• принцип равного
налогового бремени;
• принцип
установления налогов законами;
• принцип
отрицания обратной силы налоговых законов;
• принцип
приоритета налогового закона над неналоговыми законами;
• принцип наличия
всех элементов налога в налоговом законе;
• принцип
сочетания интересов государства и обязанных субъектов.
Организационные
принципы налогообложения — это положения, на которых базируется построение
налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.
Налоговая
система России руководствуется следующими организационными принципами:
• принцип
единства налоговой системы;
• принцип
подвижности (эластичности);
• принцип
стабильности;
• принцип
множественности налогов;
• принцип
исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.
Экономические
принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они
претерпели некоторые изменения, именуются иначе и могут быть кратко охарактеризованы
следующим образом:
принцип
справедливости — каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства
соразмерно своим доходам и возможностям. Методологической основой выступает
прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен
больше платить налогов;
принцип
соразмерности
— баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип
характеризуется кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от
изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового
бремени;
принцип учета
интересов налогоплательщиков — простота исчисления и уплаты налога. Раскрывается через:
принцип
определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны
налогоплательщику);
принцип
удобства (налог
взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для
плательщика);
принцип
экономичности
(эффективности) — необходимость сокращения издержек государства по взиманию
налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать (причем, примерно на
порядок) затраты на его обслуживание.
Со временем к
этому перечню австрийский экономист Адольф-Генрих-Готлиб Вагнер добавил
следующие принципы:
• достаточность
(обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и
последующие периоды);
• правильный
выбор источников налогообложения;
• выявление
способов избавления от уплаты налогов (имеется в виду законных);
• влияние налогов
на плательщиков;
• общность (охват
всех слоев населения обложением налогами);
• прогрессивность
(рост величины налога с ростом доходов плательщика);
• освобождение от
уплаты налогов части населения, получающей минимальные доходы.
В настоящее время
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) определяет налог как
«обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях
финансового обеспечения дея-
тельности государства и (или)
муниципальных образований» (ст. 8). Данное определение предусматривает
следующие основные моменты:
• утверждение
налогов — прерогатива законодательной власти утверждать налоги;
• налог является
индивидуально безвозмездным;
• односторонний
характер установления налога;
• уплата налога
как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности
государства;
• налог
взыскивается на условиях безвозвратности;
• цель взимания
налога — обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного
расхода.
Классификация налогов может быть
проведена по разным основаниям. Ниже представлены некоторые возможные варианты
классификации налоговых платежей с конкретными примерами налогов.
1. По способу
взимания различают:
прямые налоги,
которые взимаются непосредственно с доходов пни имущества налогоплательщика.
Конечным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти
налоги подразделяются на:
Ø
реальные
прямые налоги, уплачиваемые с учетом не действительного, а предполагаемого среднего
дохода плательщика (например, налоги на имущество юридических и физических
лиц);
Ø
личные
прямые налоги, взимаемые с реально полученного дохода, они учитывают
фактическую платежеспособность налогоплательщика (например, налог на прибыль
организаций);
Ø
косвенные
налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным
плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, работы, услуги. В
зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
- косвенные
индивидуальные налоги, которыми облагаются строго определенные группы товаров
(например, акцизы);
- косвенные универсальные налоги,
которыми облагаются в основном все товары, работы и услуги (например, налог на
добавленную стоимость);
- фискальные монополии, распространяемые
на все товары, производство и реализация которых сосредоточены в
государственных структурах;
- таможенные пошлины, которыми
облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы
(экспортно-импортные операции).
2. В зависимости
от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать
налоги:
Ø
федеральные
(общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством
страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие
высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты
различных уровней (например, налог на прибыль организаций);
Ø
региональные
налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством
страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество
организаций);
Ø
местные
налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными
органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном
уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог,
налог на рекламу).
3. По целевой
направленности введения налогов: абстрактные (общие) налоги, предназначенные
для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на
добавленную стоимость);
Ø
целевые
(специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного
направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода
платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4. В
зависимости от субъекта-налогоплательщика:
Ø
налоги,
взимаемые с физических лиц (например, налог на наследование или дарение);
Ø
налоги,
взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
Ø
смежные
налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например,
земельный налог).
5. По уровню
бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:
Ø
закрепленные
налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет
(например, таможенные пошлины);
Ø
регулирующие
налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции,
определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с
продаж).
6. По порядку
введения:
Ø
общеобязательные
налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который
они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);
Ø
факультативные
налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и
взимание — компетенция региональных и местных органов власти (например, налоге
продаж, местные лицензионные сборы).
7. По срокам
уплаты:
Ø
срочные
налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами
(например, государственная пошлина);
Ø
периодично-календарные
налоги, которые в свою очередь подразделяются на следующие разновидности:
декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые (например, налог на
доходы физических лиц уплачивается ежемесячно, налог на прибыль организаций
уплачивается ежемесячно или ежеквартально).
8. По
характеру отражения в бухгалтерском учете различают налоги:
Ø
включаемые
в себестоимость (земельный налог, налог на пользователей автодорог, единый
социальный налог);
Ø
уменьшающие
финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на
рекламу);
Ø
уплачиваемые
за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);
Ø
уплачиваемые
за счет чистой прибыли (сбор за право торговли);
Ø
включаемые
в цену продукции (акцизы, НДС, таможенные пошлины);
Ø
удерживаемые
из доходов работника (налог на доходы физических лиц).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|