Любое общество не может функционировать без управления,
но его формы и содержание в различные периоды истории весьма существенно
отличаются. Так, родовая община не знала политических отношений и политического
регулирования, управление в ней осуществлялось как самоуправление, общественная
жизнь регламентировалась традициями, обычаями и авторитетом старейшин. Распад
родового строя и разделение общества на классы разрушили прежнюю социальную
организацию. Общий интерес вытесняется интересом экономически господствующего
класса, появляются новые отношения и, следовательно, новые механизмы регулирования
общественной жизни, связанные с властью. Сложилась политическая система общества,
ядром которой становится государство. Во всех крупных философских системах,
начиная с античности, присутствует учение о государстве. Это теория идеального
государства Платона, "Политика" Аристотеля, идеи Т.Гоббса и Дж.Локка
об общественном договоре, диалектика гражданского общества и государства
Гегеля, классовая концепция государства К.Маркса и В.И.Ленина. Предметом особых
дискуссий является вопрос о происхождении государства. Античная
философия в лице Платона и Аристотеля рассматривала возникновение государства
как проявление естественных потребностей, присущих человеку. Формирование
сословий философов, воинов и работников и было проявлением этих потребностей. У
Аристотеля государство отождествлялось с обществом, поэтому политическая сфера
охватывала все: семью, религию, культуру, искусство. Философия нового времени
выдвигает договорную теорию происхождения государства, представителями которой были
Т.Гоббс, Ж.Руссо, А.Радищев. Они полагали, что государство возникло в
результате общественного договора, сознательно заключенного людьми. Это – сила,
служащая всему обществу: и богатыми и бедными, оно формируется для обеспечения
мира и безопасности граждан. Теория насилия, представленная Е.Дюрингом и
Л.Гумпловичем, объясняла появление государства в результате войн и политического
насилия, которые углубляют социальное неравенство, приводят к образованию
классов и эксплуатации. Существует также психологическая теория (представитель,
напр., Шопенгауэр), которая рассматривает возникновение государства как
результат того, что у одних людей существует потребность подчинять, а у других
подчиняться. Согласно К.Марксу и Ф.Энгельсу государство возникает в результате
раскола общества на антагонистические классы. Развивая именно эту, классовую
особенность государственного господства, В.И.Ленин пришел к выводу о том, что
государство – это машина для подавления одних классов другими, аппарат насилия,
который возникает в силу того, что классовые противоречия объективно не могут
быть примирены. Оно появляется, возникает не в силу внешних причин (войны и
политическое насилие), хотя и они тоже играют свою роль, но под воздействием
внутренних экономических причин. В настоящее время постепенно преодолевается
свойственный марксизму узкоклассовый подход к сути государства, как только
органа одного, господствующего класса, противостоящего другим, как аппарата
насилия, давления на общество. Но при этом подчеркивается и всеобщность ряда
функций государства как органа, управляющего делами всего общества, а также выражающего
в той или иной степени интересы и защищающего всех и каждого конкретного человека.
Можно дать следующее его определение: государство есть социальный
институт, осуществляющий всю полноту политической власти и управления на
определенной территории.
Основные исторические типы государства:
1)
рабовладельческое –
характеризуется наличием класса рабов, не имеющих никаких политических и
юридических прав, являющихся объектами частной собственности.
2)
феодальное -
характеризуется тем, что главное средство производства - земля находится в
монопольной собственности господствующего класса феодалов, а хозяйство ведется
силами и техн. средствами крестьян. На ранней стадии характерна государственная
раздробленность (множество почти независимых княжеств, герцогств и т.п.),
позднее в силу требований экономики переходящая в монархию.
3)
буржуазное
(капиталистическое) - характеризуется централизацией власти, принципом
выборности на руководящие государственные посты, предоставлением угнетенным
классам юридических прав и свобод.
4)
социалистическое -
теоретически характеризуется отсутствием классов, прекращением эксплуатации
одними людьми других. Выступает в форме диктатуры пролетариата, то есть власть
используется для подавления эксплуатации, а также творческих преобразований во
всех сферах социальной жизни.
Основные признаки государства:
1)
наличие политической
власти, опирающейся на армию, суд, полицию, разведку и т.д.;
Власть - это способность ее субъекта управлять чьим-либо
поведением с помощью каких-либо средств. Делится на законодательную,
исполнительную и судебную.
2)
суверенитет;
3)
наличие своей территория;
4)
взимание налогов,
необходимых для содержания государственного аппарата и обеспечивающих финансовую
основу государственной деятельности.
Функции государства делят на внутренние и внешние. Внутренние:
конституционная, правоохранительная, экономического регулирования, социальной
защиты населения и т.д. направлены прежде всего на управление общественными
отношениями в рамках данного государства. Внешние: внешнеэкономическая,
военно-оборонная, дипломатическая и политико-идеологическая, направлены на
отстаивание интересов в межгосударственных отношениях.
33. Типы государственного устройства и формы политического
правления
Государства различаются по форме, которая включает в себя:
1)
тип государственного
устройства:,
a)
унитарное государство - единое государственное
образование, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих
собственной государственностью. В таких государствах существует единая
конституция, гражданство и правовые нормы (законы).
b)
федеративное государство - объединение нескольких крупных,
относительно самостоятельных, территориальных образований на основе договора,
конституции (Австралия, Австрия, США, ФРГ, Канада). Вместе с тем федерация -
это единое государство с общей территорией, границей, законодательством,
системой власти, армией, экономической и финансово-денежной системой. Субъекты
федерации могут иметь свои особенности в системе законодательства и структуры
власти, обусловленные спецификой данного государственного образования,
особенностями этнического, историко-культурного, религиозного характера.
Федерацию различают простую и сложную, мягкую и жесткую, моно и многонациональную.
c)
конфедерация - временное объединение самостоятельных
государств. Это форма непрочная и обычно либо распадается, либо
преобразовывается в федерацию
2)
форму политического
правления:
a)
монархия - государство, главой которого является один человек. Может быть
i)
неограниченной (абсолютной), где власть правителя не
ограничена ничем (Саудовская Аравия);
ii)
ограниченной (конституционной), власть в ней
ограничена рамками парламента или конституции (Марокко, Кувейт))
b)
республика - власть в ней осуществляется выборными
органами
i)
парламентская - правительство формируется на парламентской
основе и ответственно перед ним;
ii)
президентской - президент -
глава государства и правительства, существует жесткое разделение
законодательной и исполнительной власти. Президент обладает как исполнительной,
так частично законодательной и судебной властью (президенты Франции, США,
России). Это позволяет уравновешивать различные ветви власти, снимать возникшие
противоречия, обеспечивать целостность власти, выступать гарантом государственности,
хотя таит в себе и опасность авторитаризма, особенно при неразвитости
демократических традиций.
3)
политический режим: совокупность способов осуществления власти.
a)
демократический - все
граждане имеют доступ к участию в государственных делах, власть разделена на исполнительную,
законодательную и судебную
b)
тоталитарный - ряд
социальных режимов ХХ века, в которых структура власти базировалась на
однопартийной системе и всеобъемлющем проникновении государственной идеологии в
экономику, культуру, общественную и личную жизнь.
c)
Автократический
Вопрос об историческом прогрессе долгое время
трактовался упрощенно - как непрерывное восхождение по пути к совершенству.
Если в научно-технической сфере прогресс несомненен, то уже в области экономики
он не столь очевиден, а состояние нравственности, развитие культуры не
позволяют даже непомерным оптимистам говорить о громадном скачке по сравнению с
прошлым. Рассмотрение проблемы исторического прогресса следует начать с
выявления взаимосвязи прогресса и развития. Развитие нельзя считать
простым синонимом изменения или приравнивать его к прогрессу. Развитие -
процесс более сложный, чем изменение или совокупность изменений. Сформулировать
понятие развития можно на основе анализа различных типов универсальных связей,
выраженных в законах и категориях диалектики. Развитие - это особый тип
изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений еще не
свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить
количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения
качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию
(простое разрушение предмета или циклические процессы с повторением однотипных фаз,
или просто обратимые изменения типа "вода - пар - вода..."). Понятие
развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением
системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением
в нечто новое, иное. Развитие нельзя понимать как линейный процесс. Так,
реальное социально-историческое развитие происходит с постоянными отклонениями
в сторону, с возвратами назад, нередки случаи расщепления, дивергенции
развивающегося процесса (эволюция приматов) или конвергенции - слияния,
синтеза, объединения различных линий развития (формирование крупных наций из
различных племен). Здесь же важно отметить соблюдение принципа историзма,
суть которого заключается в рассмотрении объектов как целостных систем,
возникших в определенных условиях в результате действия соответствующих причин.
Историзм тесно связан с концепцией детерминации явлений. История - не заданный
изначально процесс с заранее предопределенным результатом. Объективные
закономерности исторического развития прокладывают себе дорогу не в единственно
возможной форме. Их реализация варьируема. И важно учитывать многообразие
возможных форм, путей развития. Наиболее сложным типом развития является
история общества, включающая в себя, кроме объективных, также субъективные
факторы: взгляды, цели, интересы людей. Это чрезвычайно усложняет характер
детерминации общественно-исторических процессов. В реализации исторических перспектив,
возможностей участвуют человеческий выбор, идеалы, воля к действию. Двумя наиболее
общими противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными друг от
друга, диалектически связанными тенденциями развития являются прогресс и
регресс. Прогресс ( от лат. progress - движение
вперед,успех), тип, направление развития, характеризующееся переходом от
низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс
предполагает такую дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая
повышает степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную
эффективность, устойчивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал
последующего развития. Если же в результате процесса развития уменьшается набор
полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры,
уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих
существование,устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс
называют регрессом.
Для большинства античных
авторов история - простая последовательность событий, за которыми стоит нечто
неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по
нисходящей от древнего "золотого века" (Гесиод, Сенека), либо как
циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель,
Полибий). Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное
ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том,
что "царство разума" лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего
был замечен прогресс в сфере научного познания: уже Ф. Бэкон и Р. Декарт учили,
что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед.
Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго,
Кондорсе). Довольно глубокую трактовку прогресса дал Гегель, выступив как
против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного
историзма романтической "исторической школы". При этом он
рассматривал развитие общества как диалектическое соотношение прогресса и
регресса, которое является выражением единства противоположностей. Однако,
понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог
объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его
философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в истории.
Диалектический материализм выработал принципиально иной подход к этой проблеме,
выдвинул и обосновал объективный критерий прогресса. Прогресс не есть какая-то
самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития.
Понятие прогресса имеет смысл лишь применительно к определенному историческому
процессу или явлению в строго определенной системе отсчета. Цели, стремления и
идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в
ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью,
неисторичностью. Общая тенденция исторического развития - переход от систем
с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием
социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие
производительных сил. Более высокому уровню развитию производительных сил
соответствуют и более сложные формы производственных отношений и общественной организации
в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладения
обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности
труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных общественных сил,
социально-политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее
общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия
общественно-экономические формации представляют собой закономерные стадии поступательного
развития человечества. Но процесс этот противоречив, а типы и темпы его
различны. Отсюда и рост социального пессимизма, многочисленные философские и
социологические теории ХХ в., прямо или косвенно отрицающие прогресс и
предлагающие заменить это понятие либо идей циклического круговорота (Шпенглер,
Тойнби, Сорокин), либо "нейтральным" понятием "социального
изменения". Широкое распространение получают также различные концепции
"конца истории" и пессимистические антиутопии. Отметим, что применение
критериев общественного прогресса при исследовании развития общества должно
носить комплексный характер и не в отношении экономической, социальной,
политической или духовной сфер общества, а в целом, т.е. все сферы рассматриваются
как части единого целого, как подсистемы единой общественной системы, имеющей
свою историю.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|