Решающая роль
трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое
материально фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания
развивался одновременно с развитием руки как органа труда. В процессе развития
трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались
осязательные ощущения, сформтровалась способность воспринимать тончайшие нюансы
звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и
превращалась в логику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить
к делу, он уже мог мысленно представить себе и его результат, и способ
осуществления и средства достижения этого результата. Вместе с возникновением
труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд
предполагает сотрудничество людей и разделение трудовых действий между его
участниками, что возможно только если участники как-то осмысливают связь своих
действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением
конечной цели.
Язык так же древен, как и сознание. Биологической
предпосылкой существования человеческой речи послужили мимико-жестикулярные и
звуковые средства взаимного общения высших животных. Развитие труда по
необходимости способствовало тесному сплочению членов общества. У людей явилась
потребность что-то сказать друг другу. Потребность содала орган –
соответствующее строение мозга и периферического речевого аппарата.
Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые
в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими
предметами и действиями, а затем – с идеальными явлениями сознания. Посредством
языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает
процесс оперирования понятиями. Язык и сознание образуют противоречивое
единство.
Сознание – это высшая, свойственная только людям и
связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном
отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и
предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании
поведения человека. (см. вопрос 10)
Способ, каким
существует сознание и каким что-либо существует для него – знание.
Знания могут
выступать в различных формах: донаучной, житейской, художественной и научной на
разных уровнях освоения действительноси – как эмпирические и как теоретические.
Мышление
человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного ко все
более глубокому, сущностному и всестороннему знанию. Знание – результат
процесса познания. В процессе познания выделяют субъект и объект. Субъект
– носитель материального целенаправленного действия, связывающего его с
объектом. Объект – предмет, на который направлено действие. Познание –
это специфическое взаимодействие субъекта и объекта, конечная цель которого –
истина, это разработка рецептов, алгоритмов, моделей и программ, направленных
на освоение объекта в соответсвии с потребностями субъекта.
Итак, знание –
результат процесса познания. С другой стороны, субъект осуществляет познание
через призму своих знаний и представлений, ценностных ориентаций и
потребностей. Т.о., знание в свою очередь является предпосылкой познания.
Марксизм
считает субъектом познания не отдельного человека, а действующее через своих
индивидуальных членов общество. Поскольку человек включен в систему самых
различных общественных отношений с другими людьми, использует в процессе
познания инструменты, приборы, включая имеющиеся в распоряжении общества и
усвоенные данным человеком знания.
Теория
познания (гносеология) диалектического материализма основана на принципах:
Принцип
объективности: Объект познания
существует вне и независимо от субъекта познания.
Принцип
познаваемости: Реальность
можно познать такой, какой она есть.
Дальше см. вопросы про познание: Чувственная и
логическая ступени познания, Практика как основа и цель познания.
В процессе познания достаточно четко просматриваются
две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Поскольку исходным
в познании выступает чувственное отражение, постольку до последнего времени эти
стороны обычно обозначали как ступени познания, хотя это и неточно, поскольку
чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным и наоборот. Следует
подчеркнуть, что процесс познания, как правило, имеет своим исходным моментом
отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через
органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего
мира. Органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает
человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к
познанию, ни к мышлению. Органы чувств человека - продукты не только истории
природы, но и всемирной истории. В становлении и развитии органов чувств
человека важнейшую роль на протяжении всей истории человечества играла и
продолжает играть до сих пор общественная практика.
Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде ощущений,
восприятий и представлений.
1)
Ощущение - это чувственный образ отдельных сторон
предметов, процессов или явлений внешнего мира , "субъективный образ
объективного мира" (Фейербах). Этот образ объективен по содержанию, он
адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от
особенностей физиологии органов чувств человека, его высшей нервной
деятельности, и даже от его жизненного опыта.
2)
восприятие - целостный чувственный образ объекта,
непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающий различные
стороны, свойства этого объекта.
3)
высшей формой чувственного
отражения является представление - целостный чувственный образ непосредственно
не воспринимаемых нами объектов, сохраняемое и воспроизводимое
посредством памяти. В представлении уже вступает в дело абстрагирующая
способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали. На уровне
представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, как воображение
- способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен
в действительности.
Этот уровень весьма важен, так как рациональное познание в конечном
счете тоже базируется на том материале, который дают нам органы чувств. Но
чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное,
индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает
информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о
том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях,
но само не может дать знания о внутреннем, о сущности. Однако потребности
практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным - общего, за
внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т.д. Рациональное познание
основано на процессе мышления - активного процесса опосредованного,
обобщенного и абстрагирующего отражения объективного мира в понятиях,
суждениях, теориях и т.п. Основными формами мышления являются:
1)
Понятие - обобщенное, логическое отражение
существенные свойств, связей и отношений предметов и явлений. Понятия - это и
итог работы мысли, и одновременно средства мышления. Но мы оперируем не
отдельными понятиями, а понятиями в их связи друг с другом, отражающей в
конечном счете связь вещей.
2)
Суждение - форма мысли, в которой посредством связи
понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как
правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении
должна соответствовать связи вещей.
3)
Умозаключение - форма движения мысли, при которой из
одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое
суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения
делятся на два основных класса - индуктивные, представляющие собой
выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при
которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.
Итак, познавательный процесс
включает в себя две стороны - чувственное отражение и рациональное познание.
Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь
исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и
речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное
познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на
чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве
которой выступают данные чувственные отражения.
Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо,
как справедливо писал Ф.Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном
условии, что оно истинно. Что же такое истина, истинное знание? Классическая
концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля: истина - это соответствие
(корреспонденция) знания объекту, действительности. Р.Декарт предложил
свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона
и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку
познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы
мира. Д.Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат
совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины
считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции,
соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается
знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Классическая
концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом
диалектико-материалистиче-ской философии о том, что познание есть отражение
действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное
отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он
существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.
Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком
является ее объективность. Объективная истина - это такое
содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме
всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания
объективности истины и познаваемости мира равнозначны.
Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной
выражает диалектику познания в его движении к истине в движении от знания менее
полного к знанию более полному. Постижение истины не может быть
достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет
через относительные истины к истине абсолютной.
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое
не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Она достигается
только в результате бесконечного движения мысли, то есть практически
недостижима.
Относительная истина - это неполное, приближенное знание о предмете,
которое справедливо на данном этапе развития познания и может быть дополнено в
дальнейшем.
Выделяют также конечную истину - элементарный
результат познания, к которому нечего добавить.
Можно сказать, что относительная истина - это ступень
на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины
абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые
зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.
Нужно отметить, что любая истина конкретна, то
есть зависит от конкретных условий существования объекта.
Вывод: Истина объективна по содержанию, субъективна
по форме, конкретна по условиям применения, относительна или абсолютна по
степени приближения субъекта к объекту.
Особое место в социальном опосредовании познания
занимает практика как материальная деятельность по преобразованию
действительности. При этом познание и практика различны и в то же время
взаимосвязаны между собой. Они различны уже потому, что познание представляет
собой духовную, а практика - материальную деятельность. Но они и связаны между
собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание -
практическую.
Связь познания и практики взаимная. Прежде всего
практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект
познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их,
человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде
ощущений, восприятий, представлений.
Однако практика не только источник, но и основа,
движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового
знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания.
Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при
всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной
самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается
собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная
мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику.
Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в
оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе
крайности - и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон
исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую"
науку, нежелание работать над решением практических задач.
Роль практики как цели познания особенно ярко
проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную
производительную силу, играет все большую роль в развитии и
материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.
Практика - основная движущая сила познания. Главным
стимулом для развития знания служат практические потребности людей. Практика та
же сфера приложения знания. Позднее знания получали из такой формы
практического взаимодействия как эксперимент. Эксперимент - форма материального
взаимодействия вещей, при котором они искусственно ставятся человеком в
определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные свойства.
В истории науки и философии высказывались разные точки
зрения на критерий истины (критерий - это средство проверки достоверности
знания). Так, Декарт критерием истинных знаний считал их ясность
самоочевидность. Фейербах такой критерий искал в чувственных данных. Но
оказалось - никаких самоочевидных положений нет, ясность мышления - вопрос
крайне субъективный, а чувства - зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды
изломана...).
Коренным пороком этих критериев то, что они находятся в
самом знании, в его особых привилегированных частях. Необходим критерий,
который был бы и теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для
проверки знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от
объективных естественных процессов.
Такими свойствами обладает практика, но во всём
её объёме и историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие
критерии - общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм
(то, что признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность
(взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует
соглашению).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|