Как
свидетельствуют приведенные данные, в России имеют место процессы высокой инфляции в условиях непрекращающегося
спада производства, с сохранением и периодическим обострением товарного
дефицита и при устойчивом обесценивании
рубля по отношению к доллару и другим твердым валютам. Специфика российской гиперинфляции
проявляется в следующих основных признаках:
1.
Действие факторов инфляции спроса относительно ослабло. Превышение платежеспособного спроса над объемом товаров и
услуг, типичное для 1988-1991 гг., исчерпало
себя ввиду огромного роста цен и вследствие обесценивания сбережений населения. В период 1992-1998 гг.
ввиду жестких, хотя и колеблющихся,
монетаристских ограничений рост денежной массы в России резко отставал и от роста цен, и от роста
стоимостного объема товаров и услуг (с
учетом их физического объема).
2. В рамках инфляции издержек ослаблено действие тех факторов, которые
относительно
легко поддаются монетаристский ограничениям. В первую
очередь это относится к спирали «зарплата - цены». Действие этой спирали
обычно
проявляется в превышении роста зарплаты над ростом цен, В России
наблюдается
диаметрально противоположная ситуация: заработная плита
(бюджетников),
пенсии, пособия растут медленнее, чем цены.
3. В той инфляции издержек, которая господствовала в инфляционных
процессах России, преобладают мощные факторы, в малой степени поддающиеся хотя бы косвенному воздействию
монетаристских ограничений, в том числе давлению быстро растущих цен: сверхмонополизация
экономики; серьезные структурные диспропорции в экономике; разрыв хозяйственных
связей в результате распада СЭВ и
развала СССР и подрыва этих связей внутри самой России; суровые природно-климатические условия на значительной части российской
территории; национально и социально-политическая нестабильность.
В этих условиях
Правительство РФ вынуждено было принять жесткие меры.
Анализ
антиинфляционной политики в России приводит к следующему выводу: наряду с использованием
гибких монетаристских методов необходимо использовать на базе восстановления
управляемости экономики комплекс немонетаристских мер, чтобы сдержать инфляцию не за счет
снижения производства,
а за счет его реальной, стабилизации, оживления и подъема. Именно такой подход диктуется опытом
Запада в успешной борьбе с высокой инфляцией. Необходимой составляющей
антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является
снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению
занятости. История
гиперинфляции, разразившихся в первой половине 90-х гг. в большинстве стран,
переходивших от централизованно управляемой к рыночной экономике, подтверждает этот вывод теории
инфляции. Выбор между двумя вариантами антиинфляционной политики — шоковой терапии и
градуирования — осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации
в стране.
В
связи с крупномасштабной девальвацией рубля в 1998г., связанной с нарушением равновесия всех
основных показателей финансового рынка, Правительство РФ совместно с
Центральным банком приняло ряд антикризисных мер. В частности, Центральный банк неоднократно
увеличивал ставку
рефинансирования, отказался от поддержки рынка государственных ценных бумаг Правительство РФ
приняло программу реструктуризации государственного долга. При формировании ориентиров по
темпам инфляции в прогнозе
на 1998-1999 гг. будут учтены условия, вызвавшие новый виток инфляции на потребительском
рынке и на рынках товаров производственно - технического назначения,
инвестиционных товаров, а также в сфере рыночных и нерыночных услуг.
Динамика тарифов в сфере
грузового транспорта будет складываться под воздействием
правительственных мер по ограничению роста цен в отраслях - естественных монополиях. В
1998-1999 гг. снижены тарифы на грузовые перевозки, отпускные цены на газ, нефть и другие виды
энергоресурсов, но их реальное изменение
трудно осуществить.
Одним из
факторов, определяющих повышение темпов инфляции на потребительском рынке а 1998 и 1999 гг.,
является зависимость этого рынка от импорта. Динамика потребительских цен
испытывает влияние конъюнктуры мирового рынка и складывающегося изменения цен на импортные
товары, так как реальная девальвация рубля ведет к удорожанию импортных
товаров, а вслед за ними и отечественных. Введение жестких мер государственного регулирования рынка и цен становится
необходимым.
Инфляция
порождает необходимость проведения индексации доходов населения. Для этой цели
рассчитывается прожиточный минимум. В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ
«О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена потребительская корзина, включающая в себя минимальный набор
продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения
здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской
корзины определяет
величину прожиточного минимума. По РФ потребительскую корзину устанавливает федеральный закон.
По субъектам Федерации потребительская корзина устанавливается
законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических
условий, национальных традиций и местных особенностей потребления, основных
социально-демографических групп населения.
Величина
прожиточного минимума определяется на основе данных Государственного комитета РФ по статистике
об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и
расходы по обязательным
платежам и сборам.
Прожиточный
минимум необходим при установлении минимального размера оплаты труда и минимального
размера пенсии по старости, а также при определении размеров стипендий, пособий и других
социальных выплат гражданам Российской Федерации.
Стоимость
набора из 25 наименований продовольственных товаров в ценах марта 1999 г. в
Санкт-Петербурге составила 570 руб., что на 3,0% больше, чем в феврале того же года, в
области — 527,51 руб., что на 4,2% больше. Из 90 административных территорий России
по стоимости этого набора Санкт-Петербург в марте занимал 19-е место.
Ленинградская область — 37-е место.
В
табл. 2 приводится изменение стоимости набора из 25 основных продуктов питания, составляющих
продовольственную корзину прожиточного минимума в 13 российских городах-миллионерах в марте 1998
и 1999 гг, (в расчете
на одного жителя).
Из
непродовольственных товаров в Санкт-Петербурге более всего подорожали ткани —
на 36,8%, школьно-письменные товары — на 28,1, трикотаж — на 27,8, одежда и белье — на 22,2,
моющие средства — на 21,5, чулочно-носочные изделия — на 20,9, медикаменты — на 17,8,
строительные товары — на 12,1, табачные изделия — на 11,4, электротовары — на 9,9, бензин — на 8,0, телерадиотовары — на 6.8%.
В Ленинградской
области в большей степени подорожали трикотажные изделия — на 35,4%,
парфюмерно-косметические средства — на 32,4, ткани —на 32,1; галантерея — на25,1; моющие
средства— на 22,2; одежда и белье — на 21,9; обувь — на 20,1; медикаменты — на 19,5; электротовары
— на 15,4; строительные
материалы — на 7,6; бензин — на 6,1; табачные изделия — на 5,0%.
Таблица 2
|