Нарушениями
государственной дисциплины цен являются:
·
завышение государственно регулируемых цен (тарифов)
на продукцию, товары, услуги (зафиксированных цен, природных коэффициентов
изменения цен, предельных уровней рентабельности и др.);
·
завышение оптовых (отпускных) цен,
зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;
·
завышение или занижение цен на продукцию,
поставляемые предприятиями по межправительственным соглашениям со стороны СНГ и
другими государствами;
·
завышение устанавливаемых надбавок (наценок) к
ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок),
непредставление или представление покупателю в уменьшенном размере
устанавливаемых скидок;
·
включение в стоимость услуг фактически
невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимость
этих услуг, а так же применение цен, согласованных на комплектную продукцию при
поставке некомплектной продукции;
·
применение регулируемых цен, наценок, тарифов
предприятиям общественного питания, коммунального хозяйства и бытового
обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам,
предусмотренным при установлении этих цен и тарифов;
·
завышение цен на продукцию, по которой из-за
консервативных или технологических недостатков не достигнуты потребительские
свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов
стандартизации);
·
нарушение предприятиями-монополистами порядка
декларирования свободных цен и тарифов;
·
не перечисление в бюджет сумм, полученных за счет
превышения предельного уровня рентабельности, и несвоевременное снижение цен
(тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиям-монополистам (по
продукции, включенной в реестр предприятий-монополистов), а так же другими
предприятиями, на продукцию, товары и услуги которых устанавливаются предельные
уровни рентабельности.
·
применение незарегистрированных в Комитете РФ по
политике цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной технике и
основные комплектующие изделия;
·
применение свободных оптовых (отпускных) цен,
тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном
порядке.
Контроль
за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях народного
хозяйства возложен на Государственную инспекцию по контролю за ценами Комитета
РФ по политике цен и органы ценообразования и контроля за ценами республик в
составе РФ, краев, областей, автономных образований городов Москвы и
Санкт-Петербурга.
Указом
Президента РФ от 10 января 1994г. №66 «о структуре органов федеральной
исполнительной власти» функции Комитета РФ по политике цен переданы
Министерству экономики РФ.
В
п.3.3. упомянутого выше Порядка указано, что органы государственной налоговой
службы в соответствии с действующим порядком сообщают органам ценообразования и
контроля за ценами о всех случаях нарушения предприятий дисциплины цен,
выявленных налоговыми органами при проверках, для принятия соответствующего
решения. Санкция за нарушение государственной дисциплины цен могут применяться
только МЭРФ.
В
настоящее время действует Указ Президента РФ от 28.02.95 №221 «О мерах по
упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)», которым была
признана необходимость дальнейшей либерализации цен и осуществление
государственного регулирования цен (тарифов) в основном только на продукцию
естественных монополий. В исполнении данного Указа издано одноименное
постановление Правительством РФ от 7.03.95 №239, которым подписано не
применять, государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех
хозяйственных субъектов независимо от их организационно-правовых форм и
ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления:
·
фиксированных цен;
·
предельных цен, надбавок;
·
предельного уровня рентабельности;
·
декларирование повышения цен на все виды продукции
производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг.
Данное
правило распространяется на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением
тех, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию согласно
перечням, утвержденным постановлением Правительства РФ.
3.2. Планирование цен
В условиях
социалистической экономики процесс ценообразования приобретает плановый
характер. Цена становится объектом планирования. Изменение уровней и
соотношений цен на конкретные товары,
группы продукции и т. д. осуществляется в плановом порядке.
Планирование цен — это
плановое определение изменений уровня, соотношений и структуры цен в предстоящем периоде.
Научная
обоснованность планирования цен во многом зависит от того, насколько глубоко и
основательно определены основные закономерности развития экономики в
длительной перспективе. Научное предвидение этих закономерностей и анализ
различных вариантов развития экономики есть прогнозирование народного
хозяйства. Составной частью прогноза народного хозяйства является прогнозирование цен.
Прогнозирование цен — это научное предвидение возможных направлений изменения цен, основанное
на учете действия основных ценообразующих факторов в длительной перспективе. Прогноз цен носит вероятностный
характер. Прогнозирование цен служит необходимым этаном, предшествующим перспективному
планированию
цен.
Под перспективным
планированием цен понимается разработка планов изменения уровней, соотношений и структуры цен, а также совершенствование методов ценообразования на
пятилетие или долгосрочный период.
Перспективное
планирование цен может быть среднесрочным, если оно охватывает период в 5 лет,
и долгосрочным— 10—15 лет.
Перспективное
планирование цен включает разработку основных направлений совершенствования
всей системы цен и отдельных ее частей в перспективном периоде; подготовку и проведение реформы цен; планирование
пересмотров цен; расчет плановых индексов изменения цен в перспективном
периоде; совершенствование методологии ценообразования.
Известно,
что цены должны соответствовать реальным условиям воспроизводства, действующему
хозяйственному механизму. Условия воспроизводства непрерывно изменяются,
хозяйственный механизм
постоянно совершенствуется. Цены не могут оставаться инертными к этим
процессам. Но чтобы они соответствовали требованиям перспективного периода, и
осуществляется разработка основных направлений их совершенствования, которая включает не только планирование
количественных изменений цен, но и улучшение методологии их построения.
Одной
из важных форм перспективного планирования является подготовка и проведение реформы
цен.
Реформа цен — это изменение общей схемы (модели)
построения цены
в соответствии с принятой концепцией ценообразования. Она, как правило, осуществляется
параллельно с существенным изменением всего хозяйственного механизма. К примеру, в середине 60-х годов в народном
хозяйстве произошло изменение системы планирования и экономического стимулирования. В
качестве одного
из основных директивных показателей планирования и оценки деятельности
предприятий был установлен показатель рентабельности Рф определенный как
отношение прибыли П
к стоимости
производственных фондов Ф (РФ=П/Ф). Это положение нашло отражение и в
ценообразовании — изменилась общая схема (модель) оптовой цены. Если формула оптовой
цены выглядела
как Ц=С+РсС, то после реформы оптовых цен 1967 г. формула построения
оптовой цены стала такой: Ц=С+РфФ.
Основной
формой перспективного планирования цен является: планирование пересмотров цен. Пересмотр
цен предполагает плановое изменение цен с целью их приближения к ОНЗТ,
обеспечения
нормальной рентабельности отраслей народного хозяйства, стимулирования
научно-технического прогресса и рационального размещения производительных сил.
Как
правило, на практике планируются в основном пересмотры оптовых цен. Перспективным планированием
охватываются общие
и частичные пересмотры оптовых цен. Общий пересмотр оптовых цен осуществляется по большинству групп родственных и
взаимосвязанных отраслей. Частичный
пересмотр — это, обычно, изменение
цен по отдельным отраслям или прейскурантам.
В
результате пересмотров цен не происходит изменения общей схемы (формулы) построения цены, а
осуществляется лишь изменение уровня, соотношений и структуры цен, т. е. имеет место лишь количественное изменение
цен.
При
планировании пересмотров оптовых цен можно выделить следующие этапы: разработка критериев
необходимости планового изменения цен посредством их пересмотров; формирование
основных
требований к пересмотру цен; определение содержания пересмотров оптовых цен; разработка
наиболее оптимальной организации пересмотров.
Общие
пересмотры оптовых цен имеют целый ряд преимуществ перед частичными. Во-первых, они
позволяют создать систему цен, наиболее соответствующую реальным экономическим условиям производителей и
потребителей. Во-вторых, при планировании общих пересмотров оптовых цен возможно более широко
внедрить новые, прогрессивные методы ценообразования. В-третьих, общие пересмотры оптовых
цен позволяют своевременно отразить изменения цен в планах развития народного хозяйства на всех уровнях
управления.
Планирование
проведения общего пересмотра оптовых цен следует осуществлять при наличии хотя бы одного из
следующих
условий:
1) в
случае существенного обновления номенклатуры продукции (не менее 40—50 v; от имеющейся в действующих
прейскурантах);
2) при
предусмотренном в плане пересмотре стандартов и технических условий по продукции большинства родственных и взаимосвязанных отраслей;
3)
при
плановом изменении методов определения норматив
ной рентабельности
групп продукции и конкретных изделий;
4)
в случае
существенного отклонения планируемого уровня
рентабельности от
нормативного.
Как
уже отмечалось, общие пересмотры оптовых цен нецелесообразно планировать чаще одного раза
в пятилетие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|