рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Бюджетно-налоговая система РФ

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.[3] Бюджетное устройство — это организация бюджетной систе­мы, принципы ее построения.[4] В ст. 3 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюд­жетного процесса в РФ» отмечается, что бюджетная система стро­ится на принципах единства, полноты, гласности, реальности и самостоятельности всех видов бюджетов, входящих в бюджетную систему.[5] Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидиро­ванные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они служат для аналитических и статистических целей.

Схему консолидированного бюджета Российской Федерации иллюстрирует схема 2.

 Бюджетно-налоговая система РФ Схема 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимо определить понятие «консолидирован­ный бюд­жет». Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджет­ной системы РФ. Консолидируемый бюджет РФ включает федеральный бюджет и консолидированный бюджеты субъектов РФ. В свою очередь консолиди­рованный  бюджет субъекта РФ включает региональ­ный бюджет, т.е. бюджет субъекта Российской Федерации, и местные бюджеты.

Бюджетный процесс[6] — это регламентированная законом деятель­ность органов власти по составлению, рассмотрению, утверж­дению и исполнению бюджета. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством РФ, бюджетными правами соответствующих представительных и ис­полнительных органов власти. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т. е. перераспределение бюджетных ресурсов между бюджетами разных уровней.[7] На всех стадиях бюджетного про­цесса проводится анализ результа­тов исполнения соответствую­щего бюджета, динамики его показателей, измене­ния структуры доходов и расходов, возможностей укрепления бюджетной базы и более эффективного использования бюджет­ных ассигнований. Бюджеты всех уровней формируют­ся и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации, с присвоением группировочных кодов[8], которые обеспечивают сопоставимость бюджетов.

Таким образом, каждое звено бюджетной системы РФ решает свои определенные задачи по социально-экономическому разви­тию соответству­ющей территории. Концептуальные положения построения новой бюджет­ной системы, отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, должны быть зако­нодательно закреплены в БК РФ, устанавли­ва­ющим права и  обязательства федеральных и региональных властей, основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса, полномочия представительных и исполнительных орга­нов власти в ходе составления, обсуждения, утверждения и испол­нения бюджетов всех уровней.

Такая организация с продолжением одного из основных принципов административной экономики, а именно “единого руководства и централизованного управления”. Оба бюджета, а именно центральный и местный должны были быть сбалансированными и не иметь дефицитов. Правда  на протяжении последних лет  появились исключения из правила, то есть допускался дефицит центрального бюджета при одновременной сбалансированности местных бюджетов.

Государственный бюджет играет важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении балансовых связей всех ценностных показателей социально-экономического развития и соблюдения пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов. Центральное место бюджета в финансовой системе, прежде всего, объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода. В странах с развитой рыночной экономикой через бюджет перераспределяется почти половина национального дохода.

Бюджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление их использования и затрат.

Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникшие, в процессе формирования фондов денежных средств и поступают в распоряжение органов власти.

Бюджетные доходы – понятие более узкое, чем доходы государства, которые включают помимо средств бюджетов всех уровней власти ресурсы внебюджетных фондов и всего государственного сектора.

Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, акцизных сборов, доходов от внешнеэкономической деятельности, в соответствии с нормативами, которые определяются законодательными актами. Доходы местных бюджетов формируются за счет разных местных налогов и взысканий. Главным материальным источником доходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода не хватает на покрытие финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Огосударствление национального дохода осуществляется государством различными методами. Основными методами, используемыми органами государственной власти для перераспределения дохода и образования бюджетных доходов, являются налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение между ними различно по странам и во времени; определяется экономической ситуацией в стране, степенью остроты социальных и других противоречий, состоянием финансов и финансовой политики государства.

Налоги являются главным методом перераспределения национального дохода; обеспечивают преобладающую долю доходов бюджета. Так в  доходах различных государств они составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных и регулирующих доходов.

Вторым по своему финансовому значению доходом бюджета является государственный займ. К займам государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в стране и увеличения дефицита государство все больше обращается к займам.

Бюджеты также отображают связь между правительством и государственными предприятиями. В условиях экономики с централизованным планированием государство вмешивается во все виды экономической деятельности и, практически все они, происходят в секторе государственной собственности. По традиции государство предоставляло из своего бюджета весь необходимый для организации предприятий капитал, обеспечивало необходимые факторы производства и закупало готовую продукцию. Капитал до недавнего времени предоставлялся в виде субсидий, хотя в рамках реформ, которые проводились, определенная часть капитала предоставлялась в виде займа. Взамен на предоставленный капитал государство требовало и получало часть прибыли и часть амортизационных резервов в придачу к налогу от оборота. Тесные связи между государственными бюджетами и бюджетами предприятий имели два вида последствий. Первым из них было увеличение объема денег, которые поступали из внебюджетных источников. Эти фонды отличались от бюджетов предприятий, которые в любом случае небыли включены в национальный бюджет. Такие фонды, как правило, создавались, чтобы обеспечить определенную степень автономии бюджетным единицам с собственными доходами для обеспечения эффективное использование ресурсов. Общая характерная черта отношений между такими фондами и государственным бюджетом состояла в том, что когда фондам не хватало собственных доходов для выполнения поставленных перед ними задач, то фонды имели право на получение субсидий из государственного бюджета.

Отдельные государственные фонды – финансировались из специально ассигнованных финансовых поступлений, не проходя через центральный бюджет, а также за счет субсидий из государственного бюджета. Основными задачами этих фондов являются: защита окружающей среды, обеспечение водоснабжения и создание транспортных линий, причем они управлялись и кое-где продолжают управляться ведомствами на уровне министерств. Бюджетные структуры, – которым было разрешено заниматься деятельностью, связанной с получением прибыли, помимо их бюджетных заданий. Эта категория включает научно – исследовательские институты при университетах. Специальные фонды поддержки – занимаются предоставлением товаров и услуг в малых масштабах, например, предоставляют возможность для отдыха работникам министерств. Дополнительные фонды, которые организованны в форме административных подразделений, связанных с обеспечением такой деятельности, как  эксплуатация и ремонт административных зданий.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Можно сделать вывод что, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

 

1.2. Принципы бюджетной системы

 

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:  единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения дохо­дов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов госу­­дар­ственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; эффек­тив­ности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюд­жета; адресности и целевого характера бюджетных средств.[9]

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство прин­ципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законода­тельства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает: право законода­тельных органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право органов государственной власти  и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством опреде­­лять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источ­ники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;  недопусти­мость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов;  недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.