментальных принципов, принадлежащих философии. В этом смысле наука и философия неотделимы друг от друга. 


4. Критерии научного познания. Отличие науки от вненаучных форм знаний.

Н отпочковалась от обыденного знания  в древности. В течение вр происходил процесс накопления единичных эмпирических фактов. И уже в древнем Египте, Индии, стали появляться 1 признаки становления н-го знания - возникли медицина, астрология (обл до сих пор не признанная официальной наукой, но накопившая много эмпирических данных), мат-а.  В др Греции и Риме наукой занималось больше людей, возникали теории, пытавшиеся объяснить накопленные к тому времени факты. Однако древ Н не опиралась на опыт и не имела достаточной методологии, что привело к некоторому разбросу мнений по тем или иным проблемам. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникла в новое время в XVII веке. Особенности н познания являются:

1-основная задача н познания – обнаружение объективных законов действительности и законов самого познания и мышления; 2-цель и высшая ценность н познания – объективная истина; 3-ориентация на практику; 4-н познание – есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий и законов; 5-использование научного оборудования; 6-строгая доказательность н знания;

Наука проходит в своём развитии ряд этапов:

доклассический этап или этап преднауки, характеризуется зарождением элементов науки в рамках  философии, наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своём развитии 3 этапа: 1-классический (XVII-XIX вв.);   2-неклассический (пер.пол. ХХ в.); 3-постклассический (вт. пол. ХХ в.);

(1), исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом исследовании исключить (элиминировать) всё, что относится к субъекту средством, приёмом и операциями его деятельности;

(2) связана с разработкой релятивистской (ТВ) и квантовой теории и отвергает объективизм (1); она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта;

(3) её существенный признак – учёт субъективного фактора в познании; она учитывает связь получаемых знаний не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с её ценностно-целевыми структурами; характерная черта этого этапа – глобальный или универсальный эволюционизм, распространяющий развитие на все сферы бытия и устанавливающий универсальную связь между неживой, живой и социальной материей; на утверждение этого принципа повлияли три теории:

 - теория нестационарной вселенной,   теория экологической эволюции,  - теория биосферы и ноосферы.

Структура научного познания включает в себя:

1-факты, 2-понятия и абстракции, как результаты теоретического обобщения фактов, 3-проблемы и гипотезы,       4-законы, принципы и теории, 5-философские установки, 6-социокультурные основания, 7- методы, идеалы и нормы научного знания, как совокупность определённых ценностных или методологических установок, свойственных науке, 8-стиль мышления.

Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т. образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. (Одной из форм вненаучного знания является обыденное знание).   

В процессе повседневной практической деятельности у людей формировались какие-то знания о свойствах вещей и явлений окружающего мира. Это были обыденно-практические знания. Но при этом существует определенная общность между научными и обыденными знаниями: и те, и другие ориентируют человека в мире, являются основной практической деятельности.

   Большую часть в обыденном сознании играет так называемый «здравый смысл». Особ-ти:

1.            Обыденное знание носит фрагментальный,  не систематизированный характер.

2.            Обыденное суждение и умозаключение представляет собой изолированные обобщения результатов каких-то случайных наблюдений. Поэтому обыденные знания в силу их разрозненного характера не могут быть объеденены в какую-то целостную теоретическую систему.

3.            Поскольку получение таких знаний ограничено рамками обыденно-практического опыта, то они в принцепе не могут использовать ни научно-экспериментальных, ни теоретических методов исследования.

Для обыкновенного знания нет надежных способов их проверки и обоснования

Обыденно-практическое знание, Личностное знание, Религиозное знание, Паранаучное, Народная наука.

№ 5 Роль науки в жизни общества и формировании личности. Сциентизм и антисциентизм.

С древнейших времен осн цель науки была связна с производством и систематизацией объективно истинных знаний ( осн ф-я н). Она сводится к нескольким составляющим, каковыми являют с описание, объяснение и прогнозирование изучаемых процессов и явлений. Н-е знания необходимы в 1 очередь для того, чтобы описать и о6ъяснuтъ факты, кот людям приходится встречаться в разных сферах своей. Но нельзя ограничиваться лишь описанием и объяснением существующих фактов. Значительно больший практический интерес представляют предвидение, прогнозирование новых явлений и событий, что обеспечивает возможность со знанием дела поступать как в настоящем, так, и особенно в будущем. Предсказательный аспект н осуществляется с помощью тех же самых ее законов и теорий, которые используются для объяснения. Например, зак всем тяг. был применен не только для объяснения движения уже известных в свое время планет: в Солнечной системе, но и открытия в дальнейшем таких планет, как Нептун и Плутон. Помимо указанной основной функции науки - производства истинного знания - существуют и другие ее социальные функции, кот появлялись не одновременно, а в ходе ист-го развития общества. 1-культурно-мировоззренческую; 2-функцию науки как непосредственной производительной силы; 3-функцию науки как социальной силы.

К- м фун Это достаточно древняя соц функция науки. Элементы н-го мировоззрения впервые формируются в Античном обществе в связи с критикой отживших, мифологических взглядов и становлением рац-х взглядов на мир. В дальнейшем с возникновением опытного естествознания н становится важнейшим компонентом  мировоззрения и оказывает на него влияние, прежде все через научную картину мира. В эпоху Воз-ия и большую часть периода Нов вр влияние н в обществе обнаруживается почти исключительно в сфере мир-ния. Именно в этой сфере шла острая борьба между теологией (богословием) и н.

В эпоху средн в теология занимала положение верховной  инстанции, призванной решать коренные мир-ие проблемы. К ним относились вопросы о строении Вселенной, о месте в ней человека, о смысле и высших ценностях жизни. Н же в этот период решала частные проблемы земного порядка. И только переворот в миропонимании, совершенный Николаем Коперником (середина XVI века), позволил н впервые оспорить у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения. Ведь для того, чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было отказаться от некоторых догматов, утверждающихся теологией. Одновременно надо было согласиться и с представлениями, которые резко противоречили обыденному миропониманию. Лишь после Ньютона, с развитием опытного естествознания н стала задавать тон в формировании мировоззренческих установок. С возрастанием количества крупных научных открытий ослаблялись связи научного сообщества с религией, наука отвоевывала у нее все новые и новые рубежи.

Прошло немало времени, прежде чем н, уже в XIX веке, стала решающей инстанцией в вопросах первостепенной мировоззренческой значимости, то есть в вопросах, касающихся строения Вселенной, структуры материи, возникновения и сущности жизни, происхождения человека и т.д. Еще большее время потребовалось, чтобы предлагаемые наукой ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы стали обязательными элементами образования. Поэтому образоваmельная функция н, близкая к мировоззренческой, проявилась главным образом уже в ХХ столетии. Наука оказывает свое влияние на мировоззрение в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства. Знакомство с ними составляет одну из важнейших задач современного образования, которое формирует научное мировоззрение личности. В результате осуществления к-м фун научные представления превратились в составную часть культуры общества. Именно эти представления (вместе с философией) составляют рационально-теоретическую основу современного мировоззрения.

Функция науки как непосредственной производительной силы  Укреплению к-м фун н способствовало появление и другой ее функции - непосредственной производительной силы. Как писал Ф. Энгельс  «буржуазии для развития ее промышленности нужна была н, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До этого же времени н была смиренной служанкой церкви и ей не позволено было выходить за рамки, установленные верой».

Впервые процесс превращения н в непосредственную производительную силу был зафиксирован и проанализирован Марксом в середине XIX века. В то время синтез н, техники и производства только становился реальностью и был скорее перспективой. Тем не менее, Маркс сумел увидеть новый мощный импульс, который наука XIX века начала получать для своего развития. По его словам, «применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов».

Уже в 19 в некоторые проблемы, возникающие в ходе развития техники, становились предметом н-го исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам (так было, например, с термодинамикой). Однако в целом наука XIX века еще мало, что давало практике  (промышленности, сельскому хозяйству, медицине). И дело было не только в недостаточном уровне развития н. До 19 в и даже в его начале производственная  практика не испытывала потребности опираться на завоевание н. Поэтому случаи, когда н-е достижения находили практическое применение, до середины 19 в были эпизодическими. Но уже во второй половине XIX века представители промышленности и ученые начали видеть в н мощный катализатор процесса совершенствования технических средств производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой для ее поворота в сторону технической практики, всей сферы материального производства. При этом н не долго ограничивалась подчиненной ролью и быстро проявила свой потенциал, революционизирующую силу, которая коренным образом изменила облик и характер всей технической, производственной сферы. Условиями, способствовавшими превращению н в непосредственную производительную силу, стало следующее:

1- создание постоянных каналов для практического использования н знаний; 2-появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки; 3-создание центров и сетей научно-технической информации.

В 20 столетии все более широкое применение научных знаний стало обязательным условием развития современного производства. Особенно наглядно функция н как непосредственной производительной силы проявилась в период научно-технической революции второй половины ХХ века. В этот период новейшие достижения н сыграли огромную роль в автоматизации трудоемких производств, в создании принципиально новых технологий, в применении комп. Продвижению новейших достижений н в производство во многом способствовало создание специальных объединений по научным исследования и конструкторским разработкам   (НИОКР) перед которыми была поставлена задача по доведению научных проектов до их непосредственного использования в производстве. Установление такого промежуточного звена между теоретическими и прикладными науками и их воплощением в конкретных конструкторских разработках содействовало сближению научных  исследований с производством и превращению науки реальную производительную силу. В настоящее время экономическое благосостояние стран непосредственно зависит от состояния их сферы н. Только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным  исследованиям, успешно осваивают наукоемкие технологии, мобилизируют для этого достаточно мощные финансовые информационные, производственные, интеллектуальные, лидируют в современной политико-экономической гонке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.