рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Аудиторская деятельность и перспективы ее развития в Киргизской Республике

Преобразование форм собственности в первую очередь, приватизация предприятий, должны были предусматривать решение не только организационных вопросов, т. е. как и кому продать магазин или предприятия, но и экономических, направленных на создание отвечающих новым требованиям систем учета, контроля, аудита и планирования. При этом надо учитывать, что особенностью предпринимательской деятельности любого хозяйствующего субъекта в условиях формирующегося рынка, а надо по­лагать и в дальнейшем — и это показал опыт создания кооперативов, малых предприятий, товариществ и обществ с ограниченной ответственностью — будет универсализация видов деятельности, а следовательно, и объективность экономического управления. Это, несомненно, должно найти свое отражение, как в структуре маркетинговых служб, так и в составе функциональных задач всей предпринимательской деятельности торговых предприятий, естественно, при достаточном товарном обеспечении.

Только решительное расширение производства и выпуска товаров, наполнение прилавков продуктами питания и другими товарами первой необходимости могут вывести республиканскую экономику на принципиально новый путь развития. Иначе — товарный дефицит, а порой и товарный голод, порождающий безудержную спекуляцию и «меновой беспредел».

Проведение аудита предпринимательской деятельности, с одной стороны выступает как средство реализации функций маркетинга, где применяется методика внутреннего и внешнего аудита. Здесь функционирует хозяйственный субъект, аудит рынков, производителей сырья и потребителей, конкурентоспособности продукции, предоставляемых услуг спроса и сбыта, формирования ценовой политики и т.д. С другой стороны — как функция управления маркетинговой деятельностью в целом сопоставляются затраты на содержание маркетинговой службы и влияние результатов ее функционирования на формирование прибыли. Результаты такого аудита представляют собой часть аналитических разработок, осуществляемых в рамках полного аудита всей деятельности хозяйствующего субъекта.

Существенное внедрение аудиторских услуг в Кыргызской Республике связано также с формированием рынка услуг и проявлением целого ряда нетрадиционных для республиканской экономики финансово-кредитных институтов (инжениринговых, консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.). Как известно, услуги обладают всеми признаками товара, имеют общественную потребительскую стоимость и потребляются посредством обмена. Таким образом, объектом аудита могут служить все этапы жизненного цикла сферы и услуг, а при представлении отдельных из них, например — консалтинговых, — основным средством их создания. Следует отметить, что все действующие аудиторские фирмы и аудиторы независимо от вида категории занимаются консалтинговыми услугами. Большая доля их работы сводится к составлению бухгалтерского баланса и финансовой отчетности.

В перспективе на первое место должна выдвинуться консалтинговая деятельность. В данном случае аудит будет выполнять функции консалтинговых фирм, оказывая своим клиентам консультационную помощь в части правильной организации бухгалтерского учета, соответствия его международным стандартам, условиям рыночной экономики. Это ограничит потребность в последующих проверках правильности ведения бухгалтерского учета, соблюдений требования единого плана бухгалтерских счетов, единого подхода к отражению хозяйственных операций на этих счетах позволит выйти на единые по форме баланс и отчет о результатах финансовой деятельности. Аудитор, в перспективе должен быть специалистом высочайшего класса как в области учета, так и в области аудиторской проверки.

Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как предпринимательской деятельности хозяйственных субъектов так и его внешней среды. С точки зрения развития, аудит прошел три стадии. В этих условиях наибольшее значение приобретает подтверждающий или системно-ориентированный аудит. Третьей стадией является аудит, базирующий на риске.

Результаты подтверждающего аудита используются на уровне отдельных функциональных служб хозяйственных субъектов. Эта информация не содержит всего комплекса аналитических показателей и в этом смысле является строго ориентированной и фрагментарной. В то же время эти информационные массивы могут быть более детализированными и поэтому не дублирующими системно-ориентированному аудиту предпринимательской деятельности.

Особенность системно-ориентированного или так называемого ситуационного аудита — его комплексность, что позволяет по состоянию на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности, своевременно сформировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов хозяйствующих субъектов.

Системно-ориентированный аудит коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки оперативных информационных массивов. Первичные документы, данные текущего учета, показатели баланса, отчета о финансовых результатах и другие отчетности служат информационной базой, являющейся основным компонентом экспертной системы, приспособленной к требованиям и целям аудита. Режим представления результатов системно-ориентированного аудита — запросной и построен на основе ответов по заранее определенной аналитической программе, состоящей из отдельных блоков, характеризующих состояние рынков, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен и ценовой политики, товародвижения и сбыта, спроса и сервисных услуг. Это позволяет оперативно управлять маркетинговой деятельностью предпринимательских субъектов.

Ясно одно, что проведения системно-ориентированного и подтверждающего аудита предпринимательской деятельности предъявляет повышенные требования, к информационному обеспечению, состав которого в существенной мере изменяется. Эти изменения коснутся как макро -, так и микроуровня.

Вообще в рыночных условиях следует ожидать значительного сокращения поступления отчетных данных с микроуровня на макроуровень. Этому процессу будет способствовать коммерческая тайна, которая уже фактически имеет место на ряде совместных и частных предприятий, ассоциаций акционерных обществ, кооперативов и др.

В основном проведение аудита на 80% определяется действующими системами бухгалтерского учета и отчетности, а также налоговым законодательством. Развитие информационной базы аудита на микроуровне будет, на наш взгляд существенно расширяться. И в дальнейшем это изменится за счет увеличения удельного веса неучтенных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков товаров и услуг, их конкурентоспособности, процентных ставок и ко­тировки валюты, устанавливаемых государственными коммерческими банками, рынка услуг и рабочей силы и т.д. Создание комплексных автоматизированных систем предпринимательской информации — задача весьма сложная, но как показала международная практика, вполне осуществимое мероприятие.

В рыночных условиях функцией маркетинга является ценообразование и определение ценовой политики. Кроме калькуляции себестоимости товаров и услуг с учетом средней нормы, прибыли, ценовая политика должна определяться на основе анализа предпринимательской деятельности, и, в конечном счете, определяется уровень заключения договорных цен. Особенности формирования договорных цен — использование системы коммерческих поправок к цене, количественное значение которых зависит от конкретных условий договора. Вместе с тем при окончательном согласовании договорных цен возможна их корректировка в зависимости от результатов системно-ориентированного аудита предпринимательской деятельности на момент подписанного контракта или договора. Существенное влияние при этом оказывают финансовое положение и платежеспособность хозяйствующих субъектов, состояние «портфеля заказов» и другие факторы. В отдельных случаях договорные цены могут быть убыточные, если это целесообразно для субъектов по причинам объективного характера.

В переходных условиях предпринимательская деятельность приобретает многоплановый характер. Она предполагает тесное взаимодействие всех предпринимательских и обслуживающих служб субъектов, включая маркетинговую. Контрактные или договорные цены формируются с помощью приемов и методов предпринимательской калькуляции, которая также становится важнейшей функцией маркетинговой деятельности и конфиденциальности калькуляции, существует прямая и обратная информационная и методологическая связь.

В рыночных условиях аудит предпринимательской деятельности становится важной функцией и менеджмента. Умело и целенаправленно организовать аналитическую работу на хозяйствующих субъектах — значит обеспечить синтез аналитической информации, как отдельных функциональных служб так и служб менеджмента. Поэтому не случайно организационная структура иностранных фирм предусматривает обособление аналитических служб (центральное аналитическое бюро), результатов всех практикуемых видов аудита (первоначального, согласованного, обязательного и инициативного). В экономических структурах развитых капиталистических государств имеются специальные научно-исследовательские подразделения, разрабатывающие методику аудита базирующего на риске.

Рыночная экономика требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области аудита предпринимательской деятельности и конфиденциальной калькуляции, сочетающих в себе умение выполнять комплексные работы учетно-аналитического, валютно-финансового, технико-производственного, сбытового и последовательного характера. Такие требования и определяют сегодня квалифицированный уровень менеджера.

Особой задачей, аудиторской проверки в современных условиях является аудит базирующего на риске. Затратный метод, существовавший ранее, административно-командное управление, широко распространенная практика дотированная убыточных предприятий заменяются гибкой предпринимательской системой, действительно связанной с коммерческим риском.

В условиях рыночной экономики, риск — категория часто с конкурентной непредсказуемостью, значительно объективная, доставляющая массу хлопот предпринимателям, ведущим хозяйственно-финансовую деятельность при любой форме собственности. Преодолеть возникающие трудности с наименьшим риском можно при двух непременных условиях:

1) с помощью организации тщательного анализа затрат живого и общественного труда, регулярного учета, контроля и аудита себестоимости в процессе производства и реализации продукции (промышленного и потребительского назначения). Здесь первостепенная роль принадлежит производственной и торговой калькуляции. Именно она должна превратиться в надежную линию, которая поможет проложить верный курс в море свободной экономики. Пока действующая практика свободного ценообразования меньше всего опирается на точные калькуляционные расчеты в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Наблюдающийся ценовой беспредел, свободная накрутка цен во многом порождаются крайним ослаблением, а порой и полным отсутствием контроля и аудита со стороны аудиторских служб за процессом ценообразования;

2) кардинальной перестройкой анализа потребительского спроса в условиях либерализации цен. Изучение потребительского спроса является слабым местом республиканской экономики. Централизованное обеспечение фондами, сложная система управления товарными потоками, многозвенная система прохождения любого товара делали его путь от производителя к потребителю поистине «тернистым».

Международный подход, мировой стандарт, мудро выраженный в формуле «из рук производителя в рот потребителя», сплошь и рядом нарушался.

В процессе управления предпринимательской деятельностью его содержательный и хронологический аспекты позволяют выделить основные этапы — предварительный, оперативный и заключительный, тем самым классифицировать виды аудита предпринимательской деятельности в соответствии с этими признаками. Учитывая, что управление предпринимательской деятельностью представляет собой синтетический процесс, следует указать, что на практике виды аудита вряд ли могут существовать обособленно друг от друга, так сказать, в «чистом» виде. Вместе с тем, понимание методологических особенностей различных видов аудита чрезвычайно важно для организации предпринимательской работы на хозяйствующих субъектах.

Рыночные отношения, как известно, характеризуются динамичностью конъюнктуры внешнего и состоянием внутреннего аудита субъектов. Поэтому усиление роли и значения в ближайшем будущем оперативного управления и, как следствие, внутреннего аудита представляется вполне очевидным.

Предпосылкой внутреннего аудита на субъектах является использование компьютерных технологий сбора, обработки и хранения оперативной экономической информации. Факт существенного отставания экономики страны от общепринятых стандартов компьютеризации общеизвестен и не требует дополнительной констатации. Отсюда нерешенность задачи оперативного учета товарной реализации в розничной торговле, что, в свою очередь, является наиболее существенным фактором, сдерживающим внедрение в практику методов внутреннего аудита и управления.

Одним из основных условий организации внутреннего аудита является прочная унифицированная информационная и правовая база, для чего Министерством финансов утвержден Генеральный план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, и инструкции по его применению, единые формы бухгалтерской отчетности. Они введены в действие с 1 января 1998 года, а затем дополнены и заменены на План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности (разработанные в соответствии с МСФО) от 18 ноября 2002 года (постановление № 28, Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по стандартам финансовой отчетности и аудиту) и обязательны для всех предприятий, объединений и организаций (кроме банков и бюджетных учреждений), включая предприятия с участием иностранных инвесторов (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. А с 1 октября 1997 года приказом Министерства финансов Кыргызской Республики было утверждено 18 национальных стандартов бухгалтерского учета, которые введены с 1 января 1998 года. однако в настоящее время предписывается руководствоваться не КСБУ, а МСФО, так как План счетов разработан в соответствии с ними.

Постановлением правительства Кыргызской Республики от 26 января 1993 г. № 33 было утверждено «Временное положение об аудиторской деятельности в республике Кыргызстан». На основании вышеуказанного постановления приказом Министра экономики и финансов Кыргызской Республики от 13 сентября 1993 г. № 47-п/3 утверждено «Положение о Совете по аудиторской деятельности Кыргызской Республики» и приказом от 13 сентября 1993 г, № 48-п/3 утверждено «Положение о порядке лицензирования аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики».

Решением Совета по аудиторской деятельности в ноябре 1993 г. выданы первые лицензии па право занятий аудиторской деятельностью следующим юридическим лицам: Аудиторско-консультационной фирме «Кыргызаудит», Обществу с ограниченной ответственностью «Аудит ЛТД», Обществу с ограниченной ответственностью аудиторской фирме «Эсеп ЛТД».

В перспективе аудиторские фирмы по заказам предприятий или коммерческих банков будут производить регулярные проверки и анализ состояния платежеспособности и финансовой устойчивости, экономической эффективности и рентабельности; оценивают реальность статей баланса, реальность финансового отчета. Без положительного заключения аудиторской фирмы ни один банк не вступит в кредитно-коммерческие отношения с предприятием, товариществом, акционерным обществом и т.д.

Когда предприятие или организация объявляется банкротом, анализируя баланс и реальность оставшегося имущества финансового состояния, финансовой отчетности, обуславливаемые всей производственно-коммерческой деятельностью предприятия, аудиторская фирма должна дать конечные оценки, выносит суждения о продаже его с торгов на конкурсной основе или же передаче банку для последующего использования. С целью нормализации организации бухгалтерского учета и аудита в Кыргызской Республике, адаптация их, на международный стандарт были разработаны и изданы в Законах «О бухгалтерском учете» (2 апреля 2002 года) и «Об аудиторской деятельности» (3 июня 1998 года).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.