XVII в. —
определение роли налогов как основного источника доходной части бюджета многих
государств;
последняя треть
XVIII в. - исследование проблем теории и практики налогообложения. Французский
ученый Ф. Кене впервые провел связь налогообложения и народнохозяйственного процесса.
Идеи А. Смита
оказали кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь государств;
«золотыми правилами» налогообложения стали сформулированные им принципы;
период после
первой мировой войны — проведение в ряде стран научно обоснованных налоговых
реформ и зарождение современной налоговой системы.
Мировой кризис
1929-1933 гг. заставил рассматривать государственные доходы как инструмент
макроэкономической стабилизации;
80-е гг. XX в. —
создание бюджетной концепции американского экономиста А. Лаффера. В 80—90-е гг.
страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные
на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, стимулирование деловой
активности, инвестиционной политики.
Возникновение и
развитие налогообложения в России во многом сходны с аналогичными
общеевропейскими процессами и, как в любом государстве, имеют национальные
особенности:
древний мир —
существование жертвоприношения как формы изъятия материальных ценностей у
людей, обусловленной религиозными требованиями;
конец IX в. —
изменение характера платежей. Взимание их с населения было обусловлено
необходимостью формирования бюджета государства. Основными видами изъятий того
времени были контрибуции и дань с угнетенных народов («полюдье», «повоз»). Косвенные
платежи — таможенные и судебные пошлины;
эпоха Ивана III
(XV в.) — возобновление процесса формирования финансов Руси. Введены «данные»,
«пищальные» деньги и прочие платежи. Цель таких изъятий — формирование русского
войска, обеспечение его оружием, укрепление государственных границ. Косвенные
платежи носили название откупов (главную роль играли винные и таможенные
откупы);
эпоха Петра I
(конец XVII — начало XVIII в.) — изобретение многочисленных налогов,
обусловленное крупными преобразованиями государства, а также военной ситуацией.
Были введены
налоги с найма домов, продажи съестного, арбузов, печей, церковных верований,
гербовый сбор и прочие платежи;
конец XVIII в. —
преобладание в государственной казне косвенного обложения над прямым. Начинается
формирование городских бюджетов, осно-
вывавшихся на собственных доходах
(налоги с перевозов, с подвижных лодок и пр.);
XIX в. — введены
подушная подать, оброк (плата казенных крестьян за пользование землей),
гильдейская подать с купечества, а также надбавки по прямым налогам, служившие
для строительства государственных дорог, устройства водных сообщений, для уплаты
долгов России;
начало XX в. —
усиливается приоритет косвенных налогов (табачная, питейная, нефтяная,
спичечная и таможенная пошлины); прямое обложение выступает в форме налогов и
сборов с недвижимого имущества, налогов с торговли и промышленности (промысловый
налог), налогов с денежных капиталов, податей и личных налогов, государственного
квартирного налога;
первые годы
Советской власти — перенесение тяжести налогового бремени на буржуазию
(подоходный, единовременный налоги, налог на прирост прибылей, а также
единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на буржуазию).
К 1920 г. налоги
перестали играть существенную роль в доходах бюджета, их место заняла эмиссия
денежных знаков. Сформирована система натуральных налогов: для крестьян -
продразверстка, для жителей города — всеобщая трудовая повинность;
1921 — 1928 гг.
(НЭП) — введение денежных налогов, как прямых (промысловый налог, налог с
наследства, подоходно-поимущественный, продналог с крестьян), так и косвенных
(налог на виноградные вина, таможенные сборы, пошлины и др.);
30-е гг. XX в. —
проведение финансовой реформы, важной задачей которой было упразднение
множественности налогов. Введено два основных платежа; налог с оборота и отчисления
от прибыли. Фактически Россия на десятки лет лишилась реальной налоговой
системы;
конец 1991 г. —
начало становления новой российской налоговой системы. Налоги заменили
существовавшее ранее плановое распределение прибы-
ли предприятий. Государство стало
влиять на развитие процессов в обществе посредством налогообложения.
Процесс
реформирования налоговой системы продолжается и в XXI в.
Налоговая теория — система научных
знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни.
Налоговые теории представляют собой модели построения налоговых систем
государства с различной степенью обобщения и классифицируются как:
• общие теории
налогов (отражают назначение налогообложения в целом);
• частные теории
налогов (исследуют отдельные налоговые вопросы).
К общим теориям
налогов относятся:
теория обмена
(средние века), связанная с договорными отношениями между правительственными
властями и гражданами по поводу «покупки» последними военной, юридической
защиты у государства (налог — мера мены за услуги);
атомистическая
теория (эпоха Просвещения; С. де Вобан, Монтескье, Вольтер, Мирабо). В обмен на
уплату налогов гражданин получает от государства услуги по охране его личной безопасности,
собственности как от внешних врагов, так и внутри страны. Данная сделка
является принудительной и не всегда справедливой;
теория
наслаждения (первая половина XIX в.; Ж. Сисмонд де Сисмонди). Под наслаждением
Сисмонди понимал порядок в обществе, обладание собственностью, наличие
правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у
государства с помощью налогов;
теория
страхования (вторая половина XIX в.; Дж. Мак Кул-лох, А. Тьер, Э. де Жирарден).
Налог приравнивается к платежу страховой премии. Налогоплательщик страхует свою
собственность от разного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу
или имуществу;
классическая
теория налогов (рубеж XVIII—XIX вв.; А. Смит, Д. Рикардо). Налоги представляют
собой один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты
на содержание государства, причем не все, а только «расходы на общественную
оборону и на поддержание достоинства верховной власти.
теория жертвы
(XIX — начало XX в.; Н. Канар, Б.Г. Мильгаузен, С.Ю. Витте, Я. Таргулов). Суть
теории жертвы в следующем: граждане при уплате государству налога приносят
жертву; люди терпят лишения, уплачивая большие суммы налогов; государство,
являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого
пожертвования. Налог — это форма доходов государства, представляющая собой
жертву граждан для удовлетворения потребностей общества;
теория
общественных потребностей (конец XIX — начало XX в.; Л. Штейн, А. Шеффле, Ф.
Нитти, Э. Сакс). Согласно этой теории государство должно выполнять экономические
функции. Покрытием такого рода расходов призваны служить налоги. Налоги не
являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые
услуги;
кейнсианская
теория (первая половина XX в.; Дж. Кейнс). Налоги - главный рычаг регулирования
экономики. Налоговые изъятия тесно связаны с показателем спроса: чем больше
вводится налогов, тем ниже спрос и, наоборот, сокращение налогов ведет к стимулированию
спроса. Большие сбережения как пассивный источник дохода мешают росту
экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов;
теория
монетаризма (50-е гг. XX в.; М. Фридман). Наряду с иными компонентами налоги
воздействуют на обращение, через налоги изымается излишнее количество денег.
Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики;
теория экономики
предложения (80-е гг. XX в.; М. Берне, Г. Стайн). Налоги — один из важных
факторов экономического развития и регулирования. В
рыночной экономике базовым
показателем выступает предложение товара. Сокращение налоговых ставок приводит
к росту доходов, увеличению сбережений у населения и накоплению капитала
предпринимателями, а в конечном итоге повышению национального производства и
дохода, налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, снижение налогового
гнета влечет за собой бурный рост предпринимательской и инвестиционной деятельности.
К частным теориям
налогов относятся:
- теория
соотношения прямого и косвенного обложения.
Финансовая наука
достаточно долго искала ответ на вопрос о влиянии прямого и косвенного
обложения при создании сбалансированной налоговой системы. Во второй половине
XIX в. ученые пришли к выводу, что построить такую систему можно, лишь сочетая
на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм, как наиболее
справедливых (подоходное налогообложение);
-
теория
единого налога.
Налоги должны уплачиваться из одного
источника — из доходов. Теоретически взимание единого налога более
целесообразно, просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов.
Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала
идеалистичность этого подхода;
- теория
пропорционального налогообложения.
Ослабление
налогового бремени по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые
суммы). Защитниками этого способа обложения всегда выступают имущие классы;
- теория
прогрессивного налогообложения.
Усиление налоговой нагрузки по мере
роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что богатого
гражданина необходимо обложить большим налогом — не только абсолютно, но и
относительно;
- теория
переложения налогов.
Изучает справедливость распределения
налогового бремени в зависимости от форм обложения, эластичности спроса и
предложения. Исследования проводятся по источникам доходов и по категориям
плательщиков.
Сущность налогообложения заключается
в прямом изъятии государством определенной части валового общественного
продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных
финансовых ресурсов. По выражению политического деятеля Северной Америки Б.
Франклина, «платить налоги и умереть должен каждый».
Налоги и займы —
два определяющих источника существования любой страны. От их соотношения в
значительной степени зависит ее платежеспособность и общее положение в мировом
обществе.
При
недостаточности налоговых доходов прибегают к прямым кредитам иностранных
государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования)
к выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).
В различных странах основную часть
доходов бюджета составляют именно налоги. Так, во Франции налоги формируют 95%
бюджета, в США — 90, в Германии — 80, в Японии — 75%. В России доля налогов
примерно соответствует мировым показателям (более 90%).
Принципы налогообложения — это
базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Можно выделить
следующие группы принципов [4]:
1. По степени
охвата во времени и пространстве — общенациональные (базовые) принципы,
сформулированные на протяжении всей истории развития налогообложения и
действующие во всем мире; национальные (индивидуальные) принципы, функционирующие
в рамках конкретной страны.
2. В зависимости
от сферы действия — юридические, организационные и экономические принципы.
Юридические
принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|