рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Религоведение

Кроме основных, религия может в разное время выполнять и нерелигиозные функции: политическую, воспитательную, экономическую, культурно-просветительную, терапевтическую и т. п.

История развития религий дает большое количество их проявлений. Единых критериев систематизации религий в религиоведении нет. В то же время для сопоставления религий и их анализа необходимы определенные основания, базирующиеся на наиболее общих признаках. Главные разновидности (виды) религий:

Ранние формы — религии, порожденные первобытнообщинным строем (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм и т. д., языческие по своему содержанию). Термин «языческий» не имеет конкретного содержания. Чаще всего им обозначаются религии, не имеющие письменных источников вероучения, где религиозная традиция передается в форме мифов, былин, сказок.

Зооморфные религии — такие, в которых боги и духи изображаются в виде животных или с элементами животных (родоплеменные, частично национальные).

Антропоморфные религии — в них боги и духи изображаются в виде человека (большинство национальных религий, все мировые религии).

Политеистические религии предполагают поклонение, осуществляемое одновременно различным богам (родоплеменные и почти все национальные, кроме иудаизма и сикхизма).

Монотеистические религии — поклонение единому Богу (Христианство, Ислам, Иудаизм).

Могут быть переходные формы между зооморфизмом и антропоморфизмом, а также между политеизмом и монотеизмом.

Синкретические религии — те, которые образовались в результате заимствований из различных религий или путем срастания, объединения с другими религиями (Синтоизм).

Наиболее распространена в религиоведении сле­дующая типология религий.

1.Ранние формы религий (родоплеменннные): тотемизм, фетишизм, магия, анимизм, анимализм, аниматизм, шаманство, культ природы, культ предков.

2.Национальные религии:

а)       ранние национальные религии: религия Древнего Египта, религия Двуречья, религия Древней Индии (ведическая, брахманизм), древнегреческая религия, религия Древнего Рима, религия доколумбовой Америки и др.;

б)      поздние национальные религии: иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм.

3.  Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам.

4.  Нетрадиционные религии, новые религиозные движения: неохристианство, религии ориенталистского направления (ориентированные на религиозные традиции Востока), синтетические религии (объединяющие в себе несколько религиозных систем), эзотерические объединения (основанные на вере в существование сверхъестественного мира), неоязычество, сайентологические дви-

Магия (колдовство, волшебство) - вера в cушествование сверхъестественных средств воздействия на мир, способность человека к подобным воздействиям и сами эти действия. Существуют разновидности магических действий, связанные с различными сторонами жизнедеятельности коллектива, «дополняющие» практическую деятельность хозяйственная магия, промысловая, метеорологическая, лечебная и предохранительная вредоносная, военная, любовная, прочие виды магии. По способам магических действий выделяют следующие формы: контактную магию, инициальную парциальную, имитативную, вербальную катартическую и др. Особой разновидностью предохра как элемент современных религий (молитвы обряды, таинства) и в самостоятельной форме  Фетишизм (от португ. - зачарованная вещь) - вера, в существование сверхъестественных свойств у материальных объектов. Фетишами называют предметы, которым верующие люди приписывают магические свойства, способные влиять на ход событий и процессов. По сравнению с магией фети­шизм является более сложной формой религии, он дополняет и усиливает магию, добавляя материальные средства воздействия на сверхъестественное. Фетишизм проявился в создании идолов - предметов поклонения, создаваемых из различных материалов, и разного рода амулетов и талисманов.

Амулет — средство личной защиты, талисман — предмет, которому приписывается способность влиять на события в перспективе. В современных религиях фетишизм сохранился в виде почитания священных предметов (кресты, иконы и т. п.). Как самостоятельная форма проявляется в виде почитания талисманов и амулетов (ладанки, кулоны, подковы, «счастливые» билеты).

Анимизм (от лат. - душа) - вера в существование у материальных объектов и процессов сверхъестественных двойников. Менее могущественные двойники называются «душами», более могущественные — «духами». В анимизме мир разделяется на части: мир реальных объектов как бы дополняется миром духовных существ. У многих народов главными двойниками считались души умерших родственников, которые невидимы, неощущаемы и живут самостоятельно после смерти, но могут влиять на жизнь людей. В современных религиях анимизм занимает очень большое место. Все религиозные представления о сверхъестественных сущностях (Бог, ангел, дьявол и т. п.) по своей сути представляют усложненный анимизм. Самостоятельно анимизм присутствует в бытовой вере в приведения и в спиритизме (вера в возможность общения с душами умерших при помощи определенных методов и средств).

Анимализм (от лат. — животное) — совокупность магических обрядов и верований, в основе которых лежат представления о животных и растениях как о покровителях рода. Происхождение анимализма связано с представлениями о том, что растение и животные могут влиять магическим образом на жизнь людей, последние должны им поклоняться и задабривать. Остатки анимализма проявляются в виде зооморфизма в политеистических и монотеистических религиях (Святой Дух в форме голубя, крылья у ангелов и т. п.).

Аниматизм (от лат. - оживленный) - вера в существование психических свойств у природы и ее элементов. Проявляется в наделении всех предметов природы человеческими свойствами.

Тотемизм (от индейского — его род) — вера в сверхъестественное родство человеческих коллективов с определенными видами животных. Тотемами называют животных, которых древние люди считали своими сверхъестественными родственниками и смотрели на них как на защитников, помощников, покровителей. Поэтому родовые коллективы люди называли их именами. Тотемами могли быть не только животные, растения, но и природные явления (солнце, дождь, ветер), от которых зависело благополучие рода, племени.

В условиях ранних родоплеменных отношений тотемизм получает широкое развитие. В нем появляется ритуал (совокупность и последовательность действий, направленных на сверхъестественное), идолы (изображения тотемов), усложняется система табу, обрядов. Тотемизм в качестве элемента вошел во все религии. Например, в религиях Юго-Восточной Азии и Африки «священными животными» являются коровы, змеи, обезьяны, слоны и т. п.; в христианстве святой дух изображается в виде голубя, во время таинства причастия хлеб и вино ассоциируется с телом и кровью Христа.

Земледельческий культ представляет собой преимущественное поклонение двойникам тех факторов природы, которые влияют на урожай. Возникает с развитием земледелия и соответствует позднему матриархату. Центральными объектами почитания стали духи земли, воды, солнца, зерна, растений, дождя, ветра, града, молнии. Возникает система умилостивления духов, выражающаяся в жертвоприношениях, вплоть до человеческих. Воз­никает культ женских и мужских духов, поскольку погодные условия внешне часто приходят с неба (солнце, дождь, град, молния), то и «обитель» духов переместилась с земли на небо — отсюда начало представлений о «царстве небесном».

Земледельческий культ широко представлен в современных религиях. Так, многие христианские святые являются покровителями сфер сельскохозяйственной деятельности, многие праздники в христианстве связаны с земледелием (пасха — от древнего праздника воскресения духа зерна).

С переходом к патриархату (около 6 тыс. лет назад) возникает другая форма религии - шаманизм. Шаманизм — особая форма религии, состоящая в выделении в обществе определенных лиц - шаманов, которым приписывается способность путем искусственного приведения себя в экстатическое состояние вступать в непосредственное общение с духами, то есть это особая медитативная «посредническая» религиозная система общения между людьми и духами. Обычный ритуал действия шамана так называем камлания - исступленная пляска под действием опьяняющих снадобий сопровождаемая пением, ударами в бубен, манипуляцией фетишами и т. д. Камлание - способ общения с духами, которое достигается либо путем вселения духов в тело или бубен шамана, либо путем «путешествия» в царство духов. Цель шаманских действии - лечение людей, животных, борьба с разными несчастьями, гадания. Одной из характерных особенностей шаманизма является своеобразная шаманская демонология - вера в многочисленных духов и особая мистическая практика общения с ними.

Элементы шаманизма существуют во всех религиях: это и профессиональные служители культа и представления об особых отношениях священников с Богом, и экзальтация некоторых культовых действий.

Контрольные вопросы

□      Определите понятие «религия».

□      Как вы понимаете положение о том что религия имеет исторический характер.

□      Охарактеризуйте основные типы и формы

□      Назовите основные элементы религии и охарактеризуйте ее сущностные стороны.

□     Определите понятие «религиозная вера» и разъясните его содержание.

□     Охарактеризуйте основные функции религии.

□     Дайте общую характеристику корней религии.

□     Назовите и опишите ранние формы религии.

Тема 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО МИРА

Религия народов древнего Двуречья

В конце IV тыс. до н. э. шумеры образовали первые города-государства в долине Тигра и Евфрата. Во второй половине III тыс. до н.э. вторгшиеся в район Двуречья семитские племена аккадцев образовали царства Шумера и Аккада. Около 2200 г. до н. э. на эту территорию приходит вторая семитская волна, что привело к возникновению амарейской династии в Вавилоне. Через 500 лет новая семитская волна породила ассирийскую империю в Месопотамии.

Поэтому верования и мифологические системы Двуречья дошли до нас в шумерской (шумеро-аккадской) и вавилоно-ассирийской формах.

В религии Шумера главными элементами мироздания считались небо и земля («ан» — «ки»). Первопричина всего сущего — первозданный океан. Распространена вера в существование пантеона живых божеств, похожих на людей, но бессмертных и наделенных сверхъестественным могуществом, которые управляют незримо ходом мироздания в соответствии с незыблемыми законами. Каждое из этих существ называлось «дингир» и ведало определенной частью мироздания (морем, воздухом, солнцем, луной и т. д.).

Шумерский пантеон - нечто вроде собрания под председательством верховного правителя. Ниже его идут 7 богов, «вершащих судьбы», и 50 «великих богов».

Антропоморфные бог Ану (небо) и богиня Ки (земля) породили бога воздуха Энлиля - верховного бога шумеров. Также особо почитались Энки - бог воды и бог мудрости, Нинхурсаг - великая богиня-мать, Инанна - богиня войны, Нанна - бог луны. Наряду с ними признавались и другие боги, олицетворявшие силы природы и отдельные стороны практической деятельности. Главные религиозные идеи заключались в следующем: люди ничтожны перед богами; любимцы и ставленники богов - цари и жрецы; существующие порядки и законы незыблемы. Цивилизация Междуречья экономически основывалась на земледелии, поэтому особенно был развит культ богини плодородия Иштар и бога земледелия Таммуза.

С начала II тыс. до н. э. во главе пантеона богов становится покровитель Вавилона - бог Мардук. Процесс централизации власти в руках вавилонских царей отражается в появлении тенденции к монотеизму — древние боги начинают рассматриваться как разные проявления Мардука. Шумерские боги трансформируются в семитских (например, Инанн становится Иштар и т. п.).

В эпоху ассирийского владычества религия наполняется представлениями о племенных и национальных ассирийских богах, прежде всего о боге Ашшуре, который заменяет Мардука. После крушения ассирийской империи эти представления исчезают. В религии Двуречья всегда сохранялись остатки первобытных верований, в частности, анимизм и магия, была развита мантика (гадания), важная роль отводилась астральным культам. Религия Двуречья нашла отражение в древних письменных памятниках - «Энумаэмил» и эпосе о Гильгамеше, некоторые сюжеты и идеи которых были заимствованы древними евреями (например, легенда о потопе).

Религия Двуречья характеризовалась развитым институтом жречества, которое строго регламентировало сложный и пышный культ. Строились грандиозные храмы, устраивались пышные празднества в честь богов, которые изображались в виде статуй.

Религии Двуречья оказали большое влияние на другие религиозные системы, особенно на зороастризм и иудаизм. С распространением в Месопотамии христианства и ислама древние религии постепенно размывались и прекратили свое существование к XIII в. н. э.

Религия Древнего Египта

Сведения о религии Древнего Египта можно почерпнуть из «Текстов пирамид» — заупокойных царских ритуалов времен V и VI династий Древнего царства (26 - 23 вв. до н.э.), «Текстов саркофагов» (эпоха Среднего царства 21 - 18 вв. до н. э), «Книги мертвых», «Книги дыхания» и т. д., а также из трудов античных авторов: Геродота (5 в. до н. э.), Плутарха (1 -2 вв. н. э.) и др.

Начало формирования религиозной системы Древнего Египта исследователи относят к VI — IV тыс. до н. э. Система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытного и раннерабовладельческого общества была очень широкой и объемной. В каждой области (номе) существовал свой пантеон и культ богов. В процессе образования рабовладельческого государства боги местных обмин объединялись в виде триады и в различные пантеоны во главе с богом - демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (например, фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны). Позднее боги разделяются на общеегипетских и местных.

Огромную роль в верованиях древних египтян играло поклонение природе. Зооморфизм и тотемизм, характерные для древнеегипетской религии, объяснялись значительной ролью скотоводства и охоты в экономике страны. Река Нил, от разлива которой зависело благополучие страны, олицетворялась в образе бога Хапи, солнце - в образе бога Ра. Многие боги изображались или в виде животных, или с элементами конкретных животных: Апис, Мневис, Бата - в виде быка; Сохмет, Хатор, Исида - в виде коровы; Амон, Хнум - в виде барана; Себек - в виде крокодила; Бает - в виде кошки; Анубис -с головой шакала; Гор - с головой сокола; Тот - с головой ибиса и др. Животные определенной масти объявлялись воплощениями божества, жили в храмах и были объектами культа. Практически все при­родные явления и сферы жизни древних египтян олицетворялись с конкретными богами, в честь которых строились величественные храмы и осуществлялись пышные религиозные ритуалы, для чего существовала огромная масса жрецов, имеющих строгую иерархию.

Древние египтяне верили, что каждый человек состоит из различных частей: материального тела, духа двойника (ка), души (ба), сердца, тени, не­видимой эфирной оболочки (кху), формы и имени, которое существует на небе. Вера в то, что некоторые сущности человека продолжают жить после смерти, породила обычай мумификации, так как считалось, что блаженствовать в «загробном мире» будет лишь тот, чье тело хорошо сохранилось. Поэтому культ мертвых был очень распространен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.