Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирская государственная Академия
экономики и управления
Кафедра экономической теории
Курсовая работа по теме:
Государственное урегулирование в области
ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)
Выполнила
студентка гр. 3051
Руководитель
профессор
экономических наук
Новосибирск
Содержание
Введение (объект исследования, цели и задачи работы)
1.Основные понятия ценообразования
1.1.Виды цен и их регулирование
1.2. Влияние прибыли на формирование цен
1.3.Влияние издержек производства на формирование цен
1.4.Зависимость ценообразования от структуры рынка
2.Опыт развитых стран в области ценообразования
2.1.Регулирование цен в развитых странах
2.2.Контроль цен: отечественный и зарубежный опыт
3.Ценовая политика государства
3.1.Законадательное регулирование цен (на примере Российской
Федерации)
3.2.Планирование цен
3.3.Выбор метода ценообразования в условиях рыночных
отношений
3.4.Влияние инфляции на ценообразование
3.5.Мировые цены и роль государства в их формировании (на примере Российской
Федерации)
Литература
Введение
Объектом моего исследования стало государственное
регулирование в области ценообразования в различных странах. Целью
работы стало изучение данной темы и применение ее на практике. Для этого
необходимо было решить следующие задачи:
·
изучить литературу по
данной теме;
·
рассмотреть на примерах
систему ценообразования;
·
самостоятельно выполнить
ряд расчетных задач.
Представленная работа состоит из трех
разделов. В первом разделе рассматриваются основные понятия ценообразования.
Второй раздел посвящен контролю цен, а так же регулированию цен в различных
странах. В третьем разделе рассматривается ценовая политика Российской
Федерации, а так же роль мировых цен и их формирование.
1. Основные понятия цен.
1.1.
Виды цен и их урегулирование.
Цена
– денежное выражение стоимости. На каждом из развития общества цена играла и
играет важную роль в решении производственных, экономических, социальных и
политических задач. Она так же значительно влияет на экономическую систему.
Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и
экономические процессы в целом, включая право, распределение, обмен и
потребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют и
контролируют затраты труда и результаты производств, стимулируют рост и совершенствование
производства, а так же улучшают структуру воспроизводства и распределение
ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и орудие
конкурентной борьбы, важный экономический инструмент для самофинансирования.
Цены
выполняют следующие функции:
·
учетно-контролирующую;
·
стимулирующую;
·
распределительную;
·
обменную;
·
функцию потребления;
·
функцию накопления;
·
функцию сбалансирования спроса и предложения;
·
социальную;
·
политическую.
В
основе выполнения ценами учетно-контролирующей функции лежит закон
стоимости, отражающий в ценах общественно-необходимые затраты труда на
производство и реализацию продукции. В этом случае успешно работающие
предприятия возмещают свои издержки и получают достойную прибыль. Если же
текущие затраты предприятия превышают цену, соответствующую общим необходимым
затратам труда, то производство становиться убыточным. При помощи цен в
народном хозяйстве производится учет производства и реализации, контроль затрат
и прибыли. Экономически обоснованные цены стимулируют рост производства,
расширение и обновление ассортимента продукции, улучшение его качества,
повышение эффективности производства. Цены могут оказывать поощрительно или
сдерживающие воздействие на производство и потребление разных видов товаров
(услуг). Проведенной в Российской Федерации либерализация цен в начале 1992г. показала,
что многие свободные цены и тарифы отрицательно сказались на производстве и
потреблении товаров и услуг, так как при реформе цен не были учтены многие
экономические законы – спроса и предложения, стоимости, антимонопольный закон,
а так же конкурентно способных предприятий и другие моменты.
Распределительная и обменная функции цен
реализуется в сферах производства и обращения. Роль этих функций состоит в том,
что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода
между отраслями экономики, государственными и другими секторами экономики
(например, между промышленностью и сельским хозяйством), различным формам
собственности, регионами страны, социальными группами населения.
Уровень
потребления и уровень накопления зависит от уровня цен. Как известно всякая
цена состоит из себестоимости и прибыли. А за счет прибылей создаются различные
фонды развития, накопления, потребления, стимулирования и т.д.
Функция сбалансирования спроса и предложения
выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и
потреблением, между спросом и предложением. Цена сигнализирует о появлении
диспропорции в сферах производства и обращении, что требует принятия необходимых
мер по их преодолению. При появлении диспропорции в экономике (несоответствие
между спросом и предложением) равновесие достигается с помощью цен – путем их
повышения или снижения. От уровня цен зависит объем потребления товаров и
услуг, уровень жизни населении, прожиточный минимум, потребительская корзина и
потребительский бюджет семьи, т.е. социальное положение населения (социальная
функция). От решения социальных вопросов зависит политическая ситуация в
регионе или в стране некоторых руководителей государства и регионов,
использующую ценовую политику в политической борьбе.
Ценообразование - наука, изучающая процессы
формирования, закономерности движения и использование цен. Предмет науки
– теория цен и практика их установления.
В
зависимости от области применения различают шесть основных видов цен. К ним
относятся:
·
оптовые;
·
закупочные;
·
розничные;
·
сметные цены строительства;
·
тарифы на услуги;
·
мировые цены.
Так
же можно выделить цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на
материальную продукцию в зависимости от того, какой оборот совершает продукция,
бывают: закупочные, оптовые, отпускные и розничные. Закупочные цены
устанавливаются на сельскохозяйственную продукции, приобретаемую у сельских
товаропроизводителей. Закупочные цены, как и оптовые, состоят из себестоимости
и прибыли. Оптовые цены применяются промышленными и другими предприятиями
(организациями) для определения объема производства и реализации продукции и
получения необходимой прибыли. Они используются, как правило, при реализации продукции
между юридическими лицами. Оптовая цена предприятия состоит из себестоимости и
прибыли:
Оптовая цена предприятия = Себестоимость + Прибыль.
Существует
так же оптовая цена промышленности, когда продукция реализуется через
посредника (снабженческо-сбытовые, заготовительные предприятия, организации,
торговые базы). При этом посредники добавляют к оптовым ценам
снабженческо-сбытовые наценки для покрытия всех своих расходов и получения
необходимой прибыли.
Оптовая цена промышленности = Оптовая цена предприятия +
Снабженческо-сбытовая наценка
В
настоящее время многие виды товаров и услуг облагаются налогом на добавленную стоимость
(НДС) суммируются, в результате получается оптовая (отпускная) цена.
Оптовая (отпускная) цена = Оптовая цена * НДС.
Отпускные – на товары народного потребления.
Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются
предприятием-изготовителем этой продукции.
Розничные цены устанавливаются на товары
народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического
назначения, реализуемые населением. Розничная цена состоит из оптовой
(отпускной цены) и торговой надбавки.
Розничная цена = Оптовая (отпускная) цена + Торговая надбавка.
Торговая
надбавка предназначена для покрытия расходов и получения необходимой прибыли в
торговле.
Цены
на услуги называются тарифами, которые подразделяются на транспортные и
коммунальные. Тарифы установленные только на услуги производственного и
непроизводственного характера. Например, пошив одежды, обуви, трикотажных
изделий по заказам населения – это услуги производственного характера. Прокат
товаров, услуги справочно-информационной службы, парикмахерских, носят
непроизводственный характер. Тарифы на услуги, как и оптовые цены, состоят из
себестоимости и прибыли.
Свободные цены устанавливаются по согласию
сторон (сами фирмы, организации, предприятия, другие физические и юридические
лица) на основе спроса и предложения. В рыночных условиях широкое распространение
получают свободные цены и тарифы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|