p> Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование,
т. е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня. Продолжительность бюджетного процесса: более года — первая и вторая
стадии; год (с 1 января до 31 декабря) — исполнение бюджета; около полугода
— составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для
завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года)
предоставляется льготный период, составляющий один месяц, в течение
которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках
исполнения бюджета. Финансовый год вместе с льготным периодом носит
название счетный период. В условиях становления рыночной экономики происходит коренная
перестройка бюджетного процесса, в результате которой осуществляется
переход от командно-административной системы к новым методам управления
хозяйством с помощью экономических рычагов и в первую очередь
налогообложения. Это вызывает серьезные изменения в бюджетной деятельности
государства. Задачи бюджетного процесса: максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях
достижения существенного прогресса на пути к сбалансированному рынку; определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам, а
также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами
социально-экономического развития; установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего
объема исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий
общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом; согласование бюджета с общей программой финансовой стабилизации,
направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и
обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически
оправданных источников; осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности
бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов
государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими
регионами; повышение роли перспективного бюджетного планирования
(прогнозирования), что должно обеспечить пропорциональность и
сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ; усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и
доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств; автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему
автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-
вычислительной техники. Принципы организации бюджетного процесса: единство — единая правовая база, единая бюджетная классификация,
единство форм бюджетной документации, необходимое для статистической и
бюджетной информации при составлении консолидированного бюджета РФ и
территорий, единство денежной системы; самостоятельность бюджетного процесса каждого органа законодательной и
исполнительной власти — обеспечивается наличием собственных источников
доходов и правом определять направления их использования; балансовый метод — установление правильного соотношения между доходами
и расходами всех бюджетов, а также между натуральными и финансовыми
показателями. Это должно создать устойчивость бюджета и необходимые
пропорции в распределении средств между сферами хозяйства, экономическими
регионами. Важное его условие — соответствие расходов бюджета его доходам,
создание финансовых резервов. Этот принцип — главная цель всей финансовой
политики. Участие в управлении органов государственной власти. В соответствии с
Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 г., Федеральное Собрание
(Парламент) РФ, представительные органы государственной власти субъектов
Федерации, местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты
на предстоящий год и отчеты об их исполнении. Составление проекта бюджета и
его исполнение являются функцией исполнительных органов: Правительства РФ,
советов министров республик в составе России, органов исполнительной власти
других субъектов Федерации и местных исполнительных органов. Правительство РФ организует разработку прогнозов экономического и
социального развития страны, важнейших федеральных программ. Под
руководством Правительства осуществляются составление проекта федерального
бюджета РФ, рассмотрение, контроль и анализ отчета о его исполнении.
Исполнительные органы субъектов Федерации и местные исполнительные органы
составляют, рассматривают и контролируют исполнение соответствующих
бюджетов. Министерство финансов РФ и его финансовые органы проводят
организационную, методическую и практическую работу по составлению и
исполнению федерального бюджета, региональных и местных бюджетов, а также
консолидированного бюджета РФ, который включает все бюджеты. Государственная налоговая служба РФ и налоговые инспекции осуществляют
контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты
налогов и других обязательных платежей, установленных налоговым
законодательством, а также представляют в Министерство финансов РФ
необходимую информацию о налоговых поступлениях в бюджеты. Государственный
таможенный комитет выполняет те же функции, что и Государственная налоговая
служба и ее органы в отношении таможенных пошлин. Процесс работы над федеральным бюджетом РФ начиная с 1994 г.
регламентируется специальными дополнительными законами, срок действия
которых ограничивается соответствующим годом Так, федеральный бюджет на
1997 г. разрабатывается в соответствии с Федеральным законом РФ "О порядке
внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона "О федеральном
бюджете на 1997 г. ". Этапы бюджетного процесса. Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами
власти. Ему предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и
целевых программ, на основе которых создается сводный финансовый баланс
государства по территории России (СФБ). В денежной форме он выражает
социально-экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать
движение стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать
все финансовые ресурсы, определяя их объем и направление использования. Между СФБ и федеральным бюджетом существует тесная связь: СФБ выражает
финансовую программу в общем виде, а бюджет — конкретно, развернуто; СФБ
отражает требование финансовой политики, а бюджет обеспечивает проведение
ее в жизнь; структура доходов и расходов СФБ приближается к бюджету. СФБ дает возможность органам исполнительной власти — Правительству РФ,
советам министров республик в составе РФ, органам исполнительной власти
других субъектов Федерации и местного самоуправления разрабатывать
постатейно бюджетные расходы и составлять расчеты для определения доходов
бюджета. Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится
Министерством финансов РФ и его финансовыми органами, а также налоговыми и
таможенными органами. При составлении бюджетов на предстоящий год
используются разные методы: 1) метод экономического анализа — определяет степень выполнения бюджета
за прошлый год и устанавливает степень выполнения за текущий год, выявляя
причины отклонения; 2) нормативный метод, в основе которого лежит норма определенной статьи
расхода. Умножением натуральной единицы на норму устанавливается общая
сумма расхода; 3) экстраполяционный метод — определяет финансовые показатели на основе
их динамики исходя из отчетных данных за предыдущие годы и распространяет
полученные суммы на будущий год. Правительство РФ организует работу по доведению до представительных и
исполнительных органов субъектов Федерации инструктивного письма об
особенностях составления расчетов к проектам бюджета на следующий
финансовый год, в том числе централизованно установленных социальных и
финансовых нормах или их изменениях. Кроме того, в письме разработаны
данные о:
- проектируемых нормативах (процентах) отчислений от регулирующих доходов и принятых в их расчет сумм континентов этих доходов;
- дотациях и субвенциях, намечаемых к предоставлению из федерального бюджета РФ, и их целевом назначении;
- перечне и фиксированных долях (в процентах) доходов, закрепленных за бюджетами субъектов Федерации;
- перечне расходов, передаваемых из федерального бюджета РФ. Данные по аналогичным показателям сообщаются вышестоящими
исполнительными органами власти непосредственно нижестоящим
представительным и исполнительным органам власти в установленные
соответствующими вышестоящими органами власти сроки, обеспечивающие
утверждение бюджетов до начала финансового года. Для полного учета всех
финансовых ресурсов, а также определения средней финансовой обеспеченности
исполнительный орган власти субъектов Федерации вправе составлять
территориальный сводный финансовый баланс. Предприятия, учреждения,
организации всех форм собственности, расположенные на соответствующей
территории, включая налоговые службы и органы статистики, по запросам
исполнительных органов обязаны безвозмездно представлять им сведения,
необходимые для составления этих балансов. В ходе составления проектов бюджетов много времени уходит на
согласование доходов и расходов между исполнительными органами власти и
финансовыми и налоговыми органами. Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ
Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную
Думу. Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:
- предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период;
- прогноз социально-экономического развития РФ на предстоящий год;
- прогнозы Сводного финансового баланса по территории РФ на предстоящий год;
- прогноз консолидированного бюджета на предстоящий год; основные направления бюджетной и налоговой политики на предстоящий год; основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета с
бюджетами субъектов РФ на предстоящий год;
- федеральные целевые программы и федеральные программы по развитию регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета на предстоящий год; федеральная адресная инвестиционная программа; оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий год, а также консолидированного бюджета за предшествующий год;
- поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на предстоящий год и некоторые другие материалы. Вместе с проектом Федерального закона "О федеральном бюджете"
Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов
о бюджетах государственных внебюджетных фондов, а также предложения о
повышении минимального размера пенсий и минимального размера оплаты труда. По сравнению с США перечень представляемых документов значительно
ограничен. Административно-бюджетное управление США вместе с проектом
федерального бюджета направляет в Конгресс еще 30 документов, в том числе
об эффективности проводимых бюджетных мероприятий, полную информацию о
государственном долге, прикидочные данные о бюджетных расходах на ближайшие
пять лет, потери бюджета в связи с разнообразными налоговыми льготами и др.
Эти данные позволяют специалисту с предельной точностью оценить состояние
финансов США, дать оценку бюджетно-налоговой политики правительства,
проанализировать ее наиболее вероятные перспективы. Рассмотрение и утверждение бюджетов в законодательных органах —
Федеральном Собрании (Парламенте) РФ, представительных органах субъектов
Федерации и местных самоуправлениях. Проект федерального бюджета и указанные документы, полученные Советом
Государственной Думы, направляются в его Комитет по бюджету, налогам,
банкам и финансам для заключения. На основании заключения Комитет решает
вопрос о принятии проекта федерального закона "О федеральном бюджете" к
рассмотрению в Государственной Думе. Все материалы передаются Президенту
РФ, Совету Федерации, комитетам Думы для внесения замечаний и предложений,
а также в Счетную палату на заключение. Комитеты, утвержденные Советом Государственной Думы, ответственны за
рассмотрение отдельных разделов и подразделов расходов с точки зрения
целесообразности, актуальности, финансовой и материальной возможностей.
Результаты анализа и заключения по каждому комитету направляются в Комитет
Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, который
является единственным специализированным бюджетно-финансовым комитетом с
огромным объемом работы по всем перечисленным в его названии вопросам. В то
же время, как и в развитых странах, внутри парламента действует множество
дифференцированных бюджетно-налоговых комиссий и комитетов (в США,
например, 27 подразделений Конгресса занимаются вопросами рассмотрения
бюджета), детально анализирующих конкретные проблемы. Получив заключение от каждого комитета, Комитет Государственной Думы по
бюджету, налогам, банкам и финансам составляет сводное заключение по
проекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение в
Государственную Думу, которая начинает рассмотрение бюджета в нескольких
чтениях (например бюджета на 1997 г. в четырех чтениях). При необходимости
Правительство РФ направляет в Думу изменения и дополнения в законодательные
акты о налогах. При рассмотрении федерального бюджета в первом чтении Государственная
Дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ,
основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы
взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации. Кроме
того, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на
предстоящий год: 1) доходы в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов
бюджетов РФ; 2) распределение доходов от федеральных налогов и сборов между
федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; 3) размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в
абсолютных цифрах и в процентах к расходам, а также источники покрытия
дефицита; 4) общий объем расходов федерального бюджета в целом. По результатам
обсуждения принимается проект федерального бюджета в первом чтении и
утверждаются основные характеристики федерального бюджета. В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении
Государственная Дума может: передать указанный законопроект в Согласительную комиссию по уточнению
основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей
Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства, для разработки
согласованного варианта; вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку; поставить вопрос о доверии Правительству РФ. При отклонении федерального бюджета и передачи его в Согласительную
комиссию она разрабатывает вариант основных характеристик федерального
бюджета и принимает согласованное решение. Согласованный текст федерального
бюджета вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную
Думу. По итогам рассмотрения проекта федерального бюджета в первом чтении
принимается постановление Государственной Думы о федеральном бюджете на
предстоящий год в первом чтении и об основных характеристиках этого
бюджета. При рассмотрении проекта федерального бюджета в о втором чтении
Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам
бюджетной функциональной классификации в пределах общего объема расходов
федерального бюджета, утвержденного в первом чтении. При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении
Государственная Дума обсуждает расходы федерального бюджета по подразделам
функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации,
федеральным целевым программам в пределах расходов, утвержденных по
разделам во втором чтении, а также перечень защищенных статей федерального
бюджета, программы предоставления средств на возвратной основе по каждому
виду расходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55
|