рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ функционировани НДС в системе косвенного налогообложения в РФ

XVII в. — определение роли налогов как основного источника доходной части бюджета многих государств;

последняя треть XVIII в. - исследование проблем теории и практики налогообложения. Французский ученый Ф. Кене впервые провел связь налогообложения и  народнохозяйственного процесса.

Идеи А. Смита оказали кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь государств; «золотыми правилами» налогообложения стали сформулированные им принципы;

период после первой мировой войны — проведение в ряде стран научно обоснованных налоговых реформ и зарождение современной налоговой системы.

Мировой кризис 1929-1933 гг. заставил рассматривать государственные доходы как инструмент макроэкономической стабилизации;

 

 

80-е гг. XX в. — создание бюджетной концепции американского экономиста А. Лаффера. В 80—90-е гг. страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, стимулирование деловой активности, инвестиционной политики.

Возникновение и развитие налогообложения в России во многом сходны с аналогичными общеевропейскими процессами и, как в любом государстве, имеют национальные особенности:

древний мир — существование жертвоприношения как формы изъятия материальных ценностей у людей, обусловленной религиозными требованиями;

конец IX в. — изменение характера платежей. Взимание их с населения было обусловлено необходимостью формирования  бюджета государства. Основными видами изъятий того времени были контрибуции и дань с угнетенных народов («полюдье», «повоз»). Косвенные платежи — таможенные и судебные пошлины;

эпоха Ивана III (XV в.) — возобновление процесса формирования  финансов Руси. Введены «данные», «пищальные» деньги и прочие платежи. Цель таких изъятий — формирование русского войска, обеспечение его оружием, укрепление государственных границ. Косвенные платежи носили название откупов (главную роль играли винные и таможенные откупы);

эпоха Петра I (конец XVII — начало XVIII в.) — изобретение многочисленных налогов, обусловленное крупными  преобразованиями государства, а также военной ситуацией.

Были введены налоги с найма домов, продажи съестного, арбузов, печей,  церковных верований, гербовый сбор и прочие платежи;

конец XVIII в. — преобладание в государственной казне косвенного обложения над прямым. Начинается формирование городских  бюджетов, осно-

 

 

вывавшихся на собственных доходах (налоги с  перевозов, с подвижных лодок и пр.);

XIX в. — введены подушная подать, оброк (плата казенных крестьян за пользование землей), гильдейская подать с купечества, а также надбавки по прямым налогам, служившие для строительства государственных дорог, устройства водных сообщений, для уплаты долгов России;

начало XX в. — усиливается приоритет косвенных налогов  (табачная, питейная, нефтяная, спичечная и таможенная пошлины); прямое обложение выступает в форме налогов и сборов с недвижимого имущества, налогов с торговли и промышленности (промысловый налог), налогов с денежных капиталов, податей и личных налогов, государственного квартирного налога;

первые годы Советской власти — перенесение тяжести налогового бремени на буржуазию (подоходный, единовременный налоги, налог на прирост прибылей, а также единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на буржуазию).

К 1920 г. налоги перестали играть существенную роль в доходах бюджета, их место заняла эмиссия денежных знаков. Сформирована система натуральных налогов: для крестьян - продразверстка, для жителей города — всеобщая трудовая повинность;

1921 — 1928 гг. (НЭП) — введение денежных налогов, как прямых (промысловый налог, налог с наследства, подоходно-поимущественный, продналог с крестьян), так и косвенных (налог на виноградные вина, таможенные сборы, пошлины и др.);

30-е гг. XX в. — проведение финансовой реформы, важной задачей  которой было упразднение множественности налогов. Введено два основных платежа; налог с оборота и отчисления от прибыли.  Фактически Россия на десятки лет лишилась реальной налоговой системы;

конец 1991 г. — начало становления новой российской налоговой системы. Налоги заменили существовавшее ранее плановое распределение прибы-

 

ли предприятий. Государство стало влиять на развитие процессов в обществе посредством налогообложения.

Процесс реформирования налоговой системы продолжается и в XXI в.

Налоговая теория — система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории представляют собой модели построения  налоговых систем государства с различной степенью обобщения и классифицируются как:

• общие теории налогов (отражают назначение налогообложения в целом);

• частные теории налогов (исследуют отдельные налоговые вопросы).

К общим теориям налогов относятся:

теория обмена (средние века), связанная с договорными отношениями между правительственными властями и гражданами по поводу «покупки» последними военной, юридической защиты у государства (налог — мера мены за услуги);

атомистическая теория (эпоха Просвещения; С. де Вобан, Монтескье, Вольтер, Мирабо). В обмен на уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности, собственности как от внешних врагов, так и внутри страны. Данная сделка является принудительной и не всегда справедливой;

теория наслаждения (первая половина XIX в.; Ж. Сисмонд де Сисмонди). Под наслаждением Сисмонди понимал порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов;

теория страхования (вторая половина XIX в.; Дж. Мак Кул-лох, А. Тьер, Э. де Жирарден). Налог приравнивается к платежу страховой премии. Налогоплательщик страхует свою собственность от разного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу;

 

 

классическая теория налогов (рубеж XVIII—XIX вв.; А. Смит, Д. Рикардо). Налоги представляют собой один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти.

теория жертвы (XIX — начало XX в.; Н. Канар, Б.Г. Мильгаузен, С.Ю. Витте, Я. Таргулов). Суть теории жертвы в следующем: граждане при уплате государству налога приносят жертву; люди терпят лишения, уплачивая большие суммы налогов; государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования. Налог — это форма доходов государства, представляющая собой жертву граждан для удовлетворения потребностей общества;

теория общественных потребностей (конец XIX — начало XX в.; Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти, Э. Сакс). Согласно этой теории государство должно выполнять экономические функции. Покрытием такого рода расходов призваны служить налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые услуги;

кейнсианская теория (первая половина XX в.; Дж. Кейнс). Налоги - главный рычаг регулирования экономики. Налоговые изъятия тесно связаны с показателем спроса: чем больше вводится налогов, тем ниже спрос и, наоборот, сокращение налогов ведет к стимулированию спроса. Большие сбережения как пассивный  источник дохода мешают росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов;

теория монетаризма (50-е гг. XX в.; М. Фридман). Наряду с иными компонентами налоги воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег. Тем самым уменьшаются  неблагоприятные факторы развития экономики;

теория экономики предложения (80-е гг. XX в.; М. Берне, Г. Стайн). Налоги — один из важных факторов экономического развития и регулирования. В

 

рыночной экономике базовым показателем выступает предложение товара. Сокращение налоговых ставок приводит к росту доходов, увеличению сбережений у населения и накоплению капитала предпринимателями, а в конечном итоге повышению национального производства и дохода, налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, снижение налогового гнета влечет за собой бурный рост предпринимательской и инвестиционной деятельности.

К частным теориям налогов относятся:

- теория соотношения прямого и косвенного обложения.

 Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос о влиянии прямого и косвенного обложения при создании  сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить такую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм, как наиболее справедливых (подоходное налогообложение);

-              теория единого налога.

 Налоги должны уплачиваться из одного источника — из доходов. Теоретически взимание единого налога более целесообразно, просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала идеалистичность этого подхода;

- теория пропорционального налогообложения.

Ослабление налогового бремени по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этого способа обложения всегда выступают имущие классы;

- теория прогрессивного налогообложения.

Усиление налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что богатого гражданина необходимо обложить большим налогом — не только абсолютно, но и относительно;

- теория переложения налогов.

 

 

Изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм обложения, эластичности спроса и предложения. Исследования проводятся по источникам доходов и по категориям плательщиков.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного  продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов. По выражению политического деятеля Северной Америки Б. Франклина,  «платить налоги и умереть должен каждый».

Налоги и займы — два определяющих источника существования  любой  страны. От их соотношения в значительной степени зависит ее  платежеспособность и общее положение в мировом обществе.

 При недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг  среди населения страны (внутренние заимствования) к выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов  (внешние заимствования).

В различных странах основную часть доходов бюджета составляют  именно налоги. Так, во Франции налоги формируют 95% бюджета, в США — 90, в Германии — 80, в Японии — 75%. В России доля налогов примерно соответствует мировым показателям (более 90%).

Принципы налогообложения — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Можно выделить следующие группы принципов [4]:

1. По степени охвата во времени и пространстве — общенациональные (базовые) принципы, сформулированные на протяжении всей истории развития налогообложения и действующие во всем мире; национальные (индивидуальные) принципы, функционирующие в рамках конкретной страны.

2. В зависимости от сферы действия — юридические, организационные и экономические принципы.

 

 

Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.