§3.2. НДС-счета в
России: анализ возможных последствий
В настоящее время в России активно обсуждаются перспективы введения специальных
счетов для уплаты налога на добавленную стоимость. Ниже приведен краткий анализ
возможных положительных и отрицательных последствий такого введения.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНФИНА РОССИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.
В соответствии с поручением Правительства РФ Минфин России разработал и
представил 1 декабря 2003 г. проекты нормативных актов, направленных на
законодательное обеспечение введения специальных счетов по уплате налога на
добавленную стоимость. В Правительство РФ были представлены проекты федеральных
законов «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской
Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Российской Федерации в связи с внесением изменений и дополнений в
Налоговый кодекс Российской Федерации».
Указанные законопроекты направлены на внесение следующих изменений и дополнений
в российское налоговое законодательство.
1. Вводится такой инструмент администрирования налога на добавленную стоимость,
как НДС-счета. Для указанных счетов предлагается установить специальный режим
функционирования, в том числе предполагается определить, что денежные средства
зачисляются и списываются с данных счетов только в счет операций по уплате НДС
в бюджет и другим налогоплательщикам. В частности, закрепляется, что
- на НДС-счет денежные средства зачисляются:
- с НДС-счетов других лиц при расчетах за товары (работы, услуги),
- с расчетного счета владельца НДС-счета, открытого в том же банке,
- с других НДС-счетов владельца НДС-счета,
- из бюджета в случае возврата сумм НДС и пени;
- с НДС-счета денежные средства списываются:
- на НДС-счета других лиц при расчетах за товары (работы, услуги) либо
при возврате сумм, поступивших на НДС-счет в отсутствие основании для такого
перечисления,
- на другие НДС-счета владельца НДС-счета,
- в бюджет на уплату НДС и пени, а также при взыскании НДС и пени в
бесспорном порядке либо при завершении ликвидации или конкурсного производства.
2. Вводится обязанность открытия специальных НДС-счетов для всех лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность, в том числе для лиц, освобожденных
от обязанностей налогоплательщика. Предполагается, что открывать НДС-счета
будут и органы государственной власти (органы местного самоуправления) для
осуществления операций бюджетных учреждений по уплате НДС.
3.Любое взыскание средств с НДС-счетов может проводиться лишь в счет исполнения
обязанности по уплате НДС и пени, начисленных за несвоевременную уплату НДС. В
случае ликвидации организации средства, оставшиеся на НДС-счете после уплаты
ликвидируемой организацией НДС и пени, подлежат перечислению в бюджет.
Предлагаемые изменения в Федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ
«Об исполнительном производстве», от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)», от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве) кредитных организаций» фактически означают, что в случае
конкурсного производства суммы, находящиеся на НДС-счете должника, могут быть
перечислены на иные НДС-счета лишь в соответствии с требованиями о перечислении
НДС, и после завершения конкурсного производства НДС-счет должника подлежит
закрытию, а остаток на этом счете — перечислению в бюджет.
4. Неоднократное нарушение банком обязанностей по ведению НДС-счетов
является основанием для обращения налоговых органов с ходатайством об отзыве
лицензии на осуществление банковских операций.
5. Банки не вправе осуществлять расходные операции по вновь открытым
НДС-счетам до получения от налогового органа подтверждения о получении уведомления
об открытии данному лицу НДС-счета.
6. Устанавливается обязанность банков в срок не позднее 5-го числа месяца,
следующего за истекшим месяцем, представлять в налоговые органы в электронном
виде сведения обо всех операциях по НДС-счетам, включая выписку из лицевого
счета и документы (с указанием в них кодов товаров, номеров и дат счетов-фактур),
на основании которых совершены все записи по НДС-счету. При неоднократном
нарушении данной обязанности налоговые органы вправе обратиться в Банк России
с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, а
также принять решение о запрете на осуществление банком операций по открытию и
проведению расчетов по НДС-счетам.
7. Денежные средства могут быть перечислены с одного НДС-счета на другой
вне зависимости от перечисления платежа за налогооблагаемые товары (работы,
услуги). Однако для владельца НДС-счета, на который с НДС-счета другого лица
зачислена сумма по основаниям, отличным от уплаты НДС, или без основания,
устанавливается обязательство по перечислению данной суммы обратно на НДС-счет
плательщика в 14-дневный срок со дня ее получения.
8. Вводится понятие реестра счетов-фактур, в который должны включаться
все выставленные и полученные счета-фактуры. Такие реестры должны представляться
в налоговые органы в электронном виде и на бумажном носителе. Счет-фактура, не
включенный в данный реестр, не может являться основанием для принятия
предъявленной суммы НДС к возмещению или вычету.
9. Устанавливается порядок, при котором суммы НДС перечисляются
поставщикам исключительно денежными средствами с НДС-счета покупателя на
НДС-счет поставщика вне зависимости от формы расчетов (товарообменные операции,
взаимозачеты, расчеты аккредитивами, чеками, векселями и т.д.).
10. К вычету принимаются только суммы НДС, перечисленные с НДС-счета покупателя
на НДС-счет поставщика за налогооблагаемые товары (работы, услуги). Суммы НДС,
уплаченные поставщикам в наличной форме, не подлежат вычету из налоговой базы
налогоплательщика за исключением сумм НДС, уплаченных по командировочным и представительским
расходам, а включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на
прибыль организаций. Суммы НДС, уплаченные в безналичной форме не с НДС-счета
организации или индивидуального предпринимателя, не подлежат ни вычету из налоговой
базы, ни включению в состав расходов по налогу на прибыль, а включаются в
состав внереализационных доходов для организаций либо не включаются в расходы
(профессиональные вычеты) индивидуальных предпринимателей.
11. Вычет сумм НДС, уплаченных при импорте товаров, производится в виде
исключения без перечисления суммы НДС с НДС-счета в бюджет. Таким образом,
сохраняется действующий в настоящее время порядок, при котором импортер может
вносить авансом сумму НДС и таможенных пошлин уполномоченному лицу с целью их
последующего внесения в бюджет по мере таможенной очистки импортируемых
товаров. Аналогичное исключение сохраняется для вычета сумм НДС, уплачиваемых
за товары, ввозимые с территории Республики Беларусь, с которой у Российской
Федерации действует режим взимания НДС по ставкам страны происхождения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|