рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Ответы на вопросы для коллоквиума по дисциплине «Банковское дело»

       Конкуренция, известно, является одним из инструментов развития демократических отношений, в том числе и на рынке ссудных капиталов. Однако, политика НБМ, проводимая с целью сокращения количества банков, приведет к существованию 6 - 8 крупных банков, которым легко будет достичь соглашения во всех областях банковской деятельности.

      Важной особенностью современного периода является растущая интернационализация банковской системы, обусловленная:

1)           отсутствием национального денежного капитала, необходимого для поддержания соответствующей банковской лицензии в условиях постоянного повышения минимального размера СНК;

2)           интересом иностранных инвесторов в более прибыльном приложении своего свободного капитала, поскольку размер дивидендов, выплачиваемых нашими банками, превышает размер дивидендов в западных странах.

3)           Кроме того, банки, имеющие иностранные инвестиции в своем капитале, имеют льготы при налогообложении  прибыли.

       Таким образом, в банковской системе Республики Молдова  происходят процессы, которые свойственны и странам с развитыми рыночными отношениями.

2.        Основные функции и операции Национального банка Молдовы.

В соответствии с законом о Национальном банке Молдовы от 12.10.95:


Правовой статус Национального банка Молдовы

(1) Национальный  банк  Молдовы  (равнозначное наименование - Национальный банк) является центральным банком Республики Молдова.

(2) Национальный   банк является самостоятельным публичным юридическим лицом и несет ответственность перед Парламентом.

(3) Национальный банк не подлежит внесению в Государственный регистр предприятий и Государственный регистр организаций.

(4) Национальный банк может по своему усмотрению открывать филиалы и представительства в стране и за ее пределами.


Основная задача

(1) Основной задачей Национального банка являются обеспечение и поддержание стабильности цен.

(2) Без ущерба для своей основной задачи Национальный банк развивает и поддерживает финансовую систему, основанную на рыночных принципах, и содействует общей экономической политике государства.


Цель «обеспечение и поддержание стабильности цен» была принята в соответствии с поправкой к закону от Национальном банке Молдовы от 30.06.06. До этой даты, основной задачей   Национального   банка   было   достижение   и поддержание стабильности национальной валюты. Для реализации этой задачи Национальный   банк  устанавливает  и  поддерживает  условия  денежного, кредитного  и  валютного  рынков, способствующие  последо  вательному  и устойчивому   экономическому  развитию  государства,  и  в   особенности финансовой и валютной системы, основанной на законах рынка.

Основные функции

Национальный банк осуществляет следующие основные функции:

а) определяет и осуществляет денежную и валютную политику государства;

b) действует как банкир государства и его фискальный агент;

с) проводит экономический  и денежный анализ и на его основе  вносит Правительству  свои предложения, доводит результаты анализа до  сведения общественности;

d) лицензирует,  осуществляет  надзор и  регулирование  деятельности финансовых учреждений;

е) предоставляет кредиты банкам;

f) осуществляет   надзор   за  системой  платежей  в  республике   и способствует   эффективному   функционированию   системы   межбанковских платежей;

g) выступает как единственный эмиссионный орган национальной валюты;

h) устанавливает, после консультаций с Правительством, режим обменного курса национальной валюты;

i) хранит валютные резервы государства и управляет ими;

j) от имени Республики  Молдова  принимает  на  себя  обязательства, выполняет   операции,   вытекающие  из  участия  Республики  Молдова   в деятельности международных публичных организаций,в банковской, кредитной и денежной сферах в соответствии с условиями международных договоров;

k) составляет платежный баланс государства.

l) осуществляет валютное регулирование на территории Республики Молдова.

Операции на открытом рынке

Национальный банк может осуществлять на финансовых рынках операции с долговыми обязательствами, выпущенными государством, Национальным банком или  с любыми другими долговыми обязательствами путем их купли, хранения и продажи (\"спот\" и \"форвард\").

Валютные операции

Национальный банк имеет право:

а) покупать,  продавать  и  негоциировать  золотые  монеты,  золотые слитки и другие драгоценные металлы;

b) покупать, продавать и негоциировать иностранную валюту, используя активы, указанные в части (1) статьи 53;

с) покупать и  продавать казначейские обязательства и другие  ценные бумаги,   выпущенные  или  гарантированные  правительствами  иностранных государств и международными финансовыми публичными организациями;

d) устанавливать   курс,   по  которому  он  покупает,   продает   и осуществляет валютные операции.

Обязательные резервы, устанавливаемые финансовым учреждениям

(1) Национальный    банк   устанавливает   финансовым    учреждениям требование  поддержания  обязательных резервов в отношении  депозитов  и других   определенных  с  этой  целью  подобных  пассивов.  Эти  резервы поддерживаются    путем   удержания   наличности   в   кассах   или   на корреспондентских  счетах  банков либо на специальных счетах  финансовых учреждений в Национальном банке.

(2) Национальный  банк  устанавливает одинаковые нормы  обязательных резервов  на  однородные  пассивы и порядок  их  исчисления.  Требования поддержания обязательных резервов и их увеличения вступают в силу в срок не менее 10 дней после уведомления финансовых учреждений.

(3) Национальный   банк  оплачивает  часть  обязательных   резервов, превышающую  5  процентов от пассивов, на основании которых  исчисляются эти  резервы, или большую часть, установленную регламентом Национального банка.

(4) При несоблюдении    финансовыми    учреждениями    установленных требований  об  обязательных резервах Национальный банк налагает на  них штраф  в  размере  дневной базисной ставки на дату  недостачи  плюс  0,2 процента,  умноженной на сумму недостачи за весь период нарушения. Штраф взыскивается   в   государственный  бюджет  путем  списания   со   счета финансового учреждения в Национальном банке в бесспорном порядке.

Предоставление кредитов банкам

(1) Национальный банк может предоставлять кредиты банкам на условиях периодически устанавливаемых Национальным банком и гарантированных:

а) ценными бумагами, выпущенными Правительством и являющимися частью государственной эмиссии, со сроком погашения не более одного года со дня их приобретения Национальным банком;

b) ценными бумагами, выпущенными Национальным банком;

с) простыми или переводными векселями, выпущенными и выставленными в добросовестных коммерческих, промышленных или сельскохозяйственных целях имеющими   два   или  более  индоссамента,  из  которых  хотя  бы   один принадлежит  одному из банков, со сроком платежа не более девяти месяцев со дня их приобретения Национальным банком;

d) титульными   документами,   выпущенными  на  основании   товарно- материальных  ценностей,  полностью застрахованными от риска и потерь  в установленном Национальным банком объеме;

е) депозитами  и  другими  счетами в Национальном банке  или  другом финансовом учреждении, акцептованном банком, представляющими собой любые активы, которые Национальный банк может купить, продать и негоциировать.

(2) Кредиты,  указанные  в части (1), могут предоставляться  в  виде аванса,   займа,   купли,  продажи,  учета  и  переучета   негоциируемых инструментов на конкурсной или бесконкурсной основе.

(3) Национальный  банк  может предоставлять  необеспеченные  кредиты только  в  исключительных случаях, когда это необходимо  для  сохранения целостности банковской системы.

(4) Национальный   банк  устанавливает  и  периодически  доводит  до сведения общественности:

а) минимальную   процентную  ставку,  по  которой  он  предоставляет кредиты банкам;

b) объективные критерии, в соответствии с которыми банки допускаются к конкурсу для получения кредитов.

(5) Национальный   банк   может   устанавливать   дифференцированные процентные  ставки,  лимиты по различным категориям этих сделок и  сроки погашения.


3.        Коммерческий банк и его сущность исходя из Закона РМ «О финансовых  учреждениях» и организационно-правовое устройство.


Основные понятия


банк - финансовое   учреждение,   принимающее   от   физических   или юридических   лиц  депозиты  или  их  эквиваленты,  которые  могут   быть переведены  посредством различных платежных инструментов, и  использующее эти  средства полностью или частично для предоставления кредитов или  для инвестирования за свой счет и на свой риск;


Ограничения

(1) Ни одно лицо  не может осуществлять финансовую деятельность, включающую прием депозитов или их эквивалентов, без лицензии Национального банка.

(2) Ни одно лицо,  за  исключением банков, не имеет права  принимать личные депозиты или их эквиваленты.

(3) Ни одно лицо  не  может использовать без лицензии  Национального банка  слово  \"банк\" и его производные в отношении  своей  деятельности, кроме случаев, когда их использование признано законом или международным соглашением  либо  когда  из контекста  вытекает, что это  слово  и  его производные не относятся к финансовой деятельности.

(4) Ни один  иностранный  банк не может непосредственно осуществлять финансовую  деятельность  в  Республике  Молдова иначе  как  через  свои филиалы и отделения на основании лицензии Национального банка. Иностранный банк может открывать представительства в Республике Молдова только после письменного уведомления об этом Национального банка в соответствии с принятыми им нормативными актами. Деятельность представительств иностранных банков ограничивается предоставлением информации, установлением связей и выполнением представительских функций. Представительства не осуществляют ни один из видов деятельности, предусмотренных статьей 26.

(5) Ни одно лицо  не  может привлекать депозиты путем  представления недостоверных  сведений,  создания  видимости деятельности,  введения  в заблуждение или манипулирования иным способом.


 Создание и независимость банков


Банки создаются  в  виде  акционерных обществ в  соответствии  с законодательством   об   акционерных  обществах. Банки создаются в форме акционерного общества открытого типа.

(2) Банк обладает     юридической,     операционной,     финансовой, административной  независимостью по отношению к любому лицу, в том числе к   Национальному   банку,  Правительству  и  иным  органам   публичного управления,  если законодательством не предусмотрено иное. Ни одно  лицо не  имеет права ограничивать независимость банка, оказывать  воздействие на  его руководителей при выполнении ими своих функций или вмешиваться в деятельность  банка, за исключением выполнения определенных обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством.

(3) Банк вправе свободно заключать договоры, владеть и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, быть истцом и ответчиком в суде.

(4) Банки могут открывать филиалы и представительства на территории Республики Молдова и других государств только с предварительного разрешения Национального банка, на условиях, установленных принятыми им нормативными актами.


Минимальная сумма,  которую  банк  должен  поддерживать  в  качестве регламентированного  капитала, и минимальная сумма, которая должна  быть подписана и внесена в капитал банка, устанавливаются Национальным банком. Стоимость акций выплачивается полностью из собственных денежных средств.


Банк должен    иметь   устав,   содержащий   его   наименование, местонахождение,   цель  деятельности,  функции  совета  банка,   размер капитала,  виды, количество и номинальную стоимость акций и связанное  с ними  право  голоса.  Изменения  в устав могут  быть  внесены  только  с письменного согласия Национального банка.


(2) В своей деятельности     банк    руководствуется     внутренними положениями, утвержденными его советом, которые в соответствии с уставом банка устанавливают:

а) организационную  структуру и функции банка, порядок образования и компетенцию его руководящих и контрольных органов;

b) функции структурных   подразделений  банка,  их  руководителей  и служащих;

с) пределы полномочий    руководителей   и   служащих   банка    при осуществлении финансовой деятельности от имени банка и в его интересах;

d) функции ревизионной комиссии и других постоянных комиссий.

(3) Банки представляют Национальному банку заверенные копии устава и положений  банка, список должностных лиц, которые вправе действовать  от имени  банка, документ, устанавливающий пределы их полномочий, и образцы их подписей.

Органы управления и контроля

(1) Руководящими органами банка являются общее собрание акционеров, совет, исполнительный орган и ревизионная комиссия. Совет является органом управления банка, который выполняет функции надзора, разрабатывает и обеспечивает осуществление политики банка. Функции совета определяются уставом банка и его внутренними регламентами.

(2) Органом контроля    банка    является   ревизионная    комиссия, осуществляющая контроль за его деятельностью.

 Совет банка

(1) Совет банка  создается  в составе нечетного числа членов, но  не менее  трех человек. Члены совета избираются общим собранием  акционеров банка  на  срок до четырех лет. Члены совета могут назначаться на  новый срок.  Общее собрание акционеров банка может устанавливать оплату  труда членов совета. Большинство членов совета должны составлять лица, не состоящие в положении аффилированности по отношению к банку, за исключением аффилированности, определенной качеством члена совета банка.

(1) Совет банка  создается  в составе нечетного числа членов, но  не менее  трех человек. Члены совета избираются общим собранием  акционеров банка  на  срок до четырех лет. Члены совета могут назначаться на  новый срок.  Общее собрание акционеров банка может устанавливать оплату  труда членов совета.

(2) Членом совета  банка не может быть избрано или по решению общего собрания  акционеров банка может быть освобождено от обязанностей  члена совета лицо, которое:

а) является или может стать членом совета двух и более банков Республики Молдова;

b) лишено права быть членом совета банка;

с) является членом  Административного совета Национального банка или занимало эту должность в течение двенадцати предыдущих месяцев;

d) являлось субъектом  по  делу  о неплатежеспособности  и  не  было освобождено от уплаты долгов.

(3) Совет банка  и  его члены не могут передавать  свои  обязанности другим лицам.

Ревизионная комиссия

(1) Ревизионная  комиссия  состоит из нечетного числа, но не менее трех членов,  избранных  общим собранием акционеров банка на срок до четырех лет. Члены совета банка не могут быть одновременно членами ревизионной комиссии. Большинство членов ревизионной комиссии должны составлять лица, не являющиеся работниками банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.