Так, Ортега-и-Гассет писал, что наш
век глубоко уверен в своих творческих способностях, но и не знает, что ему
творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди
изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем
все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по
течению.
Нобелевский лауреат К.Лоренц еще
четверть века назад обозначил восемь "смертных грехов"
цивилизованного человечества, назвав среди них: перенаселенность планеты;
опустошение жизненного пространства; безудержный рост производства и
потребления; разрыв традиции и вследствие этого глубокое отчуждение между
молодым и старым поколениями; научное доктринерство; ядерное оружие.
Все названное заставляет по-новому
взглянуть на ПОНЯТИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА как интегральный показатель уровня
развития общества. При всех поражающих воображение успехах науки и техники,
создании огромного по масштабам мира вещей и банков информации в основном жизнь
человека не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более
того, впереди все ощутимее маячит призрак превращения человека в слугу
роботизированных компьютерных систем, что волнует не только
писателей-фантастов, но и серьезных ученых, политиков.
Не случайно практически во всех
современных цивилизациях набирают силы КОНЦЕПЦИИ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА, сутью
которых является фанатичное стремление кардинально изменить личность и общество
в соответствии с высшими метафизическими представлениями и заповедями.
Парадокс этого явления состоит еще и в том, что, отвергая многие ценности
современного мира - демократию, либерализм, автономию личности и т.д., -
фундаментаписты охотно воспринимают и берут на вооружение все технико-технологические
достижения компьютерной революции. Они готовы железной рукой загнать
человечество в рай, устроенный, по их представлениям, на основе тоталитарной
идеологии.
Многие философы, политологи и
социологи не без оснований полагают, что фундаментализм сегодня являет собой
наибольшую угрозу для развития мирового сообщества.
Рост числа техногенных катастроф,
отказ, казалось бы, самой надежной космической техники и т.п. заставляют еще
раз вернуться к оценке и переоценке системы ценностей современного мира,
вспомнить этический принцип "благоговения перед жизнью",
сформулированный еще в 1915 г. выдающимся мыслителем и гуманистом Альбертом
Швейцером. Значение этого принципа на рубеже XX-XXI вв. не только не уменьшилось,
наоборот, колоссально возросло. Реальности информационного общества, новые
угрозы и опасности, которые оно несет человеку и человечеству, заставляют все
более и более обращаться к познанию механизмов стабилизации, обеспечению
устойчивого развития, минимизации превращения в действительность возможных
непредсказуемых процессов и явлений.
В связи с этим вспоминаются
знаменитые слова одного из величайших умов XX в. Альберта Эйнштейна. Его как-то
спросили: чем будут сражаться люди в третьей мировой войне? Он ответил, что не
знает, чем они будут сражаться в третьей мировой войне, но точно знает, что в
четвертой мировой войне сражаться будут дубинами.
При всех успехах науки, техники,
технологий главная надежда все же связывается с самим человеком, с его
способностью познать то, что раньше называли провидением, а сегодня - законами
истории и закономерностями развития общества, сделать все для того, чтобы
предотвратить вселенскую катастрофу.
Подведем итоги. Общество - это
сверхсложная система, включенная в суперсистему Космоса и Земли и обладающая
значительной спецификой в своем происхождении, функционировании и развитии.
Источник ее развития представляет собой единство разных сил - природных,
собственно социальных и духовных. Соотношение их в ходе истории меняется и
никогда не может быть предсказано с абсолютной точностью.
Общество - вероятностная система с
еще далеко не полностью реализованными потенциальными возможностями и с
закономерной непредсказуемостью многих событий. Есть основания полагать, что
мировая цивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо без
промедления решать глобальные проблемы современности и определять новые
горизонты развития. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы
взаимодействия культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических
и экономических концепций.
Человечество способно выжить,
развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всех
проблем общества и обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование
в соответствии с их предназначением и сущностью.
Литература:
1.
Барулин
В. С. Социальная философия. В 2-х ч. М., 1993. Ч. 1. С. 192-215.
2.
Введение
в философию: Учебник для вузов... Ч. 2. С. 416-478.
3.
Социальная
философия: Учеб. пособие для вузов. М., 1995. С. 69-84.
4.
Философия:
Учебник для вузов. Ростов-н/Д... С. 305-310, 340-342.
Тема XV. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
ОБЩЕСТВА
1. Экономическая жизнь общества и ее основные проявления.
2. Объективные экономические законы. Экономические отношения и
экономические интересы.
3. Взаимодействие объективных и субъективных сторон экономической жизни
общества.
На прошлой лекции речь шла об
обществе как саморазвивающейся социальной системе, об основных сферах его
жизни, одной из которых является ЭКОНОМИЧЕСКАЯ. Она представляет собой социальное
пространство, на котором осуществляется ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА.
различные стороны ее изучаются
соответствующими экономическими науками. Однако есть целый ряд вопросов, мимо
которых не может пройти социальная философия. Это прежде всего вопросы о том:
· как соотносятся между собой
общество в целом и его экономическая жизнь и как влияет она на развитие
общества;
· каковы источники развития самой
экономической жизни и ее основные проявления;
· каково соотношение ее объективных и
субъективных сторон;
· что представляет собой
экономическое сознание и как оно воздействует на экономическую жизнь общества;
· как соотносятся существующие в
обществе экономические отношения и экономические интересы людей,
· как взаимодействуют между собой
экономические интересы различных социальных групп, отдельных людей и общества;
· насколько возможно сознательное, в
т.ч. научное, воздействие на экономическую жизнь общества, ее развитие;
· соотношение эволюции экономической
жизни общества и экономических реформ, роль государства в них.
Все эти и многие другие проблемы
имеют не только экономический, но и СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ характер, касаются
существования общества как целостной социальной системы. Рассмотрим их немного
подробнее.
Экономическая
жизнь общества и ее основные проявления.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРОИЗВОДСТВО, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ОБМЕН И
ПОТРЕБЛЕНИЕ РАЗНОГО РОДА ПРЕДМЕТОВ И УСЛУГ. Это могут быть материальные блага,
в т.ч. предметы питания, одежда, жилище, различные виды транспорта и связи или
же такие виды услуг, как здравоохранение и образование.
Это могут быть и духовные ценности,
в т.ч. предметы искусства, науки, образования и т.д. В их ПРОИЗВОДСТВО
вкладываются те или иные материалы, имеющие свою стоимость, а также орудия
труда и оборудование, в т.ч. самые совершенные, например, при печатании книг,
журналов и газет. Поэтому нередко они выступают в форме товара со всеми
присущими ему свойствами. Правда, это товар особого рода, содержание которого
воплощено в художественных образах, научных теориях, чувствах и мыслях людей.
В процессе производства, которое
всегда носит общественный характер, природные материалы преобразуются, им
придаются свойства, благодаря которым они могут удовлетворять разнообразные
потребности людей. При этом человек материалу природы противостоит как сила
одновременно И ПРИРОДНАЯ, И СОЦИАЛЬНАЯ, что ярко отражается в специфике
воздействия людей на природу и свойствах производимых ими предметов и услуг.
решающее значение имеет СОЦИАЛЬНЫЙ
ТИП того или иного способа производства. Его определяют существующие отношения
СОБСТВЕННОСТИ на средства производства и его продукты. Созданными предметами и
услугами в большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей
собственности находятся средства производства.
В этом главным образом проявляется
взаимодействие, с одной стороны, производства, а с другой, - распределения и
потребления создаваемых предметов и услуг. В свою очередь, отношения распределения
и само потребление людьми предметов и услуг существенно влияют на производство.
Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Так, например,
существенную роль в развитии производства во всех развитых странах играет
принцип РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ ТРУДА, применяемый по отношению
к наемным рабочим и служащим. Им хорошо платят за повышение производительности
труда, за творческое влияние на производственный процесс. Это повышает
материальную заинтересованность работников.
Напротив, УРАВНИТЕЛЬНЫЙ принцип
распределения не порождает таких мотивов и по сути оставляет невостребованными
творческие способности рабочих и служащих.
ПОТРЕБЛЕНИЕ является
основополагающим стимулом развития производства, влияет на рост его масштабов,
развитие отраслей, в т.ч. сельского хозяйства, легкой промышленности,
машиностроения, транспорта, связи и т.д. К тому же надо иметь ввиду не только
ЛИЧНОЕ, но и ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ (нефти, газа, электроэнергии и т.д.) потребление,
необходимое для существования самого производственного процесса.
Экономическая жизнь общества
проявляется также в ОТНОШЕНИЯХ ОБМЕНА деятельностью, товарами и услугами между
людьми. В основе его лежит закрепленное отношениями собственности общественное
разделение труда, как оно сложилось в ту или иную историческую эпоху. Так,
например, предприниматель-собственник автомобильного завода обменивает свои
изделия на электроэнергию, сталь, другие товары, чтобы продолжить производство,
а также на продукты питания, одежду, жилище, транспорт, чтобы удовлетворить
потребности личные и членов своей семьи. Точно также крестьянин обменивает
продукты земледелия или животноводства на тракторы, комбайны,
сельскохозяйственное оборудование и т.д. Обмениваются обычно в товарной форме,
но иногда и в форме т.н. бартерных сделок (прямой продуктообмен).
В данном случае продуктами
(товарами) по сути дела обмениваются между собой различные товаропроизводители
и, следовательно, их способности. Более наглядно это проявляется при обмене
услугами. Скажем, врач профессионально служит разным людям, оказывая им
медицинскую помощь. В то же время сам он пользуется услугами портного, который
шьет ему костюм, учителя, который учит его детей, адвоката, ведущего его дело,
и т.д. Обмен продуктами производственной деятельности и услугами опосредует
связь между производством и потреблением и тем самым играет существенную роль в
экономической жизни общества.
Все ее проявления, а именно
производство разного рода предметов и услуг, их распределение, обмен и
потребление (личное и производственное) тесно связаны между собой и
взаимодействуют друг с другом. Их связи и взаимодействия носят порой сложный и
противоречивый характер. Вместе с тем объективные противоречия между
производством и распределением, распределением и обменом, производством и
потреблением являются движущей силой развития всей экономической жизни
общества.
Развитие общества и его экономической
жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как ЦЕЛОЕ И ЕГО ЧАСТЬ.
Последняя существует и проявляет себя в рамках единого целого. Экономика
испытывает на себе воздействие всех сторон общественной жизни, в т.ч.
сложившейся социально-классовой структуры общества, его политической и духовной
сфер. В свою очередь экономическая жизнь общества и прежде всего способ
общественного производства существенно и в ряде случаев решающе влияют на
функционирование и развитие общества в целом.
Последнее влияние настолько глубоко
и очевидно, что многие мыслители считают способ общественного производства
основой существования и развития всего общества. Свои выводы они подтверждают
довольно вескими аргументами:
· без постоянного производства
материальных благ существование общества невозможно;
· способ производства, прежде всего
сложившиеся отношения собственности и разделение труда определяют появление и
развитие классов и других социальных групп и слоев общества, его социально-классовую
структуру;
· способ производства во многом
обусловливает развитие политической сферы жизни общества. Как правило, в ней
доминируют экономически господствующие классы и социальные группы. Они определяют
работу государственного аппарата, содержание и направление деятельности многих
политических партий и в конечном счете всей политической жизни,
· в процессе производства создаются
необходимые материальные условия развития духовной жизни общества, в т.ч.
здания для функционирования учреждений духовной культуры - библиотеки, музеи,
театры и т.д., полиграфическое оборудование, бумага, краски для печатания
книг, журналов и газет, музыкальные инструменты и многое другое.
Как видим, вывод о значительной роли
способа производства в развитии общества достаточно обоснован. На это указывал
Макс Вебер (1864-1920), когда говорил об экономической теории К. Маркса и
отмечал необходимость ее очистки от многих догматических наслоений его
последователей. К тому же он советовал учитывать роль в развитии общества
других факторов, например, политических, моральных, религиозных. Роль
последних Вебер подчеркивал особенно. Обо всем этом говорилось в начале века и
справедливо по сей день.
Экономические потребности людей и
потребности развития самого производства являются наиболее глубокими
источниками зарождения и становления всей экономической жизни общества. Мы уже
частично упоминали об этом. Здесь, выделяя главное, можно сказать, что
социальные потребности выступают как проявления социальной (того, что
необходимо людям в их общественной жизни), экономические же потребности как
проявления экономической необходимости. Таковы потребности в пище, одежде,
тепле, жилище, средствах передвижения и т.д. Одни из них имеют биосоциальный
характер, как, например, потребности в пище и тепле, другие - чисто социальный
- потребности в модной одежде, современном автомобиле, телевизоре и т.п. Но
все эти потребности выступают в СОЦИАЛЬНОЙ ФОРМЕ, в т.ч. и те, которые
удовлетворяются с помощью по-человечески приготовленной пищи и построенного жилища
и содержат в себе атрибуты культуры того или иного народа. Данные материальные
потребности выступают одновременно и как ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, потому что в процессе
производства удовлетворяются в рамках экономических отношений между людьми.
Все эти потребности вызывают к
жизни, поддерживают и стимулируют производство тех или иных продуктов и услуг.
Нет потребностей - нет и производства. Причем, круг потребностей постоянно
расширяется. К тому же они развиваются качественно. В этой связи говорят О
ЗАКОНЕ ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, т.е. их постоянном совершенствовании. Нельзя
забывать и о потребностях функционирования самого производства - потребностях
в источниках энергии, сырье, материалах и т.д. Таким образом,
социально-экономические потребности выступают как источники развития
производства, его постоянные основные стимулы.
Остается добавить, что сами
потребности, не только общественные, но и личные, развиваются под влиянием
производства различных предметов и услуг. Таковы, например, потребности людей во
многих продуктах питания, современной одежде, бытовых приборах, холодильниках,
телевизорах и т.д. Воздействуя на формирование этих потребностей, производство
создает важнейшее условие для своего устойчивого развития.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39
|