Проблемами
стандартизации учета в ООН занимается Межправительственная рабочая группа
экспертов по международным стандартам учета и отчетности, которая создана в
1979г. Ежегодно проходит сессия на которой, рассматриваются проблемы учета в
условиях инфляции, а также в совместных предприятиях, отражение в отчетах
влияния социально-экономических факторов, создание бухгалтерского
терминологического словаря. Эта рабочая группа экспертов ООН активно работает и
в странах СНГ.
IV.
Организация экономического сотрудничества и развития объединяет правительства
24 стран, включая большинство индустриально развитых государств: Австралию,
Австрию, Бельгию, Великобританию, Голландию, Грецию, Данию, Ирландию, Исландию,
Испанию, Италию, Канаду, Люксембург, Новую Зеландию, Норвегию, Португалию, США,
Турцию, Финляндию, Францию, ФРГ, Швейцарию; Швецию и Японию. Ее цель — способствовать
экономическому развитию стран — членов организации путем оказания
консультационной помощи по широкому спектру проблем (например, по проблеме
упорядочения валютных курсов), по содержанию финансового отчета, по сближению
национальных методик учета и отчетности.
V.
Европейское экономическое сообщество известное также под названием Общий рынок,
создано в 1957 г. Совет европейского сообщества издал ряд директив, в частности
четвертую, седьмую и восьмую, которые определяют как состав и строение
отчетности капиталистических компаний, так и порядок аудиторских проверок,
причем в директивах предусматриваются жесткие квалификационные требования,
предъявляемые к бухгалтерам-аудиторам.
Для
поощрения финансовой деятельности и активизации усилий по накоплению капитала
эксперты ЕЭС занимаются решением проблемы согласованности учета в рамках
сообщества, что является частью более широкой программы унификации общих
принципов экономической деятельности. В рамках этой программы ЕЭС опубликовало
ряд директив, представляющих собой в некотором роде свод законов сообщества,
которые страны-участницы должны интегрировать в системы своих национальных
законов.Усилия ЕЭС в этом направлении уникальны, так как их реализация может
кардинально изменить условия жизни людей и функционирования бизнеса в Европе.
VI.
Ассоциация бухгалтеров стран Америки объединяет бухгалтерские организации 21
страны американского континента. Сфера интересов ассоциации в основном
ограничивается проблемами учета в южноамериканских странах. Каждые 2—3 года по
результатам конференций участников публикуются научно-методические материалы.
VII.
Федерация бухгалтеров Ассоциации государств, Юго-Восточной Азии объединяет
бухгалтерские организации пяти стран — членов блока: Индонезии, Малайзии,
Филиппин, Сингапура и Таиланда. Кроме решения основной задачи — повышения
статуса бухгалтерской профессии — федерация рассматривает вопросы согласования
национальных методик учёта.
VIII.
Конфедерация бухгалтеров Азиатского и Тихоокеанского регионов объединяет
представителей более 20 стран. Ее текущая цель — координация развития учетной
профессии в регионе. В будущем конфедерация планирует заняться проблемой
гармонизации учета.
IX.
Федерация европейских бухгалтеров является ведущей профессиональной
организацией в Европе. Она была создана в 1986 г. в результате объединения двух
профессиональных ассоциаций, одна из которых представляла интересы стран
Общего рынка, а вторая — интересы других европейских стран. Федерация
сохранила и развила европейские традиции проведения научно-исследовательской
работы, организации конференций и семинаров, выпуска печатной продукции по
проблемам учета. Тот факт, что в процесс гармонизации учета включились
профессиональные организации, свидетельствует о серьезности данной проблемы.
Вопрос о том, нужна ли унификация учета, уже не кажется риторическим. Различия
в принципах бухгалтерского учета приводят к тому, что финансовые отчеты
компаний существенно отличаются не только по форме, но и по содержанию.
Несопоставимость отчетных данных не способствует принятию оптимальных
управленческих решений инвесторами и кредиторами. Аналогично, если национальные
различия процесса проверки финансовой отчетности значительны, то надежность и
достоверность представленной в ней информации не могут быть одинаковы во всех
странах.
Тем
не менее, некоторые бухгалтеры оспаривают целесообразность гармонизации учета.
Свою позицию они аргументируют тем, что искусственная унификация учетных
методик при различиях в социально-экономической среде может привести к снижению
его роли в процессе управления. Кроме того, инвесторы и кредиторы всегда могут
затребовать от корпорации дополнительную информацию, если какие-то аспекты
учета или отчетности им незнакомы или неясны. И корпорация обязана предоставить
эту информацию, если она не хочет понести убытки.
Экономические
условия в разных странах имеют много общего и одновременно различного. Только в
рамках того общего, что объединяет национальные экономики, усилия по
гармонизации учета могут быть успешными. Это справедливо и для регионального, и
для международного уровня. Гармонизация не может быть навязана сверху,
инициатива должна идти снизу. Работа в этом направлении будет продолжаться.
Коллективная мудрость бухгалтеров разных наций в решении проблем развития
бухгалтерского учета может дать лучшие результаты, нежели их индивидуальное
творчество.
X.
Международные стандарты бухгалтерского учёта (МСБУ) (International Accounting
Standards) разрабатываются и публикуются Комитетом по международным стандартам
учета (International Accounting Standards Committee). Они носят
рекомендательный характер и касаются отдельных вопросов учета активов,
обязательств, капитала, доходов, расходов и различных хозяйственных операций.
Как правило, рекомендуемая ими практика учета тех или иных хозяйственных
событий отличается многовариантностью. Это является характерной чертой
стандартов учета многих стран, в частности, США. Следует отметить, что
международные стандарты в целом находятся под сильным влиянием американской
учетной системы, наличием большого количества американских фирм
(представительств, иностранных компаний, транснациональных корпораций, имеющих
головной офис в США) на российском рынке. Кроме того, американская система
учета была практически «экспортирована» в Россию, поскольку американцы стали
первыми активно принимать участие в различных программах подготовки и
переподготовки (студентов, преподавателей, практиков), обеспечении вузов
учебниками, финансировании переводов этих учебников на русский язык. В
основном, все переводные издания, касающиеся вопросов учета и аудита — это
американские учебники.
Под
международным учётом понимают некий единый свод законодательных актов,
регулирующих ведение учета и составление отчетности на Западе. Однако, такого
перечня документов не существует, и говоря о западном учете, мы лишь
подразумеваем учетные стандарты, отличные от российских. Существует специфика
стандартов каждой страны, а также различие учетной трактовки одних и тех же
событий хозяйственной жизни. Но, несмотря на это, можно выделить ряд общих
принципов (требований, допущений, концепций), лежащих в основе ведения учета и
составления отчетности, например, принцип начислений, принцип продолжающейся
деятельности, требования существенности и надежности информации т, п. Эти
принципы, сгруппированные тем или иным образом, приняты во всех странах, в том
числе теперь и в Кыргызской Республике; а также они закреплены как
концептуальные основы составления отчетности в международных стандартах.
Разработкой
стандартов в США занимается несколько профессиональных организаций бухгалтеров,
самыми влиятельными из которых являются;
-
Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (American
Institute of Certified Public Accountants) —AICPA
-
Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board)
— FASB;
-
Комитет по стандартам учета для государственных органов (Government Accounting
Standards Board ) — GASB;
- Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange
Commission) — SEC;
- Американская бухгалтерская ассоциация American Accounting
Association) — AAA.
Американский
институт дипломированных общественных бухгалтеров (АIСРА)
Американский
институт дипломированных общественных бухгалтеров — это национальная
профессиональная организация практикующая дипломированных общественных бухгалтеров
(Certified Public Accountants), которая сыграла большую роль в разработке
американских стандартов учета.
После
кризиса и депрессии 30-х годов стала очевидной необходимость создания
общепринятых бухгалтерских принципов, которые позволили бы пользователю иметь
реальную информацию о деятельности компании. С этой целью в 1938 г. А1СРА
создал специальный орган — Комитет по бухгалтерским процедурам (Committee on
Accounting Procedure — САР). Он состоял из практикующих дипломированных
общественных бухгалтеров, и основной своей задачей ставил уменьшение
разночтений и несоответствий в бухгалтерской документации.
Однако
узкопроблемный подход и рекомендательный характер бюллетеней не позволили
Комитету по бухгалтерским процедурам разработать систему бухгалтерских принципов
и стандартов. В результате, в 1959 г, он был расформирован, а вместо него был
создан Комитет по бухгалтерским принципам (Accounting Principles Board — АРВ).
Его задачами являлись создание концептуальных основ бухгалтерского учета,
«письменное оформление» бухгалтерских принципов, определение необходимых и
уместных практических методов учета для решения определенных бухгалтерских
проблем. В его состав (около 20 человек) входили представители
профессиональных бухгалтеров, ученые, бизнесмены. Этот комитет имел гораздо
больше полномочий и ответственности, чем его предшественник. Официальные
решения АРВ выпускались в форме Мнений, Положений и Учетных интерпретаций.
С
1959 по 1973 г. АРВ было выпущена 31 Мнение. Мнения АРВ приобрели
предписательный характер, хотя и давали многовариантный набор методов учета
хозяйственных операций. Однако с конца 60-х гг. процесс разработки
бухгалтерских стандартов АРВ стал подвергаться резкой критике. Критиковалось
недостаточное участие других организаций в этом процессе, качество Мнений АРВ,
ее неспособность разработать концептуальные основы учета, малая продуктивность.
Вследствие
этого, в 1973 г, АIСРА упразднил АРВ и сформировал новый независимый орган,
который занимается разработкой стандартов учета и по сей день — Комитет по
стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board— FASB). Этот
комитет выпускает ряд документов, регулирующих ведение учета в США. Впервые им
было введено слово «стандарты» в название этих документов.
Необходимо
подчеркнуть, что одной из характерных особенностей системы регулирования учета
в США является «преемственность поколений». Те Бюллетени САР, Мнения АРВ и
другие выпущенные документы, которые не были заменены или исправлены
последующими решениями FASB, действуют до сих пор и составляют первый и
основной уровень «системы СААР».
Несмотря
на то, что официальные полномочия по разработке стандартов учета были переданы
FASB, АIСРА до сих пор играет заметную роль в процессе стандартизации. В 1974г.
в составе подразделения по стандартам учета был создан Исполнительный комитет
по бухгалтерским стандартам с целью представления АIСРА в сфере финансового
учета и отчетности.
Это
предложение было принято АIСРА, и основной функцией Исполнительного комитета
стала разработка рекомендаций по специфическим проблемам различных отраслей
экономики, путем выпуска Докладов о проблемах. Эти документы идентифицируют,
предлагают альтернативы и представляют рекомендации по текущим вопросам
финансовой отчетности в различных отраслях. Такая процедура обеспечивает FASB
своевременной информацией о возникающих учетных проблемах и дает сигнал о
необходимости разработки стандартов. Кроме того, Исполнительный комитет по
бухгалтерским стандартам АIСРА выпускает Практические бюллетени, которые
представляют мнение АIСРА о том, как должны отражаться в учете и отчетности те
или иные хозяйственные операции. АIСРА также публикует Отраслевые руководства
по учету и аудиту, представляющие собой специфические руководства для отдельных
отраслей и сфер экономики (например, учет в казино, учет в университетах и т.
д.).
Кроме
собственно учетных проблем, АIСРА занимается и проблемами аудита. В его состав
входят Комитет по аудиторским стандартам который является основным
разработчиком аудиторских стандартов, регулирующих практику аудита,
профессиональную этику и т.п. АIСРА разрабатывает программы квалификационных
экзаменов и присваивает степень дипломированного общественного бухгалтера
(СРА).
Таким
образом, в Американском институте дипломированных бухгалтеров-аудиторов
American Institute of Certified Public Accountants — AICPA насчитывается около
300 000 бухгалтеров, имеющих дипломы СРА. Дипломированные бухгалтера занимаются
различными видами деятельности: выполнение расчетов по налогам, консультации по
вопросам налогообложения, аудирование финансовой отчетности. А1СРА публикует
стандарты, которым обязаны следовать аудиторы в процессе аудиторской проверки.
Директивы по аудиторским стандартам (Statements on Auditing Standards)
раскрывают различные аспекты аудиторской работы: планирование и выполнение
аудирования, подготовка аудиторского отчета, применение выборочных обследований
в процессе аудирования, поведение аудитора в случае вскрытия неточностей и
недостоверных сведений в отчетности и др. AICPA также является
неправительственной организацией.
XI.
Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board
—FASB)
Как
уже отмечалось, после упразднения АРВ в 1973 г. была создана новая структура,
занимающаяся разработкой стандартов финансового учета, основную роль в которой
играет FASB. В состав этой структуры входит три организации:
-
Фонд финансового учета (Financial Accounting Foundation — FAF);
-
Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board —
FASB);
-
Консультативный совет по стандартам учета (Financial Accounting Standards
Advisory Council – FASAC.
Фонд
финансового учета состоит из 9 членов-попечителей, назначаемых советом
директоров АIСРА. Его функциями, являются назначение членов.- FASB и
FASAC,привлечение финансовых средств для разработки стандартов, общее
наблюдение за деятельностью FASB.
Комитет
по стандартам финансового учета (FASB) — основная действующая организация
структуры. В его состав входят 7 членов, работающих в комитете на постоянной
основе, высоко оплачиваемых и избираемых на 5-летний срок. FASB является
независимой профессиональной организацией (независимой как от государственных
органов власти, так и от других организаций, например, АIСРА; кроме того, члены
FASB не имеют права работать в каких-либо других организациях или фирмах).
Главная задача FASB — разработка стандартов финансового учета, составляющих
основу системы GAAP. FASB также осуществляет различные исследовательские
программы с целью оказания поддержки процессу разработки стандартов.
XII.
И, наконец, Консультативный совет по стандартам финансового учета (FASAC),
состоящий из 35 членов; проводит консультации FASB по различным бухгалтерским
проблемам и вопросам, по приоритетным направлениям развития; оказывает FASB
помощь в организации рабочих групп для различных проектов; представляет отзывы
на предлагаемые стандарты.
В
настоящее время FASB является основной организацией, разрабатывающей стандарты
учета в США. FASB разрабатывает и выпускает целый ряд документов,
стандартизирующих практику учета:
-
Положения о концепциях финансового ;
-
Положения о стандартах финансового учета;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25
|