рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты История философии и науки

3. Этика н изучает нравственные основы н деятельности. Важными пунктами в сфере этики ученых являются: корректное определение авторства; недопустимость плагиата, ориентированность на новизну; недопустимость фальсификации эксперимента, н открытия; корректное цитирование, корректные ссылки; корректность в н полемики, недопустимо оскорбление оппонента; н добросовестность при проведении экспериментов, построение н теорий; осознание личной проф-ой ответственности; осознание моральной отве-ти ученых за негативные последствия.

4. Для описания реального поведения ученых дополнительно к нормам Э Н Мертон вводит еще девять пар взаимно противоположных нормативных принципов. Идея "социологической амбивалентности" состоит в том, что в своей повседневной проф-ой Дея-и ученые постоянно находятся в напряжении выбора между полярными императивами предписываемого поведения. Так, ученый должен: как можно быстрее передавать свои н результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями. Быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной "моде"; стремиться добывать такое знание, кот получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других. Принятие идеи амбивалентных нормативов, регулирующих реальное поведение ученых, и, более того, ее детальная проработка наглядно демонстрируют действительное отношение Мертона к четырем основным нормам Э Н. Он понимал, что поведение каждого ученого в любой ситуации определяется в первую очередь его характером, личным опытом, н и соц интуицией. Реальные действия противоречивы, и всегда найдется одна из двух противоположных формулировок, кот ретроспективно подтвердит правильность избранного пути (если он приведет к успеху) или его ошибочность (если он приведет к неудаче). Амбивалентные нормативы порождаются специфическими условиями н как соц института и в большей степени отражают реальное бытие ученых, модели поведения кот складываются как результат их взаимодействия в определенном коллективе (в широком смысле) – н сообществе.

5. Этические проблемы В 20 в. ученые и философы заговорили о том, что н, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание технизированного мира рождают недоверие к н. Она, по мнению многих философов, утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она пытается все разъять, расчленить. Этические проблемы н рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что н не располагает пока целостной картиной мира. Поэтому разумно ли, нравственно ли извлекать энергию из расщепления ядра, не имея развернутого описания универсума? Можно ли с помощью генной инженерии скрещивать гены, если развитие природы вообще может выйти из-под контроля человека? Э.н. предполагает наложение моратория на определенные исследования, если ученые понимают, что это чревато для человечества неожиданными последствиями. Нужно ли, к примеру, заниматься клонированием на нынешней стадии знаний? Ответственны ли ученые за технические приложения их исследований? Многочисленные этические проблемы вызваны сегодня проблемой эвтаназии. 6. Мнения по вопросу «несет ли ученый нравственную ответственность за открытия?» а) н этически нейтральна, последствия за применение открытий несет не ученый, а политик. б) н не может быть этически нейтральной. Должна производиться научно-техническая и гуманитарная экспертиза. в) ученые несут нравственную ответственность за негативные последствия развития н и техники.


Внутренний и внешний этос взаимосвязаны. Ответственность науки перед обществом и наоборот.










№ 17 Возникновение науки. Преднаука. Становление первых форм науки.

Зарождающаяся наука – преднаука. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с кот человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте.

Различные авторы, историки предлагают различные концепции рождения науки. Определение места и даты рожд н открыто-дискусионный вопрос. Можно выделить 6 противоп и четких точек зрения.

1)          исходит из того, что н отождествляется с опытом практической и познавательной дея-ти. Отчет с каменного века, когда чел в процессе жизнедеятельности начал накапливать и передавать другим знания о мире.

2)          5 в до нашей эры в Восточном средиземноморье. На фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы иссл природы. Н принимается некоторыми историками как сознательное целенаправленное исследование природы.

3)          12-14в Расцвет поздней средневековой культуры Зап Европы. Н род в период, ког была переосознана роль hgsnyjuj знания, что связано с Дея-ю анг епископа Роберта Гроссетета и монаха Роджера Бэкона. Эти оксфордские ученые, мат-ки, естествоиспытатели призывают опираться на опыт (эмпирические данные), на набл и эксп. Развитие дух культуры Зап Европы.В частности критики аристотелизма. Нем фил спорила и развивалась как нем класс фил Гегеля.

4)          16-17 в. (боль ученых) Появляются работы Гюйгенса, Галилея, Кеплера, Ньютона. Н как новейшее естествознание, умеющее строить матем модели изучаемых явлений, сравнивать их с опытным материалом, проводить анализ и рассуджения по средствам мыслительного эксперимента. Рождение н отождествляется с рождением физики и необходимым для него матем аппарата.

5)          Коней 1 трети 19 в. Придерживаются те, кто считает существенным признаком совр н совмещение исследовательской деятельности и высшего образования (первенство мнения принадл Германии). Новация в том, что происходит оформление н в особую профессию.

6)          Реже встречается мнение: подлинная н – наука с большой буквы еще не родилась. Она может появиться только в 1 трети 21 в. (переосмысление ценностей)

---Преднаука появляется в др Египте. Сущ цивилизация и сложный аппарат гос власти, неразрывно сплетенный с сакральным аппаратом жрецов. Носители знаний были жрецы. Знания были обличены в религиозно-мистическую форму и были доступны только жрецам, способным читать священные книги, хранить практическое знание, для того, чтобы властвовать. (в долинах рек, надо знать приливы). Жрецы накапливали знания в обл матем, экон, псих, фармакологии (мумифицирование). Исследованы пропорции, т к распределение благ велось пропорционально проф и соц рангам. Кроме практического применения знаний, разрабатывались и термины.

---В др Китае развиваласьметем, псих, этика. Китайская цивил подарила миру множество открытий (бумагу, фарфор, технику литья железа, компас, порох, книгопечатание, мех часы и др.)

---Др Индия развивая религиозные каноны требовала строгого постоянства звуков священных текстов и ради этого была изобретена грамматика, позволяющая очень точно описывать звуковой строй языка. Познание внешнего мира признавалось высшей ценностью и благом для человека. Особенность фил в том, что она была направлена на внут мир человека и его развитие, формировало его богатый духовный мир разумными самоограничениями. (Стремительным образом развивается особый тип общественных отношений Колесо, бронза, цвет стекло, гончарный круг) Культура в корне отличается от европейской.

---Др Греция. Стремительным образом развивается особый тип общественных отношений, кот вмещает в себя трансляцию традиционной ку-ы и освоение, и передачу нетрадиционных подходов в фил осмыслении, познании мира. Продолжение натурфилософии видится в исследовании не только природы, но и общества, проц познания. Фалес - досократик. (вода – первоначальная субстанция, первопричина появления жизни) Особ – (исследуя природу, ближе всех оказались к истине происхождения мира): 1-стержень аксеологического (оценочного) сознания (личное достоинство чел). 2-секуляризация (светскийхар-р). 3-повышение роли риторики. 4-правовое равенство  























№ 18 Становление опытной науки в новоевропейской культуре.

Одной из предпосылок первой научной революции явилось разложение сословных отношений ремесленного производства. Первыми "концептуалистами" Нового времени принято считать Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626) и Рене Декарта (1596 - 1650).

Фрэнсис Бэкон - считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившим перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени.

Методы и приемы н должны отвечать подлинным ее целям - обеспечению благополучия и достоинства чел. Это и свидетельство выхода человечества на дорогу истины после долгого и бесплодного плутания в поисках мудрости. Обладание истиной обнаруживает себя именно в росте практического могущества человека. Знание - сила - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии. Учение Бэкона разрешает двуединую задачу - критически проясняет источники заблуждения традиционной, не оправдавшей себя мудрости и указывает на правильные методы овладения истиной. Критическая часть программы Бэкона ответственна за формирование методической дисциплины научного разума.

Итак, что же препятствует успешному познанию природы? Приверженность к негодным методам познания мира обусловлена, по мнению Бэкона, господством над сознанием людей так называемых идолов. Он выделяет 4 их основных вида: идолы рода (предрассудки ума из смешения собственной природы и природы вещей), пещеры (индив положение в мире), рынка (заблуждение: пользование уже готовыми терминами) и театра (подчинение авторитету).

Для проведения исследования Бэкон формулирует процедуру, состоящую из двух частей. «Первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая – в выведении новых экспериментов из аксиом». В теории познания, для Бэкона, главное - исследовать причины явлений. Причины могут быть разными - или действующими, кот занимается физика, или конечными, кот занимается метафизика.

Отец совр фил Рене Декарт (1596-1650) сосредотачивает свое внимание на построении фундамента нового здания фил. В качестве основы для него должен быть разработан новый н метод рассуждений, кот и станет началом нового знания. С т зр Декарта, Галилей не предложил метода, способного проникнуть к корням фил  и н. Такую задачу ставит перед собой Декарт. В его «Правилах для руководства ума» и «Рассуждении о методе» содержатся «четкие и легкие правила, кот не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное и, избегая бесполезных умственных усилий, постепенно увеличивая степень знания, приведут его к истинному познанию всего того, что он в состоянии постичь». В 1 работе он перечисляет 21 правила, но впоследствии в «Рассуждениях о методе он сводит их число к 4. Сам он аргументирует это следующим образом: “…вместо множества законов логики мне достаточно следующих 4 – при условии твердого и неукоснительного соблюдения их безо всяких исключений». «Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен». «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения». “Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу». «Делать всюду перечни настолько полные и обзоры настолько всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».

Отправной точкой философствования Декарта становится общая им с Бэконом проблема достоверности знания. Но в отличие от Бэкона, который ставил на первый план практическую основательность знания и акцентировал значение предметной истинности знания, Декарт ищет признаки достоверности познания в сфере самого знания, его внутренних характеристик. Отклоняя, подобно Бэкону, авторитет как свидетельство истины, Декарт стремится к разгадке тайны высочайшей надежности и неотразимой привлекательности математических доказательств. Их ясность и отчетливость он справедливо связывает с радикально глубокой работой анализа. В результате сложные проблемы удается разложить на предельно простые и дойти до уровня, на котором истинность или ложность утверждения может быть усмотрена непосредственно, как в случае математических аксиом. Располагая такими очевидными истинами, можно уверенно проводить доказательства, относящиеся к сложным и заведомо неясным случаям.





















№ 19 Формирование н как профессиональной деятельности. Возникновение тех, соц и гум н..

Н как проф дея-ть начинает фор-я в круп странах Европы в период подъема естествознания. Несмотря на большое значение великих прозрений античности, естествознание до 17в. находилось в зачаточном состоянии. Представления о Вселенной ничем не отличались от тех, что были изложены еще в сочинениях Птолемея. Предложенная Коперником система мира была достоянием узкого круга лиц и воспринималась ими в большей степени как мат гипотеза.  У истоков н как проф дея-ти стоит Френсис Бэкон (1561—1626), утверждавший, что достижения н ничтожны и что она нуждается в обновлении. И чтобы создать новое естествознание, необходимы: правильный метод (индуктивно-экспериментальный), мудрое управление н (это задача правителей, кот должны создавать ученые учреждения, библиотеки и тд) и общее согласие в работе, восполняющее недостаток сил одного человека.

Идеально организованный коллектив ученых («Дом Соломона») описал Бэкон в «Новой Атлантиде». Сущ разделение труда: одни собирают сведения о опытах из книг, другие делают опыты, третьи обрабатывают данные опытов и составляют таблицы, а «истолкователи природы» из набл и опытов выводят общие законы и причины. Собрания всех его членов, обсуждаются работы. Должны быть и молодые ученые. Посещая разные гор, гос, ученые должны на основе изучения природы предсказывать неурожаи, бури, эпидемии, землетрясения и давать советы.

Идея организованной, коллективной, гос н воплотилась в создании первых естественнонаучных обществ (или 1 академий) в Европе. Уже начиная с эпохи Возрождения академии возникали в разных городах Италии. Но чаще всего это были небольшие и недолговечные кружки любителей фил, теологии, лит, искусства. 28 ноября 1660 г. в Лондоне 12 ученых на своем собрании составили «Меморандум», в кот записали о желании создать «Коллегию» для развития физико-мат экспериментального знания. Позднее она будет названа Лондонским королевским обществом, н программа кот предполагала развивать естествознание средством опытов. Были созданы Парижская академия н (1666 г.), Берлинская академия н (1700 г.), Петербургская академия (1724 г.) и др.

В н 17 столетия главной формой закрепления и трансляции знаний стала книга, в кот должны были излагаться основополагающие принципы и начала «природы вещей». Она выступала как базисом обучения, так и главным средством фиксации новых результатов исследования природы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.