Преобразование
форм собственности в первую очередь, приватизация предприятий, должны были
предусматривать решение не только организационных вопросов, т. е. как и кому
продать магазин или предприятия, но и экономических, направленных на создание
отвечающих новым требованиям систем учета, контроля, аудита и планирования. При
этом надо учитывать, что особенностью предпринимательской деятельности любого
хозяйствующего субъекта в условиях формирующегося рынка, а надо полагать и в
дальнейшем — и это показал опыт создания кооперативов, малых предприятий,
товариществ и обществ с ограниченной ответственностью — будет универсализация
видов деятельности, а следовательно, и объективность экономического управления.
Это, несомненно, должно найти свое отражение, как в структуре маркетинговых
служб, так и в составе функциональных задач всей предпринимательской
деятельности торговых предприятий, естественно, при достаточном товарном
обеспечении.
Только
решительное расширение производства и выпуска товаров, наполнение прилавков
продуктами питания и другими товарами первой необходимости могут вывести
республиканскую экономику на принципиально новый путь развития. Иначе —
товарный дефицит, а порой и товарный голод, порождающий безудержную спекуляцию
и «меновой беспредел».
Проведение
аудита предпринимательской деятельности, с одной стороны выступает как средство
реализации функций маркетинга, где применяется методика внутреннего и внешнего
аудита. Здесь функционирует хозяйственный субъект, аудит рынков, производителей
сырья и потребителей, конкурентоспособности продукции, предоставляемых услуг
спроса и сбыта, формирования ценовой политики и т.д. С другой стороны — как
функция управления маркетинговой деятельностью в целом сопоставляются затраты
на содержание маркетинговой службы и влияние результатов ее функционирования на
формирование прибыли. Результаты такого аудита представляют собой часть
аналитических разработок, осуществляемых в рамках полного аудита всей
деятельности хозяйствующего субъекта.
Существенное
внедрение аудиторских услуг в Кыргызской Республике связано также с
формированием рынка услуг и проявлением целого ряда нетрадиционных для
республиканской экономики финансово-кредитных институтов (инжениринговых,
консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.). Как известно, услуги
обладают всеми признаками товара, имеют общественную потребительскую стоимость
и потребляются посредством обмена. Таким образом, объектом аудита могут служить
все этапы жизненного цикла сферы и услуг, а при представлении отдельных из них,
например — консалтинговых, — основным средством их создания. Следует отметить,
что все действующие аудиторские фирмы и аудиторы независимо от вида категории
занимаются консалтинговыми услугами. Большая доля их работы сводится к
составлению бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.
В
перспективе на первое место должна выдвинуться консалтинговая деятельность. В
данном случае аудит будет выполнять функции консалтинговых фирм, оказывая своим
клиентам консультационную помощь в части правильной организации бухгалтерского
учета, соответствия его международным стандартам, условиям рыночной экономики.
Это ограничит потребность в последующих проверках правильности ведения
бухгалтерского учета, соблюдений требования единого плана бухгалтерских счетов,
единого подхода к отражению хозяйственных операций на этих счетах позволит
выйти на единые по форме баланс и отчет о результатах финансовой деятельности.
Аудитор, в перспективе должен быть специалистом высочайшего класса как в
области учета, так и в области аудиторской проверки.
Рыночная
экономика характеризуется динамичностью ситуации как предпринимательской
деятельности хозяйственных субъектов так и его внешней среды. С точки зрения
развития, аудит прошел три стадии. В этих условиях наибольшее значение
приобретает подтверждающий или системно-ориентированный аудит. Третьей стадией
является аудит, базирующий на риске.
Результаты
подтверждающего аудита используются на уровне отдельных функциональных служб
хозяйственных субъектов. Эта информация не содержит всего комплекса аналитических
показателей и в этом смысле является строго ориентированной и фрагментарной. В
то же время эти информационные массивы могут быть более детализированными и
поэтому не дублирующими системно-ориентированному аудиту предпринимательской
деятельности.
Особенность
системно-ориентированного или так называемого ситуационного аудита — его
комплексность, что позволяет по состоянию на определенную дату оценить характер
изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности,
своевременно сформировать рекомендации и выводы для разработки тактики
маркетинга и текущих планов хозяйствующих субъектов.
Системно-ориентированный
аудит коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки
оперативных информационных массивов. Первичные документы, данные текущего
учета, показатели баланса, отчета о финансовых результатах и другие отчетности
служат информационной базой, являющейся основным компонентом экспертной
системы, приспособленной к требованиям и целям аудита. Режим представления
результатов системно-ориентированного аудита — запросной и построен на основе
ответов по заранее определенной аналитической программе, состоящей из отдельных
блоков, характеризующих состояние рынков, экспортно-импортных операций, состав
покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен и ценовой
политики, товародвижения и сбыта, спроса и сервисных услуг. Это позволяет
оперативно управлять маркетинговой деятельностью предпринимательских субъектов.
Ясно
одно, что проведения системно-ориентированного и подтверждающего аудита
предпринимательской деятельности предъявляет повышенные требования, к
информационному обеспечению, состав которого в существенной мере изменяется.
Эти изменения коснутся как макро -, так и микроуровня.
Вообще
в рыночных условиях следует ожидать значительного сокращения поступления
отчетных данных с микроуровня на макроуровень. Этому процессу будет
способствовать коммерческая тайна, которая уже фактически имеет место на ряде
совместных и частных предприятий, ассоциаций акционерных обществ, кооперативов
и др.
В
основном проведение аудита на 80% определяется действующими системами
бухгалтерского учета и отчетности, а также налоговым законодательством.
Развитие информационной базы аудита на микроуровне будет, на наш взгляд существенно
расширяться. И в дальнейшем это изменится за счет увеличения удельного веса
неучтенных источников информации, характеризующих состояние внешней среды:
рынков товаров и услуг, их конкурентоспособности, процентных ставок и котировки
валюты, устанавливаемых государственными коммерческими банками, рынка услуг и
рабочей силы и т.д. Создание комплексных автоматизированных систем
предпринимательской информации — задача весьма сложная, но как показала
международная практика, вполне осуществимое мероприятие.
В
рыночных условиях функцией маркетинга является ценообразование и определение
ценовой политики. Кроме калькуляции себестоимости товаров и услуг с учетом
средней нормы, прибыли, ценовая политика должна определяться на основе анализа
предпринимательской деятельности, и, в конечном счете, определяется уровень
заключения договорных цен. Особенности формирования договорных цен —
использование системы коммерческих поправок к цене, количественное значение
которых зависит от конкретных условий договора. Вместе с тем при окончательном
согласовании договорных цен возможна их корректировка в зависимости от
результатов системно-ориентированного аудита предпринимательской деятельности
на момент подписанного контракта или договора. Существенное влияние при этом оказывают
финансовое положение и платежеспособность хозяйствующих субъектов, состояние
«портфеля заказов» и другие факторы. В отдельных случаях договорные цены могут
быть убыточные, если это целесообразно для субъектов по причинам объективного
характера.
В переходных
условиях предпринимательская деятельность приобретает многоплановый характер.
Она предполагает тесное взаимодействие всех предпринимательских и обслуживающих
служб субъектов, включая маркетинговую. Контрактные или договорные цены
формируются с помощью приемов и методов предпринимательской калькуляции,
которая также становится важнейшей функцией маркетинговой деятельности и
конфиденциальности калькуляции, существует прямая и обратная информационная и
методологическая связь.
В
рыночных условиях аудит предпринимательской деятельности становится важной
функцией и менеджмента. Умело и целенаправленно организовать аналитическую
работу на хозяйствующих субъектах — значит обеспечить синтез аналитической
информации, как отдельных функциональных служб так и служб менеджмента. Поэтому
не случайно организационная структура иностранных фирм предусматривает
обособление аналитических служб (центральное аналитическое бюро), результатов
всех практикуемых видов аудита (первоначального, согласованного, обязательного
и инициативного). В экономических структурах развитых капиталистических
государств имеются специальные научно-исследовательские подразделения,
разрабатывающие методику аудита базирующего на риске.
Рыночная
экономика требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области
аудита предпринимательской деятельности и конфиденциальной калькуляции,
сочетающих в себе умение выполнять комплексные работы учетно-аналитического,
валютно-финансового, технико-производственного, сбытового и последовательного
характера. Такие требования и определяют сегодня квалифицированный уровень
менеджера.
Особой
задачей, аудиторской проверки в современных условиях является аудит базирующего
на риске. Затратный метод, существовавший ранее, административно-командное
управление, широко распространенная практика дотированная убыточных предприятий
заменяются гибкой предпринимательской системой, действительно связанной с
коммерческим риском.
В
условиях рыночной экономики, риск — категория часто с конкурентной
непредсказуемостью, значительно объективная, доставляющая массу хлопот
предпринимателям, ведущим хозяйственно-финансовую деятельность при любой форме
собственности. Преодолеть возникающие трудности с наименьшим риском можно при
двух непременных условиях:
1) с
помощью организации тщательного анализа затрат живого и общественного труда,
регулярного учета, контроля и аудита себестоимости в процессе производства и
реализации продукции (промышленного и потребительского назначения). Здесь
первостепенная роль принадлежит производственной и торговой калькуляции. Именно
она должна превратиться в надежную линию, которая поможет проложить верный курс
в море свободной экономики. Пока действующая практика свободного
ценообразования меньше всего опирается на точные калькуляционные расчеты в
промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Наблюдающийся ценовой беспредел,
свободная накрутка цен во многом порождаются крайним ослаблением, а порой и
полным отсутствием контроля и аудита со стороны аудиторских служб за процессом
ценообразования;
2)
кардинальной перестройкой анализа потребительского спроса в условиях
либерализации цен. Изучение потребительского спроса является слабым местом
республиканской экономики. Централизованное обеспечение фондами, сложная
система управления товарными потоками, многозвенная система прохождения любого
товара делали его путь от производителя к потребителю поистине «тернистым».
Международный
подход, мировой стандарт, мудро выраженный в формуле «из рук производителя в
рот потребителя», сплошь и рядом нарушался.
В
процессе управления предпринимательской деятельностью его содержательный и
хронологический аспекты позволяют выделить основные этапы — предварительный,
оперативный и заключительный, тем самым классифицировать виды аудита
предпринимательской деятельности в соответствии с этими признаками. Учитывая,
что управление предпринимательской деятельностью представляет собой
синтетический процесс, следует указать, что на практике виды аудита вряд ли
могут существовать обособленно друг от друга, так сказать, в «чистом» виде. Вместе
с тем, понимание методологических особенностей различных видов аудита
чрезвычайно важно для организации предпринимательской работы на хозяйствующих
субъектах.
Рыночные
отношения, как известно, характеризуются динамичностью конъюнктуры внешнего и
состоянием внутреннего аудита субъектов. Поэтому усиление роли и значения в
ближайшем будущем оперативного управления и, как следствие, внутреннего аудита
представляется вполне очевидным.
Предпосылкой
внутреннего аудита на субъектах является использование компьютерных технологий
сбора, обработки и хранения оперативной экономической информации. Факт
существенного отставания экономики страны от общепринятых стандартов
компьютеризации общеизвестен и не требует дополнительной констатации. Отсюда
нерешенность задачи оперативного учета товарной реализации в розничной
торговле, что, в свою очередь, является наиболее существенным фактором,
сдерживающим внедрение в практику методов внутреннего аудита и управления.
Одним
из основных условий организации внутреннего аудита является прочная
унифицированная информационная и правовая база, для чего Министерством финансов
утвержден Генеральный план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, и инструкции по его применению, единые формы
бухгалтерской отчетности. Они введены в действие с 1 января 1998 года, а затем
дополнены и заменены на План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности (разработанные в соответствии с МСФО) от
18 ноября 2002 года (постановление № 28, Государственная комиссия при
Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой отчетности и
аудиту) и обязательны для всех предприятий, объединений и организаций (кроме
банков и бюджетных учреждений), включая предприятия с участием иностранных
инвесторов (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие
иностранным инвесторам. А с 1 октября 1997 года приказом Министерства финансов
Кыргызской Республики было утверждено 18 национальных стандартов бухгалтерского
учета, которые введены с 1 января 1998 года. однако в настоящее время
предписывается руководствоваться не КСБУ, а МСФО, так как План счетов
разработан в соответствии с ними.
Постановлением
правительства Кыргызской Республики от 26 января 1993 г. № 33 было утверждено
«Временное положение об аудиторской деятельности в республике Кыргызстан». На
основании вышеуказанного постановления приказом Министра экономики и финансов
Кыргызской Республики от 13 сентября 1993 г. № 47-п/3 утверждено «Положение о
Совете по аудиторской деятельности Кыргызской Республики» и приказом от 13
сентября 1993 г, № 48-п/3 утверждено «Положение о порядке лицензирования
аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики».
Решением
Совета по аудиторской деятельности в ноябре 1993 г. выданы первые лицензии па
право занятий аудиторской деятельностью следующим юридическим лицам:
Аудиторско-консультационной фирме «Кыргызаудит», Обществу с ограниченной
ответственностью «Аудит ЛТД», Обществу с ограниченной ответственностью
аудиторской фирме «Эсеп ЛТД».
В
перспективе аудиторские фирмы по заказам предприятий или коммерческих банков
будут производить регулярные проверки и анализ состояния платежеспособности и
финансовой устойчивости, экономической эффективности и рентабельности;
оценивают реальность статей баланса, реальность финансового отчета. Без
положительного заключения аудиторской фирмы ни один банк не вступит в
кредитно-коммерческие отношения с предприятием, товариществом, акционерным
обществом и т.д.
Когда
предприятие или организация объявляется банкротом, анализируя баланс и
реальность оставшегося имущества финансового состояния, финансовой отчетности,
обуславливаемые всей производственно-коммерческой деятельностью предприятия,
аудиторская фирма должна дать конечные оценки, выносит суждения о продаже его с
торгов на конкурсной основе или же передаче банку для последующего
использования. С целью нормализации организации бухгалтерского учета и аудита в
Кыргызской Республике, адаптация их, на международный стандарт были разработаны
и изданы в Законах «О бухгалтерском учете» (2 апреля 2002 года) и «Об
аудиторской деятельности» (3 июня 1998 года).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|