Собственники
анализируют финансовые отчеты с целью повышения доходности капитала,
обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют
финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам, вкладам. Качество
принимаемых решений в значительной степени зависит от качества их
аналитического обоснования.
Основным
источником информации о финансовой деятельности служит бухгалтерская
отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в условиях рыночной
экономики базируется на обобщении данных финансового учета и является
информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми
партнерами – пользователями информации о его деятельности.
Субъектами
анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в
деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей
относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.),
поставщики и клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал организации,
руководство.
Каждый субъект
анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так, собственникам
необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и
оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия;
кредиторам и поставщикам – целесообразность продления кредита, условия
кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам,
кредиторам – выгодность помещения в предприятие своих капиталов т.д.
Вторая группа
пользователей финансовой информации – это субъекты анализа, которые хотя
непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по
договору защищать интересы первой группы пользователей. Это – аудиторские
фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.
Основная цель финансового анализа – получение
небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину
финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в
структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Чтобы
принимать управленческие решения в области производства, продажи, сбыта,
финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная
осведомленность по соответствующим вопросам, возможная лишь в результате
отбора, анализа, оценки исходной «сырой» информации.
Финансовый анализ представляет собой способ
накопления, трансформации и использования информации финансового характера,
имеющий целью:
1. Оценить текущее и перспективное финансовое
состояние предприятия;
2. Оценить возможные и целесообразные темпы
развития предприятия с позиции финансового обеспечения;
3. Выявить доступные источники средств и оценить
возможность и целесообразность их мобилизации;
В основе финансового анализа, равно как и финансового
менеджмента в целом, лежит анализ финансовой отчетности.
Содержание и основная целевая установка финансового
анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения
эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной
политики. Финансовое состояние хозяйствующего субъекта – это характеристика его
финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала,
выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.
Финансовое состояния предприятия выражается в соотношении структур его активов
и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников.
Основные задачи анализа финансового состояния –
определение качества финансового состояния, изучение причин его улучшения или
ухудшения за период, подготовка рекомендаций по повышению финансовой
устойчивости и платежеспособности предприятия..
Информационными источниками для расчета показателей и
проведения анализа служат годовая и квартальная бухгалтерская отчетность:
1. Форма №1 «Бухгалтерский баланс»;
2. Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
3. Форма №3«Отчет о движении денежных средств»;
4. Форма №4«Отчет о движении капитала»;
5. Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому
балансу»,
а также данные бухгалтерского учета и необходимые
аналитические расшифровки движения и остатков по синтетическим счетам.
Принято выделить два вида финансового анализа –
внутренний и внешний. Внутренний анализ проводится работниками предприятия
(финансовыми менеджерами). Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися
посторонними лицами для предприятия (например, аудиторами).
1.2
Информационная база финансового анализа.
В условиях
рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов становится
основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного
обеспечения финансового анализа. Любое предприятие в той или иной степени
постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно
на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём
объективного информирования их о своей финансово- хозяйственной деятельности,
то есть в основном с помощью финансовой отчётности. Насколько привлекательны
опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное
финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения
дополнительных источников финансирования.
Основное
требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы
она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было
использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной,
информация должна отвечать соответствующим критериям[[1]]:
¨
Уместность
означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение,
принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она
обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.
¨
Достоверность
информации определяется ее правдивостью, преобладания экономического содержания
над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.
¨
Информация
считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также
не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.
¨
Нейтральность
предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение
интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.
¨
Понятность
означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной
профессиональной подготовки.
¨
Сопоставимость
требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной
информацией о деятельности других фирм.
В ходе
формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на
информацию, включаемую в отчетность:
1.
Оптимальное
соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составление отчетности
должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от
представления этих данных заинтересованным пользователям.
2.
Принцип
осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны
допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств.
3.
Конфиденциальность
требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести
ущерб конкурентным позициям предприятия.
В соответствии со
статьей 13 III главы Федерального закона РФ «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996г.
№129-ФЗ все организации «... обязаны составлять на основе данных синтетического
и аналитического учёта бухгалтерскую отчётность. Бухгалтерская отчётность
организаций, за исключением отчётности бюджетных организаций, состоит из:
•бухгалтерского
баланса;
•отчёта о
прибылях и убытках;
•приложений к
ним, предусмотренных нормативными актами;
•аудиторского
заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчётности, если она в
соответствии и Федеральным законом подлежит обязательному аудиту;
•пояснительной
записки».
В том же Законе
отмечено, что пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчётности должна
содержать существенную информацию об организации, её финансовом положении,
сопоставимости данных за отчётный период и предшествующий ему году и т.д.
1.3.
Основные подходы к финансовому анализу
Разные авторы
предлагают разные методики финансового анализа. Детализация процедурной стороны
методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных
факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения.
Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной
структуры:
1.
экспресс-анализ финансового состояния,
2.
детализированный анализ финансового состояния.
Целью экспресс-анализа является наглядная и простая
оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В
процессе анализа В.В. Ковалев предлагает рассчитать различные показатели и
дополнить их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста. Автор
считает, что экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа:
подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности,
экономическое чтение и анализ отчетности.
Цель первого
этапа - принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и
убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая
счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется
наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется
правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все
промежуточные итоги.
Цель второго
этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для
того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции
основных показателей деятельности, а также качественные изменения в
имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.
Третий этап -
основной в экспресс-анализе; его цель - обобщенная оценка результатов
хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ
проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных
пользователей.
В.В. Ковалев
предлагает проводить экспресс-анализ финансового состояния по выше изложенной
методике. Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или
необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и
финансового положения.
1.4.
Детализированный анализ финансового состояния.
Его цель - более
подробная характеристика имущественного и финансового положения хозяйствующего
субъекта, результатов его деятельности в истекающем отчетном периоде, а также
возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и
расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации
зависит от желания аналитика.
В.В. Ковалев
предлагает следующую программу углубленного анализа финансово-хозяйственной
деятельности предприятия:
1.Предварительный
обзор экономического и финансового положения субъекта хозяйствования.
-
Характеристика
общей направленности финансово-хозяйственной деятельности.
-
Выявление
«больных статей отчетности».
2. Оценка и
анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования.
-
Оценка
имущественного положения.
-
Построение
аналитического баланса-нетто.
-
Вертикальный
анализ баланса.
-
Горизонтальный
анализ баланса.
-
Анализ
качественных сдвигов в имущественном положении.
-
Оценка
финансового положения.
-
Оценка
ликвидности.
-
Оценка
финансовой устойчивости.
3.Оценка и анализ
результативности финансово-
хозяйственной
деятельности субъекта хозяйствования.
-
Оценка
основной деятельности.
-
Анализ
рентабельности.
-
Оценка
положения на рынке ценных бумаг.
Характеристика
основных показателей, используемых в анализе финансово-хозяйственной
деятельности будет проведена в практической части данной работы.
Рассмотрим далее
методику анализа финансового состояния, предлагаемую И.Т. Балабановым в его
книге «Основы финансового менеджмента».[[2]]
Движение любых
ТМЦ, трудовых и материальных ресурсов сопровождается образованием и
расходованием денежных средств, поэтому финансовое состояние хозяйствующего
субъекта отражает все стороны его производственно-торговой деятельности.
Характеристику финансового состояния И.Т. Балабанов предлагает провести по
следующей схеме:
·
анализ
доходности (рентабельности);
·
анализ
финансовой устойчивости;
·
анализ
кредитоспособности;
·
анализ
использования капитала;
·
анализ
уровня самофинансирования;
·
анализ
валютной самоокупаемости.
Анализ доходности
хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями.
Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли, или доходов.
Относительный
показатель - уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой
доходность, или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина
измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих
субъектов, связанных с производством продукции (товаров, работ, услуг),
определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к
себестоимости продукции.
В процессе
анализа изучают динамику изменения объема чистой прибыли, уровня рентабельности
и факторы, их определяющие.
Финансово
устойчивым считается такое предприятие, которое за счет собственных средств
покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, НМА, оборотные
средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности
и расплачивается в срок по своим обязательствам. Главным в финансовой
деятельности, считает И.Т. Балабанов, являются правильная организация и
использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового
состояния вопросам рационального использования оборотных средств уделяет
основное внимание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|