p> Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому
органу управления — Министерству финансов пришла целая система
специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная
налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата,
Государственный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием
государственных органов контроля широкое развитие получил независимый
аудиторский финансовый контроль. Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный
характер. В 1995 — 1998 гг. намечен ряд мероприятий по совершенствованию
финансовой политики. Основная задача на этом этапе — снижение дефицита
федерального бюджета до уровня 3% ВВП, чтобы его финансирование за счет
внутренних и внешних источников не тормозило экономическое развитие страны
в целом и способствовало снижению инфляции. Основная задача следующего
этапа (с 1998 г. ) по мере накопления финансовых ресурсов — полная
сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета. В этот же период будет осуществляться налоговая реформа, направленная
на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов
бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового
бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффективных
налогов, расширения налоговой базы путем отмены ряда налоговых льгот,
увеличения круга плательщиков и облагаемых доходов, постепенного
перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц.
Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление
контроля за соблюдением налогового законодательства. Будет продолжаться государственная поддержка структурной перестройки
экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а
также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на
инвестиции, будут предоставляться в первую очередь для промышленных
высокоэффективных проектов на конкурсной основе. В промышленности
государственные инвестиционные ресурсы предусмотрено направлять на
поддержку проектов, финансируемых с привлечением частного капитала, с
постепенным переходом от прямого государственного льготного кредитования к
долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению
государственных гарантий предприятиям для привлечения частных кредитных
ресурсов. Предоставление государственных гарантий должно производиться в
рамках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить практику применения
инвестиционных налоговых кредитов как части инвестиционной политики
государства. Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социальные нужды.
Основное направление здесь — повышение эффективности использования средств,
обеспечение потребностей на уровне не ниже сложившегося в 1995 г. Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской
Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы: реформирование бюджетной системы в целом на основе самостоятельности и
равноправия всех бюджетов; установление регламента бюджетного процесса; уточнение системы межбюджетных отношений; укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов. Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных
бумаг. Предстоит найти оптимальное сочетание обращения на этом рынке
государственных и корпоративных ценных бумаг, что позволит, с одной
стороны, обеспечить потребности государства в средствах покрытия бюджетного
дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормального перелива
финансовых ресурсов между отдельными предприятиями и отраслями экономики.
Важный аспект этой проблемы — установление государственного контроля за
финансовым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических
лиц, оперирующих на этом рынке.
Важным представляется повышение качества работы государственных финансовых
органов. Для этого предполагается повысить квалификацию аппарата
финансовых, налоговых и таможенных органов, продолжить работу по созданию
региональных агентств Федерального казначейства, расширить функции органов
финансового управления в области аналитической, методической и
консультационной работы Глава 5. Финансы и контроль 5. 1. Сущность финансового контроля и его развитие в условиях перехода
к рыночной экономике Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов
власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой
деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий,
учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль
за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе
формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической
эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности
произведенных расходов. Финансовый контроль — стоимостный контроль, поэтому в отличие от других
видов контроля (экологического, санитарного, административного и др. ) он
имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает
весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления
финансовых результатов. Конкретные формы и методы организации финансового контроля есть
практическое воплощение объективно присущего финансам как экономической
категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства
охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном
уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый
контроль является многоуровневым и всесторонним. Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как
государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов;
финансовые нарушения влекут санкции я штрафы. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации
финансовой политики государства, создания условий для финансовой
стабилизации. Это разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех
уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью
государственных предприятий и учреждений, государственных банков и
финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства
негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения
денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие
обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при
расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также
соблюдение установленных правительством правил организации денежных
расчетов, ведения учета и отчетности. Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также
контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль:
проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов —
собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических
финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов
инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой
отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью. Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь
процесс инвестирования капитала. Это так называемый "постаудит", который
включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии
производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом
разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск
путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования. Финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами. Система финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой,
как правило, включает следующие элементы: ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением
непосредственно парламенту или президенту страны. Главная цель этого
ведомства — общий контроль за расходованием государственных средств; налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству
финансов страны, контролирующее поступление налогов; контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие проверки и
ревизии подведомственных учреждений; негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой
основе проверку достоверности отчетной документации и законности финансовых
операций; службы внутреннего контроля, основная задача которых — поиск путей
снижения издержек и максимизации прибыли. Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в
начале 90-х гг. привели к существенной перестройке действовавшей в стране
системы финансового контроля, постепенному приближению ее к западной
модели. Была преобразована система контрольных органов. В частности, в 1990
г. были упразднены органы народного контроля. Новая система политической
власти во главе с Президентом вызвала к жизни президентский контроль. Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство,
Государственная налоговая служба, Счетная палата, Федеральная служба
страхового надзора, Федеральная служба налоговой полиции и др. Перестроена
структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник
аудиторский контроль. Новые формы приобрел общественный финансовый
контроль. Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и
других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового
контроля как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием
предприятий-клиентов и за деятельностью самих коммерческих банков со
стороны Центрального Банка России (ЦБР), так и за деятельностью самого ЦБР
со стороны законодательных органов. Наблюдаются новые тенденции в развитии финансового контроля в России.
Если в условиях планово-распределительной системы преобладал
государственный финансовый контроль со стороны государственных органов
власти и управления, отделений Государственного Банка СССР и специально
созданных контролирующих структур за движением денежных фондов всех
экономических субъектов, то в условиях перехода к рынку со держание и
методы контроля претерпевают значительные изменения, вызванные изменением
роли государства в экономике. 1. Сужается сфера государственного финансового контроля. Он все более
концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за
стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и
использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение
государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного
финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных
организаций и т. д. и меняется его содержание. 2. Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону
предварительного. Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение
профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному
контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углубленному
анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств
при утверждении проектов государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Этому способствует и создание специальных контролирующих органов
представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов
происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных
проектов с привлечением специализированных консультационных фирм,
инвестиционных банков и финансовых корпораций. Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень
организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового.
Отчетная документация — главный объект финансового контроля. Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом
зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы,
обеспечивающей его проведение на качественно новом уровне, присущем
демократическому государству. 5. 2. Виды, формы и методы проведения финансового контроля Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям:
времени проведения: предварительный; текущий (оперативный); последующий. субъектам контроля: президентский; контроль представительных органов власти и местного самоуправления; контроль исполнительных органов власти; контроль финансово-кредитных органов; ведомственный; внутрихозяйственный; аудиторский. сфере финансовой деятельности: бюджетный; налоговый; валютный; кредитный; страховой; инвестиционный; контроль за денежной массой. форме проведения: обязательный (внешний); инициативный (внутренний); методам проведения: проверки; обследования; надзор; анализ финансовой деятельности; наблюдение (мониторинг); ревизии. Содержание государственного и негосударственного финансового контроля,
действующего в Российской Федерации, и деятельность органов, его
осуществляющих, даются в следующих параграфах главы. Здесь же рассмотрим
основные формы и методы проведения финансового контроля. • Предварительный финансовый контроль проводится до совершения
финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых
нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и
прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования
средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс
составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов
внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и
разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На
микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и
кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных
балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной
деятельности и т. д. • Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент
совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и
т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и
расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и
своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в
этом играют бухгалтерские службы. • Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии
отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки
результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления
финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности
осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых
издержек с прогнозируемыми и т. д. • В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и
расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой
деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений. • Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр
финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта
для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. • Надзор производится контролирующими органами за экономическими
субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой
деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и
нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за
деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за
страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства
и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии. • Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля
предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-
бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой
деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным
капиталом и эффективности его использования. • Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием
предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и
снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий
кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55
|