ОБЪЕКТИВНАЯ
ДИАЛЕКТИКА - это движение и развитие в самом материальном мире как едином
взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания
человечества.
СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или
ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ -это движение и развитие мыслей, понятий, которые
отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективная диалектика,
следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй,
вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение
объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же
всеобщим законам.
Исходными
принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.
Диалектика рассматривает мир в
постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и
повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные
тела Вселенной - результат длительного развития различных видов материи. В
процессе эволюции материального мира возник человек.
Как же в материалистической
диалектике понимается сам процесс развития? Оно рассматривается как движение
от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение,
скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты -
революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по
прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой
спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху.
Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих
предметам и явлениям.
Важнейшим принципом диалектики
является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из
развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов,
явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными,
подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов
действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой,
образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и
так до галактик и метагалактик.
Таким образом, всеобщая связь и
взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность
материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его
стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира
многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.
Диалектика изучает не все, а только
наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях
материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек
открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же
общих законов составляет непременное условие практической преобразующей
деятельности, творчества.
К принципам диалектики относятся еще
и принцип детерминизма, т.е. всеобщей причинной обусловленности явлений,
принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.
Принципы диалектики могут быть
выражены и конкретизированы только через ее основные понятия - категории и
законы.
Законы
и категории материалистической диалектики.
Термин "категория" (от
греч. категория - высказывание, свидетельство, указание) означает такие понятия
(формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства,
стороны, связи и отношения реальной действительности и познания.
ЗАКОН есть внутренняя повторяющееся,
существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он
выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями,
повторяющиеся существенные отношения.
Законы можно классифицировать по
степени их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы.
фундаментальными законами
материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы
противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных
изменений; закон отрицания отрицания.
ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Этот закон - ядро диалектики. И это не случайно, ибо он
указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому
закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности.
Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой
борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником
самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их
изменений.
Чтобы понять содержание закона
единства и борьбы противоположностей и его всеобщий характер, необходимо
уяснить прежде всего такие исходные понятия, как тождество, различие, противоположность.
Диалектическое
мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и
различие.
ТОЖДЕСТВО - это такой специфический
вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее
устойчивостью. Иначе говоря, любой предмет, явление при всех изменениях
какое-то время остается самим собой. Так, при всех изменениях на нашей
планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в солнечной
системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение.
РАЗЛИЧИЕ
характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим вещам в
силу ее изменчивости.
Итак, вещь тождественна самой себе и
не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их
противоречивом единстве.
Отдельные стороны, свойства, черты
явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг
друга. Такое отношение составляет содержание ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ: различия в
явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов,
предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга.
Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в
живой природе - процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственность и
изменчивость, возбуждение и торможение и т.д.
Отношение между противоположностями
есть ПРОТИВОРЕЧИЕ. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление
противоречий является необходимостью.
На всех этапах развития противоречия
выступают его движущей силой, а не тормозом. При этом различают следующие фазы
(ступени) развития и разрешения противоречий: 1) тождество, 2) несущественное различие (тождество
неразвитых противоположностей), З) существенное различие, 4) противоположность
(конфликт) и 5) неизбежное разрешение и возникновение новых противоречий.
Существует бесконечное многообразие
конкретных противоречий. Среди этого многообразия материалистическая
диалектика выделяет противоречия, имеющие нечто общее между собой, поэтому
принадлежащие тому или иному виду. Выделяют внутренние и внешние противоречия,
основные и неосновные и др.
ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это
противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими данную
конкретную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами,
возникшие связи могут принять характер противоречия. ВНЕШНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ - это
противоречия данной системы с окружающими ее системами.
В развитии и изменении объектов
определяющая роль принадлежит внутренним противоречиям. Они служат источником
самодвижения вещей.
Относительный характер единства и
абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:
1)если речь идет о единстве
противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые
внутренне присущи данной конкретной системе;
2)противоположности не могут
существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще,
относительно;
3)борьба взаимоисключающих
противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает
в результате борьбы, а не благодаря единству противоположностей - это закон;
4)в процессе борьбы противоположности
могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при
известных условиях превратиться в свою противоположность;
5)борьба противоположностей и их
единство обусловливают в определенных ситуациях возможность временного равнодействия
противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.
ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА
КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Закон показывает, как, каким путем
возникает новое. Начнем с категорий "качество",
"количество" и "мера".
КАЧЕСТВО - это определенность
объекта, представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность
его специфических признаков, характеристик, черт сходства с другими объектами.
Возьмем, к примеру, песок, синий цвет, легкомыслие. Изменения, которые
оставляют песок песком, синее синим, легкомыслие легкомыслием, суть изменения
количественные. Но если песок превращается в камень, синее в зеленое, а
легкомыслие в преступление, то такие изменения будут носить качественный характер.
КОЛИЧЕСТВО - это характеристика различия
внутри данного качества или одинаковых качеств. Так, например, все планеты
Солнечной системы имеют однородные свойства: массу, объем, плотность, время
вращения вокруг своей оси и Солнца и т.д. Однако они имеют количественные
различия. Известно, что Земля имеет один спутник - Луну, Юпитер - 12
спутников. Или: если Мер-курий делает оборот вокруг Солнца за 88 земных суток,
то самая дальняя планета Плутон - за 90700 суток.
В мире нет ни одного предмета,
который обладал бы только качественной или количественной стороной. Для полной
характеристики любого предмета недостаточно знания одних только количественных
или качественных сторон.
МЕРА - это интервал, в котором
данное качество остается самим собой. Мера выражает внутреннюю связь качества и
количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного
качества не могут превысить определенных границ. В отдельных случаях этот
интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще древние. В софизме
"Лысый" говорится, что потеряв один волос, человек лысым не
становится, потерявшего два волоса, - лысым не назовешь, теряя по одному
волосу, человек становится лысым. Качественное различие между пышной прической
и лысиной несомненно.
При выходе количественных параметров
изменений за границы определенной меры претерпевает изменение и качественная
сторона вещи, явления, процесса. Возникает новое качество. Может ли возникнуть
новое качество каким-либо иным путем? Нет. В этом суть закона.
Процесс перехода количественных
изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства
непрерывности и прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно.
СКАЧОК - это момент, форма, способ
перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности,
непрерывности количественных изменений.
Любой скачок характеризует
переходный момент в развитии. По своей природе он всегда противоречив, ибо
свидетельствует и о зарождении нового, и о сопротивлении старого.
Существует множество конкретных
скачков, характер которых зависит от условия развития предметов и явлений. При
всем многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и
интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко.
Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется
быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, крутой ломкой и
т.д.
Некоторые скачки протекают в целом
медленно, постепенно, относительно спокойно и занимают большой промежуток
времени (возникновение жизни на Земле; становление человека; получение высшего
образования и тд.). Это постепенные скачки. В ходе постепенного скачка
отдельные этапы развития могут протекать довольно интенсивно, бурно.
При изучении скачкообразного
характера развития, взаимного перехода количественных и качественных изменений
важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.
Понятие "эволюция" в
диалектическом материализме употребляется в широком и узком смысле слова.
В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ - это весь
процесс развития, включающий не только количественные, но и качественные изменения,
в т.ч. и революции.
В УЗКОМ СМЫСЛЕ ЭВОЛЮЦИЯ выступает
как период, предшествующий революции, ее подготовка. Эволюция наступает и
после победы революции, после утверждения нового. И здесь эволюция включает и
количественные, и качественные изменения.
Понятие "революция"
сегодня применимо в основном к общественным явлениям. В природе как будто все
стабилизовалось и лишь эволюционизирует.
РЕВОЛЮЦИЯ -
это коренной, качественный скачок, ломающий старое в самой его основе, а не
переделывающий его медленно, постепенно.
Понятие революции, несомненно,
противоположно понятию реформы. Но эта противоположность не абсолютна: грань
между ними живая, подвижная. Ее надо уметь определить в каждом конкретном
случае.
ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Этот
закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность
можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и
борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы
выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который
проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт
исходной стадии общего цикла.
Основным содержанием диалектического
отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в
то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося
нового.
Отрицание отрицания прежде всего
предполагает: а) повторяемость в процессе
развития; б) возврат к исходному
положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к движению по
кругу. В этом сущность рассматриваемого закона.
КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ. Если законы
диалектики раскрывают в основном процесс развития, то взаимосвязь явлений и
предметов действительности выражается с помощью категорий. К ним относятся:
единичное и общее, явление и сущность, часть и целое, форма и содержание,
элементы и структура, причина и следствие, случайность и необходимость,
возможность и действительность. ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ. В ходе практического
воздействия на мир человек
сталкивается с отдельными материальными образованиями и вещами. Ни общее, ни
единичное не обладают самостоятельным существованием, они не существуют
"как таковые". Самостоятельно существуют отдельные предметы,
явления, процессы. Общее же и единичное существуют лишь в отдельном. Всякое
отдельное представляет собой единство противоположностей.
В одно и то же время оно и
единичное, и общее. Единичное схватывает неповторимые черты отдельного, а общее
отражает то, что повторяется и в других материальных образованиях. При определенных
условиях развития отдельного единичное может становиться общим, а общее -
единичным (новые виды растений, породы животных, мода).
Из единства общего и единичного в
отдельном можно сделать соответствующие выводы для практической деятельности.
Так, чтобы составить себе более полное представление о том или ином объекте
(или субъекте), необходимо установить не только то, что у него является общим с
другими материальными образованиями, но и то, что отличает его от других
материальных образований.
Если каждому явлению необходимо
присуще как общее, так и особенное, то в решении практических задач следует
исходить не только из общего, повторяющегося (все так делают!), но и из
особенного, присущего только данной области. Это обусловливает многообразие
форм и путей решения одной и той же практической задачи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39
|