рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Религоведение

С утверждением V династии Древнего царства, происходящей из г. Гелиополя - центра почитания бога Ра — он стал главным божеством Египта. В эпоху Среднего царства и особенно со времен правления XVIII (Фиванской) династии Нового царства в качестве главного бога утверждается другой бог солнца - фиванский Амон (Амон-Ра).

Осирис, как бог мертвых, вытесняет с конца III тыс. до н. э. древнего бога - покровителя умерших -Анубиса. Происходит процесс слияния богов. Например, Амон отождествляется с Ра, Монту, Птахом, Гором; Ра - с Атумом, Гором, Амоном, Осирисом, Птахом. В период Нового царства становится популярной гелиопальская «девятка» — эннеада (Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Исида, Нефтида, Осирис, Сет), которые становятся общеегипетскими богами.

В развитой египетской мифологии выделяются три основные группы мифов: о сотворении мира, о солнечных божествах, об умирающем и воскресающем Осирисе.

Представление о верховном Боге в Египте складывалось по образу земных владык - фараонов которые считались сыновьями бога и живыми богами на земле. Во II тыс. до н. э. храмы стали могучей экономической и политической силой. Усилилась роль жречества, что создало угрозу власти фараонов В XV в. до н. э. это привело к попыткам религиозной реформации. Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) пытался заменить культ Амона-Ра и других богов культом бога солнечного диска Атона и таким образом подорвать могущество жречества введением монотеизма. Однако после смерти фараона было восстановлено почитание прежних богов и в XI в. до н э. фиванские жрецы на некоторое время даже захватили престол и установили теократию. С распространением христианства в начале нашей эры религия Древнего Египта окончательно исчезла, но она оказала большую роль в формировании самого христианства. Египетский миф об умершем и воскресшем Осирисе и его матери Исиде оказал существенное влияние на создание образа Иисуса Христа и Девы Марии.


Религия Древней Греции

Религиозные представления древних греков прошли через ряд исторических этапов развития: древнейший (дофессалийский), классический (фессалийский), эллинистический. Основные источники - «Илиада», «Одиссея» Гомера, классическая греческая лирика и драма, труды греческих и римских историков и мастеров.

Для религии древних греков было характерным развитие на всех этапах элементов ранних форм религии: фетишизма (почитание камней, деревьев, особенно дуба), тотемизма (в Фивах - почитание ласки, в Фессалии — муравьев, в Дельфах — волка и т. д.); анимизма (вера в души, духов, демонов); широкое почитание душ погибших (из этого возник культ героев), а также культа предков.

Древние греки поклонялись богам везде - в горах, в рощах, в гротах, возле источников - всюду, где, считалось, были боги. Там устанавливались жертвенники, а затем строились храмы. В Греции не было специального духовенства. Вне храмов жрец был человеком светским. Для свяшеннослужения он нигде не обучался. Главным актом религиозных обрядов было жертвоприношение, преимущественно животных. К богослужению принадлежали также процессии, танцы, игры и другие народные развлечения.

Древние греки верили, что после смерти души героев и праведников попадают в загробный мир на Елисейские поля (Элизиум), где живут в блаженстве, а души грешников - в Тартар (подземный мир), в котором вечный мрак и страдание.

Наибольшим проявлением приязни богов греки считали ясновидение и пророчество. Вещуны и вещуньи - люди, имеющие особые дарования, разъясняли разнообразные приметы — полет птиц, удары грома, неведомый голос, неожиданную встречу, краски, размещение внутренностей у животных, — видя в этом волю богов. Иногда бог говорил устами своих жрецов, и тогда в храме появлялся оракул

Во П-ом тыс. до н. э. мелкие местные боги оттесняются, и оформляется пантеон богов О греческих богах известно из древнегреческой мифологии-одной из наиболее известных. Согласно представлениям древних греков вначале был Хаос Из него произошли два могучих божества - Уран(Небо) и Гея (Земля). Они породили поколения титанов циклопов и богов. Вместе с богами родился мир, которым правил Кронос (свергнувший Урана) со своей женой Реей. Кроноса низлагает Зевс, который после воины с гигантами воцарился на горе Олимп и стал верховным богом. Олимпийская семья богов управляет миром, знания и могущество их огромны, но не беспредельны. Их деятельность ограничивает Мойра(Судьба), а также каждый

Кроме Зевса, наиболее популярными были: Гера покровительница брака и семьи, Деметра - богиня земледелия; Посейдон - бог морской стихии; Аид бог подземного мира; Афина - богиня мудрости Афродита - богиня красоты и любви; Аполлон бог искусств; Арес - бог войны; Гермес - бог предпринимательства; Гефест - покровитель ремесел др.

Иерархия богов отражала иерархию зарождающегося классового общества. В Древней Греции существовали также тайные религиозные общества и культы, членами которых могли б свящённые. Это, прежде всего таинства в честь Деметры (элевсинские мистерии) и в честь Диониса

С точки зрения древних греков, победа олимпийских богов никогда не была полной. Греки всегда верили в злую силу мертвых и не позволяли уничтожать своих древних каменных и деревянных идолов. В Древней Греции существовало как бы две религии: официальная - ее проповедовало государство, литература, искусство, основанное на гомеровских традициях, и догомеровские народные верования. Существовала и религиозная автономия как характерная черта древнегреческой религии: каждая община имела своих богов-покровителей.

На базе древнегреческой религии развивались различные религиозно-философские идеи и системы. Например, орфическая религия - своеобразный мистический монотеизм. Для орфиков боги были только внешними формами единого божественного существа.

В целом религия Древней Греции оказала огромное влияние на развитие европейской и мировой культуры.


Религия Древнего Рима

Религиозные верования древних римлян возникают в начале I тыс. до н. э. и вырастают из римских племенных политеистических культов, которые испытали на себе влияние религии этрусков. Для древнеримской религии характерна вера в духов - покровителей природы, сельского труда. К ранним богам относятся Сильван, Фавн, Сатурн (первоначально - бог посевов). В плебейской среде особенно почитались Церера (богиня злаков), Либер (бог виноградников). В патриархальной общине почитали богов и духов домашнего очага (Пана, Весту, Пенатов). В древнеримской религии сохраняются элементы фетишизма (культ деревьев, рощ, земли), тотемизма (культ животных, например, волка). Мифотворчество древних римлян испытало сильное влияние мифологии древних народов, особенно греков. С образованием классов и государства оформляется пантеон римских богов, которые становятся общегосудаственными и которым строятся храмы.

Главные боги древних римлян: Янус - дух-хранитель дверей и ворот, бог всякого начала, ему посвящено утро, начало месяца января, он первый бог; Юпитер - главный бог (бог света, повелитель всех небесных явлений, само небо); Минерва — покровительница всех искусств и ремесел; Юнона - жена Юпитера, царица богов; Марс - бог войны; Венера - богиня весны, цветов и всего привлекательного в природе; Сатурн - бог урожая; Меркурий — бог торгового обмана. Особо почитались Юпитер, Юнона и Минерва, которым был посвящен храм на Капитолии в центре Рима (отсюда и название - капитолийская триада). Высшим среди богов, «отцом богов», олицетворяющим могущество Рима, был признан Юпитер.

Древние римляне верили, что человеческая жизнь во всех, даже малейших, проявлениях находится под властью и опекой богов. Поэтому наряду с главными богами почитали множество меньших богов, духов, которые заведовали отдельными жизненными или хозяйственными делами (Ватикан, Кунина, Рунина, Куба, Вермин и т. д.).

Характерной чертой древнеримской религии было наличие персонификации или воплощений моральных понятий, человеческих чувств (Физес Верность, Конкордия - Согласие, Пакс - Мир Спес - Надежда, Ювенус - Молодость) и т д

Древнеримская религия имела очень разветвленную магию. Перед каждым важным делом римляне вначале узнавали про волю богов, которая проявлялась в различных знамениях, что наблюдали и разъясняли специальные жрецы-авгуры Большое развитие имели анимизм, и культ предков Духов предков называли манами - чистыми и добрыми духами. Близки к духам предков были личные духи гении, которые воплощали жизненную силу мужчин и юноны, которые были ангелами-хранительницами женщин. К духам-покровителям принадлежали лары, охраняющие поле и дом крестьянина, а также пенаты, заведовавшие кладовой Государство рассматривалось римлянами как большая семья, поэтому были и государственные пенаты, которых почитали в одном храме с Вестой (воплощением семейного очага).

Широкий веротерпимый политеизм римлян легко вбирал в себя чужие религиозные верования и представления, так что в период империи римская религия походила на сборище богов со всех концов света. Из Малой Азии проник культ матери богов - Кибелы, со 2 в. н. э. стал популярен культ иранского бога солнца Митры. Больше всего ощущалось греческое влияние, выражавшееся в культах Аполлона, Асклепия (Эскулапа), Геракла (Геркулеса) Артемиды и т. д.

В период Римской империи возникают культ цезарей обожествление личности императора.

В Древнем Риме не возникло жреческой касты и храмового хозяйства, что не создало и развитого вероучения, а веротерпимость римлян привела к тому, что государство не занималось религиозным воспитанием граждан. Это позволило христианству одержать полную победу в Риме.

Контрольные, вопросы

□      Назовите основные причины возникновения религий в Древнем мире.

□      Охарактеризуйте верования и культы в Древнем Египте.

□      Укажите основные черты религии в Древней Мессопотамии.

□      Что представляет собой религия Древней Греции.

□      Каковы особенности религии Древнего Рима.

Тема 4. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

Иудаизм


Иудаизм является одной из древнейших национальных религий, он распространен главным образом среди еврейского населения. Впоследствии на его основе было основано христианство Иудаизм возникает в конце II тыс. до н. э. среди кочевых семитских племен, осевших в Палестине и впитавших в себя религиозные традиции религий Ближнего Востока. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иудеев, которое в конце XI века до н. э. стало господствующим среди еврейских племен. История его развития связана с покорением иудейского рабовладельческого государства римлянами и с рассеянием (диаспорой) приверженцев иудаизма за пределами Палестины, созданием религиозных общин — синагог, которые возглавлялись раввинами-законоучителями и судьями, регулировавшими религиозную и светскую жизнь верующих. Иудаизм принимал различные ис­торические формы. Обычно выделяют библейский, раввино-талмудический и реформированный период эволюции иудаизма.

Догматика и культ в иудаизме разработаны на основе библейско-талмудических поучений. Источниками вероучения являются священные книги: Танах — Священное Писание иудеев, сформированное с начала X по конец II вв. до н. э., состоящее из 39 книг; Тора — Пятикнижие Моисея, со­ставная часть Танаха, но Толмуд одновременно и самостоятельный религиозный источник; Толмуд — по сути, сборник разъяснений к Танаху и Торе, составленный с III в. до н. э. до конца IV в. н. э., в котором содержатся законы условного и гражданского права, нравственные нормы, практические советы по вопросам личной и семейной жизни, система иудейской обрядности, состоящая из 613 предписаний (365 запретов и 248 повелений). В иудейской религии выделяют следующие направления:

1) ортодоксальное, или традиционное — сложилось в раввино-толмудический период (II в. - нач. XIX в.):

2) реформированное — возникло в начале XIX в. в связи с приспособлением евреев диаспоры к новым условиям жизни в буржуазном обществе и потребностью интегрировать в европейскую и американскую культуру, что, в свою очередь, стимулировало расхождение между ортодоксальным (основанным на абсолютном духовном авторитете Торы) и реформированным иудаизмом;

3) консервативное - сложилось во втором десятилетии XX в. как реакция на «устарелость» ортодоксального иудаизма и ассимиляторской тенденции. Консервативный иудаизм представляет собой средний вариант между ортодоксальным и реформистским, поскольку отличается либерализмом в теологии и традиционностью в практике;

4) реконструкцио-нистское - возникло в середине XX в. как реализация тенденции реконструировать религиозные представления и переосмыслить их индивидуально так, чтобы они превратились для верующего в действен­ную силу. Характерная особенность реконструкционизма выражена в поисках единства с христианством на основе идеи общности веры в единого Бога, что отразилось в создании в 1947 г. Общества иудео-христианской дружбы. Сегодня иудео-христианство достаточно популярно среди верующих этнических евреев Европы и Америки.

В настоящее время среди евреев-иудеев сохраняются секты караимов и хасидов. Караимы — антиталмудическая секта, возникшая в VIII в. среди земледельцев и ремесленников еврейской диаспоры как протест против социального угнетения, оправдываемого Талмудом и раввинами. Основатель секты Анан бен Давид в качестве религиозного источника призывал признавать только Тору в ее «первоздатной чистоте», несовместимой с какими-либо толкованиями. Самые важные принципы караимства - самостоятельное изучение Священного Писания и почитание десяти заповедей. Иисуса

Христа и Мухаммеда караимы почитают как великих пророков. В этом проявляется влияние Христианства и особенно Ислама. Религиозные обряды караимы отправляют в домашних условиях.

Хасидизм — религиозное движение, возникшее среди евреев Украины и Польши в XVIII в. как форма социального протеста низов против господства финансовой верхушки общин и подерживающих их раввинов. В XIX веке хасидизм превратился в откровенно мистическое течение в иудаизме. Основоположник этого учения Израиль Бешт (1700 — 1760) подчеркивал, что неравенство, существующее в мире, не влияет на отношения между Богом и людьми. По представлениям хасидов, Бог (Шехина) присутствует во всем, что окружает человека (т. е. религиозный пантеизм). Хасидизм провозглашает необходимость непосредственной связи верующего с богом и соответственно отрицает талмудическую «ученость» и раввинское посредничество. Спасение хасидизм видит в индивидуальном религиозно-нравственном совершенствовании на основе постоянного изучения Торы и мистического учения Каббалы (Каббала - «понятие», «традиция» — учение, согласно которому приблизиться к познанию Бога человек может только через знания мистического значения имен, букв, чисел, магических формул и т. д.). Помочь в совершенствовании могут цадики (праведники), избранные Богом люди, которым дано особое откровение и которые являются главами общин хасидов с XVIII в. Хасиды признают зло низшей ступенью добра и связывают его с Шехиной. Эти представления аккумулируются в «доктрине радости», которая проявляется в песнях, плясках экстатического по своему характеру хасидского религиозного культа, а также в отрицании аскетизма. Хасидизм охватывает половину мирового религиозного еврейства и существует в разных формах, главным образом в форме «хаббад-хасидизма», объединяющего мистику хасидизма с раввинским богословием. Живут хасиды замкнутыми общинами, доступ в которые посторонним запрещен. Довременный хасидизм как учение и практика признан даже в Израиле религиозными иудаистскими ортодоксами. Последова­тели хасидизма есть и в Украине, где много их священных мест (гг. Бердичев, Умань, Тараща и др.):"Основу вероучения иудаизма составляет вера: в единого Бога Яхве, управляющего миром; в «богоизбранность» еврейского народа, который имеет особые отношения с Богом («избранный народ») и, соответственно, пользуется особым его покровительством; в загробный мир; в бессмертие души; в посмертное воздаяние; в воскресение мертвых; в святость Танаха и Талмуда; в приход Мессии (спасителя, присланного богом людям); в конец существования материального мира (эсхатологическое учение).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.