рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Шпаргалка по философии (вступительные экзамены в аспирантуру НТУУ "КПИ")

 

20 Закон отрицания отри­цания

(из Радугина)

Третий закон диалектики — закон отрицания отри­цания отражает, по Гегелю, общий результат и направлен­ность процесса развития. Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое. Однако, отрицание, не просто уничтоже­ние старого новым. Оно обладает диалектической природой.

Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрица­ние представляет собой единство трех основных моментов:1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с прохождени­ем в процесса развития трех стадий: утверждение или поло­жение (тезис), отрицание или противоположение этого ут­верждения — (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Процесс отрицание отрицания, как чисто логический процесс, складыва­ется, по Гегелю, так, что мысль сначала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синте­зирующей высшей мыслью, в которой борьба снятых ею пре­дыдущих мыслей, как противоположностей, является дви­жущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстри­рует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отри­цающий это зернышко. Стебель через какое-то время начи­нает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более размере. Произошло отрицание отрицания.

Гегель придает значение этому тройственному ритму, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому»,на принципиально иной качественной основе. Поэтому процесс развития носит поступательный характер. Поступательность и повторяемость придают цик­личности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не прямую, а восходящую ли­нию, обязательно включающую в себя возврат, «якобы к ста­рому», и переходящую на новую более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, по­скольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии термином снятие Таким образом процесс развития характеризуется поступательным движением по спирали

 

21 Соотношение диалектики, общенаучных и специальных научных методов познания

(Из Диденко и Спиркина )

Метод- это способ познания и преобразования дейст-сти. Метод это путь к истине , способ организации практического и теоритическиго  освоения дей-ти , обусловленный закономерностями соответствующего объекта. Из всего разнообразия методов можно выделить те которые используются одной наукой часнонаучные, которые  характеризуют ее специфическую область исследования.(Например физика- специальный метод познание физических явлений , социально-экономическия сфера –специфический системный анализ:)))) )

Соответственно общенаучные методы те, которые используются целым рядом, определенной группой наук.  (Например  эмпирические  методы научного познания: наблюдение, измерение,эксперимент)

Философия же являет собой всеоб­щий метод -диалектику, т.к ее предметом исследования в данном случае вы­ступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Иногда полагают, что философия в силу все­общности своего метода способна давать истинное знание в конкретной научной области. Но это не верно Даже представить себе невозможно, чтобы с помощью одних только общих принципов кому-то удалось, например, смастерить стол. Этот утрированный при­мер позволяет наглядно показать всю абсурдность подобной мысли.  Диалектика не определяют однозначно линию творчес­ких поисков истины. Здесь в конечном счете решающее слово принадлежит практике, жизни. Каждый метод дает возможность познавать лишь какие-то отдельные стороны объекта; Отсюда возникает необходимость во  взаимодополнительности мето­дов, что обусловлено также и тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей. Философские методы (диалектика), будучи универсальными, являются необ­ходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных, частнонаучных методов, а конкретизируются ими. Если специальные методы выступают как частные приемы раскрытия закономерностей исследуемых объектов, то философские являются приемами исследования тех же объектов с точки зрения раскрытия в них всеобщих законов движения и развития, разумеется, по-особому прояв­ляющихся в зависимости от специфики объекта.

 

22 Предмет социальной  философии

(Из нового  Спиркина)


/*Тут много можно вырезать после прочтения */


Социальная философия – это раздел философии, включающий рассмотрения качественного разнообразия общества (отличие от природы ,отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его целей (общественных идеалов), генезиса и развития (социальной истории), судеб, перспектив.

Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества.

В чем заключается проблема социальной философии как фундаментального раздела философии? Очевидно, в том, чтобы философски осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его истинное существо, к чему оно обязывает человека и в свою очередь каковы обязанности человека перед обществом. А. Сен-Симон так характеризовал основную, практически ориентированную задачу социальной философии: эта задача “заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства, чтобы побудить управляемых и правящих понять ее, чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую при помощи  материалов, собранных учеными специалистами в каждой отдельной области”. Социальная философия в единстве с историей философии изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества, опираясь на весь массив гуманитарных наук, прежде всего истории, социологии, теории государства и права, политической экономии, политологии и др. Социальная философия и историософия имеют своим общеметодологическим основанием принципы, категории и законы, выработанные всей историей развития философской мысли в полном объеме ее категориального строя.

История развития социальной философии

Возникнув как простое описание трудовых процессов, военных походов, обычаев, гражданской жизни общества, различий в госу­дарственном устройстве, социально-философская мысль постепен­но выделяет в качестве специфического предмета познание причи­ны общественных процессов (Демокрит, Аристотель, Лукреций). Древние философы, пытались как-то разга­дать и определить природу общественных связей, сущность исто­рического развития и его закономерности. По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удов­летворения своих потребностей. Аристотель выдвинул положе­ние, что человек родится политическим существом и несет в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врожденное не­равенство способностей – исходный пункт этого стремления к со­циальности, отсюда же различие функций и места людей в обще­стве. Лукреций считал, что причиной выхода человека из живот­ного состояния является развитие материальной культуры: пользование шкурами убитых зверей, постройка жилищ и глав­ным образом добывание огня.

Средневековые мыслители в трактовке истории человечества, как правило, апеллировали к божественному провидению: исто­рия предопределена Богом; все пороки — результат грехопадения людей; общество основано на неравенстве, с которым люди долж­ны смириться. Августин, например, усматривал во всемирной ис­тории постепенно устанавливающуюся противоположность госу­дарства Божьего и мирского, прототипами которых служили цер­ковь и Римская империя.

Начиная с эпохи Возрождения складываются элементы светской философии истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.

Мыслители XVII—XVIII вв. подвергли резкой критике богословские концепции средневековья: они рассматривали историю общества как продолжение истории природы и стремились вскрыть «естественные» законы общественной жизни. Это было связно с состоянием науки того времени, с поисками единых, универсальных законов мира и соответственно единой науки. Жизнь общества уподоблялась жизни природы. Если исходным звеном в цепи природных процессов являются атомы, то таким атомом в общественной жизни представлялся человек. Как ни резко различаются между собой люди, их объединяет общая основа - стремление к самосохранению. Из этого чувства рождаются составляющие своего рода пружину человеческих поступки: они управляют поведением людей с такой же точностью, как физические силы определяют движение природных тел. Действия людей строго закономерны. Свобода в поведении человека, (Б. Спиноза), равносильна свободе камня, приведенного в движение по законам механики и воображающего, что он движется по собственному желанию. Социальные законы всматривались как проявление законов механики. Чувство самосохранения уподоблялось закону инерции. Социальный инстинкт, подобно центростремительной силе, влечет людей друг к друг. А человеческий эгоизм, подобно центробежной силе взаимно отталкивает людей. Каждый человек движется в жизни по своей орбите. Благодаря взаимодействию центростремительных и центробежных сил устанавливается равновесие в общественной жизни: как небесные тела не падают друг на друга, так люди не сливаются в одну массу и не рассыпаются в разные стороны.

И.Г.Гердер рассматривал общественное развитие как непосредственное продолжение истории природы, и следовательно законы развития общества носят естественный характер. Главным стимулам общественного развития является деятельность людей направленная на удовлетворение собственных потребностей. Вершиной социально философской домарксисткой мысли были воззрения Гегеля. Суть—«Разум в истории» Таким образом идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ жизни в самост субстанцию. Идея абсолютизации духовного факторов человеческом существовании На практике это означает следовать принципу “Мысли(Дух) правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового разума или волевой активностью человека. В первом случае (объективный идеализм) в  филосфию  вносится фатализм, а во втором (субъективный)- обосновывается чисто субъективистское понимание истор развития.

Наиболее полно выявить объективные основания историче­ского процесса удалось К.Марксу, который рассматривал общест­во как социальный организм в его целостности и развитии.

 Он показал, что исторический процесс не существует вне и помимо деятельности людей. И основным видом такой деятельности яв­ляется труд, который выступает постоянной и естественной необ­ходимостью человеческого общества, а производство - матери­альной основой его жизни и развития.

/*Он решает основного вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”. Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией...”*/


___

Дальше непосредственно к этому вопросу отношения не имеет, но про подход Маркса

___

Побудительным мотивом и детерминирующим фактором общест­венного развития являются потребности и интересы. Потребность вы­ражает зависимость субъекта от объективных условий существования и побуждает его к действию. Осознание субъектом своей потребности превращает ее в интерес. Необходимым компонентом деятельности являются цели, которые отвечают потребностям и интересам людей, а также условия их удовлетворения. Цель обычно соотносят со средства­ми и условиями деятельности. Последние представляют собой социаль­ную сферу, предполагают место и время реализации цели.


Он вводит понятие общественно-экономический формации

Качественно определенный, исторически конкретный тип социальной системы, взятый в единстве всех ее сторон - способа производства, состояний науки, искусства, всего многообразия и богатства духовной сферы, семейно-бытовых отношений и всего образа жизни лю­дей, и есть общественно-экономическая формация.

Структура общественно-экономической формации харак­теризуется прежде всего категориями «базис» и «надстройка», которые призваны объяснить, каким образом производственные отношения определяют иные стороны социальной жизни — политические, правовые и др. и как эти последние в свою очередь воздействуют на экономическое развитие общества. Иными словами в социально-философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью конкретизации материали­стического понимания структуры общества, установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя значение этих категорий, В. И. Ленин пояснял, что основная идея материалистического понимания истории «состояла в том, что общественные отношения делятся на материальные и идео­логические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми...» 2. Базис — это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Когда же говорят о надстройке, то имеют в виду совокупность идей и идеологических отношений, а также закрепляющих их учреждений и организаций (го­сударство, политические партии, профессиональные союзы и иные общественные организации), свойственных данному обществу.


23  Материальное производство – основа жизни общества

(Из Спиркина)

Без постоянного процесса производства  общество не могло бы существовать и уж  тем более развиваться. Смысл обществен­ного производства заключается в том, что в этом процессе осуществляется исторически обусловленное воспроизводство человека как общественного существа. Общественное производ­ство, или, что одно и то же, производство общественной жизни, имеет свою структуру, охватывающую и духовное производство, и производство самого человека, и материальное производство. Материальное производство — это основополагающий элемент в структуре общественного производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей как фунда­ментальное условие собственно человеческой истории и самой способности людей творить историю. Жизнь общества, таким образом, нельзя уподобить реке, в которой все капли играют однозначную роль. В ней есть одна решающая сила, которая в конечном счете и определяет все вплоть до утонченной сферы духа,— это производство материальных благ. Причем процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер: производство обособленного индивида столь же бес­смысленно, как и развитие языка без совместно живущих людей. Совместный труд индивидов есть первое основание общественного характера производства, на базе которого зарож­даются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.