Принцип
полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных
фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению
в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном
объеме. Важно на данном этапе утвердить процедуры и механизмы оценки, определить
субъекты и объекты оценки бюджетных расходов.
Принцип
сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов должен
соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита.
Принцип эффективности
и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и
исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств
должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с
использованием наименьшего объема средств.
Принцип общего
(совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны
покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита.
Принцип
гласности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об
их исполнении, доступность сведений; обязательную открытость для общества и СМИ
процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
Принцип
достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность
расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип
адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства
выделяются в распоряжение бюджетополучателей с направления их на
финансирование конкретных целей.
Важнейшим условием
бюджетно-финансовой политики является сбалансированность бюджета, которая
предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен
соответствовать суммарному объему доходов. Это необходимое условие
осуществления бюджета, которое достигается с помощью использования и
совместного действия всех выше перечисленных принципов.
Бюджеты, входящие
в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты
субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не
включаются в региональные бюджеты. Конституцией РФ 1993г. закреплено
федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной
целостности, единстве системы госвласти, разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы
ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области
бюджета. Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого
предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его
ведения. В ст. 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом.
Бюджетное
планирование -
важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой
политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном
распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и
национального дохода между звеньями финансовой системы на основе
государственной социально-экономической программы развития страны в процессе
становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами
государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его
нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и
методологии составления бюджетов государства.[10]
В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности,
единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета,
балансовый метод и др. Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии: Составление
проектов бюджетов; Рассмотрение и утверждение бюджетов; Исполнение
бюджетов; Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Составной частью
бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение
финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня. В систему органов,
обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает: финансовые органы, органы
денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного
(муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и
финансовые органы исполнительной власти, региональных и местных
представительных органов).
Следует заметить, что в последние годы экономические
реформы, прежде всего структурные, в нашей стране были
практически приостановлены. В результате расходы федерального
бюджета в абсолютном выражении ежегодно значительно
увеличиваются. При этом рост расходов федерального бюджета происходит
не только из года в год (с 1,194 трлн в 2001 г.[11] до 4,270
трлн руб. в 2006 г.[12]),
но и на протяжении года. Так, в Послании Президента России
Федеральному Собранию на 2007 год указано, что
большая часть расходов федерального бюджета уже в 2006 г. должна быть ориентирована на конечный результат. При этом
если на федеральном уровне, как отмечено в Послании, были сделаны определенные шаги в этом направлении, то
на региональном «ничего не происходит»[13].
Существенным
шагом в развитии бюджетной реформы является введение в Бюджетный кодекс разделения
расходов на действующие и принимаемые обязательства при бюджетном
планировании. Под действующими расходными обязательствами в законопроекте
понимаются расходы, состав и (или) объем которых предусмотрены законами,
нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, не предлагаемыми (не
планируемыми) к изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом
году или в плановом периоде (например, принятые правительством РФ бюджетные
проекты или программы). Под принимаемыми расходными обязательствами понимаются
расходы, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными
правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к
изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом
периоде.
Одновременно
создается законодательная база для внедрения в систему государственного
управления основ финансового менеджмента, что позволит органам власти в рамках
единых позиций бюджетной классификации в максимальной степени адаптировать ее к
своим нуждам и специфике.
Первый этап
бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Составлению проектов
бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития
РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также
подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы
исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Проекты
бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных
социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление
государственных или муниципальных услуг и иных установленных нормативов.
Президент РФ не
позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет
Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную
политику.
Одновременно с
проектом бюджета на основе среднесрочного прогноза социально-экономического
развития РФ (региона, территории) формируется перспективный финансовый план (ПФП),
содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов,
привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию
основных расходов бюджета. ПФП законодательно не утверждается.
В качестве основы
для составления бюджетов используется баланс финансовых ресурсов (БФР) -
баланс всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и
хозяйствующих субъектов на соответствующей территории. БФР составляется на
основе отчетного БФР за предыдущий год и ПСЭР соответствующей территории.
Первый этап
формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами
исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования
экономики на очередной финансовый год. Правительство РФ рассматривает
предложения об увеличении (сохранении) минимальных размеров оплаты труда и
пенсий, их индексации. МФ РФ в двухнедельный срок, со дня принятия
Правительством основных характеристик бюджета и распределения расходов бюджета,
направляет проектировки основных показателей бюджета федеральным
исполнительным органам для распределения по конкретным бюджетополучателям и
уведомляет исполнительные органы субъектов РФ о методике формирования
межбюджетных отношений. Второй этап формирования федерального бюджета: распределение
федеральными исполнительными органами предельных объемов бюджетного
финансирования в соответствии с функциональной и экономической классификациями
расходов и по получателям средств, разработка указанными органами предложений о
проведении экономических преобразований, отмене нефинансируемых нормативных
актов, а также подготовка перечня финансируемых федеральных целевых программ.
Не позднее 15 июля года, предшествующего очередному финансовому году,
федеральные исполнительные органы должны завершить разработку и согласование
показателей бюджета, представляемых одновременно с ним документов и материалов
(прогноз консолидированного бюджета, адресная инвестиционная программа, план
развития государственного сектора экономики, оценка потерь бюджета от
налоговых льгот, оценка ожидаемого исполнения бюджета текущего года и др.),
проектов законов по минимальным размерам оплаты труда, пенсий, их индексации,
отмене нефинансируемых актов. С 15 июля по 15 августа на основе представленных
федеральными исполнительными органами документов Правительство Российской
Федерации должно утвердить проект закона о федеральном бюджете для внесения в
Государственную Думу.
Орган
исполнительной власти, орган местного самоуправления вносят проект закона о
бюджете на очередной финансовый год (вместе с вышеназванными документами и
материалами) на рассмотрение законодательного органа, представительного органа
местного самоуправления в срок, определенный для федерального бюджета - БК РФ
(15 августа), бюджета субъекта РФ - законом субъекта РФ (для Республики
Татарстан - уточненный проект бюджета вносится Президентом РТ на рассмотрение
Госсовета РТ до 15 сентября[14]),
местного бюджета - правовыми актами местного самоуправления. Указанными же
законодательными (правовыми) актами определяется и порядок рассмотрения проекта
закона (решения) о бюджете и его утверждения. Одновременно с проектом закона о
бюджете рассматриваются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных
фондах. В процессе рассмотрения в проект закона (решения) могут быть внесены
изменения.
Проект
федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе
указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной
Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года (До 1 октября
Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы,
указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД (в период парламентских каникул - ее
Председатель) направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки
заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям
закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации,
комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для
замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная
Дума рассматривает проект бюджета в четырех чтениях.
В первом
чтении: ГД
обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные
направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по
взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ, проект
программы внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования
покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики
бюджета. ГД заслушивает доклад Правительства РФ, Комитета по бюджету и
профильного комитета, ответственного за рассмотрение проекта бюджета, доклад
Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или отклонении
проекта. В случае отклонения проекта ГД может передать проект в согласительную
комиссию (состоящую и представителей ГЛ, СФ и Правительства РФ), вернуть проект
Правительству на доработку или поставить вопрос о доверии Правительству РФ (в
последнем случае новый проект бюджета готовит и вносит в ГД новый состав
Правительства РФ). При передаче проекта в согласительную комиссию она
разрабатывает согласованный вариант основных характеристик бюджета, после чего
проект вновь вносится на рассмотрение в первом чтении в ГД. По итогам
рассмотрения проекта в первом чтении принимается постановление ГД о принятии
проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|