рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Государственное регулирование в области ценообразования (отечественный и зарубежный опыт)

Регулирование цен осуществляются на основе экономических и административных методов. Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику.

Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:

·        установление фиксированных цен и тарифов;

·        установление предельных цен и тарифов;

·        установление предельных коэффициентов изменения цен;

·        установление предельного уровня рентабельности.

Кроме того, можно выделить:

·        сопоставимые (неизменные);

·        проектные;

·         расчетные;

·        прогнозные;

·         плановые;

·        монопольные цены.

 В экономическом анализе, планировании и статистике, наряду с действующими фактическими ценами используют сопоставимые (неизменные) цены, использование которых вызвано естественными изменениями многих цен, процессами инфляции.

Проектные цены применяются в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемых товаров, услуг и т.д. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто устанавливается придельный уровень таких цен в виде лимитных цен.

Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называются расчетными. В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены на монопольную продукцию (товары, услуги), устанавливаются монопольные цены (тарифы).

В зависимости от места нахождения рынка сбыта цены называют биржевыми, аукционными, комиссионными ценами рынков.

Особую категорию представляют цены неофициального, так называемого «черного» рынка, т.е. цены запрещенных рынков.

В зависимости от времени продажи продукции товара выделяют сезонные цены на плодовоовощную продукцию, одежду, обувь осеннее - зимнего, весеннее - летнего ассортимента и т.д.

Все основные виды цен (оптовые, закупочные, розничные, тарифы на услуги, сметные цены строительства, мировые) могут выражаться в прочих видах цен. Так, сопоставимыми (неизменяемыми) ценами могут быть оптовые, закупочные, розничные, тарифы на услуги, сметные цены строительства и мировые.

Декларирование цен осуществляются путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

Со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, кефир, творог нежирный, соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, так же основные виды услуг. Объем этих товаров составлял всего 10% в товарообороте страны.

Местным органом властям разрешалось изменять эти коэффициенты.

С марта 1992 года были отпущены цены на многие товары. Регулирование цен в 1992 и 1993 годах осуществлялось на основе определенного уровня рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к розничному товарообороту, в оптовой – 3% к оптовому товарообороту, а в отдельных отраслях промышленности – в пределах 25-50% к затратам.

7 марта 1995 года Правительство Российской Федерации приняло постановление №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором отмечается: «… не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их хозяйственно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирование повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении».

В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти, входят:

·        газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), другие виды газа ( кроме реализуемого населению);

·        продукция ядерно-топливного назначения;

·        электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на некоторые регулируются Федеральной энергетической комиссией; перекачка, перевалка и налив нефти;

·        продукция оборонного значения;

·        драгоценные металлы, драгоценные камни;

·        протезно-ортопедические изделия;

·        перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

·        перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

·        обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

·        отдельные услуги почтовой и электронной связи, услуги связи по трансляции программ Российских государственных телеорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которое государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, включает:

·        газ – населению и жилищно-строительным кооперативам;

·        электроэнергия и теплоэнергия;

·        топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

·        перевозки пассажиров, багажа всеми видами общественного транспорта в городском ( включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

·        оплата населением жилья и коммунальных услуг;

·        ритуальные услуги;

·        услуги систем водоснабжения и канализации;

·        торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

·        услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ;

·        перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;

·        снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах;

·        наценка на продукцию (товары), реализуемые в предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведениях;

·        торговые надбавки к ценам на продукцию детского питания;

·        перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении по согласованию с  МПС, железными дорогами и при условии возмещения убытков за счет местных бюджетов;

·        перевозка пассажиров и багажа автотранспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси;

·        перевозка пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местных сообщениях и на переправах;

·        перевозка грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах;

·        услуги, оказываемые предприятиями промышленности, железнодорожным транспортом на подъемных путях.

 

1.2.            Влияние прибыли на формирование цен

 

Прибыль формируется под воздействием реального использования трех факторов производства: трудовых, материальных ресурсов и основных средств.

В экономической литературе высказывается мнение, что существует прибыль, получаемая за счет предпринимательского риска, который не являясь четвертым фактором производства, основан на эффективном использовании трех факторов производства.

Поскольку в реальных условиях рынка совершенной конкуренции не существует, поэтому каждому предпринимателю следует учитывать, насколько практика отличается от совершенной конкуренции.

Зависимость прибыли от объема реализации прямо пропорциональна. Однако внутренняя связь между издержками (р), количеством (q) и ценой (z) в этой схеме не просматривается.

В условиях плановой экономики такой информации было достаточно для централизованного установления цен, заданий по снижению себестоимости и контроля за их выполнением. Определенный размер прибыли показывает, что предприятия укладывается в средние отраслевые нормативы, выполняет установленные задания.

В условиях рыночной экономики дело обстоит совершенно иначе. Предприниматель сам должен определить уровень цены на основе конкурентных условий сделки, а так же  конкретных условий работы предприятия, т.е. степени загруженности производственных мощностей заказами, достигнутого уровня издержек производства и т.д.

Решить эту задачу в каждом конкретном случае можно только на основе применения вариантных расчетов, в основе которых лежит деление затрат на постоянные и переменные, другой подход к оценке компенсации издержек производства и обращения и определения прибыли.

Эта методика основана на определении объема реализации, который покрывает весь комплекс постоянных и переменных затрат, и объема реализации, который будет компенсировать переменные расходы, связанные с производством реализуемой продукции, формировать прибыль, т.е. до определенного момента вся выручка (назовем ее точкой безубыточности) от реализации идет на компенсацию затрат, а после этой точки безубыточности вся выручка является прибылью.

Сумма переменных и постоянных расходов составляет издержки производства. В этом случае прибыль от реализации товарной продукции составит:

Прт = ∑qz - ∑q Pпер - F,

где Прт- прибыль от реализации товарной продукции фирмы; ∑q Pпер – общая сумма переменных расходов фирмы; F – общая сумма постоянных расходов фирмы.

В зарубежной литературе и практике традиционный показатель прибыли от реализации продукции заменен показателем валовой прибыли, которая включает прибыль от реализации товарной продукции плюс постоянные расходы.

ВПр = ∑qz - ∑q Pпер,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.