Контрольные,
вопросы
□
Назовите
причины реформации.
□
Охарактеризуйте
общие особенности вероучения, культа и организации протестантизма.
□
Чем
протестантизм отличается от католицизма?
□
В чем
заключаются особенности раннего протестантизма.
□
Каковы
специфические черты позднего протестантизма?
□
Как
возник баптизм и в чем сущность его вероучения и культа?
□
Каковы
особенности вероучения адвентистов, пятидесятников, иеговистов?
Тема 10. ИСЛАМ
Ислам
(от арабск. — покорность) — самая молодая и вторая по численности приверженцев
после христианства мировая монотеистическая религия. Ее исповедует около 1 млрд.
мусульман (от арабск. - верный, преданный), проживающих в более чем 120 странах
мира. В 28 странах ислам является государственной или официальной религией.
Ислам
возник в начале VII века в Западной Аравии, в период перехода арабов от
патриархально родового строя к классовому. Возникновение ислама было
обусловлено рядом причин. Экономика арабского общества переживала упадок.
Скотоводчество, как основная отрасль экономики арабов, не могло удовлетворить
всех потребностей. Развитие мореплавания, открытие морских путей из Азии в
Европу привели к запустению караванных дорог, что сказалось на ослаблении
транзитной торговли - одной из основы экономической жизни арабов. Набеги
соседних государств и племен привели к экономическому упадку, в первую очередь
крупных торговых городов - Мекки и Медины. Внутри арабского общества назревали
внутренние противоречия между богатой родоплеменной знатью, мелкими и средними
разоряющимися торговцами, рядовыми скотоводами и рабами, стремящимися к
освобождению. Постоянные внутренние войны между племенами и родами арабов за
контроль над экономически выгодными территориями дополняли внутреннюю
неустойчивость и необеспеченность жизни большинства населения. Это вело к
поискам наиболее эффективной в тех условиях религиозной компенсации, которая и
была сформирована в религию ислама. К началу VII века перед арабами стала
задача объединения: во-первых, для отражения внешних набегов; во-вторых, для
совместных набегов на соседние государства, на основе грабежа которых арабы во
многом строили свое благополучие. Основа для этого уже существовала: сложились
племенные союзы, появилась потребность в едином государстве и, как следствие,
потребность в единой религии. Каждое из племен имело свои политеистические
религиозные системы, но везде шел процесс выделения главных богов. Наиболее
влиятельная мекканская религия и ее главный бог, впоследствии названный Аллахом
(«божеством»), получили постепенно общеарабскую популярность. Объективные
тенденции в экономике и политике нашли отражение в поиске религиозного
монотеизма, который появился среди арабов уже в VI веке и проявился в
проповедях ханифов — странствующих проповедников, призывавших порвать с родоплеменными
религиями и исповедовать веру в единого общеарабского бога. Кроме того, среди
купечества, в первую очередь, городов Мекки и Медины, было немало приверженцев
иудаизма и христианства.
Основателем
ислама, объявившим себя посланником единого Бога, стал Мухаммад (ок. 570 - 632
гг.).Он родился в г. Мекка, в семье небогатого торговца, рано потерял
родителей, был пастухом, занимался караванной торговлей. Во время торговых
поездок в соседние с Аравией страны познакомился с христианством, иудаизмом,
учением Зороаст-ра. Женившись на богатой вдове Хадидже, стал заниматься
богоискательством. В 610 г., в возрасте 40 лет, объявил себя посланником и
пророком единого бога Аллаха, начал проповедовать в Мекке новую веру, которой
он дал название ислам (от арабск. «покорность»). В 622 г. Мухаммад бежал с
семьей от преследований из Мекки в г. Ятриб (сегодня — г. Медина). Этот год
является официальной датой начала истории ислама и исламского календаря. В
Медине проповедь единства на основе веры в единого бога нашла признание,
впервые была создана мусульманская община (умма), носившая, кроме религиозного,
и политический характер. Учение раннего ислама отразило ценности социальной
базы Мухаммада - средних и мелких торговцев, рядовых скотоводов. Осуждение
богатства и ростовщичества, проповедь равенства всех перед Богом способствовала
росту популярности и быстрому распространению ислама. К 630 — 631 гг. в Аравии
сложился религиозно-политический союз племен, и ислам стал общеарабской
религией. После смерти Мухаммада образовалась теократическое государство —
халифат, которое начало вести захватнические войны под лозунгом распространение
учения Аллаха и к XI-XII векам включало в себя страны Передней и Средней Азии,
Северной Африки.
На
формирование религиозного учения ислама оказали большое влияние христианство и
иудаизм. Иудеи и христиане считаются в исламе «людьми писания», данного Богом,
но искаженного ими. Адам, Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Давид (Дауд), Иаков
(Якуб), Иосиф (Йусуф), Иов (Айй-уб), Моисей (Муса), Иисус (Иса) приняты мусульманами
как предшественники пророка Мухаммада и вместе с ним считаются главными
(«стойкими») пророками. Заимствованы также трансформированные библейские мифы
об Адаме и Еве, о сотворении мира и человека, о всемирном потопе и т. д. Из
арабских верований ислам заимствовал культ Каабы, связанный с «черным камнем»,
издревле являвшийся предметом поклонения многих арабских племен, почитание
духов (джиннов), некоторых богов, преобразованных исламом в святых. Главный бог
мекканского племени курейши-тов Аллах превратился в единственного Бога всех
арабов.
Основные
положения вероучения ислама изложены в трех источниках. Первый источник – Коран
(от арабск. - чтение вслух, назидание) - главная священная книга мусульман,
запись проповедей, произнесенных Мухаммадом в форме пророческих откровений. При
жизни Мухаммада содержание Корана передавалось по памяти. После его смерти, по
приказу халифа (наместника пророка Мухаммада, духовного и светского главы всех
мусульман) Османа был составлен письменный текст Корана, окончательно
отредактированный к X веку.
Текст
Корана делится на 114 разделов (глав), именуемых сурами, имеющими различный
объем. Особо почитается первая сура - фатиха, которая часто произносится
верующими как магическое заклинание. Каждая сура включает определенное
количество стихов - аятов (от арабск. - чудо, знамение). Большая часть Корана
написана рифмованной прозой, Коран считается высшим и наиболее полным из
существующих священных писаний.
Второй
источник - Сунна (от арабск. - обычай, пример; Суннат Расул Аллах - «сунна
посланника Аллаха») — представляет собой описание жизни, поступков,
высказываний Мухаммада, записанных в виде хадисов (рассказы о деятельности
Мухаммада) его сподвижниками и последователями. Шесть сборников Сунны играют
роль канонических книг и дополняют Коран.
Третий
источник - Шариат (с арабск. - правильный путь, закон, обязательные
предписания) - комплекс закрепленных Кораном и Сунной правил, регулирующих
жизнь верующих во всех сферах: религиозную деятельность, нравственные поступки,
экономические, политические, социальные, бытовые, семейные и т. д. отношения. В
мусульманском мире нормы Шариата имеют статус религиозного законодательства.
Кроме
указанных, существует множество различных произведений, написанных
мусульманскими богословами, дополняющих и комментирующих основные источники.
Вероучение
ислама основывается на следующих догмах, признание которых за истину и их
беспрекословное выполнение считается обязательным для всех мусульман.
1.
Вера в
Аллаха, единого, единственного, всемогущего Бога (всего 99 имен), творца и
покровителя всего в мире, не имеющего конкретного образа и никак не
изображаемого. Аллах — единственный Бог, не имеющий сыновей и соправителей.
Этот догмат является главным в исламе.
2.
Вера в
демонов и ангелов, сверхъестественных существ, созданных Аллахом, занимающих промежуточное
положение между ним и человеком. Ангелы - добрые духи - живут в царстве Аллаха
и служат ему. Демоны - злые духи (шайтаны, джины) — восстали против Аллаха и за
это были низвергнуты с небес. Возглавляет демонов Иблис — главный противник
Бога.
3.
Вера в
святость Корана трактует эту священную для мусульман книгу как несотворенную,
существующую предвечно, как сам Бог, и атрибут его бытия. Коран не может быть
никем изменен, подлинный оригинал его хранится на небесах, а текст по частям
через видения был передан пророку Мухаммаду архангелом Джебраилом. Все, что изложено
в Коране, должно быть воспринято как воля Аллаха.
4.
Вера в
пророков и посланничество Мухаммада предполагает трактовать пророков как избранных
Богом людей, через которых он вещает людям свою волю. Мухаммад является
главным, последним из пророков, проповедавших человечеству.
5.
Вера в
рай и ад - места пребывания души после смерти человека, куда она направляется
по воле Аллаха, в зависимости от совокупности поступков при жизни верующего.
Праведники вечно блаженствуют в раю (арабск. - джанна), а грешники и неверующие
будут мучаться в аду (арабск. - жаханнам).
6.
Вера в
божественное предопределение - один из основных догматов ислама, согласно которому
перед творением мира Аллах все заранее предопределил вплоть до разрушения
материального мира (конца света). Все в мире происходит по воле Аллаха, и ничто
не может изменить ход развития событий. Человек должен подчиниться судьбе и все
в мире воспринимать безропотно.
7. Вера
в бессмертие души предполагает существование особой субстанции (души),
покидающей тело в момент смерти, и воскресение ее из мертвых в день Страшного
Суда. Рассуждение о душе в исламе носят противоречивый характер. Поэтому общее
положение сводится к следующему. Когда терпение Аллаха относительно греховности
людей истощится, наступит конец света. Иблис и его приспешники будут
уничтожены. Все живые и мертвые предстанут перед Аллахом и будут судимы по
делам их. Грешники попадут в геенну огненную, а праведники обретут вечную жизнь
в раю.
Основой мусульманского культа являются пять основных
обязанностей («столпов веры») верующего мусульманина:
1)
исповедание веры - признание единства Бога Аллаха и пророчества Мухаммада;
2)
молитва (перс. - намаз) - пять раз в сутки совершать молитву в храме или где
придется, в конкретное время, по установленному ритуалу;
3)
пост (арабск. - ураза) в месяц рамадан, во время которого необходимо
воздерживаться от любой греховности и от пищи в светлое время суток;
4)
милостыня (арабск. - аз-закят) - уплата благотворительного налога в пользу
нуждающихся (обычно 1/40 часть годового дохода), что трактуется как
очистительный духовный ритуал;
5)
паломничество (арабск. - алхаджж) в г. Мекку хотя бы один раз в жизни с целью
поклониться главной святыне всех мусульман - храму и священному камню Каабе по
определенному ритуалу и в определенное время года. Часть богословов, кроме пяти
«столпов веры», выделяют еще одну обязанность - джихад (от арабск. - усилие или
борьба за веру), выражающуюся в рвении, усердной деятельности по
распространению ислама. Разновидностью джихада является газават (священная
война против неверных), который в наше время употребляется в переносном смысле,
но в то же время используется террористическими и экстремистскими группировками
мусульман как идеологическое обоснование своей деятельности.
Кроме
указанных, ислам предписывает ряд дополнительных предписаний: обряд обрезания
для мальчиков, а в ряде мусульманских стран (Египет, Судан, Йемен, Оман и др.)
и для девочек, обязанность брака и разрешение иметь до 4-х жен и наложниц
(гарем); запрет на употребление спиртного, определенной пищи, приготовленной не
по мусульманскому обычаю; запрет на изображения, т. к. считается, что творить
может лишь Аллах; погребение в день смерти или на следующий день по
определенному ритуалу.
В
исламе существуют праздники: Ураза-байрам - праздник разговления после поста
(уразы); Курбан-байрам — праздник жертвоприношения с обязательным закалываем
крупных животных; Маулид (Мавлют) - праздник дня рождения пророка Мухаммеда;
Мирадж - праздник, посвященный вознесению Мухаммеда на небо и возвращение в г.
Мекку; обязательная еженедельная молитва в храме (мечети) по пятницам, которая
считается священным днем.
Вышеуказанные
положения вероучения и культа характеризуют суннизм - крупнейшее из течений
ислама (9/10 современных мусульман — сунниты).
Следует
отметить, что ислам с начала своего формирования в организационном плане
никогда не был централизованной религией. Он включал раньше и включает сегодня
множественные направления, течения, секты, религиозные движения, многие из
которых сегодня имеют мало последователей. Наиболее крупным направлением
ислама, кроме суннизма, является шиизм.
Шиизм
(от арабск. — группировка, партия, сторонники) признает Коран божественным
откровением, однако считает, что в его редакции опущены аяты, имеющие
отношение к Али, четвертому халифу, зятю и двоюродному брату Мухаммада. Шииты
считают, что духовными главами всех мусульман, халифами, имамами могут быть
только потомки Али. В Сунне признаются только те хадисы, которые основываются
на авторитете Мухаммада и его семьи, восходят к Али. Шииты имеют свое предание
- ахбары, сборники которых вместе с Кораном являются источниками Шариата На
почве споров о числе имамов (руководителей религиозных общин) в VII - IX вв.
шииты распались на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов.
Сторонники ведущего направления - имамиты - верят, что имамов по линии Али было
11, а 12-й - по имени Мухаммад аль Махди -в конце IX в. скрылся, но обязательно
вернется в качестве мессии перед концом света и спасет своих последователей.
Скрытый имам считается руководителем шиитов. Шиизм учит, что имамы непогрешимы,
а право самостоятельного суждения по религиозным и правовым вопросам
сохраняется за последователями «скрытого имама». В остальном вероучение и
обряды в шиизме мало отличаются от обрядов суннитов. Наряду с хаджжем шииты
совершают паломничество в города Мешхед, Кум (Иран), Кербелу и Неджеф (Ирак) -
места, связанные с именами шиитских имамов, поклоняются мазарам - местам и
реликвиям, связанным с почитанием многочисленных святых. Особой пышностью
отличается траур по имаму Хусейну (праздник Шахсей-вахсей - «дни ашуры»).
В
современном мире в странах распространения ислам играет большую роль в жизни
верующих. Являясь, по сути, идеологией не только религиозной, но и светской
жизни, ислам определяет ценности и характер гражданского поведения людей.
Распространенность
ислама через мусульманскую диаспору в большинстве стран мира заставляет
считаться с его спецификой. В последние десятилетия в исламе ощутимы
объединительные тенденции, проявляющиеся в создании нескольких десятков
международных религиозных организаций, среди которых выделяется по степени
влияния Организация исламской конференции, функционирующая с 1969 г. на
правительственном уровне и объединяющая 43 государства.
В
Украине ислам охватывает 2,5 млн. верующих, объединенных в 116 религиозных
общин. Имеются культовые сооружения, 2 учебных заведения по подготовке
священнослужителей, распространяются периодические издания. Религиозные общины
действуют в структуре трех объединений — Духовного управления мусульман
Украины, Духовного управления независимых мусульманских организаций Украины и
Духовного управления мусульман Крыма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|