□
Как
формировалась структура христианских церквей?
□
Почему
христианство стало государственной религией Римской империи?
□
Когда и
почему произошел раскол христианства на западную и восточные церкви?
□
Каковы
причины возникновения и распространения протестантизма?
Тема 7. ПРАВОСЛАВИЕ
Православие
— течение в христианстве, существующее в качестве формально самостоятельной
организационной структуры с 1054 года, когда Константинопольский патриарх
Керулларий, объявив легатов Римского Папы Льва IX еретиками,
институционализировал окончательный разрыв западного и восточного христианства.
Структура православной церкви
Вселенское
православие образуют все православные церкви, связанные общностью вероучения,
канонов церковной жизни, особенностями обрядовой деятельности. На сегодняшний
день православие — количественно менее распространенная разновидность
христианства (около 100 млн. чел.) по сравнению с католицизмом и
протестантизмом. Православие в целом представлено рядом автокефальных
(самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской (Сирия,
Ливан), Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Румынской,
Кипрской, Элладской (греческой), Польской, Чехословацкой, Американской и др. В
структуру православного христианства входят также автономные православные
церкви.
В
административном отношении автокефальные церкви подразделяются на экзархаты,
епархии, викариатства, благочиния, приходы.
Пределы
самостоятельности автономных церквей определяются соглашением с той
автокефальной церковью, которая предоставляет автономию. Главы автономных
церквей избираются поместными соборами с последующим утверждением их патриархом
автокефальной церкви.
Православное христианство в истории Украины
Православие
на украинских землях распространяется ещё со времен Киевской Руси. Христианство
восточного (византийского) обряда признаётся государственной её религией в 988
году, когда князь Владимир Святославович вместе с дружиной и боярами совершает
массовое крещение жителей Киева на Днепре. Христианство должно было выполнить
функции социально интегративного и регулятивного характера — способствовать
упрочнению общественной системы и централизации великокняжеской власти. В новых
общественно-политических реалиях нужна была объединяющая киевско-русские земли
идея единого Бога. Введение христианства позволяло также приобщиться к
социокультурным ценностям христианизированных государств, упрочить торговые и
деловые отношения.
При
сыне Владимира Ярославе Мудром в Киеве создаётся митрополия, которая
подразделяется на епархии во главе с епископами. С 988 по 1447 гг. Русская
Православная Церковь в целом находится в юрисдикции Константинопольского
патриарха и ее представители назначаются в Константинополе. После нашествия
монголо-татар на территорию Киевского государства киевский митрополит Кирилл
переселяется во Владимир-на-Клязьме, а в 1299 г. его преемники переносят
митрополичью кафедру сначала во Владимир, затем в 1325 г. — в Москву.
На
украинских же землях создаются сначала Галицкая митрополия, а в XIV в.
Литовско-Русская, кафедра которой находилась в Киеве. В конечном итоге в 1458
г. Москва провозглашает свою митрополию независимой от Киева и
Константинопольской патриархии. Автокефалия Московской митрополии признается в
1598 г., а далее в Москве провозглашается патриархат.
В
1685 г., т. е. через 31 год после подписания договора Украины с Московским
государством, Киевский митрополит, нарушая принцип автокефалии поместных
церквей, присягает на верность Московскому патриарху. Без согласия
Константинопольского патриархата Русская Православная Церковь присоединяет к себе
Киевскую митрополию. Таким образом, православное христианство как самобытная
Церковь украинского народа, обладающая своей церковной культурой, обычаями и
традициями, формально утрачивает свою прежнюю самостоятельность.
Возрождение
украинской автокефальной церкви стало возможным только в конце XX в.: этот
процесс завершился созданием в 1989 г. УАПЦ и провозглашением в Киеве
Украинского Православного Патриархата. В свою очередь, учитывая стремление
православных украинцев к самостоятельности в церковной жизни, Архиерейский
собор Русской Православной Церкви в октябре 1990 г. предоставил независимость
Украинской Православной Церкви: украинские епископы получали права
самоуправления, но оставались под священноначалием Московского Патриархата. А в
1992 г. часть христиан, состоящих в Украинской Автокефальной православной
Церкви (УАПЦ), а также представители Украинской Православной Церкви Московского
патриархата приняли решение об объединении в единую Украинскую Православную
Церковь - Киевский патриархат. В 1993 г. УПЦ-КП избирает патриарха Киевского и
всей Украины - Руси.
На
сегодняшний день, согласно сведениям Комитета по делам религии Украины,
Украинская Автокефальная Православная Церковь насчитывает более I тыс. общин,
около 2 тыс. общин поддерживает деятельность Украинской Православной Церкви -
Киевский Патриархат и Украинская Православная Церковь, находящаяся под
священноначалием Московского Патриарха объединяет более 7,5 тыс. общин и
порядка 35 млн. верующих.
Высшее
политическое руководство нашего государства и, в частности, Президент Украины,
неоднократно высказывали пожелание о преодолении всех канонических,
организационных и имущественных разногласий между церквями, которые
представляют православное христианство в Украине, ради решения общих задач:
возрождения духовности украинского народа, преодоления
религиозно-конфессиональной отчужденности, поиска позитивных морально-этических
потенций христианства в современном мире.
К
сожалению, некоторые разногласия между представителями УАПЦ, УПЦ-КП, УПЦ-МП,
УКГЦ сохраняют свою актуальность в сегодняшней Украине.
Особенности православного вероучения и культа
Представители
православной церкви полагают, что христианство, в отличие от всех остальных
религий, представляет собой Божественное Откровение, которое и составляет
основу православной веры. Оно опирается на совокупность догматов - неизменных
истин, также являющихся результатом нисхождения Откровения. Главные принципы
православного богословия, также как и мистической практики богослужения,
сформулированы еще в IV в. и систематизированы в так называемом «веке
патристики» (IV - VIII вв.). Основной принцип Православного богословия не
допускает формулирования новых идей, которые не могли бы быть подтверждены той
или иной экзегезой (толкованием) Библии и раннехристианских авторов. Поэтому
можно говорить о том, что православие во многом сохраняет черты, присущие
христианству первых веков нашей эры.
В
вопросах вероучения православное христианство придерживается «Символа веры»,
принятого на Вселенских соборах 325 и 381 гг., а также признаёт в целом решения
семи Вселенских соборов и соборов Вселенского православия. Источниками
вероучения являются Библия и Священное Предание, которое составляют
постановления Вселенских и Поместных соборов, учения «отцов» церкви, правила
древней богослужебной практики.
Догмат
троичности Бога предполагает отличную от вероучения католической церкви
трактовку: Дух Святой (третья ипостась единого Бога) в соответствии с восьмым
членом Символа веры, исходит только от Бога-Отца, хотя равен в Божественном достоинстве,
как Богу-Отцу, так и Богу-Сыну. По Библии, Дух Святой сошел на апостолов в виде
огненных языков на 50-ый день после Христова Воскресения. Он может сообщаться
верующим через усердную молитву и совершение таинств. Центральным догматом
православия является также признание искупительного значения распятия Христа -
«нас ради человек и нашего ради спасения».
Проповедь
считается главной составляющей православного богослужения (литургии) и
проводится по богослужебным книгам: «Типикон», «Служебник», «Требник»,
«Молитвослов» и др. В целом для православия характерно также принятие Церкви
как «лестницы» между небом и землёй и как продолжающейся жизни Христа в людях
(церковные таинства полагаются дающими возможность реального общения с
благодатью Христа). Догматическое значение придаётся всем семи христианским
таинствам. Существуют православные особенности в их проведении: крещение
проводится через погружение в воду, миропомазание совершается во время
крещения, причащают квасным хлебом и вином всех верующих.
Также
в православии, отвергающем католический догмат о чистилище, принято считать,
что до второго пришествия Христа и воскрешения Им тел мертвых (для Страшного
суда) души праведников находятся в «предначинании вечных блажеств», а
нераскаявшихся грешников - в «предначинании мук». Так как душа человека не
исчезает со смертью тела, возможна определённая связь между миром живых и
усопших: через молитвы о душах умерших. Особенное внимание православные церкви
уделяют внутреннему оформлению и интерьеру храмов, где важное значение
придаётся иконам как средоточию духовной жизни молитвы и молитвенной жизни
вообще. Преподобный Иосиф Волоцкий рассказывал о знаменитом иконописце Андрее
Рублеве, замечая, как тот занимается духовным подвигом — целыми часами молча,
созерцает дивные иконы. Это общеправославное отношение к иконе, особенно
обострившееся в свое время на Руси, полагают следствием жесткой реакции на
иконоборчество Византии.
Молитва
во время богослужения проводится на национальном языке, сопровождается хоровым
пением и колокольным звоном. Верующие крестятся тремя пальцами, сложенными
вместе, с правого плеча на левое, обнажают голову перед иконой, совершают
коленопреклонение, выслушивают поучения и т. д. Женщина должна приходить в
церковь только с покрытой головой.
Основной
принцип социальной доктрины православия предполагает «симфонию» — государство и
церковь вступают в отношения сотрудничества на тех условиях, что государство не
вмешивается во внутреннюю жизнь церкви (прежде всего в вопросы вероучения), а
церковь не притязает на контроль светской жизни государства. Государство и
церковь сами определяют цели своей деятельности и при необходимости помогают
друг другу в их достижении. В настоящее время согласно Конституции Украины (ст.
35) церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а
школа — от церкви. Ни одна из религий не может быть признана государством как
обязательная.
Состоявшийся
в июне 1988 г. юбилейный Поместный собор принял новый Устав Русской
Православной Церкви, а также ряд решений адаптирующих православное христианство
к реалиям сегодняшнего дня:
Русская
Православная Церковь объявила о включении в экуменическое движение, т. е. в
движение за воссоединение церквей в единую апостольскую;
■S
разрешено
отступление от жёстких предписаний к приёму пищи во время поста;
■S
позволено
привлечение женщин к богослужению;
■S
перестала
считаться греховной работа в дни религиозных праздников;
s
подчёркнуто, что
спасение для христианина возможно не только через молитвенный подвиг и отказ от
соблазнов греховного мира, но и путём работы на благо церкви и человечества;
■S
канонизированы
новые святые.
Старообрядчество
Возникает
старообрядничество в середине XVII в. как совокупность религиозных организаций
в результате раскола в русском православии. Основа раскола — отказ признания
церковной реформы Патриарха Никона частью православных христиан.
Суть
реформы: исправление и унификация богослужебных книг и церковных обрядов
(замена двухперстного крестного знамения трехперстным, земных поклонов
поясными, написание имени Христа «Иисус» вместо «Исус» и т. д.). Никон
преследовал цель подчеркнуть ортодоксальность Русской Православной Церкви, а
следовательно, её первенство в христианском мире. Решение об изменениях впервые
в церковной практике принималось единоличной властью патриарха. Не принявшие
нововведений Никона (старообрядцы) были осуждены как светской, так и церковной
властью в 1666 — 1667 гг. и подверглись гонениям. Соответственно, «раскольники»
объявили реформу «дьявольским наваждением», а светскую власть противозаконной
(Аввакум назвал царя Алексея Михайловича «антихристом»). Как следствие —
старообрядцы, спасаясь от преследователей, начали массово покидать места
проживания, переселяясь в том числе и в Украину или же в доказательство
крепости веры добровольно обрекали себя на самосожжение (только с 1675 по 1695
гг. в так называемой «гари» погибло 20 тыс. староверов).
Уже
в конце XVII в. старообрядчество раскололось на два течения: поповцы (имели
священников) и беспоповцы (поскольку считали, что истинное духовенство
уничтожено антихристом, а значит, каждый христианин может быть священником, а
богослужение может совершаться уставщиками и начётчиками). Далее эти течения
разбились на различные толки (белокриницкую иерархию, поморский, федосеевский,
филипповский, страннический и др.), которые в свою очередь раздробились на
многочисленные согласия.
На
Поместном соборе Русской Православной Церкви 1971 г. принято решение о снятии
со старообрядцев церковной анафемы (проклятия, отлучения). Таким образом,
возобновился диалог старообрядцев с традиционной православной христианской
церковью.
Униатство. Украинская Греко-Католическая Церковь
После
окончательного раскола христианства на православие и католицизм в 1054 г.
предпринимались неоднократные попытки объединения христиан под началом Римского
престола. Так создавались основы униатства - течения в христианстве, которое
базировалось на союзе (унии) восточнохристианс-ких церковных организаций с
католической церковью. При этом признавалось религиозное верховенство Папы Римского
и католического варианта «Символа веры», но сохранялся традиционный православный
религиозный культ, обряды и ритуалы, богослужение могло проводиться на
национальном
'^Украинская
Греко-Католическая Церковь начинает свою деятельность в 1596 г. Решение о ее
создании принимает Брестский Собор, в котором принимают участие представители
Папы Римского, а также отдельные архиереи православной церкви Украины Согласно
уставу УГКЦ, ее церковные иерархи и религиозные общины находятся в юрисдикции
Ватикана.
В
социально-культурной плоскости греко-католическая церковь во многом позволила
сохранить национальную самобытность украинцев, культурные традиции и обычаи в
сложных исторических условиях XVI - XVII вв.
Сегодня
УГКЦ является наибольшей по количеству сторонников среди униатских церквей: ее
общины распространены не только в Украине, но и среди украинцев, проживающих на
территории других государств.
В
1946 г Львовский собор упразднил Брестскую унию и ликвидировал
греко-католическую церковь: ее имущество было передано Русской Православной
Церкви. В 1989 г. УГКЦ была восстановлена и сейчас, возглавляемая кардиналом,
существует как митрополия.
Христианские
праздники занимают
важное место в культовой практике и подразделяются на главные, великие и
престольные. Главных праздников — 12 (двунадесятые).
Православное
церковное новолетие начинается по традиции с 13 на 14 сентября, что
соответствует ходу сакрального времени, где отображаются события библейской и
церковной истории:
21
сентября — Рождество Пресвятой Богородицы (праздник в честь чудесного рождения
Пречистой Девы Марии от престарелых родителей - святых Иоакима и Анны. Впервые
упоминается в V в.).
27
сентября — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господнего (празднуется
с IV в. н. э., когда по поручению матери императора Константина был найден и
воздвижен светящийся крест, на котором был распят Иисус Христос);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|