- стратегическое управление — заключается в определении
финансовых ресурсов на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на
реализацию целевых программ и т. д. Стратегическое управление финансами в нашей
стране осуществляют Государственная Дума, Аппарат Президента РФ, Министерство
финансов РФ и другие органы государственной власти и управления;
- оперативное управление — совокупность мер, разрабатываемых
на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и
направляемых на получение максимального эффекта при минимуме затрат от
перераспределения финансовых ресурсов;
Оперативное управление финансами в нашей стране осуществляют
Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного
самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые
службы предприятий, учреждений и организаций;
-финансовый контроль — осуществляется на стадии оперативного
управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты
использования финансовых ресурсов с плановыми, а также выявить резервы роста
финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования.
11.
Органы управления финансами в Российской Федерации. Финансовый аппарат и
финансовые органы: понятие, структура, функции
В России главными властными структурами по управлению
финансами являются Федеральное Собрание,
Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение
при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой
системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам ,
банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ;
Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ;
Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ;
Федеральная Комиссия по рынку
ценных бумаг; Министерство государственного имущества;
исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Финансовая политика государства непосредственно
вырабатывается и реализуется органами управления государственными финансами.
Общее руководство и управление финансами осуществляют высшие
законодательные и исполнительные органы государственной власти: Верховна Рада
Украины, Президент, Кабинет Министров Украины, Верховна Рада и Рада Министров
республики Крым. Все функции этих государственных органов обеспечивают
стратегическое, общее руководство и управление государственными финансами.
Организация
оперативного управления финансами осуществляется через специализированные
государственные органы исполнительной власти (прежде всего через ее финансовый
аппарат) и через финансовые службы субъектов хозяйствования.
Органы
исполнительной власти в зависимости от меры их участия в финансовой
деятельности можно разделить на две группы:
1.
Органы исполнительной власти, осуществляющие руководство финансами в связи с
исполнением своих финансовых функций и задач. Это министерства (кроме
Министерства финансов), ведомства и другие органы исполнительной власти,
которые утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах
отрасли финансовые ресурсы, создают финансовые резервы, выполняют другие
финансовое функции. Их полномочия в области финансов определяют
нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины или Рады Министров
Автономной Республики Крым.
2.
Органы исполнительной власти, для которых сама финансовая деятельность является
основной. Эти органы созданы специально для осуществления управления финансами
и кредитом и в совокупности составляют систему финансово-кредитных органов.
Систему
финансовых органов возглавляет Министерство финансов Украины. Кроме него в эту
систему входят Министерство финансов Автономной Республики Крым, финансовые
управления областных, Киевской и Севастопольской городских государственных
администраций, финансовые отделы районных, городских и районных в городах
государственных администраций (см. схему 5 в приложении).
Министерство
финансов несет ответственность за финансовое состояние государства, разработку
и реализацию политики.
Министерство
финансов выполняет следующие функции:
–
участие в разработке баланса финансовых ресурсов государства и платежного
баланса;
–
подготовка проекта Государственного бюджета Украины, подача его Кабинету
Министров, а после одобрения им – подача Верховной Раде;
–
организация исполнения бюджетов, подготовка отчета об их исполнении и подача
его на утверждение Верховной Раде;
–
разработка проектов нового финансового законодательства и нормативных актов по
экономическим вопросам;
–
обоснование основных положений финансовой политики государства и подача на
рассмотрение Правительству и Парламенту Украины Концепции бюджетной и налоговой
политики;
–
рассмотрение и исполнение управленческих решений, связанных с использованием
финансовых ресурсов;
–
осуществление контроля за выполнением законодательства всеми органами
управления;
–
руководство оперативной работой финансовых органов различных уровней;
–
организация функционирования рынка ценных бумаг;
–
осуществление мероприятий по мобилизации средств через систему государственного
кредита и управления и другие.
Возглавляет
Министерство финансов Украины министр. Он несет персональную ответственность за
выполнением возложенных на министерство задач и функций. Министерство финансов
в пределах своих полномочий издает приказы и инструкции обязательные для
исполнения финансовыми органами.
В
состав Министерства финансов входят два обособленных подразделения:
Контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство.
Контрольно-ревизионная служба специализируется на осуществлении финансового
контроля (детально этот вопрос будет рассмотрен в теме 7).
Государственное
казначейство Украины создано с целью обеспечения полного и своевременного
исполнения государственного бюджета. Оно было создано Указом Президента Украины
от 27 апреля 1995г. № 335 и входит в систему органов государственной
исполнительной власти.
Государственное
Казначейство имеет такую же региональную структуру, как и Министерство
финансов. Распределение полномочий между региональными органами в части
финансирования расходов осуществляется по признакам того или иного объекта
финансирования и места его расположения.
К
органам непосредственного управления государственными финансами относится и
Государственная налоговая администрация. Вначале она была создана в составе
Министерства финансов, а с 1996 года преобразована в самостоятельный финансовый
орган. Основная ее задача состоит в реализации налоговой политики государства.
Налоговая администрация выполняет следующие основные функции:
–
разработка проектов налогового законодательства;
–
проведение массово-разъяснительной работы среди плательщиков налогов;
–
учет плательщиков налогов и поступлений их в бюджет;
–
контроль за правильностью исчисления налогов и др. обязательных платежей и
своевременностью их уплаты;
–
применение штрафных санкций и административных взысканий к нарушителям
налогового законодательства;
–
международное сотрудничество в сфере налогообложения и др.
Региональная
структура налоговой администрации аналогична системе Министерства финансов.
Высшим ее звеном является Главная государственная налоговая администрация. Она
разрабатывает проекты налогового законодательства и организует налоговую работу
и деятельность налоговых органов в государстве.
Региональными
органами являются налоговые администрации в Автономной Республике Крым,
областях, городах Киеве и Севастополе и налоговые инспекции в районах и городах
областного подчинения. Налоговые администрации в областях и городах с районным
делением выполняют организационные и консультационные функции. Непосредственную
налоговую работу осуществляют налоговые инспекции в районах и городах (без
районного деления). Они осуществляют учет всех плательщиков, находящихся на
данной территории и контролируют их расчеты с бюджетом.
Государственной
налоговой администрации подчинены подразделения по борьбе с криминальными
нарушениями в налогообложении (налоговая милиция).
Финансовые
органы государственной администрации, а также исполкомов местных советов
базового уровня выполняют свои функции в соответствии с действующим
законодательством.
Управление
финансами предприятий, объединений и других субъектов хозяйствования осуществляется
финансовой службой (отделом) этих субъектов хозяйствования.
12.
Министерство финансов Российской Федерации в системе управления финансами: функции, полномочия,
организационная структура. Министр финансов и его функции
Министерство
финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующих
деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство
финансов Российской Федерации для осуществления своих полномочий может
создавать в Установленном порядке свои территориальные органы.
Министерство
финансов РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими
федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти
субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и
иными организациями.
Минфин
РФ в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства.
Министерство
финансов РФ имеет право :
1. Запрашивать в установленном порядке у
федеральных органов государственной власти и органов государственной власти
субъектов РФ материалы, необходимые для : разработки проекта федерального
бюджета, расчета прогноза консолидированного бюджета РФ, составления отчета об
исполнении федерального бюджета, составления отчета об исполнении
консолидированного бюджета в целом по РФ и анализа консолидированных бюджетов
субъектов РФ;
2. Запрашивать в установленном порядке
материалы по целевым бюджетным и государственным внебюджетным фондам, проектам
их бюджетов, утвержденным бюджетом фондов и отчеты об их исполнении;
3. Запрашивать у федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и
организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевыми
расходами средств федерального бюджета ;
4. Проводить совместно с Министерством
экономики РФ экспертизу технико-экономических проектов, представляемых в
качестве обоснований для выделения средств для инвестиций ;
5. Представлять в установленном порядке
Правительство РФ при предоставлении государственной гарантии по кредитам в
пределах размера государственного долга, утверждаемого Федеральным законом о
федеральном бюджете на соответствующий год;
6. Ограничивать, приостанавливать, а в
необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством РФ
финансирование из государственного бюджета организаций при выявлении фактов не
целевого использования ими средств из федерального бюджета, а также в случае не
предоставления ими в установленные сроки отчетности ранее полученных средств;
7. Взыскивать в установленном порядке с
организаций средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевому
назначению, с наложением штрафов в соответствии с законодательством РФ ;
8. Организовывать формирование за счет
средств федерального бюджета, федерального фонда финансовой поддержки субъектов
РФ и предоставлять помощь за счет средств этого фонда в порядке и размерах
утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
9. Выдавать в случаях, предусмотренных
законодательством РФ, ссуды за счет средств федерального бюджета субъектам РФ
на покрытие временных кассовых разрывов с погашением этих ссуд в рамках
бюджетного года ;
10.
Предоставлять
отсрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке предусмотренном
законодательством РФ, с уведомлением налоговых органов и ведением
соответствующего реестра;
11.
Выступать по
поручению Правительства РФ официальным корреспондентом международных финансовых
организаций, в котором состоит РФ, а также других иностранных контрагентов по
финансовым операциям Правительства РФ;
12.
Осуществлять
лицензионную деятельность в соответствии с законодательством РФ и получать
отчеты о деятельности соответствующих организаций.
Министерство
финансов РФ возглавляет министр назначаемый на должность и освобождаемый от нее
Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и
осуществлением им своих функций. Министр имеет заместителей назначаемых на
должность и освобождаемых от нее Правительством РФ.
Министерство
финансов РФ издает в приделах своих компетенций на основе законодательства РФ
приказы, инструкции и другие нормативные и правовые акты.
В
Министерстве финансов РФ образуется коллегия в составе Министра (председатель
коллегии), его заместителей, руководителей Государственной налоговой службы РФ
и Государственного таможенного комитета РФ по должности, а также других
руководящих работников центрального аппарата Министерства и иных лиц по представлению
Министра. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности,
утверждаются Правительством РФ. Коллегия рассматривает основные вопросы
финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, а также другие наиболее
важные вопросы деятельности Министерства. Решения коллегии реализуются, как
правило, приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами
коллегии окончательное решение принимает Министр, докладывая о возникших
разногласиях Правительству РФ.
Для
рассмотрения актуальных проблем теории финансов, вопросов внедрения в практику
достижений науки при Министерстве финансов создается научный совет, в состав
которого входят ученые и специалисты в области финансов и кредита.
Минфин
в установленном порядке учреждает журналы и другие печатные издания.
Финансирование
расходов на содержание центрального аппарата Минфина РФ и его территориальных
органов осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете
на государственное управление. Министерство является юридическим лицом, имеет
печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Местонахождение министерства – г. Москва.
Основными
задачами Министерства финансов РФ являются :
1.
Совершенствование
бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма.
2.
Разработка и
реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой, валютной политики РФ.
3.
Концентрация
финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социального экономического
развития РФ.
4.
Разработка
проектов федерального бюджета и обеспечение исполнение в установленном порядке
федерального бюджета ; составление отчета об исполнение федерального бюджета и
консолидированного бюджета РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27
|