Период
развития аудиторской деятельности в нашей республике довольно короток. Еще 15
лет назад в республике и не знали о слове «аудит» и более того, не существовало
такой профессии. В то время ‑ при Советском Союзе существовали лишь
контрольные и ревизионные службы, которые и явились частью фундамента для
возникновения и развития новой предпринимательской деятельности - аудиторской
отрасли.
Исследование
развития ранее существующей контрольной службы Кыргызской Республики показало,
что его становление осуществлялось в четыре этапа: ревизионный — до 1960 г.,
оптимизационный — 1960-1975 гг., функциональный — с 1975 г. и рыночный — с 1990
г.
Начальный
период характеризуется, в основном, проверкой годового баланса и отчета о
работе предприятий, соблюдения законодательной основы.
Оптимизационный
этап связан с активным развитием производственных сил в Кыргызской Республике,
ведомственно-отраслевой специализацией и развитием научно-технического
прогресса. Для этого периода характерным явлением стало широкое внедрение
экономико-математических методов и вычислительной техники во всех сферах
деятельности, включая и контрольную службу.
Функциональный
этап развития контроля в республике связан с временным усложнением
хозяйственных процессов.
Четвертый
— рыночный этап связан с интеграцией страны в мировую экономику, развитием
различных форм собственности и усложнением технических и стратегических задач
управления хозяйственными субъектами в условиях рынка. На этом этапе возрастает
роль контроля в решении народнохозяйственных задач и возникает потребность в
независимом контроле — аудите.
При
плановой, централизованно управляемой экономике потребность, в независимом
финансовом контроле, естественно, не возникала. Его вполне заменяла система
ведомственного и вневедомственного контроля, сосредоточенная на принципе
упущений и злоупотреблений в хозяйственной деятельности предприятий, выявлении
ошибок в учете и отчетности, нахождении и наказании виновных.
С
возникновением предпринимательской деятельности, появлением совместных
предприятий, акционерных обществ открытого и закрытого типа, коммерческих
банков и других хозяйствующих субъектов потребность в достоверной информации
ощущается особенно остро.
В
современных условиях главной целью хозяйствующих субъектов должно быть
формирование и развитие элементов рыночного хозяйства, реформирование
собственности, внедрение товарно-денежных отношений, в производстве и
потреблении, предпринимательстве. Предприниматель — это деловой, и решительный
человек, обладающий управленческими, организаторскими и творческими
способностями, умеющий экономически, достаточно хорошо ориентироваться в;
сложной рыночной среде, включая порядочные, честные взаимоотношения с
государством в лице финансовых, налоговых, внешнеэкономических и т.п.
конкретных органов.
Западные
специалисты справедливо считают, что предприниматели — это цвет нации, ее
золотой запас, деловой потенциал страны, выраженный в людском материале, в
человеческих ресурсах. Именно это и вызвало необходимость изучения деятельности
между субъектами экономики, стремление участников обмена деятельностью
реализовать, свои интересы, способность и готовность идти на риск, не допускать
унылого единообразия ни в деятельности, ни в мышлении, стремиться к творческому
разнообразию в своей жизни.
Организационные
формы предпринимательства в условиях развития рыночной экономики могут быть
разнообразными, однако, все это многообразие можно привести к следующей
основной схеме
Переход
экономики республики к рыночным отношениям вызвал появление огромного числа
новых по своей форме предприятий, кооперативов, малых предприятий, акционерных
обществ, товариществ с ограниченной ответственностью, межотраслевых концернов,
корпораций, ассоциаций, объединений, компаний, совместных предприятий с
участием иностранных инвесторов, бирж, коммерческих банков. В связи с чем в
предпринимательскую деятельность были вовлечены тысячи смелых, решительных
бизнесменов и производственников нового поколения, которые, однако, не обладали
должным опытом, знаниями и необходимой осмотрительностью, имели весьма
приблизительное представление о законах и нормах Кыргызской Республики,
регламентирующие работу хозяйствующих субъектов (предприятий). В этом числе
законы о бухгалтерском учете и отчетности и об аудиторской деятельности.
Неотработанность и непринятие ряда законодательных актов, в свою очередь,
особенно не гарантировали уверенность собственника в предпринимательском деле.
На данном переходном этапе возникла настоятельная необходимость оказывать всем
новым экономическим структурам содействие в том, чтобы их коммерческая
деятельность строилась на основе норм и положений, предусмотренных
государственными законами. Движение к правовому государству предполагает
обязательность уважительного отношения к имеющимся законам, их строгое
соблюдение. В связи с чем должны происходить динамические изменения в
организации новой экономической формы контроля за работой хозяйствующих
субъектов. Этот контроль должен сочетаться с постоянной экспертизой, оценкой,
опекой, консультированием, правовой помощью и другими видами аудиторских услуг,
оказываемых в целях повышения эффективности коммерческой деятельности,
улучшения постановки учета и отчетности на предприятиях. Отсутствие
бухгалтерского учета или его неправильное ведение чреваты злоупотреблениями и
прямыми хищениями имущества хозяйствующих субъектов, развалом работы,
банкротством и прекращением их деятельности.
Аудиторскую
форму контроля за деятельностью коммерческих и других структур осуществляют все
государства мира с развитой рыночной экономикой. Основой его деятельности
является взаимная заинтересованность хозяйствующих субъектов (акционерных
обществ, фирм) в лице их владельцев (акционеров) и государства в лице налоговой
инспекции и других пользователей информации. Аудиторы как независимая служба
защищают имущественные интересы и собственника, и государства в обеспечении
учета и отчетности.
Возникновение
аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается
управлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает
деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не
могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую
предоставляли заинтересованные в своей благополучности управляющие и
подчиненные им бухгалтера предприятия. Достаточно часто происходящие
банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали
риск финансовых вложений. Акционеры и др. инвесторы хотели быть уверены в том,
что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью
отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки
правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности
приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Таковыми
могли быть только аудиторы и их фирмы. Главными требованиями, предъявляемыми к
аудитору, были его безупречная честность и независимость.
Знание
бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением
бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная
подготовка аудитора.
Создание
аудита как в Кыргызской Республике, так и других странах СНГ все же связано с
годом «перестройки», так как в эти годы стали создаваться кооперативы, частные
фирмы и совместные предприятия, т. е. экономические субъекты, не являющиеся
собственностью государства. Первая независимая аудиторская фирма в Кыргызской
Республике была образована в 1990 г. в форме общества с ограниченной
ответственностью — «Аудит ЛТД». Учредителями фирмы выступили: Акционерное
общество «Финансовая компания «Имфико» и Гофлин Л. Г. — экономист с 20-летним
стажем.
Главные
задача изучения, обобщения и распространения опыта аудиторской деятельности в
Кыргызской Республике, легли на плечи Ледневой Нины Евгеньевны и еще нескольким
специалистам в 1991 году, когда они решили заняться аудиторской деятельностью.
В то время никто ничего не знал и знать не хотел – ни мэрия, ни Минфин.
Поскольку на тот момент желающих взяться за это дело не было, а у государства
просто не доходили до этого вопроса руки, пришлось браться за разработку и
становление аудиторской отрасти только им.
Вдвоем
с Алексеем Белинченко они за год разработали и представили в Минфин проект
Временного положения о Совете по аудиту, а чтобы зарегистрировать эти документы
в Министерстве юстиции, министр собрал коллегию. И только в 1992 году, после
утверждения ими же разработанных документов, она смогла зарегистрировать свою
фирму. Но и это еще не все. Далее им (ей) пришлось опять собственными силами
разрабатывать и внедрить программу аттестации аудиторов, и она же первая по ней
сдавала экзамен. Так уже была хоть какая-то система; система получилась на
уровне 400 вопросов по бухгалтерскому учету, финансам, праву, налогам. Эта
система действовала 6 лет 1994 по 2000 год, что само по себе уже говорит о ее
качестве.
Однако
такую степень институционализации нельзя назвать завершенной. И какая бы не
была профессия, она не может состояться без профессионалов, и Леднева Н.Е. тоже
не была аудитором – в Советском Союзе такой специальности не существовало. Что
не говори, но так оно и было, хотя она как и многие специалисты в то время
хорошо разбиралась в бухгалтерском учете, финансах, да и в экономике в целом.
Услышав впервые об аудите, она заинтересовалась, и началось тривиальное
самообразование, так как альтернативы просто не было. Ради, и, по нашему во
благо этому покупалась довольно дорогая литература и всевозможными путями
добывалась интересующая информация.
Так,
постепенно, на научной основе строилась своеобразная методология, определенная
технология и национальный почерк в аудите. Они строили свою фирму. Как в то
время, так и сейчас особой проблемой остается проблема кадров. Конечно сейчас
не много квалифицированных аудиторов, а уж в те годы их просто не было. Были
бухгалтеры, которые только хотели, но пока не умели заниматься новым делом. Они
не понимали тех принципов технологий аудита, поэтому приходилось на ходу и
очень подолу их обучать. И до сих пор очень много времени тратится на обучение
и подготовку квалифицированных аудиторов – специалистов и профессионалов своего
дела – светлой перспективы развития отрасли.
Во
многих секторах интеллектуального бизнеса, как это было, например, с фондовым
рынком, большую роль сыграли иностранные консультанты. Что же касается отрасли
аудита, то здесь данная сторона практически отсутствовала. Так важно учесть
специфику аудита и аудиторских технологий. В мире этот бизнес - один из самых
дорогих. Тон задают компании «большой четверки», каждая из которых имеет историю,
измеряемую десятилетиями, а то и столетиями. У каждой есть свои эксклюзивные
технологии, профессиональные секреты, на которых и строится их репутация,
клиентура, следовательно, богатство (признание рынком). Поэтому они не склонны
делиться этой информацией: ни тренингов, ни обучающих курсов с их стороны ждать
не приходится - такие знания ими не распространяются, так как это
интеллектуальный капитал. Именно последнему уделяется слишком мало внимания со
стороны государства и некоторых предпринимателей – ими не осознается, что
многое строится на знаниях и умениях. И это необходимо стараться развивать
своими силами, не ожидая помощи со стороны, помощи, которая не значительна.
Правда,
во время подготовки проекта Закона «Об аудите» к основателям с консультациями
приезжали представители КРМG – одного из членов «большой пятерки», их помощь
была эффективна, но касалась исключительно регулятивной базы, а не секретов
аудиторской деятельности.
Все
это до сих пор сказывается на уровне нашего аудита. Возьмем, к примеру,
представительства крупных международных организаций и транснациональных
корпораций, которые, теоретически, могли бы стать клиентами кыргызских
аудиторских компаний. Но их руководство не знает местных аудиторов, в них не
уверены, считают, что они не могут предоставить услуги высокого качества, т.к.
современных технологий международного уровня аудита они не знают. Это
относится, конечно, не только к определенным компаниям, а к большинству
компаний Кыргызской Республики. Безусловно, у кыргызских аудиторов есть свои
технологии, но они пока не отвечают международным стандартам. Простой пример:
национальные компании часто проигрывают в международных тендерах по примитивной
причине – форма подачи заявки не соответствует требованиям заказчика. При этом
само исследование вполне может отвечать всем нормам, но его оформление - нет, и
это все перечеркивает. Вот и думаешь, почему бы Всемирному банку, например, не
провести семинар о собственных требованиях к оформлению заявки на участие а
тендере и не обучить методике работы аудиторов.
Нужно
заметить, что строить новое на пустом месте очень сложно, и закон
разрабатывался когда и четкого понятия об аудите в обществе не было. Но это
субъективно, а объективно дело обстоит так: как и в отношении остальной
нормативной базы, создание закона было инициировано снизу, Палатой аудиторов, а
официальным инициатором стал депутат Омурбек Текебаев. Они старались создать
максимально приемлемый вариант закона, для чего организовали две (!)
международные экспертизы проекта закона, которые он успешно прошел. На уровне
1997-1998 годов этот закон был одним из самых прогрессивных в СНГ. При желании
в нем можно, конечно, найти слабые места, но кто может назвать совершенный
действующий закон в Кыргызстане?
Тем
не менее, следствием закона стало создание Государственной комиссии по аудиту –
еще одного звена в процессе институционализации. Появление закона и комиссии
означало окончательное оформление профессии, признание ее обществом и
государством.
В
этом отношении комиссия очень много делала для развития аудита. Хотя, конечно,
издержки руководства были. Например, лицензирование для неустоявшегося вида
бизнеса, стоимость лицензии была слишком высока – 200 долларов. В целом, за все
виды лицензий только компании Ледневой Н.Е. АКФ «Кыргызаудит» пришлось выложить
казне около 2 тысяч долларов. Это очень значительная сумма для аудиторской
фирмы в то время. Сейчас ситуация изменилась, как трансформировалась и сама
комиссия, которую 26 Указом Президента влили во вновь образованную
Государственную комиссию при правительстве КР по стандартам финансовой
отчетности и аудиту.
Первая,
бывшая, Госкомиссия совершила несколько негативных шагов которые существенно
сказались на восприятии профессии аудитора обществом. Дело в том, что комиссия
создала условия для индивидуалов. То есть достаточно было получить лицензию и –
вперед, занимайся аудитом. Но на каком уровне – главное в этой профессии
глубокое знание и понимание производственного процесса, чтобы удовлетворить
требования заказчиков – качество аудиторской деятельности. Аудиторы-индивидуалы
не вступали в общественные организации, проследить качество их услуг было
невозможно, в итоге – страдали клиенты. А от разочарованных и возмущенных
клиентов волнами расходилась дурная слава обо всех аудиторах, которая
автоматически распространялась и на честные, грамотные фирмы. Словом, профессии
был нанесен ущерб, который быстро не исправишь. Эта ситуация показала, что
этика аудитора очень важный элемент в аудиторской деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|