Лекции по философии (Орел, 2003г.)
Тема I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Понятие мировоззрения. Его исторические типы.
Философия системе культуры. Функции Философии.
Основной вопрос философии. Понятие материи.
Тема
II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Исторические типы Философии и Философствования.
Философская мысль в древней Индии.
Древнекитайская философия.
Тема
III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Материализм древнегреческой философии.
Идеализм Платона и его особенности.
Философия Аристотеля.
Тема
IV. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
Особенности и принципы религиозно-философского стиля
мышления.
Мистика и схоластика - два метода средневекового
философствования.
Тенденции средневековой схоластики: реализм и номинализм.
Тема
V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.
Философское и космологическое учения Николая Кузанского и
Джордано Бруно.
Новая методология научного познания ФРЭНСИСА БЭКОНА.
Тема
VI. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII вв.)
Реализация идеи автономной философии в XVII в.
Философия французского механистического материализма.
Философия трансцендентального идеализма И. Канта.
Тема
VII. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА
Классики немецкого идеализма И. Фихте, Ф. Шеллинг, и Г.
Гегель.
Критика гегельянства "слева" (Л. Фейербах. К.
Маркс и Ф. Энгельс) и "справа" (Шопенгауер, С. Кьеркегор и Ф. Ницше).
Тема
VIII. СОВРЕМЕННАЯ НЕМАРКСИСТСКАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ -ФИЛОСОФИЯ
Особенности современной немарксистской западноевропейской
философии.
"Философия науки" как течение современной
философской мысли.
Экзистенциализм - философия существования (антиспиентизм).
Тема
IX. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Особенности и периодизация русской философии.
В. С. Соловьев - основоположник нового религиозного
сознания.
"Философия общего дела" Н. Ф. Федорова.
Тема
X. ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ
Жизненные корни и
Философский смысл проблемы бытия.
Судьба проблемы бытия в XX в.
Тема
XI. СОЗНАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Смысл проблемы сознания. Особенности ее решения на разных
этапах ее развития.
Марксистская концепция сознания.
Тема
XII. АКТУАЛЬНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА
Проблема человека в истории философии. Его происхождение.
Единство в нем биологического и социального.
Сущность и существование человека.
Индивид и личность. Смысл и цель жизни.
Тема
XIII. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА
Исторические Формы и принципы диалектики.
Законы и категории материалистической диалектики.
Метафизика - антипод диалектики.
Тема
XIV. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА
Понятие общества.
Общество как целостная саморазвивающаяся система.
Проблемы современного информационно-технического общества.
Тема
XV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Экономическая жизнь общества и ее основные проявления.
Объективные экономические законы. Экономические отношения и
экономические интересы.
Взаимодействие объективной и субъективной сторон
экономической жизни общества.
Тема
XVI. ПРАВОВАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Социальный институт и сущность права.
Правообразующие принципы: равенство, свобода,
справедливость.
Концепция правового государства.
Правосознание и его уровни.
Тема
XVII. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Социальная природа и содержание духовной жизни.
Искусство - важнейший вил духовной деятельности.
Мораль как регулятор социального повеления.
Тема
XVIII. РАЗВИТИЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ В XX ВЕКЕ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Человечество как субъект истории.
Экономические, социальные и политические процессы в XX в.
Глобализация общественной жизни в XX в.
Капитализм и социализм - основные тенденции XX в.
Тема
XIX. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Гносеология как Философская дисциплина. Ее база и цель.
Основные Формы познания и учение об истине.
Состав, структура и динамика знания.
Тема
XX. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Научное познание, его специфика и строение.
Методология научного познания.
Роль науки в развитии техники.
Тема
XXI. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И НАУКИ
Философские проблемы технического прогресса. Его плюсы и
минусы.
Человеческий разум и наука.
Философия современного научно-технического развития.
Тема
XXI. СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ЕЕ проблемы И ПЕРСПЕКТИВЫ
Специфика мировой ситуации конца XX в.
Основные глобальные проблемы современности. Предпосылки их
преодоления.
Возможно ли предвидеть будущее?
Тема I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1.
Понятие мировоззрения. Его исторические типы.
2.
Философия в системе культуры. Функции философии.
3.
Основной вопрос философии. Понятие материи.
Понятие мировоззрения. Его исторические типы.
Мировоззрение как понятие настолько
часто используется в устной речи, что мы или не обращаем на него внимания, или
усматриваем в нем систему взглядов на мир. Так что же на самом деле означает
слово "мировоззрение"?
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК. НОРМ И УСТАНОВОК, ОПРЕДЕЛЯЛО ОТНОШЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ ОРИЕНТИРОВ И РЕГУЛЯТОРОВ ЕГО
ПОВЕДЕНИЯ.
Мировоззрение
- сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных компонентов:
мироощущения и миропонимания.
МИРООЩУЩЕНИЕ - это отношение
человека к окружающей действительности, которое обнаруживается в его
настроениях, чувствах и действиях. Оно отражает эмоционально-психическую сторону
мировоззрения и в нем сказываются обстоятельства жизни людей, различия их
социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные
судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья и т.д.
МИРОПОНИМАНИЕ - это то или иное понимание
мира, действительности, система взглядов, идей. Оно отражает
познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и представляет собой лишь
его понятийный, интеллектуальный аспект. Это хладнокровная работа ума, система
нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий.
Оба эти "полюса" в ткани
мировоззрения органически взаимосвязаны, взаимообусловлены. Эмоции
присутствуют даже в самых зрелых по мысли формах мировоззрения. Однако
вернемся к миропониманию.
В зависимости от степени познавательной
глубины, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов различают
ДВА УРОВНЯ МИРОПОНИМАНИЯ: повседневно-практический и теоретический.
ПОВСЕДНЕВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ, ЖИТЕЙСКОЕ
миропонимание нередко называют "ЖИЗНЕННОЙ ФИЛОСОФИЕЙ", потому что
оно ОСНОВАНО НА ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ, обширном и многообразном повседневном опыте. В
этом его "плюсы" и "минусы". "Плюсы" сводятся к
тому, что житейское миропонимание является массовым и реально
"работающим" сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы
утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового мышления коснулись не
единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни,
действия.
"Минусы" сводятся,
во-первых, к тому, что житейское миропонимание в его массовых, повседневных
формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью,
систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне наблюдается
множество предрассудков, слабая защищенность от ошибок, подверженность влиянию
нездоровых настроений (национальных и др.), современных "мифов"
(например, вульгарно трактуемого равенства), отсутствие логики, превалирование
эмоций (демагогия), дефицит здравого смысла. Все это составляет питательную
почву для деятельности отдельных социальных групп, преследующих свои
узкоэгоистические цели.
"Минусы" сводятся,
во-вторых, к тому, что житейское миропонимание пасует перед проблемами,
требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие
человеческие ценности.
Соотношение жизненно-практического и
теоретического уровней мировоззрения в определенной мере прослеживается в
исторической последовательности. В данном случае можно сказать, что
"жизненная философия" в наиболее общем виде проявляется в мифологии
и религии. А это значит, что мифология и религия предшествуют философии.
Исторически первым типом
мировоззрения является МИФОЛОГИЯ. Она возникла на самой ранней стадии
общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т.е. сказаний,
преданий, пыталось ответить на такие глобальные вопросы, как происхождение и
устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы,
животных и людей. Особое место в мифах занимал прогресс в жизнедеятельности
человека: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении
диких животных.
Мировоззренческие вопросы в
мифологии в основном решались генетически: научное объяснение процесса
происхождения мира заменяли рассказы о том, кто кого породил. Так, в
"Теогонии" Гесиода, "Илиаде" и "Одиссее" Гомера
- наиболее полном собрании древнегреческих мифов - вечный, безграничный, темный
Хаос дал жизнь всему миру и бессмертным Богам, в т.ч. Земле и ее богине - Гее.
Земля стала матерью Неба, Гор и Моря и т.д. Аналогичная схема встречается в
мифологии других народов мира.
Мифология играла огромную роль в
жизни людей. Она устанавливала гармонию между миром и человеком, природой и
обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивала внутреннее
согласие человеческой жизни, удовлетворяла ее духовные потребности. Поэтому
содержание мифов первобытному человеку представлялось в высшей степени
реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
На ранней стадии развития
человечества мифология не была единственным историческим типом мировоззрения. В
этот же период существовала и РЕЛИГИЯ, которая с содержательной стороны, т.е.
с точки зрения мировоззренческих конструкций, составляла с мифологией единое
целое. Нельзя было утверждать, что одни сказания, предания
"религиозны", а другие - "мифологичны". Однако религия отличалась
от мифологии. Ее специфика обусловливалась КУЛЬТОВОЙ СИСТЕМОЙ, включавшей в
себя обрядовые действия, направленные на установление определенных отношений
со сверхъестественным. Поэтому всякий миф становился религиозным в той мере, в
какой он включался в культовую систему, выступал в качестве ее содержательной
стороны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39
|