количество комплектующих изделий (шт.) — 26300;
переменные издержки на единицу (руб.)
— 31,15;
постоянные затраты (руб.) — 250000.
Постоянные затраты
на единицу при этом составляют 9,5 руб. (250000 руб.: 26300 шт.) Минимальная
цена для безубыточной работы должна составить 40,65 руб. (31,15 руб.+9,5
руб.), а коэффициент маргинальной прибыли — 0,234 (9,5 руб.: 40,65).
Если средняя
рыночная стоимость этого комплектующего изделия составляет 55 руб. то
коэффициент маргинальной прибыли при стабильных затратах в объеме производства
составит 0.173 (9.5 руб.:55 руб.), т.е. значительно меньше рассчитанного выше.
Значит, предприятие будет иметь прибыль от внутреннего потребления
комплектующих изделий.
Если же средняя рыночная
цена составит 35 руб., то коэффициент маргинальной прибыли выше, чем в точке
безубыточности. Он равен 0,244 (9,5:39). Однако транспортные и
погрузочно-разгрузочные расходы согласно смете затрат составят 45 тыс. руб.,
т. е. 1,71 руб. на единицу комплектующего изделия (45000 :26300),
себестоимость его изготовления при этом возрастет до 40,71 руб. (39 руб.+1,71
руб.). Коэффициент маргинальной прибыли при этом составит 0,233 (9,5 руб.:
40,71 руб.), что почти соответствует точке безубыточности (0,234). Предприятию
практически безразлично, производить ли комплектующие изделия или покупать их
на рынке.
Если же товар на
рынке будет стоить 35 руб., коэффициент маргинальной прибыли при неизменных
затратах составит 0,271. Произведя расчеты, можно сделать вывод, что фирме невыгодно
самой производить комплектующие изделия.
Однако это не
совсем так. При решении вопроса о целесообразности наличия в составе фирмы
цеха (подразделения) по изготовлению этого комплектующего изделия (при средней
рыночной цене в 35 руб.), следует учесть так называемые релевантные расходы,
т. е. зависимые от принимаемых решений. Ведь после принятия решения о ликвидации
подразделения выпускающего полуфабрикаты, постоянные расходы останутся прежними,
а их доля в себестоимости отдельных выпускаемых изделий возрастет, маргинальная
(и не только маргинальная) прибыль снизится. Пределы этого снижения должны быть
учтены в ходе принятия решения о целесообразности ликвидации подразделения.
Данный
подход применим и при принятии решения о расформировании любого другого
производственного подразделения и при выборе ассортимента выпускаемой
продукции, если ограничены производственные мощности.
Значение
основных взаимосвязей цены, объема реализованной продукции, издержек производства
позволит расширить область применения их связей в условиях внедрения рыночных
отношений в нашей стране.
1.3. Влияние издержек производства на формирование цен
Одним из основных факторов
ценообразования является учет издержек производства, так как цена на товар
зависит как от спроса, так и от предложения, объема и состава ассортимента
выпускаемой продукции, издержек производства и обращения.
Цена зависит не
только от издержек и прибыли производителя, но и от издержек обращения и
прибыли, количества посредников.
Для каждого участника
процесса движения товара от производителя до потребления цена будет
определяться затратами по изготовлению товара и его продвижению на рынок, т. е.
к конечному потребителю, а также долей прибыли каждого участника.
Прибыль
предприятия-изготовителя будет равна выручке от реализации без акцизного налога
и налога на добавленную стоимость минус полная себестоимость реализованной
продукции.
Прибыль посредников будет равна
валовому доходу минус издержки обращения, а в торговом предприятии еще минус
налог на добавленную стоимость. Между уровнем цен, себестоимостью и прибылью
имеется определенная связь. Прибыль от реализации товарной продукции
рассчитывают по формуле:
Прп = РП - ПСрп
,
где Прп — прибыль от реализации товарной
продукции; РП - выручка от реализации товарной продукции без налога на добавленную
стоимость; ПСрп — полная себестоимость реализованной продукции.
Эту формулу можно раскрыть,
показав состав реализованной продукции:
Прп
= ∑qz -
∑qр ,
где q — количество
проданных изделий; z — цена
изделия; ∑qz — объем реализованной продукции, выручка; р — полная
себестоимость одного изделия; ∑qр—
полная себестоимость реализованной продукции.
Преобразуемая формула Прп
∑q
(z — p) подтверждает
зависимость прибыли от трех факторов (количества реализованных изделий, цены и
себестоимости единицы товара) или от двух факторов (количества реализованной
продукции и уровня рентабельности изделия).
Повышение уровня прибыльности может быть достигнуто
не только за счет повышения рентабельности отдельных видов продукции, но и за
счет ускорения оборачиваемости средств, а также повышения эффективности всех
активов, используемых фирмой:
Рпред = ,
где Рпред — рентабельность
предприятия; П0 — прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия; А
— активы предприятия (сумма активов баланса предприятия).
Эту формулу можно преобразовать:
Рпред =
где РП — выручка от реализации продукции; Ррп
— рентабельность реализованной продукции; ОФ — основные средства и вложения;
ТА — текущие активы; Фе — фондоемкость, включая емкость вложений
долгосрочного характера; К3 — коэффициент закрепления текущих
активов (один из показателей оборачиваемости оборотных средств).
Таким образом, рентабельность
предприятия прямо пропорциональна рентабельности реализованной продукции и
обратно пропорциональна фондоемкости и оборачиваемости текущих активов.
Оценка эффективности деятельности предприятия в
конечном итоге зависит от цены на изделие, его средней себестоимости, объема
реализации, фондоемкости и оборачиваемости текущих активов.
Средняя величина себестоимости единицы продукции,
как и цена, устанавливаемая на ее основе, предопределяется общим уровнем
издержек на производство и принятыми методами распределения затрат. Издержки
группируются по самым разнообразным принципам. В экономической литературе чаще
приводятся следующие способы группировки затрат, включаемых в себестоимость
изготовляемой продукции:
·
по экономическому содержанию
- расходы делятся на от
дельные элементы затрат;
·
по целевому назначению — на
калькуляционные статьи;
·
по принципу отнесения на
определенный вид продукций
(услуг) или другой объект калькулирования — на прямые и косвенные;
·
в зависимости от объема
производства.
По
экономическому содержанию затраты на производстве делятся на элементы. Такую
поэлементную группировку обычно называют экономической, в нее входят следующие
элементы: сырье и материалы, заработная плата, отчисления па социальные нужды,
амортизация и прочие расходы. Такая группировка на уровне отрасли позволяет
установить соотношение между затратами живого и овеществленного труда,
проследить технический прогресс, обусловленный им рост производительности
труда. На основе поэлементной группировки составляются балансы трудовых и
материальных ресурсов, выявляются их излишки или необеспеченность. На уровне
фирмы или предприятия такая группировка затрат используется для планирования
производственных запасов, выработки кадровой политики (набора, сокращения,
переквалификации и др.), контроля за рациональным использованием фонда оплаты
труда, уровнем средней заработной платы, определения степени загруженности
производственных мощностей и т. д.
Недостаток этой
группировки состоит в том, что ею редко пользуются для определения
себестоимости единицы продукции, поскольку применение искусственных приемов
распределения всех затрат между множеством объектов (широким ассортиментом
продукции) приводит к искажению информации, снижает ее достоверность.
В основе группировки затрат
по калькуляционным статьям лежит принцип обобщения расходов по их
целевому назначению. Выделяются расходы, связанные с производством или
реализацией продукции и расходы управленческого характера (основные и
накладные).
Коммерческие предприятия,
фирмы обычно ведут учет затрат на производство продукции в размере четырех
калькуляционных статей: материалы, израсходованные на изготовление продукции,
заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды,
прочие прямые затраты, накладные расходы. В состав накладных расходов
включаются общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Предприятия несут затраты не только по производству товара, но и связанные с упаковкой, транспортировкой
уже готового товара и др.
Полная
себестоимость включает производственную себестоимость плюс внепроизводственные
расходы. За рубежом полную себестоимость чаще называют складской себестоимостью.
Группировка
расходов фирмы по калькуляционным статьям сочетается с их обобщением по центрам
ответственности и центрам затрат. Первичное обобщение делают по центрам ответственности, т.
е. доходов, затрат, прибыли и инвестиций. При этом показатели составляются как
плановые, так и фактические, по результатам которых дается оценка деятельности
менеджера каждого
центра ответственности.
При обобщении и
расширении расходов по центрам ответ ответственности формируется исходная
информация для калькулирования себестоимости отдельных видов выпускаемой
продукции. Это
создает возможность определить выгодность товаров, соответствие производственных мощностей
возможностям сбыта, установить сложившийся уровень издержек в производственной и непроизводственной сферах,
определить результаты, размер которых зависит не только от сложившейся конъюнктуры, но и
от деятельности менеджера каждого центра ответственности.
Группировка
по способу отнесения затрат (классификация по калькуляционным статьям) совместима с делением затрат
на прямые и косвенные. Любые затраты должны быть отнесены на себестоимость той продукции, с
производством которой они были связаны. К прямым расходам относятся материалы, израсходованные на определенный вид
продукции, заработная плата производственных рабочих с отчислениями на социальные
нужды.
К
косвенным затратам относятся накладные расходы, в состав которых входят
общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Базой для
распределения общепроизводственных затрат служат прямые затраты на определенный вид
продукции, а общехозяйственных — их цеховая себестоимость. Базой пропорционального распределения могут
использоваться и другие виды затрат.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|