Важнейшим
методологическим инструментом исследования является гипотеза (научное
предположение о структуре изучаемых объектов, о характере и сущности
связей между явлениями). Рабочие гипотезы должны формироваться после того,
как использованы имеющиеся теоретические и эмпирические сведения,
относящиеся к исследуемой области. Формулирование гипотез предшествует
исследованию действительности посредством наблюдений, эксперимента,
опроса и т.д. По степени разработанности и обоснованности гипотезы
подразделяются на первичные и вторичные. Первичные формируются до сбора
эмпирических данных. Если они опровергаются, то взамен выдвигаются
вторичные гипотезы. Образцом исследования является такой, в котором ясно
сформулирована проблема, четко интерпретированы понятия и имеется одна
или несколько общих гипотез, допускающих выведение частных гипотез и их
эмпирическую проверку.
4.
В
зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом
объекте, а также сформулированных рабочих гипотез в каждом конкретном случае
должен быть разработан план МИ, определяющий содержание и последовательность
операций. Различают три варианта плана: поисковый (разведывательный),
аналитический (описательный) и экспериментальный.
Поисковый план
исследования применяется в тех случаях, когда нет ясного представления
о проблеме или объекте исследования. Цель плана - формулировка проблемы.
Исследование начинается с общего поиска, в процессе которого должна быть
сформулирована проблема, определен основной набор исследовательских средств
– методик исследования, порядок их применения, очередность задач,
подлежащих решению. Поисковый план предполагает проведение исследования в три
этапа: изучение документов, опросы экспертов и осуществление наблюдений.
Аналитический
(описательный) план применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о
проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу.
Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее
подтверждения получить качественно-количественные характеристики
изучаемого объекта. В данном плане применяется следующий набор
исследовательских средств: выборочное или монографическое обследование,
статистический анализ полученных данных.
Экспериментальный
план применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют
сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана – установить
причинно-следственные связи в объекте, раскрыть не только структуру
последнего, но и причины, обуславливающие его функционирование или развитие.
Наиболее надежным методом достижения этой цели является проведение
эксперимента.
В реальной практике
редко бывает так, чтобы один из трех описанных типов плана существовал в
чистом виде. Иногда в одном исследовании сочетаются все три вида плана:
начинается оно с поиска, потом идет выдвижение описательных гипотез, а затем
следует уяснение причинно-следственных связей путем реализации
экспериментального плана исследования.
5.
Число и состав разделов плана могут изменяться, но должен быть предусмотрен
сбор данных двух типов: первичных и вторичных. Первичные данные представляют
собой массив информации, получаемый в процессе исследования непосредственно
для решения выделенной проблемы. К вторичным данным относят всю информацию,
которая может быть представлена в распоряжение исследования на момент
начала работ. Соответственно здесь употребляется и два термина: кабинетное
исследование, и внекабинетное (полевое) исследование, целью которого является
сбор первичных данных.
Кабинетные
исследования предшествуют любому внекабинетному. Это связано с тем, что
затраты на кабинетные исследования, как правило, значительно ниже, чем на
полевые (информация имеется и постепенно обновляется, специальный сбор
новых данных не требуется); существуют данные, которые в принципе невозможно
получить силами фирмы (крупные социологические исследования, прогнозы
развития науки и техники, демографические исследования и т.д.). Часто
кабинетное исследование помогает в процессе предварительного анализа
конкретизировать задачи. Внутренняя информация собирается до внешней.
6.
После сбора, систематизации и анализа вторичной информации в зависимости от
полученных результатов принимаются решению о дальнейших исследовательских
планах. При этом возможны варианты: а) прекращение работ (проблема решена);
б) переход к следующему этапу исследования.
Как правило, после
анализа вторичной информации возникает необходимость внесения определенных
изменений и дополнений не только в программу последующих работ, но и в план
исследования в целом. После этого можно перейти к следующему этапу работ -
сбору первичной информации.
7.
Сбор первичной информации для решения некоторых задач – это единственный
способ получить все необходимые предприятию сведения. К его основным
достоинствам можно отнести: сбор информации для конкретных целей (определены
степень детализации, единицы измерения, время сбора и т.п., контроль методики
сбора и обработки первичных данных (высокая надежность данных), доступность
всех полученных результатов при достаточной «закрытости» их для конкурентов и
отсутствие противоречивости в полученных данных, т.к. вся информация идет из
одного источника.
Но внекабинетные
исследования имеют и недостатки: их сбор требует больших затрат времени и
средств.
При подготовке к
сбору первичных данных необходимо получить ответы на ряд вопросов:
1 – Кто собирает
данные (Собственными силами или с привлечением сторонних специалистов)?
2 - Какая первичная
информация должна собираться? Должен ли быть определен вид и объем требуемой
информации?
3 - Кого или что
необходимо исследовать?
Следует определить
порядок отбора объектов исследования. Большие и разбросанные совокупности часто
изучают с помощью выборочного обследования, исследуя только часть
совокупности. При этом требуется определить тип выборки и необходимый объем
выборки. Существуют методы для оценки размера выборки с точки зрения затрат и
требуемой точности, определения типа выборки.
С помощью
выборочного исследования можно изучить, например, требования потребителей к
товарам широкого потребления и т.п.
Изучение товаров
производственно-технического назначения часто возможно с помощью сплошного
обследования, т.е. исследования всей совокупности или ее большей части.
4- Какие методы
сбора данных следует использовать? Существует четыре основных метода сбора
первичных данных: опрос, наблюдение, эксперимент, имитация.
Опрос - метод
получения первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к
опрашиваемой совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых
представляет проблему исследования на эмпирическом уровне. Опрос - наиболее
распространенный метод сбора первичной информации, особенно при изучении
субъективных состояний людей, мнений и отношения к событиям.
Существует два
больших класса опросных методов: интервью и анкетирование.
Интервью -
проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт
интервьюера с респондентом. Интервью используется на разных этапах
исследования: во-первых, оно используется на ранних стадиях исследования для
уточнения гипотез, задач, методики исследования; во-вторых, применяется в
качестве основного метода исследования при ограниченной выборке, особенно,
когда надо получить информацию социально-психологического характера;
в-третьих, интервью используется в качестве дополнительного метода сбора
информации к другим методам (наблюдение, изучение документов), а также для
контроля данных, полученных другими методами исследования.
Анкетирование -
один из наиболее распространенных видов опроса, основными компонентами которого
являются исследователь, анкета (опросный лист) и респондент. Считается
достаточно оперативным видом опроса, экономичным. С точки зрения достоверности
тот или иной вид опроса предпочитается в зависимости от целей и особенностей
исследования. Так, предполагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность,
позволят лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость.
Интервью дает более
глубокую и развернутую информацию субъективного мира опрашиваемых, анкетные
опросы – массовую представительную картину. Целесообразно в одном исследовании
комбинировать анкетный опрос и интервью, что повышает достоверность
информации.
Выбор метода зависит
от целей и возможностей конкретного исследовательского плана.
Наблюдение
представляет собой прямую регистрацию событий очевидцем. Обычно оно применяется
наряду с другими методами, а также в тех случаях, когда необходимая информация
не может быть получена никакими другими способами.
Эксперимент - это
такой тип исследования, когда в контролируемых условиях изменяются один или
несколько факторов (например, какой-либо элемент маркетинга – от конструкции
упаковки до средств рекламы) все остальное остается неизменными. Например,
чтобы оценить эффективность нового способа рекламы, можно применить его к
одному из видов товара, а затем сравнить результаты продаж сравниваемых
товаров. Основное достоинство эксперимента то, что он позволяет видеть причину
и следствие (например, новая реклама резко повысила сбыт). Основные
недостатки – высокие задержки и невозможность контролировать все параметры
плана маркетинга или все факторы, влияющие на него.
Имитация – это
основанный на применении ЭВМ метод, который воссоздает использование различных
маркетинговый средств в искусственной ситуации («на бумаге»), а не в реальных
условиях. Метод основан на построении имитационной модели. Этот метод сложен,
трудоемок и существенно зависит от положенных в основу модели предположений.
5 - Стоимость
исследования. Следует четко определить: общие и конкретные издержки
исследования; время руководителей, исследователей, технического персонала;
использование компьютеров, стимулирование ответов опрашиваемых лиц (если
таковое имеет место), издержки интервьюеров, издержки специального
оборудования и маркетинговые издержки (например, такие, как реклама).
Издержки
исследования следует сравнить с преимуществами, которые будут получены в
результате его проведения.
6- Условия сбора
первичных данных. Здесь следует получить ответы на следующие вопросы:
-
Как
будут собраться данные? Следует определить необходимый для сбора данных
персонал, в том числе его возможности, квалификацию и подготовку.
-
Какова
предполагаемая продолжительность сбора данных?
-
Когда
и где следует собирать информацию?
8- По окончании
сбора первичных данных исследователь должен систематизировать, а также
провести предварительный анализ данных, который включает кодирование анкет,
классификацию и подсчет ответов и т.д.
9- Анализ результатов
заключается в оценке полученных ответов. Обычно осуществляется с
использованием статистических методов, связанных с рассматриваемой проблемой
(особенно, если анализируются анкеты). Целесообразно такой анализ проводить
маркетологам и специалистам по статистике совместно.
10- Рекомендации, обоснованные
в ходе проведенного исследования, обычно предоставляется в виде отчета.
11- Сообщение о результатах
исследования обеспечивает обратную связь с руководством маркетинга, которое
отвечает за использование результатов.
Как отмечалось,
данная процедура носит общий характер и может быть видоизменена с учетом
специфики изучаемого объекта.
Анализ внешней
коммерческой среды
Изучение
внешней коммерческой среды включает, прежде всего, анализ потребления и
рыночной сегментации, оценку количественных характеристик рынка, анализ
конъюнктуры и исследование конкуренции. Рассмотрим последовательно данные
задачи и методы их исследования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|