Бюджетно-налоговая система РФ
Федеральное агентство по образованию Российской
Федерации
Саратовский государственный университет
им. Н.Г. Чернышевского
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономическая теория»
на тему:
«Бюджетно-налоговая система РФ»
Выполнила студентка д/о
экономического факультета
Специальность «Национальная экономика»
1 курс 163 группа:
Бусыгина О.А.
Научный руководитель:
Шлякова О.А.
Саратов
2007
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
1. Бюджетное устройство Российской Федерации................ 5
1.1.
Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской Федерации................................................................................................. 5
1.2.
Принципы бюджетной системы............................................. 13
1.3.
Бюджетный процесс и его стадии......................................... 16
1.3.1.Бюджетное планирование и бюджетный процесс........................... 16
1.3.2. Составление проектов бюджетов.................................................. 18
1.3.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов....................................... 19
1.3.4. Рассмотрение и утверждение федерального бюджета.................. 20
1.3.5. Исполнение бюджета...................................................................... 22
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ......................................................... 25
2. 1.
Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов................................................... 25
2.2.
Межбюджетные отношения в России на современном этапе 33
2.3.
Бюджетная политика Российской Федерации................. 36
2.3.1. "Бюджетная трехлетка" 2006-2008 гг............................................ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 53
Актуальность темы
исследования работы обусловлена тем, что реформирование бюджетно-налоговых
отношений является важнейшей составной частью проводимых в России
социально-экономических преобразований. Настоящая работа содержит результаты,
полученные в ходе процесса исследования бюджетно-налоговой системы РФ. При этом
хотелось бы особо подчеркнуть, что данная тематика разрабатывается различными
министерствами, межведомственными образованиями и авторскими коллективами
столь активно и со столь различных позиций, как, пожалуй, никакой другой
компонент экономических преобразований.
От создания
оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения
действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от
достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной
мере зависит успех экономической стабилизации в стране. Как показывает мировой
опыт, создание такого механизма исключительно сложная задача. Тем более сложна
она для Российской Федерации, объединяющей 89 субъектов и несколько десятков
тысяч муниципальных образований, весьма различных по территории, численности и
плотности населения, по уровню созданного экономического потенциала, запасам
природных ресурсов. Становление действенного механизма бюджетно-налоговых
отношений существенным образом зависит от успехов в повышении эффективности
всего общественного производства, от укрепления и расширения налогооблагаемой
базы, от роста налоговых поступлений и увеличения доли собственных доходов
бюджетов всех уровней.
В течение
длительного времени в прошлом считалось, что государство через
налогово-бюджетную политику определяет, в какой пропорции объем производства
страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а
также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить
среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории
была обнаружена неожиданная закономерность: налогово-бюджетная политика
правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска,
занятости населения и изменения цен.
Как известно,
бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании
государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные
финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не
прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством
инвестирования, дотаций и т.д.). Бюджет является статьей доходов и расходов
государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина,
оказывающей влияние на благосостояние каждого. Полнота бюджета, как правило,
прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Как правило, раз в год, во время
утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные
дотации и финансирование. Бюджетная система представляет собой центральное звено
финансовой системы страны.
Таким образом,
бюджет, его формирование и статьи расходов, является важнейшим фактором в
функционировании экономики любой страны.
Все вышесказанное
свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса,
теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного
механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей
работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента
финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного
процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного
механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного
бюджета Российской Федерации.
1.1. Бюджет. Основные черты бюджетной системы Российской
Федерации
Бюджетное
устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируется положениями Конституции
РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об
основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных
фондов представительных и исполнительных органов государственной власти
республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» и целым
рядом других законов и нормативных документов. Кроме того, ежегодно
принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год,
правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной
финансовый год, другие федеральные законы, законы субъектов федерации,
нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.
В ст. 1 Закона
«Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» устанавливается,
что бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств
для обеспечения функций органов государственной власти. В проекте
Бюджетного Кодекса дается следующая трактовка: бюджет – форма образования и
расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и
функций органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса
доходов и расходов законодательными (представительными) органами. Оба варианта,
с моей точки зрения, недостаточно раскрывают сущность бюджета и отношений,
реализуемых в ходе бюджетного процесса.
Более полным
представляется определение профессора Радионовой В.М.: «Совокупность бюджетных
отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет
понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный
бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и
физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и
национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного
фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально -
культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря
бюджету государство имеет возможность сосредоточит финансовые ресурсы на решающих
участках экономического и социального развития».[1]
И далее: «…будучи экономической формой существования реальных, объективно
обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное
назначение по удовлетворению потребностей общества и его
государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в
качестве самостоятельной экономической категории».[2]
Бюджетная система
нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и
юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ,
местных бюджетов. Схему бюджетной системы Российской Федерации иллюстрирует схема
1.
Схема 1
Как видно, бюджетное устройство РФ
определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах
бюджетная система имеет два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты, однако
и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней
(нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят
в бюджеты вышестоящих уровней. До принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь
элементом финансовой системы (государственные финансы) не включались в
бюджетную систему.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|