рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ

 

 

 

3. Перспективы развития НДС в РФ

§ 3.1 Основные направления реформирования системы НДС

в Российской Федерации

На основе проведенного анализа взимания налога на добавленную стоимость и анализа международного опыта функционирования систем НДС ниже сформулирован ряд идей по реформированию российского налога на добавленную стоимость.

Ставка налога. Предлагается установить две ставки налога на добавленную стоимость: 0% – для экспортируемых товаров и услуг и около 15-16% – единая ставка налога, взимаемого при реализации товаров и услуг внутри страны. Абсолютный размер ставки с точностью до процентов должен рассчитываться исходя из целей правительства в отношении объема доходов бюджетной системы, а также налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Шаги в данном направлении происходят уже сейчас. С 1 января 2004 года произошло снижение налоговой ставки до 18%, а дальнейшем планируется снизить ее до 15-16% при отмене большинства льгот.

Льготы по налогу. В целях повышения нейтральности налоговой системы, следует изменить систему льгот по НДС, предоставляемых в виде освобождения от его уплаты оборотов по реализации определенных видов товаров и услуг, т.е. расширить базу обложения налогом на добавленную стоимость. В целях увеличения уровня нейтральности налога на добавленную стоимость следует ликвидировать пониженную ставку (10%), применяемую в основном для продуктов питания и товаров для детей.

Для предотвращения процессов уклонения от налогов следует ограничить либо полностью отменить освобождение от НДС, предоставляемое предприятиям, использующим труд инвалидов и находящимся в собственности общественных организаций инвалидов. Учитывая социальное значение поддержки этих категорий населения, освобождение от НДС должно быть заменено прямыми дотациями из государственного бюджета.

Необходимо отметить, что для избежания возможного каскадного эффекта предоставлять освобождения от уплаты НДС только тем предприятиям и видам деятельности, продукция которых ближе всего находится к стадии конечного потребления. Прочие льготы по уплате НДС должны быть либо отменены, либо, если они носят социальный характер, заменены дотациями из бюджета.

В промышленности, сельском хозяйстве и оптовой торговле, где по смыслу расчет налога близок к фактурному методу, его исчисление осуществляется на основе данных, содержащихся в балансе предприятия. Такой метод значительно усложняет порядок уплаты налога, т.к. ставит расчет его величины в зависимость от процедуры бухгалтерского учета дохода и прибыли предприятий. Такой метод расчета НДС делает его непрозрачным и, соответственно, значительно затрудняет контроль за правильностью и своевременностью его уплаты. Кроме того, он требует от предприятий ежемесячного составления балансов, предоставляемых в налоговую инспекцию.

Необходимо, чтобы налоговые инспекции начали контролировать правильность и своевременность уплаты налога не на базе бухгалтерского баланса, а с помощью счетов-фактур. При этом каждая сделка должна оформляться счетом-фактурой (что уже делается в настоящее время), составляемого в трех экземплярах, один из которых представляется в налоговую инспекцию, а остальные два — оставаться у сторон сделки. Метод расчета НДС на основе счетов-фактур необходимо внедрить не только в промышленности, но и в розничной торговле, общественном питании, строительстве и посреднической деятельности. Основная цель этой меры состоит в упрощении контроля и тем самым в снижении уклонения от уплаты налога.

Следует отметить, что слабость таможенного контроля на межгосударственных границах приводит к потерям доходов федерального бюджета независимо от используемого принципа взимания косвенных налогов. При взимании налогов по ставкам страны происхождения уход от налогообложения производится с помощью нелегального экспорта и последующего импорта (фиктивный импорт) без уплаты косвенных налогов. При применении принципа страны назначения возможен экспорт товаров с получением возмещения уплаченных ранее сумм НДС и акцизов с последующим ввозом этих же товаров обратно без уплаты налогов и импортных пошлин (фиктивный экспорт), что возможно в отсутствие таможенного контроля на границе. В последнем случае потери могут иметь более ощутимый характер, т.к. возмещение при экспорте осуществляется денежными средствами, в то время как при нелегальном импорте потери бюджета выражаются в виде неполученных доходов. Тем не менее, нельзя утверждать, что абсолютный размер потерь при использовании принципа страны назначения выше, чем при налогообложении в соответствии с принципом страны происхождения.

Налогообложение продукции сельского хозяйства. В случае перехода на единую ставку налога на добавленную стоимость мы считаем возможным применение режима "плоской" ставки (плоская ставка НДС, используемая во многих странах при налогообложении сельскохозяйственной продукции, означает разрешение покупателям данной продукции частично принимать к зачету НДС, уплаченный сельскохозяйственными предприятиями при приобретении сырья и материалов, путем выделения этой ставки в отпускной цене продукции) на продукцию сельскохозяйственных предприятий на условиях добровольности. Введение "плоской" ставки налога для продукции сельского хозяйства возможно в двух вариантах — путем разрешения производителям сельскохозяйственной продукции установления фиксированной надбавки к отпускной цене, а также путем разрешения покупателям сельскохозяйственной продукции кредита по НДС в размере фиксированной доли от цены приобретения.

Тем не менее, при сохранении пониженной ставки НДС введение дополнительной "плоской" ставки на продукцию сельского хозяйства представляется нецелесообразным.

§3.2. НДС-счета в России: анализ возможных последствий

 

В настоящее время в России активно обсуждаются перспективы введения специальных счетов для упла­ты налога на добавленную стоимость. Ниже приведен краткий анализ возможных положительных и отрицательных последствий такого введения.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ МИНФИНА РОССИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ НДС-СЧЕТОВ.

В соответствии с поручением Правительства РФ Минфин России разработал и представил 1 декабря 2003 г. проекты нормативных актов, направленных на законодательное обеспечение введения специальных счетов по уплате налога на добавленную стоимость. В Правительство РФ были представлены проекты феде­ральных законов «О внесении изменений и допол­нений в Налоговый кодекс Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с внесением изменений и дополнений в Налоговый ко­декс Российской Федерации».

Указанные законопроекты направлены на внесение следующих изменений и дополнений в российское нало­говое законодательство.

1. Вводится такой инструмент администрирования налога на добавленную стоимость, как НДС-счета. Для указанных счетов предлагается установить спе­циальный режим функционирования, в том числе предполагается определить, что денежные средства за­числяются и списываются с данных счетов только в счет операций по уплате НДС в бюджет и другим налого­плательщикам. В частности, закрепляется, что

- на НДС-счет денежные средства зачисляются:

- с НДС-счетов других лиц при расчетах за това­ры (работы, услуги),

- с расчетного счета владельца НДС-счета, откры­того в том же банке,

- с других НДС-счетов владельца НДС-счета,

- из бюджета в случае возврата сумм НДС и пени;

- с НДС-счета денежные средства списываются:

- на НДС-счета других лиц при расчетах за това­ры (работы, услуги) либо при возврате сумм, поступивших на НДС-счет в отсутствие основании для тако­го перечисления,

- на другие НДС-счета владельца НДС-счета,

- в бюджет на уплату НДС и пени, а также при взыскании НДС и пени в бесспорном порядке либо при завершении ликвидации или конкурсного произ­водства.

2. Вводится обязанность открытия специальных НДС-счетов для всех лиц, осуществляющих предпри­нимательскую деятельность, в том числе для лиц, осво­божденных от обязанностей налогоплательщика. Пред­полагается, что открывать НДС-счета будут и органы государственной власти (органы местного самоуправ­ления) для осуществления операций бюджетных учреж­дений по уплате НДС.

3.Любое взыскание средств с НДС-счетов может проводиться лишь в счет исполнения обязанности по уплате НДС и пени, начисленных за несвоевременную уплату НДС. В случае ликвидации организации сред­ства, оставшиеся на НДС-счете после уплаты ликвидируемой организацией НДС и пени, подлежат пере­числению в бюджет.

Предлагаемые изменения в Федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном произ­водстве», от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несо­стоятельности (банкротстве)», от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредит­ных организаций» фактически означают, что в случае конкурсного производства суммы, находящиеся на НДС-счете должника, могут быть перечислены на иные НДС-счета лишь в соответствии с требованиями о пере­числении НДС, и после завершения конкурсного про­изводства НДС-счет должника подлежит закрытию, а остаток на этом счете — перечислению в бюджет.

4. Неоднократное нарушение банком обязанностей по ведению НДС-счетов является основанием для обра­щения налоговых органов с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

5. Банки не вправе осуществлять расходные опе­рации по вновь открытым НДС-счетам до получения от налогового органа подтверждения о получении уве­домления об открытии данному лицу НДС-счета.

6. Устанавливается обязанность банков в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, представлять в налоговые органы в электрон­ном виде сведения обо всех операциях по НДС-сче­там, включая выписку из лицевого счета и документы (с указанием в них кодов товаров, номеров и дат сче­тов-фактур), на основании которых совершены все записи по НДС-счету. При неоднократном нарушении данной обязанности налоговые органы вправе обра­титься в Банк России с ходатайством об отзыве лицен­зии на осуществление банковских операций, а также принять решение о запрете на осуществление банком операций по открытию и проведению расчетов по НДС-счетам.

7. Денежные средства могут быть перечислены с одного НДС-счета на другой вне зависимости от пере­числения платежа за налогооблагаемые товары (рабо­ты, услуги). Однако для владельца НДС-счета, на который с НДС-счета другого лица зачислена сумма по основаниям, отличным от уплаты НДС, или без основания, устанавливается обяза­тельство по перечислению данной суммы обратно на НДС-счет пла­тельщика в 14-дневный срок со дня ее получения.

8. Вводится понятие реестра счетов-фактур, в который должны включаться все выставленные и полученные счета-фактуры. Такие реестры должны пред­ставляться в налоговые органы в электронном виде и на бумажном носителе. Счет-фактура, не включенный в данный реестр, не может являться основанием для принятия предъявленной суммы НДС к возмещению или вычету.

9. Устанавливается порядок, при котором суммы НДС перечисляются поставщикам исключительно де­нежными средствами с НДС-счета покупателя на НДС-счет поставщика вне зависимости от формы расчетов (товарообменные операции, взаимозачеты, расчеты аккредитивами, чеками, векселями и т.д.).

10. К вычету принимаются только суммы НДС, пе­речисленные с НДС-счета покупателя на НДС-счет поставщика за налогооблагаемые товары (работы, услу­ги). Суммы НДС, уплаченные поставщикам в налич­ной форме, не подлежат вычету из налоговой базы налогоплательщика за исключением сумм НДС, упла­ченных по командировочным и представительским расходам, а включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Суммы НДС, уплаченные в безналичной форме не с НДС-счета организации или индивидуального предпринимателя, не подлежат ни вычету из налого­вой базы, ни включению в состав расходов по налогу на прибыль, а включаются в состав внереализационных доходов для организаций либо не включаются в расходы (профессиональные вычеты) индивидуаль­ных предпринимателей.

11. Вычет сумм НДС, уплаченных при импорте това­ров, производится в виде исключения без перечисле­ния суммы НДС с НДС-счета в бюджет. Таким обра­зом, сохраняется действующий в настоящее время порядок, при котором импортер может вносить авансом сумму НДС и таможенных пошлин уполномоченному лицу с целью их последующего внесения в бюджет по мере таможенной очистки импортируемых товаров. Аналогичное исключение сохраняется для вычета сумм НДС, уплачиваемых за товары, ввозимые с террито­рии Республики Беларусь, с которой у Российской Федерации действует режим взимания НДС по став­кам страны происхождения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.