p> • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в
соответствии с федеральным законом, предназначен для: выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного
медицинского страхования по обеспечению финансирования программ
обязательного медицинского страхования; финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского
страхования; осуществления контроля за рациональным использованием финансовых
средств обязательного медицинского страхования. Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет: части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных
хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное
медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом; взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ,
выполняемых на договорных началах; ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских
программ обязательного медицинского страхования; добровольных взносов юридических и физических лиц; доходов от использования временно свободных финансовых средств
Федерального фонда; нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных
поступлений. • Территориальный фонд обязательного медицинского страхования,
создаваемый представительной властью субъектов Федерации, осуществляет: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого
страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и
заключившими договор обязательного медицинского страхования по
дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым Правлением
территориального фонда; финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного
медицинского страхования; выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на
проведение обязательного медицинского страхования; предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при
обоснованной нехватке у них финансовых средств; накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы
обязательного медицинского страхования; контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов,
направляемых на обязательное медицинское страхование граждан. Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной
собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не
подлежат. Эти средства формируются за счет: 1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных
хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное
медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств,
предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах
на обязательное медицинское страхование; 2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых
средств и нормированного страхового запаса финансовых средств
территориальных фондов; 3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских
учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления
им регрессных требований; 4) добровольных взносов юридических и физических лиц; 5) других поступлений, не запрещенных законодательством. Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации,
учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и
организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной
власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей,
учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных
в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ
обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти
фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах
обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания
территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем
основаниям. • Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по
представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3, 6% по отношению к
начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах
(0, 2% направляются в Федеральный фонд, а 3, 4% — в территориальные фонды).
Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении,
компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг,
дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты. Плательщик исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и
действующему тарифу определяет сумму страхового взноса на обязательное
медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции
(работ, услуг). Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской
деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для
получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся
предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов
доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для
подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по
договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5-го числа месяца,
следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы
исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому
страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3
квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в
соответствующих бюджетах с учетом индексации не позднее 25-го числа
текущего месяца. Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в
обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного
поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного
медицинского страхования, который в 1996 г. определен в сумме 17, 1 трлн.
руб. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые
средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета
плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов
обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве
плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых
взносов, применяются финансовые санкции. Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале
направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого
администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу
страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в
эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ. Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают
страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно
"гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем входит как минимум
"скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию
беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам. Финансовые санкции при нарушениях плательщиком порядка отчислений в
ПФР, ФСС, ФОМС, ГФЗН:
|Нарушения |Санкции |
| |ПФР |ФСС |ФОМС |ГФЗН |
|Отказ от |Штраф в размере 10% |
|регистрации|причитающихся к оплате |
|в качестве |страховых взносов |
|плательщика| |
|Непредставл| | | | |
|ение в | | | | |
|установленн| | | | |
|ые сроки | | | | |
|расчетной | | | | |
|ведомости | | | | |
|Сокрытие |а) Страховые взносы с |
|или |сокрытой или заниженной |
|занижение |оплаты труда |
|сумм оплаты|б) Штраф в размере взносов |
|труда, на |сокрытой или заниженной |
|которую |суммы оплаты труда |
|начисляются|в) При повторном нарушении в|
|страховые |течение года — штраф в |
|взносы |двойном размере |
|Недоимки по|1% с суммы |1% с |0,3% |
|страховым |недоимки за |суммы |с |
|взносам |каждый день |недоим|суммы|
|работадател|просрочки |ки за |недои|
|ей (для ПФР| |каждый|мки |
|– включая | |день |за |
|обязательны| |просро|кажды|
|е взносы | |чки |й |
|работников)| | |день |
| | | |проср|
| | | |очки |
|Недоимки по| |0,1 % | |
|страховым | |с | |
|взносам | |суммы | |
|органов | |недоим| |
|исполнитель| |ки за | |
|ной власти | |каждый| |
| | |день | |
| | |просро| |
| | |чки | |
|Недоимки по|0,5 %с суммы |0,1 % | |
|страховым |недоимки за |с | |
|взносам |каждый день |суммы | |
|остальных |просрочки |недоим| |
|плательщико| |ки за | |
|в | |каждый| |
| | |день | |
| | |просро| |
| | |чки | | Недоимкой считаются не внесенная сумма страховых взносов по истечении
установленных сроков, а также суммы задолженности, выявленные при проверке.
Недоимки и финансовые санкции взыскиваются с работодателей в бесспорном
порядке. При этом срок исковой давности по взысканию недоимок и финансовых
санкций с физических лиц установлен три года, с юридических лиц — шесть
лет. К экономическим внебюджетным фондам относятся отраслевые и
межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских
разработок (фонды НИ ОКР). Порядок их образования и использования утвержден
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г. Средства фондов формируются за счет ежеквартальных отчислений
предприятий и организаций в размере 1, 5% от себестоимости реализуемой
продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Они направляются на
проведение НИОКР. Для осуществления операций, связанных с поступлением и
расходованием средств внебюджетных фондов, получателям (министерствам, иным
федеральным органам власти, организациям, корпорациям, ассоциациям)
открываются в банках депозитные счета. Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные
внебюджетные экономические фонды. На основе Указа Президента РФ "О
разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного
строительства" (24 декабря 1993 г. ) создаются внебюджетные фонды развития
жилищной сферы. Правительство РФ утвердило примерный порядок формирования и
использования региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного
строительства. Решение об образовании таких фондов принимается
представительными органами власти субъектов Федерации или органами местного
самоуправления. Основные задачи, стоящие перед этими фондами: создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования
жилищной сферы; эффективное использование средств на формирование рынка жилья; содействие развитию производственной базы домостроения. Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических и
физических лиц, целевых кредитов под гарантию органов исполнительной власти
субъектов Федерации и органов местного самоуправления, дивидендов от
операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства
фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги. Из этих
фондов финансируется строительство и ремонт ЖКХ, строительство объектов
социальной инфраструктуры, приобретение ценных бумаг, социальная поддержка
малоимущих групп населения для оплаты строительства и содержания: жилья. В управление фондами входят представители органов власти субъектов
Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий,
физические лица. Глава 13. Социальное обеспечение 13. 1. Экономические основы и принципы социального обеспечения Статья 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует
социальное обеспечение по возрасту, в случае болезней, инвалидности, потери
кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных
законодательством. Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой
систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части
национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных
средств для материального обеспечения и обслуживания этих категорий
граждан. В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее
обеспечение всех членов общества независимо от источников образования
фондов и организации обеспечения. Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты
денежных пенсий и пособий. • Пенсии — это периодические выплаты определенных денежных сумм для
материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью,
выслугой лет и смертью кормильца. В России основными видами являются
пенсии: по старости; по инвалидности; за выслугу лет; по случаю потери кормильца. Некоторым категориям граждан выплачиваются так называемые социальные
пенсии. • Основные виды пособий: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; по уходу за ребенком; на детей военнослужащих срочной службы; по безработице; ритуальные. Наряду с этим существуют и другие формы обеспечения: профессионально-
техническое обучение, переобучение безработных, переобучение и
трудоустройство инвалидов, бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-
интернатах для престарелых и инвалидов, протезирование и снабжение
инвалидов мото- и велоколясками, автомобилями, организация многих видов
помощи на дому и т. д. Социальное обеспечение — это проявление гуманизма, забота общества,
государства о человеке, утратившем полностью или частично способность
трудиться. По вопросу содержания категории социального обеспечения среди
экономистов нет единого мнения. Ряд авторов, понимая социальное обеспечение
в "широком смысле", включают в него совокупность определенных социально-
экономических мероприятий, связанных с бесплатным обеспечением матери и
ребенка, граждан в старости и в случае нетрудоспособности, с бесплатным
медицинским обслуживанием и лечением. Другие же социальное обеспечение и
социальное страхование рассматривают как однопорядковые экономические
категории. Третьи вводят понятие социального обеспечения в "узком смысле",
к которому относят виды обеспечения, не охватываемые социальным
страхованием. Наконец, четвертые считают, что существует единое социальное
обеспечение, включающее различные формы и виды обеспечения
нетрудоспособных, в том числе и социальное страхование. Это положение более
точно отвечает статье 39 Конституции РФ. Конституция РФ гарантирует гражданам России право на труд, отдых,
охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни,
полной или частичной утраты трудоспособности и потери кормильца, право на
жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, право участия
в управлении государственными и общественными делами и т. д. Если понимать
социальное обеспечение в "широком смысле", то в него следовало бы включить
не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное
образование, пользование достижениями культуры и другие социально-
экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Каждое из этих
прав предусматривает удовлетворение различных потребностей граждан и
обеспечивается соответствующими, предусмотренными Конституцией
мероприятиями и средствами. Так, право на материальное обеспечение в
старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а
также потери кормильца осуществляется различными формами социального
обеспечения. Специальные формы предусмотрены для обеспечения права на
охрану здоровья, т. е. на бесплатное медицинское обслуживание и лечение.
Различные потребности граждан имеют свои, специфические формы их
удовлетворения, соответственно этому образуются и фонды денежных средств.
Следовательно, для толкования понятия "социальное обеспечение" в более
широком смысле достаточных оснований не имеется. Нельзя признать и обоснованным точку зрения о параллельном
существовании социального обеспечения и социального страхования как
самостоятельных однопорядковых экономических категорий, согласно которой к
социальному обеспечению относят мероприятия, осуществляемые за счет прямых
ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию —
мероприятия за счет средств фонда социального страхования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55
|