Приняты правительствами стран участников СНГ в г. Ашхабаде в 1993 году
– Ашхабадское соглашение. Определены задачи т-ма, указываются выгоды от
развития т-ма на основах равноправия. Укрепление межнациональных связей.
Развитие тур отрасли в РФ основывается на национальном
законодательстве: Гражданским, трудовым, административным, международным,
уголовным, и другими отраслями туристского права.
В действующей системе права приняты нормативные акты, посвященные
решению проблем т-ма:
1.
Указ президента РФ от 22.12.95,
№1284 «О реорганизации и развитии т-ма в РФ»
В данном указе одобрена концепция развития т-ма в РФ.
Среди основных мер по развитию т-ма в концепции названы:
¨
Включение т-ма в перечень основных
направлений структурной перестройки российской экономики
¨
Создание нормативно-правовой базы
развития т-ма, соответствующей мировому опыту и практики.
2.
Федеральная программа развития
т-ма в России, постановление правительства РФ от 26.02.96 №177
Эта программа положила начало фактическому гос.
Регулированию тур. деят-ти; определило основные направления развития тур.
отрасли в стране, сроки намеченных мероприятий и порядок их финансирования.
3.
Постановление правительства №
12222 от 12.12.95 «О лицензировании туроператорской и турагентской
деятельности»
4.
Закон «О лицензировании отдельных
видов деятельности», август 01 г
5.
Постановление правительства №95 от
11.02.2002 «О лицензировании туроператорской и турагентской деят-ти»
6.
Правила сертификации тур услуг,
утвержденные постановлением гос стандарта России, март, 1994, №10
7.
Фед. Закон «Об основах тур
деят-ти» от 24.11.96
8.
Закон О защите прав потребителей
И другие, наприер, на региональном уровне с 1999 года Думой Приморского
края принят закон «Об основах тур деят-ти на территории Прим. края» - это
законодательный акт
Закон «о рекламе» принят в 18.07.1995 г. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения,
возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на
рынках товаров, работ, услуг (далее - товары) РФ, включая рынки банковских,
страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан
(физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.
Целями настоящего Федерального закона являются защита
от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение
ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или
нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц,
окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных
лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и
распространения рекламы.
Ответственность несут: рекламопроизводитель,
рекламодатель, распространитель.
Общие требования к рекламе по данному закону:
- р.
д/быть распознаваемая без специальных знаний, тех. средств;
- на
территории РФ р. на русском языке ;
- не
допускается р. товаров, запрещенных в производстве и реализации (только
лицензированные допуск);
- р.
не должна побуждать граждан к насилию, агрессии, побуждать панику;
- р.
не должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное
законодательство;
- нельзя
р. прерывать детские, религиозные передачи, передачи, которые идут менее
15 мин., а образовательные можно, только на 45 сек., передачи от 15 до 60
мин. Можно прерывать не более 2 раз, х/ф нельзя прерывать без согласия
правообладателя.
Статья 12. Особенности рекламы в периодических
печатных изданиях
В периодических печатных изданиях, не
специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера ,реклама не
должна превышать 40 процентов объема одного номера периодического печатного
издания.
Статья 13. Особенности рекламы в кино- и видео
обслуживании
Прерывать рекламой демонстрацию фильма, за
исключением перерывов между сериями (частями), в кино- и видео обслуживании не
допускается.
Статья 14. Особенности наружной рекламы
1. Распространение рекламы в городских, сельских
поселениях и на других территориях может осуществляться в виде плакатов,
стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального
размещения ( наружная реклама). Наружная реклама не должна иметь сходства с
дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать
безопасность движения.
2. Распространение наружной рекламы в городских,
сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения
соответствующего органа местного самоуправления.
Статья 16. Особенности рекламы отдельных видов товаров
Реклама алкогольных напитков, табака и табачных
изделий, распространяемая любыми способами, недолжна: содержать демонстрацию
процессов курения и потребления алкогольных напитков, а также не должна
создавать впечатление, что употребление алкоголя или курение имеет важное
значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для
улучшения физического или психического состояния;
Кратко:
реклама оружия запрещена, нельзя обращаться в рекламе к детям
2.
Порядок и правила
лицензирования и сертификация туристских услуг и услуг гостиниц в РФ.
Лицензирование турдеятельности.
Лицензирование – в Ф.З. «об основах турдеятельности»
говорится: «в целях защиты прав и интересов т-тов осущ-ся лиц-вание,
стандартизация туроперат-й и тураген-й деятельности, а также объектов
туриндустрии, сертификации турпродуктов».
Сделка, совершенная при отсутствии лицензии м.б.
признана судом недействительной - Г.К. Р.Ф. ст. 173. Л-е на осещ-ние межд-й
турдеятельности – это разрешительный официальный документ на осуществление
турпредприятием соответс-й деятельности в пределах Р.Ф., в теч-е установленного
срока, который определяет и регламентирует условия его действия. Работа по
отправке рос-х граждан за рубеж и прием т-тов на территории Р.Ф. относятся к
межд-й турдеятельности, которая согласно постановлению прав-ва Р.Ф. от 24.12.94
№1418 подлежит обязательному л-ю. Также осуществляется положение «о л-нии
межд-й турдеятельности, утвержденная прав-м Р.Ф. от 12.12.95 №1222, регулирует
порядок и условия л-я межд-й турдеятельности, осуществляемой рос-ми и
расположенными на территории Р.Ф. иностранными организациями, независимо от их
организационно-правовой формы, а также физич-ми лицами без образования
юридического лица.
Л-я выдается мин-вом экономического развития и
торговли Р.Ф. (тепортамент по т.) или органом исполнительной власти с
соответствующей компетенцией субъекта Р.Ф. (комитет по т. и
санаторно-курортному делу). Л-зии, выданные органами, действительны на всей
территории Р.Ф., после включения лизензиата в гос-й реестр юр-х и физ-х лиц.
Для получения л-зии необх-мо подать заявление,
подготовить необходимые документы и оплатить лицензионный сбор. Л-я выдается
сроком на 3 года, продление срока действия л-зии производится в порядке,
установленном для ее получения. Передача др-м юр-м и физ-м лицам запрещается.
Согласно Ф.З. «о л-нировании отд-х видов деятельности» от 3.11.98, л-зионный
сбор составляет 10 минимальных окладов + сбор за рассмотрение заявления (3
миним-х оклада). В рамках соблюдения условия действия л-зии з-нов Р.Ф. «о
защите прав потребителей», «об основах турдеятельности», органы по л-нию проводят
проверки деятельности турпредприятий. Онулировать лиц-ю может только решение
суда.
Перечень док-в составляет около 30%
·
Заявление – бланк, выданный
комитетом по т.ю
·
Копия свид-ва о гос-й регистрации
предприятия в налоговой
·
Свидет-во о гос-й регистрации
физ-го лица в кач-ве предпринимателя со штампом налогового органа.
Основные особенности л-я межд-й турдеятельности:
1.
Выдается сроком на 3 года, можно
меньше на основе заявления. Продление срока действия – в порядке, установленном
для ее получения.
2.
При ликвидации юр-го лица или
прекращения действия свид-ва о гос-й регистрации физ-го лица в кач-ве
предпринимателя, выданная ему л-я теряет юр-ю силу.
3.
В случае реорганизации, изменения
наименования юр-го лица, его юр-го адреса, утраты л-зии, лицензиат обязан в
15-дневный срок подать заявление о переоформлении л-зии.
Условия действия л-зии:
1.
Доведение в установленном порядке
до каждого т-та исчерпывающей информации об особенностях въезда и пребывания в
иностранном государстве, о специфике поведения во время турпоездки в т.ч. о
необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к
культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой
конкретной стране.
2.
Наличие собственного или
арендованного служебного помещения с соответствующим оборудованием.
3.
Наличие в штате не менее одного
работника, имеющего спец-е туробразование или стаж работы в сфере т. не менее 3
лет.
4.
Оказание туруслуг только после
заключения с клиентом договора на куплю-продажу услуг.
5.
Предоставление клиенту в полной и
исчерпывающей информации о режиме работы лицензиата; о его юр-ом адресе,
наличии л-зии, сертиф-та на услуги, которые подлежат обязательному
сертифицированию, Ф.И.О. ответственного за ведение конкретного направления
турдеятельности (обязательно наличие уголка потребителя).
На
сегодняшний день принят з-н «об отдельных видах л-я» : вопросы л-я претерпели
изменения, которые приняты новым з-ном Р.Ф. «о л-нии туруслуг» (вступил в
действие с 10.02.02). В данном з-не предусмотрено л-ние туроператорской и
турагентской деятельности. До сегодняшнего дня не разрешен механизм реализации
этого з-на, не подписано пост-е прав-ва «о реализации туруслуг». Деятельность
осущ-ся на усл-ях прежней нормы законодательной базы. Включает в себя пост-е
№1222 от 95 г. «о л-нии межд-й турдеятельности» и з-на от 3.11.98 «о л-нии
отдельных видов туруслуг». Отсрочка вхождения з-на до 10.04.02. туропер-ю
деятельность будет л-ть фед-й орган исп-й власти – мин-во эк-кого развития и
торговли Р.Ф. Л-ю турагентству выдает
Сертификация тур продукта.
Сертификация – совокупность действий и процедур с целью подтверждения (посредством
сертификата соответствия или знака соответствия) того, что продукт или услуга
соответствует определенным стандартам или техническим условиям.
Цель:
-
создание условий для деятельности
организации предпринимателей на едином товарном рынке РФ для участия в
международном, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле
-
содействие потребителям в выборе
услуг
-
защита потребителей от
недобросовестного производителя услуг
-
контроль о безопасности услуг
окружающей среды жизни, здоровья и имущества потребителей
-
подтверждение показателей качества
услуги заявленной исполнителем
Сертификация бывает:
-
самосертификация, проводимая самим
предприятием – изготовителем продукции и услуг
-
сертификация, осуществляемая
потребителем
-
сертификация, осуществляемая 3-ей
стороной – специальной организацией, не зависимой от потребителя и изготовителя
-
обязательная - (безопасность,
охрана окр-ей среды, здоровье потребителя)
-
добровольная - (цель – создание
условий для повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, услуги, для
получения определенных гарантий относительно фактического качества объектов
кредитования и страхования)
Обязательная сертификация тур продукта проводится на
определенной гос-вом законодательной и нормативной базе – з-ны РФ «О
сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей», «Об основах тур
деятельности».
Схема подготовки тур предприятия к
обязательной сертификации туристко-экскурсионных услуг:
1.
Подписание протоколов намерений с
принимающей фирмой
2.
обследование предполагаемого
маршрута путешествия
3.
выбор оптимального варианта
путешествий с точки зрения оптимальности и комфортности
4.
определение вредных факторов на
маршруте и степени их влияния на туристов и их имущества
5.
Проектирование маршрута с
определением мероприятий по снижению, влиянию факторов риска
6.
разработка систем безопасности на
маршруте
подсистема
внутренних стандартов предприятия
- технологическая карта маршрута
-
должностные инструкции персонала
информация
для туристов об услугах фирмы
-
информационный листок
-
информационно-рекламные листы
подсистема
обеспечения безопасности смежников на весь комплекс услуг
-
сертификаты на средства
размещения, точки питания, транспорт и т.д.
-
гарантия безопасности, контракты
подсистема
охраны окружающей среды
-
описание оборудования мест отдыха
и стоянок
-
инструктаж
туристов
подсистема соц.гарантий безопасности
-
договоры страхования
-
договоры охраны
подсистема
безопасности экскурсий
-
комплект документов на экскурсии
-
спец подготовка гидов,
экскурсоводов
Основной перечень документов для
обязательной сертификации:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|