p> Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления
государственной дисциплины в области налогообложения созданы федеральные
органы налоговой полиции, которые включают Федеральную службу налоговой
полиции, территориальные и местные органы ее. Налоговая полиция решает задачи: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых
инспекций; защиту сотрудников налоговых инспекций от противоправных посягательств
при исполнении ими служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. Для осуществления финансового контроля в сфере страхования в
соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г. "О
государственном страховом надзоре РФ" была образована служба
государственного надзора за страховой деятельностью. В Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор), подчиненную
Правительству РФ, помимо центрального органа входят территориальные органы
страхового надзора по республикам (региональные инспекции Росстрахнадзора)
и группам областей (кустовые инспекции Росстрахнадзора). Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, помимо
лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового
рынка, осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и
обеспечением платежеспособности страховщиков. С этой целью устанавливаются
правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета
соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также
порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой
деятельности, включая соблюдение установленных Росстрахнадзором нормативов.
В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных
документов органы Росстрахнадзора имеют право ограничивать действие
лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском о их
ликвидации. Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в
значительной мере изменили функции банков в области финансового контроля.
Если в условиях плановой экономики контроль со стороны отделений Госбанка
СССР за деятельностью всех предприятий и организаций был всеобъемлющим, то
по закону коммерческие банки обязаны контролировать, главным образом,
соблюдение их клиентами — физическими и юридическими лицами —
установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и
валютного законодательства. Вместе с тем коммерческие банки по своей
инициативе анализируют финансовую деятельность хозяйствующих субъектов для
оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют
контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды
и финансовым состоянием для определения вероятности возврата ссуды с
начисленными процентами в установленные сроки. Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит
Центральному Банку России (ЦБР). Как орган государственного управления,
наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-
кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью
коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение —
Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими
банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов
банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при
предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в
зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам
воздействия: штраф в размере от 0, 1 до 1% от минимальной величины
уставного капитала; выполнение требований ЦБР по финансовому оздоровлению,
реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применение более
жестких нормативов; запрет на проведение отдельных операций и на открытие
филиалов на срок до одного года; назначение ЦБР временной администрации
банка на срок до полутора лет и, наконец, как крайняя мера — отзыв лицензии
и ликвидация банка. Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными
подразделениями министерств, ведомств, государственных комитетов и других
органов государственного управления за финансово-хозяйственной
деятельностью подведомственных им предприятий, учреждений, организаций.
Ревизии и проверки назначаются руководителем государственного органа и
проводятся комплексно — один раз в год в коммерческих организациях и один
раз в два года — в остальных учреждениях и организациях. Деятельность
контрольно-ревизионных служб министерств и ведомств находится, в свою
очередь, под контролем Министерства финансов РФ и финансовых органов
субъектов Федерации. Сфера ведомственного финансового контроля —
сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов; пресечение
фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние
бухгалтерского учета и отчетности. 5. 4. Негосударственный финансовый контроль Отказ от административно-командных методов управления экономикой
повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без
непосредственного участия государственных контрольных органов, но в
соответствии с государственными законами и нормативными актами. К
негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный
и аудиторский контроль Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием,
его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой
финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего
предприятия, его филиалов и дочерних предприятий. Децентрализация управления народным хозяйством, приватизация
государственных и муниципальных предприятий, появление новых хозяйствующих
субъектов привели к необходимости поиска и освоения новых методов
управлений финансами, включая контроль с учетом достижений мирового опыта
финансового менеджмента. Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и
стратегический. • Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной
хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации
бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись
главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный
бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и
финансового законодательства. • Стратегический финансовый контроль предполагает разработку
оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению
капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию
прибыли. Внутрихозяйственный контроль может быть произведен и при участии
привлеченных со стороны специалистов — по инициативе руководства
предприятия или его собственников — учредителей и акционеров. Новый вид финансового контроля, возникший в Российской Федерации с
конца 80-х гг., — аудиторский. С переходом к рыночной системе управления
экономикой и появлением различных коммерческих структур (коммерческие
банки, страховые фирмы, корпорации) резко повышаются требования к их
финансовой надежности и объективности при оценке финансового состояния. Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности
бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных
финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ ;
проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других
финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.
Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение
бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о
доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности;
обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах
финансово-хозяйственного законодательства; проработка рекомендаций,
полученных в результате аудиторских проверок. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Если
инициативная проверка осуществляется по решению самого экономического
субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех
случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994
г. Обязательной аудиторской проверке подлежат все банки; страховые
организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных
отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме
открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера
уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю,
принадлежащую иностранным инвесторам. Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятие (за
исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые
показатели которых превышают критерии, установленные Правительством.
Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных
органов — прокурора, казначейства налоговой службы и налоговой полиции.
Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской
проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание
штрафа по решению суда. Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый
контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие
государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-
аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые
могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским
законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После
получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они
включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой-
либо другой предпринимательской деятельностью. Все услуги аудиторских организаций платные. Отношения аудитора
(аудиторской фирмы) с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по
договорным ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения
судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или
дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг
производится за счет проверяемой организации по тарифам, утверждаемым
Правительством РФ, а в случае финансовой несостоятельности — за счет
средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой
организации, признанной судом банкротом. В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в РФ,
утвержденными Указом Президента РФ от 23 декабря 1993 г., результат
аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской
фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и
физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре
варианта заключения: заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность
показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса; заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем
положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-
бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения, которые
излагаются в аналитическом разделе заключения; отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению
аудитора, бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного
законодательства, а финансовая отчетность не дает достоверного
представления о финансовом положении проверяемого предприятия; заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить
свое мнение о качестве учета и отчетности ввиду неполучения от проверяемого
субъекта достаточно убедительных доказательств. Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его
сфера деятельности будет расширяться по мере развития цивилизованных
рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских
служб и рос роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций
с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции. Глава 6. Финансы коммерческих организаций и предприятий 6. 1. Сущность и функции финансов коммерческих организаций и
предприятий1 Финансы коммерческих организаций и предприятий как часть финансовой
системы охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в
стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального
производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и
национальный доход. В ходе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и
предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с
организацией производства, реализацией продукции, формированием финансовых
ресурсов, распределением и использованием доходов. Финансы коммерческих организаций и предприятий представляют собой
экономические отношения, возникающие в процессе формирования
производственных фондов, производства и реализации продукции, образования
собственных финансовых ресурсов, привлечения внешних источников
финансирования, их распределения и использования. Такие экономические отношения часто называют денежными, или
финансовыми, хотя финансовые отношения являются частью денежных отношений,
возникают лишь при движении денежных средств и сопровождаются формированием
и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных
средств. • По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых
отношений предприятий можно систематизировать по следующим направлениям: связанные с формированием уставного капитала хозяйствующего субъекта.
Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-
правовой формы хозяйствования. Уставный капитал является основным
источником формирования производственных фондов, приобретения
нематериальных активов любой коммерческой организации и предприятия; связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь
созданной стоимости. К ним относятся денежные отношения между поставщиком и
покупателем, транспортом и клиентурой, заказчиком и подрядчиком и т. д; между коммерческими организациями и предприятиями, связанные с эмиссией
и размещением ценных бумаг, с взаимным кредитованием, долевым участием в
создании совместных предприятий; между хозяйствующим субъектом и его подразделениями, вышестоящей
организацией, союзами и ассоциациями, членами которых они являются при
выполнении взаимных финансовых обязательств; между коммерческими организациями и предприятиями и отдельными
работниками, возникающие при распределении и использовании доходов, выпуске
и размещении акций, облигаций, выплате дивидендов по акциям и процентов по
облигациям; между хозяйствующими субъектами и финансовой системой государства при
уплате налогов и других платежей в бюджет, формировании внебюджетных
фондов, получении ассигнований из бюджета, предоставлении налоговых льгот,
применении штрафных санкций; между хозяйствующими субъектами и банковской системой в процессе
хранения денег в банках, получения и погашения ссуд, уплаты процентов за
кредит, оказания банковских услуг; между хозяйствующими субъектами и страховыми компаниями, возникающие
при страховании имущества, отдельных категорий работников,
предпринимательского и коммерческого рисков. Очевидно, что финансовые отношения, являясь частью денежных отношений,
возникают лишь при реальном движении денежных средств и сопровождаются
созданием или изменением величины денежных фондов. • Финансам коммерческих организаций и предприятий присущи те же
функции, что и общегосударственным финансам, — распределительная и
контрольная. Обе функции тесно связаны между собой. . Посредством распределительной функции происходят формирование
первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей,
создание основных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов,
обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных
товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55
|