рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

Материалистический монизм: Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. В единстве с материей существует и определяется через нее и духовная реальность.

Идеалистический монизм: предполагает существование бытия до материи и независимо от нее(объективный), выводит бытие из акта сознания (субъективный). Числа, идеи, формы ... выступают в качестве субстратов. Наивысшее развитие получает у Гегеля. У него первооснова мира в виде Абсолютной  идеи возведена на уровень субстанции.

6. Философское учение про материю. Развитие взглдов на материю в истории философии.

Материя (лат. вещество) – фундаментальная исходная категория философии, от того или иного ее понимания зависит решение практически всех других философских проблем.

Началом формирования понятия М. явился переход от качественного многообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира – первоматерии.

Сначала качественное многообразие мира выводили из какого-либо одного тоже качественно определенного, эмпирически воспринимаемого элемента, например, из воды или огня. Но уже Демокрит заметил, что с помощью одного качественно определенного вещества невозможно объяснить происхождение другого. Ни один элемент не содержал своего принципа превращения и сам должен был быть объяснен как обладающий данным качеством.

Возникла идея атомарного строения мира, т.е. такого, в основе которого лежали чувственно не воспринимаемые частицы – атомы. Атомы также истолковывались как вещество. Разнообразие всего сущего зависит от разных типов взаимодействий между атомами. Такая дискретная картина мира просуществовала вплоть до конца 19 в. На ней основана механика Ньютона, периодическая система Менделеева. Атомарное представление о М. лежит в основе механистического материализма. Кризис атомистики нарастал вместе с ее триумфом: открытие строения атома, поля (особенно поле, существующее независимо от М., как самостоятельная физическая реальность), радиоактивный распад атомов. Общественное мнение повернулось к идеализму, т.к. материализм традиционно был связан с механистически-вещественным понятием материи.

Кризисная ситуация нашла свое разрешение в концепции диалектического материализма. Ленин дал диалектическое определение М., основываясь на том, что путь к ее диалектическому пониманию лежит не в перечислении ее своств, а в соотнесении ее с сознанием. Ленин: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. Т.о., единственное свойство материи, с признанием которого связан диалектический материализм есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.

Отталкиваясь от этого определения строится диалектическая теория материи. Необходимо было обосновать единство материи и сознания, что и нашло свое отражение в диалектическом принципе материального единства мира. Здесь возникает трудность, для разрешения которой необходимо понятие субстанции. Исторически категория субстанции мыслилась как синоним понятия материя. Однако, если в гносеологическом плане материя и сознание противоположны, то в онтологическом плане, исходя из принципов материалистического монизма, они должны были отождествляться. Так вот для обозначения обще основы всего единого материального бытия, объединяющей и дух и материю, и дискретность, и континуальность, как раз и было введено понятие субстанции, в котором относительное противопоставление материи и духа теряет свое значение. Понятие субстанции – результат онтологического углубления понятия материи. Необходимо четко осознавать, что понятие субстанции неразрывно связано с понятием М. Субстанция – та же материя, только рассмотренная вне ее соотношения с сознанием, материя, в которой сознание рассматривается уже как ее атрибут.

Принцип сохранения материи. Одним из атрибутов материи явлется ее несотворимость и неуничтожимость, что проявляется в совокупности многих естетственнонаучных законов сохранения материи в процессе ее изменения. Закон сохранения и превращения материи: какие бы процессы превращения не происходили в мире, общий субстанциальный баланс материи стается неизменным. Любой объект возникает, развивается, функционирует и гибнет лишь в связи с другими объектами. Рождение вещи означаент ее возникновение из другой вещи. Материя никогда и нигде не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. Мыслимы любые ее превращения, кроме двух: возникновение из ничего и переход в ничто.

7. Движение, пространство и время как основные атрибуты материи.

В мире все постоянно движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь между небытием и бытием всего единично сущего. Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, так же как и сама материя, несотворимо, неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще. Материя и движение сущностно едины.

Д. – это способ существования материи: быть – значит быть в движении.

В самом общем виде Д. – это изменение вобще, всякое взаимодействие материальных объектов.

Диалектический материализм исходит из того, что движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо, не привносится извне, а заключено в самой природе материи. Одни формы Д. превращаются в другие и ни один вид движения не берется ниоткуда. Д. есть самодвижение в том смысле, что тенденция к изменению состояния присуща самой материи.

Диалектика движения и покоя: в бесконечном потоке Д. всегда присутствуют моменты дискретной устойчвости, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения в виде равновесия явлений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, таким образом, существует лишь как характеристика движения в его какой-либо устойчивой форме. Абсолютный П. невозможен, ибо обрести его – значит перестать существовать.

Диалектический материализм классифицирует виды движения материи, выделяя из их неисчислимого многообразия ряд основных форм. Первая научная классификация форм движения материи принадлежит Энгельсу. Он выделил такие формы: механистическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации.

Т.о, существуют качественно различные уровни движения материи. Качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Каждый уровень организации материи подчинен своим специфическим закономерностям. Но при этом имеется связь, взаимодействие различных уровней: высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент.

Любое движение предполагает так или иначе понимаемое изменение положения в пространстве, осуществляющееся в так или иначе понимаемом времени.

Пространство есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами как протяженность, структурность,  сосуществование и взаимодействие

Время есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем как длительность, последовательность смены состояний.

В естествознании существовало две противоположные концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная. Субстанциальная: пространство и время существуют независимо от материи. Можно убрать из пространста все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит. Реляционная концепция зародилась в недрах диалектическй традиции L, была отчетливо сформулирована в диалектическом материализме K, а затем J окончательно подтверждена теорией Эйнштейна. Простанство и время мыслятся не как особые отдельные от материи сущности, а как формы существования материи.

Свойства П.: трехмерность, симметрия, асимметрия, формы, размеры, местоположение, расстояние между телами, распределение вещества и поля.

Свойства В.: одномерность, асимметричность, необратимость, ритм процессов, скорость изменения состояния.

Единство материи, движения, пространства и времени: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении.


8. Методологический смысл классификации основных форм движения материи.

Диалектический материализм классифицирует виды движения материи, выделяя из их неисчислимого многообразия ряд основных форм. Первая научная классификация форм движения материи принадлежит Энгельсу. Он выделил такие формы: механистическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.

Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации. Движение неживой материи: субмикроэлементарный уровень (гипотетическая форма существования полевой материи), элементарные частицы, ядра, молекулы, агрегаты (жидкие, твердые, газообразные тела, звезды и планеты, звездные системы, метагалактики и т.д. ). Органический уровень – результат постепенного усложнениямолекул углеродистых соединений, приведшего к образованию органических соединений. Жизнь явилась результатом развития совокупности химических и геологических процессов на поверхности Земли. Эволюция живого шла от доклеточных форм существования белка к клеточной организации, формированию одноклеточных и многоклеточных организмов. То, что человек и общество суть особая форма движения материи принадлежит к фундаментальным открытиям философии. Общество – не просто материя, а одухотворенная материя. Носителем социальной формы движения является человек как субъект истории. Социальная форма движения выражается в субъектно-объектных отношениях, т.е. в отношении человека, социальных групп, общества в целом к окружающему миру.

Т.о, существуют качественно различные уровни движения материи. Качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Каждый уровень организации материи подчинен своим специфическим закономерностям. Но при этом имеется связь, взаимодействие различных уровней: высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент.


9. Отражение как свойство материи. Эволюция форм отражения.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также хаактер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Отражение происходит в процессе взаимодействия различных систем реального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации. Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. В широком смысле информация есть бытие, отраженное в ином. Все в мире находится в процессе непосредственного или опосредованного взаимодействия – все несет информацию обо всем.

Выживание организма в живой природе осуществляется за счет использования информации внещней среды: он реагирует на некоторые воздействия как сигналы о закономерном наступлении последующих событий. Т.о, в отличие от неживой природы живые организмы используют отражение для самосохранения, самоприспособления. Всему живому присуща раздражимость – ответное действие организма на биотически важные воздействия внешней среды. С появлением центральной нервной системы возникает чувствительность. Чувствительность предполагает наличие дистантных органов чувств, которые позволяют реагировать на раздражители, не имеющие непосредственного биологического значения и лишь связанные с таковыми (цвет, запах и т.п.). С возникновением полноценной психики, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления возможности приспособительной деятельности животных значительно возрастают. При этом головной мозг выполняет не какую-то частную задачу (пищеварение, перекачивание крови), а предназначен для управления деятельностью внутренних и внешних органов в соответствии с обстановкой в окружающей среде. В этом заключается функция мозга как специального органа отражения и центрального регулятора деятельности организма. Поведение высшего животного не исчерпывается системой условных рефлексов, инстинктов. Пример: голодный волк видит овцу. В его мозгу формируется образ овцы и биологическая цель – догнать овцу и съесть, программа достижения этой цели. Биологическая цель – идеальное предвосхищение результата деятельности организма – опережающее отражение действительности. Важнейший качественный скачок в развитии психических форм отражения и регуляции совершился с возникновением сознания.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.



10. Сознание – высшая форма отображения. Предусловия возникновения сознания на Земле.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

По своей материальной природе нервно-физиологические процессы – электрохимические. Но психическая деятельность характеризуется не только ее физиологическим механизмом, но и ее содержанием, т.е. тем, что именно отражается мозгом в реальной действительности. Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни обнаружить какими-либо приборами. Мысли и идеи реальны, однако их реальность не материальна, а идеальна. Нельзя сказать, что более реально – материя или  сознание. Здесь речь идет не о мере, а о различных типах реальности. Материя – объективная реальность, а сознание – субъективная. Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат – качественно разные являния. Сознание и объективный мир – противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственная, предметная деятельноять людей.

Сознание струтурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. С. также включает в себя и акт внимания. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции, интуиция, цели, желания, память – также компоненты структуры сознания. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако, С. – это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложноструктурированное целое.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция сложноорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.