Кроме
основных, религия может в разное время выполнять и нерелигиозные функции:
политическую, воспитательную, экономическую, культурно-просветительную,
терапевтическую и т. п.
История
развития религий дает большое количество их проявлений. Единых критериев
систематизации религий в религиоведении нет. В то же время для сопоставления
религий и их анализа необходимы определенные основания, базирующиеся на
наиболее общих признаках. Главные разновидности (виды) религий:
Ранние
формы — религии, порожденные
первобытнообщинным строем (магия, фетишизм, анимизм, тотемизм и т. д.,
языческие по своему содержанию). Термин «языческий» не имеет конкретного
содержания. Чаще всего им обозначаются религии, не имеющие письменных
источников вероучения, где религиозная традиция передается в форме мифов,
былин, сказок.
Зооморфные
религии — такие, в которых боги и духи
изображаются в виде животных или с элементами животных (родоплеменные, частично
национальные).
Антропоморфные
религии — в них боги и духи
изображаются в виде человека (большинство национальных религий, все мировые
религии).
Политеистические
религии предполагают
поклонение, осуществляемое одновременно различным богам (родоплеменные и почти
все национальные, кроме иудаизма и сикхизма).
Монотеистические
религии —
поклонение единому Богу (Христианство, Ислам, Иудаизм).
Могут
быть переходные формы между зооморфизмом и антропоморфизмом, а также между
политеизмом и монотеизмом.
Синкретические
религии — те, которые образовались в
результате заимствований из различных религий или путем срастания, объединения
с другими религиями (Синтоизм).
Наиболее
распространена в религиоведении следующая типология религий.
1.Ранние формы религий (родоплеменннные): тотемизм, фетишизм, магия,
анимизм, анимализм, аниматизм, шаманство, культ природы, культ предков.
2.Национальные религии:
а) ранние
национальные религии: религия Древнего Египта, религия Двуречья, религия
Древней Индии (ведическая, брахманизм), древнегреческая религия, религия
Древнего Рима, религия доколумбовой Америки и др.;
б) поздние
национальные религии: иудаизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство,
даосизм, синтоизм.
3. Мировые религии: Буддизм,
Христианство, Ислам.
4. Нетрадиционные религии, новые
религиозные движения: неохристианство, религии ориенталистского направления
(ориентированные на религиозные традиции Востока), синтетические религии
(объединяющие в себе несколько религиозных систем), эзотерические объединения
(основанные на вере в существование сверхъестественного мира), неоязычество,
сайентологические дви-
Магия
(колдовство,
волшебство) - вера в cушествование сверхъестественных средств воздействия на
мир, способность человека к подобным воздействиям и сами эти действия.
Существуют разновидности магических действий, связанные с различными сторонами
жизнедеятельности коллектива, «дополняющие» практическую деятельность хозяйственная магия, промысловая,
метеорологическая,
лечебная и предохранительная вредоносная, военная, любовная, прочие виды магии.
По способам магических действий выделяют следующие формы: контактную магию,
инициальную парциальную,
имитативную, вербальную катартическую и др. Особой разновидностью предохра как элемент
современных религий (молитвы обряды, таинства) и в самостоятельной форме Фетишизм (от португ. -
зачарованная вещь) - вера, в существование сверхъестественных свойств у материальных объектов. Фетишами
называют предметы, которым верующие люди приписывают магические свойства, способные влиять
на ход событий и процессов. По сравнению с магией фетишизм является более
сложной формой религии, он дополняет и усиливает магию, добавляя материальные
средства воздействия на сверхъестественное. Фетишизм проявился в создании
идолов - предметов поклонения, создаваемых из различных материалов, и разного
рода амулетов и талисманов.
Амулет
— средство личной защиты, талисман — предмет, которому приписывается
способность влиять на события в перспективе. В современных религиях фетишизм
сохранился в виде почитания священных предметов (кресты, иконы и т. п.). Как
самостоятельная форма проявляется в виде почитания талисманов и амулетов
(ладанки, кулоны, подковы, «счастливые» билеты).
Анимизм
(от лат. - душа)
- вера в существование у материальных объектов и процессов сверхъестественных
двойников. Менее могущественные двойники называются «душами», более
могущественные — «духами». В анимизме мир разделяется на части: мир реальных
объектов как бы дополняется миром духовных существ. У многих народов главными
двойниками считались души умерших родственников, которые невидимы, неощущаемы и
живут самостоятельно после смерти, но могут влиять на жизнь людей. В
современных религиях анимизм занимает очень большое место. Все религиозные представления
о сверхъестественных сущностях (Бог, ангел, дьявол и т. п.) по своей сути
представляют усложненный анимизм. Самостоятельно анимизм присутствует в бытовой
вере в приведения и в спиритизме (вера в возможность общения с душами умерших
при помощи определенных методов и средств).
Анимализм
(от лат. —
животное) — совокупность магических обрядов и верований, в основе которых лежат
представления о животных и растениях как о покровителях рода. Происхождение
анимализма связано с представлениями о том, что растение и животные могут
влиять магическим образом на жизнь людей, последние должны им поклоняться и задабривать.
Остатки анимализма проявляются в виде зооморфизма в политеистических и
монотеистических религиях (Святой Дух в форме голубя, крылья у ангелов и т.
п.).
Аниматизм
(от лат. -
оживленный) - вера в существование психических свойств у природы и ее
элементов. Проявляется в наделении всех предметов природы человеческими
свойствами.
Тотемизм
(от индейского —
его род) — вера в сверхъестественное родство человеческих коллективов с
определенными видами животных. Тотемами называют животных, которых древние люди
считали своими сверхъестественными родственниками и смотрели на них как на
защитников, помощников, покровителей. Поэтому родовые коллективы люди называли
их именами. Тотемами могли быть не только животные, растения, но и природные
явления (солнце, дождь, ветер), от которых зависело благополучие рода, племени.
В
условиях ранних родоплеменных отношений тотемизм получает широкое развитие. В
нем появляется ритуал (совокупность и последовательность действий, направленных
на сверхъестественное), идолы (изображения тотемов), усложняется система табу,
обрядов. Тотемизм в качестве элемента вошел во все религии. Например, в
религиях Юго-Восточной Азии и Африки «священными животными» являются коровы,
змеи, обезьяны, слоны и т. п.; в христианстве святой дух изображается в виде
голубя, во время таинства причастия хлеб и вино ассоциируется с телом и кровью
Христа.
Земледельческий
культ представляет
собой преимущественное поклонение двойникам тех факторов природы, которые
влияют на урожай. Возникает с развитием земледелия и соответствует позднему
матриархату. Центральными объектами почитания стали духи земли, воды, солнца,
зерна, растений, дождя, ветра, града, молнии. Возникает система умилостивления
духов, выражающаяся в жертвоприношениях, вплоть до человеческих. Возникает
культ женских и мужских духов, поскольку погодные условия внешне часто приходят
с неба (солнце, дождь, град, молния), то и «обитель» духов переместилась с
земли на небо — отсюда начало представлений о «царстве небесном».
Земледельческий
культ широко представлен в современных религиях. Так, многие христианские
святые являются покровителями сфер сельскохозяйственной деятельности, многие
праздники в христианстве связаны с земледелием (пасха — от древнего праздника
воскресения духа зерна).
С
переходом к патриархату (около 6 тыс. лет назад) возникает другая форма религии
- шаманизм. Шаманизм — особая форма религии, состоящая в выделении в обществе
определенных лиц - шаманов, которым приписывается способность путем
искусственного приведения себя в экстатическое состояние вступать в
непосредственное общение с духами, то есть это особая медитативная
«посредническая» религиозная система общения между людьми и духами. Обычный
ритуал действия шамана так называем камлания - исступленная пляска под
действием опьяняющих снадобий сопровождаемая пением, ударами в бубен,
манипуляцией фетишами и т. д. Камлание - способ общения с духами, которое
достигается либо путем вселения духов в тело или бубен шамана, либо путем
«путешествия» в царство духов. Цель шаманских действии - лечение людей,
животных, борьба с разными несчастьями, гадания. Одной из характерных
особенностей шаманизма является своеобразная шаманская демонология - вера в
многочисленных духов и особая мистическая практика общения с ними.
Элементы
шаманизма существуют во всех религиях: это и профессиональные служители культа
и представления об особых отношениях священников с Богом, и экзальтация
некоторых культовых действий.
Контрольные
вопросы
□
Определите
понятие «религия».
□
Как вы
понимаете положение о том что религия имеет исторический характер.
□
Охарактеризуйте
основные типы и формы
□
Назовите
основные элементы религии и охарактеризуйте ее сущностные стороны.
□
Определите
понятие «религиозная вера» и разъясните его содержание.
□
Охарактеризуйте
основные функции религии.
□
Дайте
общую характеристику корней религии.
□
Назовите
и опишите ранние формы религии.
Тема 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО МИРА
Религия народов древнего Двуречья
В
конце IV тыс. до н. э. шумеры образовали первые города-государства в долине
Тигра и Евфрата. Во второй половине III тыс. до н.э. вторгшиеся в район
Двуречья семитские племена аккадцев образовали царства Шумера и Аккада. Около
2200 г. до н. э. на эту территорию приходит вторая семитская волна, что привело
к возникновению амарейской династии в Вавилоне. Через 500 лет новая семитская
волна породила ассирийскую империю в Месопотамии.
Поэтому
верования и мифологические системы Двуречья дошли до нас в шумерской
(шумеро-аккадской) и вавилоно-ассирийской формах.
В
религии Шумера главными элементами мироздания считались небо и земля («ан» —
«ки»). Первопричина всего сущего — первозданный океан. Распространена вера в
существование пантеона живых божеств, похожих на людей, но бессмертных и
наделенных сверхъестественным могуществом, которые управляют незримо ходом
мироздания в соответствии с незыблемыми законами. Каждое из этих существ
называлось «дингир» и ведало определенной частью мироздания (морем, воздухом,
солнцем, луной и т. д.).
Шумерский
пантеон - нечто вроде собрания под председательством верховного правителя. Ниже
его идут 7 богов, «вершащих судьбы», и 50 «великих богов».
Антропоморфные
бог Ану (небо) и богиня Ки (земля) породили бога воздуха Энлиля - верховного
бога шумеров. Также особо почитались Энки - бог воды и бог мудрости, Нинхурсаг
- великая богиня-мать, Инанна - богиня войны, Нанна - бог луны. Наряду с ними
признавались и другие боги, олицетворявшие силы природы и отдельные стороны
практической деятельности. Главные религиозные идеи заключались в следующем:
люди ничтожны перед богами; любимцы и ставленники богов - цари и жрецы;
существующие порядки и законы незыблемы. Цивилизация Междуречья экономически
основывалась на земледелии, поэтому особенно был развит культ богини плодородия
Иштар и бога земледелия Таммуза.
С
начала II тыс. до н. э. во главе пантеона богов становится покровитель Вавилона
- бог Мардук. Процесс централизации власти в руках вавилонских царей отражается
в появлении тенденции к монотеизму — древние боги начинают рассматриваться как
разные проявления Мардука. Шумерские боги трансформируются в семитских
(например, Инанн становится Иштар и т. п.).
В
эпоху ассирийского владычества религия наполняется представлениями о племенных
и национальных ассирийских богах, прежде всего о боге Ашшуре, который заменяет
Мардука. После крушения ассирийской империи эти представления исчезают. В
религии Двуречья всегда сохранялись остатки первобытных верований, в частности,
анимизм и магия, была развита мантика (гадания), важная роль отводилась
астральным культам. Религия Двуречья нашла отражение в древних письменных
памятниках - «Энумаэмил» и эпосе о Гильгамеше, некоторые сюжеты и идеи которых
были заимствованы древними евреями (например, легенда о потопе).
Религия
Двуречья характеризовалась развитым институтом жречества, которое строго
регламентировало сложный и пышный культ. Строились грандиозные храмы,
устраивались пышные празднества в честь богов, которые изображались в виде статуй.
Религии
Двуречья оказали большое влияние на другие религиозные системы, особенно на
зороастризм и иудаизм. С распространением в Месопотамии христианства и ислама
древние религии постепенно размывались и прекратили свое существование к XIII
в. н. э.
Религия Древнего Египта
Сведения
о религии Древнего Египта можно почерпнуть из «Текстов пирамид» — заупокойных
царских ритуалов времен V и VI династий Древнего царства (26 - 23 вв. до н.э.),
«Текстов саркофагов» (эпоха Среднего царства 21 - 18 вв. до н. э), «Книги
мертвых», «Книги дыхания» и т. д., а также из трудов античных авторов: Геродота
(5 в. до н. э.), Плутарха (1 -2 вв. н. э.) и др.
Начало
формирования религиозной системы Древнего Египта исследователи относят к VI — IV
тыс. до н. э. Система политеистических верований племен и народов долины Нила в
эпоху первобытного и раннерабовладельческого общества была очень широкой и
объемной. В каждой области (номе) существовал свой пантеон и культ богов. В
процессе образования рабовладельческого государства боги местных обмин
объединялись в виде триады и в различные пантеоны во главе с богом - демиургом,
покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний
(например, фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их
сын Хонсу - бог луны). Позднее боги разделяются на общеегипетских и местных.
Огромную
роль в верованиях древних египтян играло поклонение природе. Зооморфизм и
тотемизм, характерные для древнеегипетской религии, объяснялись значительной
ролью скотоводства и охоты в экономике страны. Река Нил, от разлива которой
зависело благополучие страны, олицетворялась в образе бога Хапи, солнце - в
образе бога Ра. Многие боги изображались или в виде животных, или с элементами
конкретных животных: Апис, Мневис, Бата - в виде быка; Сохмет, Хатор, Исида - в
виде коровы; Амон, Хнум - в виде барана; Себек - в виде крокодила; Бает - в
виде кошки; Анубис -с головой шакала; Гор - с головой сокола; Тот - с головой
ибиса и др. Животные определенной масти объявлялись воплощениями божества, жили
в храмах и были объектами культа. Практически все природные явления и сферы
жизни древних египтян олицетворялись с конкретными богами, в честь которых
строились величественные храмы и осуществлялись пышные религиозные ритуалы, для
чего существовала огромная масса жрецов, имеющих строгую иерархию.
Древние
египтяне верили, что каждый человек состоит из различных частей: материального
тела, духа двойника (ка), души (ба), сердца, тени, невидимой эфирной оболочки
(кху), формы и имени, которое существует на небе. Вера в то, что некоторые
сущности человека продолжают жить после смерти, породила обычай мумификации,
так как считалось, что блаженствовать в «загробном мире» будет лишь тот, чье
тело хорошо сохранилось. Поэтому культ мертвых был очень распространен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|