Проведя границу между разумом и
верой, Фома отделил науку и философию от теологии и тем самым обосновал их относительную
самостоятельность. Но такая обособленность, по его мнению, отнюдь не означала
полного отделения веры от знания и знания от веры. Фома не признавал теорию
"двух истин". Согласно его учению, в науке и философии не может быть
признано истинным то, что с точки зрения теологии является ложным. В случае
конфликта между ними приоритет отдавался истинам откровения, превосходящим
любые рациональные доказательства.
Фома, таким образом, признавал
ценность научного звания, рациональных доказательств, но в то же время сохранял
контроль теологии над наукой и философией. Теология, по его утверждению,
исходит из Бога и нисходит к его творениям. Философия же восходит к Богу от
его творений, т.е., как и теология своим особым путем ведет к знанию Бога и, следовательно,
дополняет теологию. Знания Бога, даваемые философией, косвенны и относительны,
знания же Бога, даваемые теологией, абсолютны.
Тенденции
средневековой схоластики: реализм и номинализм.
Многие характерные особенности средневековой
философии проявились в наблюдавшейся в течение нескольких веков борьбе реализма
и номинализма.
"Реализм" в его
средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого
термина. ПОД РЕАЛИЗМОМ ПОДРАЗУМЕВАЛОСЬ УЧЕНИЕ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ПОДЛИННОЙ
РЕАЛЬНОСТЬЮ ОБЛАДАЮТ ТОЛЬКО ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ИЛИ УНИВЕРСАЛИИ, а не единичные
предметы, существующие в эмпирическом мире. Универсалии, по мнению реалистов,
существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только
благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо
эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Поэтому ясно, что для
реалистов, например, для Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно лишь с помощью
разума, так как лишь разум способен постигать общее.
Противоположное направление носило
название НОМИНАЛИЗМА. Термин "номинализм" происходит от латинского
слова "номен", что значит "имя". Согласно номиналистам,
общие понятия - только имена. Они не обладают никаким самостоятельным
существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем
абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений.
Так, например, мы получаем понятие "человек", когда отвлекаемся от
индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что
является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые существа, обладающие
разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки:
человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно
учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей.
Крайние номиналисты, к которым
принадлежал, например, Иоанн Росцелин (ок.1050 - ок.1120), даже доказывали, что
общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь
единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.
В споре средневекового номинализма и
реализма намечаются тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период
не было "чистого" материализма и "чистого" идеализма. Номинализм
был идеализмом, но содержал материалистическую тенденцию, ибо исходил из
реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, разрушал
"единство" науки и веры, готовил почву для отделения философии от
теологии, а также для нового "естествознания.
Литература:
1.Введение в философию. Учебник для
вузов... Ч.1. С. 115-135.
2.Дж. Реале, Д. Антисери. Западная
философия от истоков до наших дней. Средневековье. - М., 1994. С. 3-207.
3.История философии в кратком
изложении... С. 197-288.
4.Конспект лекций по курсу
"Философия"... С. 27-35.
5.Радугин А. А. Философия: курс
лекций. - М., 1995. С. 77-106
6.Спиркин А. Г. Основы философии... С.
48-51.
7.Философский энциклопедический
словарь... С. 575, 726, 758-760
8.Философия. Краткое учебное
пособие... С. 31-37. Философия: Учебник для вузов... С. 47-49.
Тема V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Основные черты
мировоззрения человека эпохи Возрождения,
Философское и
космологическое учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Новая методология
научного познания Фрэнсиса Бэкона.
Эпоха Возрождения (в Италии -
XIV-XVI вв., в др. европейских странах - конец XV-XVI вв.) - период ранней
стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин
"Возрождение" в данном случае употребляется не столько для того,
чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени возродить ценности
и идеалы античности, реставрировать старое, сколько их повседневный,
настойчивый поиск нового. Историю невозможно повернуть назад, возвратиться в
какую-либо прошлую эпоху. Пережитое, накопленный культурный капитал не выбросишь
и не преодолеешь.
Таким капиталом, непосредственным
наследием для мыслителей и деятелей Возрождения было средневековье. Хотя
Возрождение и противопоставляет себя христианству, оно возникло как итог
развития средневековой культуры и несет на себе многие ее черты. Объективно
эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода от феодализма
к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху
закладывались основы буржуазного строя, прежде всего в сфере экономики,
именно в этот период развились науки, менялись взаимоотношения церкви и
государства, формировалась идеология секуляризма (от позднелат, секулярис -
мирской, светский) и гуманизма (от лат. гуманус - человеческий, человечный).
Основные
черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.
Для эпохи Возрождения прежде всего
характерна ОРИЕНТАЦИЯ НА ЧЕЛОВЕКА. Философское мышление этого периода
АНТРОПОЦЕНТРИЧНО. Центральная фигура его - не Бог, а человек. Бог - начало всех
вещей, а человек - центр всего мира. Общество - не продукт божьей воли, а
результат деятельности людей. Человек ничем не ограничен в своих замыслах и
деятельности. Он может все. Для него характерен новый уровень самосознания:
гордость и самоутверждение, вера в собственные силы и талант, жизнерадостность
и свободомыслие. Поэтому именно Возрождение подарило миру ряд выдающихся
индивидуальностей. Они обладали ярким темпераментом, всесторонней
образованностью, несгибаемой волей, целеустремленностью и колоссальной
энергией. Флорентийский художник и гуманист Леон Баттиста Альберти (1404-1472), например, одновременно
занимался теорией архитектуры, живописи и ваяния, математикой, механикой,
картографией, философией, этикой, эстетикой, педагогикой.
Другая характерная черта
мировоззрения людей эпохи Возрождения - ее ярко выраженный ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
характер. Человек предстает перед нами как свободное существо, творец самого себя
и окружающего мира. Мыслители этой эпохи, естественно, не могли быть атеистами
или материалистами. Они верили в Бога, признавали его первотворцом мира и
человека. Согласно их взглядам, Бог, сотворив мир и человека, дал людям
свободу. Теперь они должны были сами определять свою судьбу. Отсюда в философии
значительно ослабли мотивы греховной сущности человека, "испорченности его
природы" и усилилась ориентировка не на помощь божию - благодать, а на
собственные силы. Оптимизм, вера в безграничные возможности человека присущи
философии этой эпохи.
Важным элементом возрожденческого
мировоззрения являлся также КУЛЬТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. У древних греков
физический труд и даже искусство ценились невысоко. В античности господствовал
элитарный подход к человеческой деятельности. высшей формой ее объявлялись
теоретические изыскания - размышление и созерцание. Христианство в период
средневековья высшей формой деятельности объявляло "спасение" души -
молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного Писания. В целом
такая деятельность носила пассивный, созерцательный характер.
В эпоху же Возрождения
материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобрела
своего рода сакральный характеры В ходе ее человек не просто удовлетворял свои
земные нужды, он создавал новый мир, творил самое высокое, что есть в мире -
самого себя. Именно тогда в философии появилась идея прометеизма (от Прометея
- героя древнегреческой мифологии, защитника людей от произвола богов) -
человека как сотрудника Бога, сотворца мира.
В эпоху Возрождения ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ
ПРИОБРЕЛА НЕ ТОЛЬКО ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, НО И ЕГО ТЕЛЕСНОЕ СУЩЕСТВО. Тело
уже предстало не в качестве "оков души", которые тянули ее вниз, к
греховным помыслам и побуждениям. Телесная жизнь сама по себе являлась
самоценной. Этим объяснялся широко распространенный в период Возрождения культ
Красоты. Живописцы изображали прежде всего лицо и тело человека. Свое наивысшее
выражение возрожденческое
мировосприятие получило в полотнах великих художников Сандро Боттичелли
(1445-1519), Леонардо да Винчи (1452-1519) и Рафаэля (1483-1520). Так, самое
совершенное произведение Рафаэля - "Сикстинская мадонна" -
гармонически сочетает в себе настроения тревоги и глубочайшей нежности.
Такова вкратце общая характеристика
мировоззрения человека эпохи Возрождения. Теперь рассмотрим собственно философские
учения.
Философское
и космологическое учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.
В эпоху Возрождения философия вновь,
как и в античности, изучала природу. Объяснялось это развитием производства и
науки. Напоминаю, что именно в этот период появились книгопечатание, компас,
самопрялка, порох, доменно-металлургический процесс, возобновился интерес к
астрономии, физике, анатомии, физиологии, развилось экспериментальное естествознание.
Интерес человека к земным проблемам расширял его кругозор, укреплял власть над
природой.
Философия в эпоху Возрождения
воспринималась, следовательно, прежде всего как натурфилософия, философия
природы. Вроде бы происходил возврат к античному космоцентризму. На деле все
выглядело иначе. Возрожденческая философия природы была больше связана не с
античностью, а со средневековьем. В центре ее интереса оставался вопрос о
взаимоотношениях Бога и мира. Но его трактовка имела специфику. Для нее
характерна антисхоластическая направленность. Взаимоотношения Бога и мира
утратили откровенно теистический характер. На смену теизму пришел пантеизм (от
греч. пан - все и Теос - Бог, подразумевается "Бог во всем").
Христианский Бог потерял свою трансцендентность, надприродность. Он как бы
слился с природой, а последняя тем самым обожествилась.
Одним из характерных представителей
возрожденческой философии был НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Николай Кребс - 1401-1464).
Родился он в зажиточной крестьянской семье, сделал блестящую политическую и
церковную карьеру. В 1448 г. Кузанский стал кардиналом. Деятельность на этом
посту успешно сочетал с занятиями философией и литературой. Основной трактат
Кузанского - "Об ученом незнании" (1440).
В философских воззрениях Кузанского
особо интересна онтологическая проблематика: постановка вопроса о соотношении
Бога и мира. Бог у него выступает как бесконечное и единственное начало. Это
скрытая сущность всего, бытие-возможность. Поэтому мир содержится в Боге, а Бог
охватывает весь мир (пантеизм).
Рассматривая процесс перехода от
Бога к миру, Кузанский отвергал креационизм (творение Богом мира "из
ничего"). Он утверждал: подобно тому, как линия есть развертывание точки,
время - это развертывание мгновения ("теперь"), движение -
развертывание покоя, так и мир есть развертывание собственной сущности,
свернутой в Боге, т.е. это переход мира из потенциального состояния в
актуальное. Бог - хранитель возможности бытия мира.
По мнению философа, подобно тому,
как мир в "свернутом" виде содержится в Боге, так и человеческая
природа в "свернутом" виде содержится в Христе. Человек,
следовательно, есть Бог, но не в абсолютном смысле, а в ограниченном. Он
выступает как Бог земной. Так христианское учение о Троице (Отец, Сын и Дух
святой) у Кузанского трансформировалось в учение о диалектическом единстве
Бога, мира и человека.
В гносеологии Кузанский развивал
идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания являлся
пантеистический Бог. Познание "развернутого" мира, т.е. Бога, было у
него делом разума, а не веры, которая хочет постичь Бога в нем самом, т.е. в
его "свернутой" форме.
В своей космологии Кузанский
предугадал гелиоцентрическое (от греч. гелиос - Солнце) понимание мира. Мир для
него - бесконечный шар, который не имеет определенного центра. Он имеет центр
везде и нигде.
Космология Кузанского, как видите,
принципиально отличалась от геоцентрической (от греч. ге - Земля) точки
зрения. Не случайно она послужила теоретической базой гелиоцентрической
астрономии НИКОЛАЯ КОПЕРНИКА (1473-1543). Согласно его учению, Земля находится
в движении и не является центром мира. Она вращается вокруг своей оси и вместе
с другими планетами - вокруг неподвижного Солнца.
Идеи Кузанского и Коперника развил и
углубил один из крупнейших философов эпохи Возрождения ДЖОРДАНО БРУНО
(1548-1600). Бруно открыто порвал с теоцентрической концепцией устройства
мироздания. Движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля, по его мнений,
- лишь ничтожная пылинка в беспредельном мироздании. Земля не может быть
центром Космоса, потому что в мире вообще нет ни центра, ни границы.
"Существуют бесчисленные солнца, бесчисленные земли, - писал он, -
которые кружатся вокруг своих солнц, подобно тому, как наши семь планет
кружатся вокруг нашего Солнца".
В области гносеологии Бруно, вслед
за Кузанским, стоял на позиции единства чувственного и рационального познания.
Предпосылкой познания он считал сомнение, исходящее еще от древнегреческого
философа Сократа и его девиза: "Подвергай все сомнению!". Не следует
полагаться ни на мнение большинства, указывал Бруно, ни на традиционную
школьную мудрость, ни на авторитеты древности, ни на догмы веры.
"Философии нечего делать с богословскими вопросами, - писал он, -
Философия и ее цель - познать природу в ее единстве". Вот почему единственным
авторитетом Бруно признавал разум и свободное исследование и считал, что
научное знание бесконечно, так как бесконечен объект познания - природа.
Церковь враждебно встретила
философские и космологические воззрения Джордано Бруно. Инквизиция обвинила
его в ереси и свободомыслии, арестовала, заточила на 8 лет в тюрьму и 17
февраля 1600 г. в Риме сожгла на костре. Приговор Бруно встретил исключительно
мужественно, спокойно ответил на него всего несколькими словами: "Вы,
вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю".
Новая
методология научного познания ФРЭНСИСА БЭКОНА.
В конце XVI - начале XVII вв. в
Западной Европе интенсивно развивался капитализм. Потребности его производства
кардинально меняли отношение людей к науке, к целям человеческого познания.
Науку и ее инструмент-разум они рассматривали уже как орудие созидания и преобразования
мира. Не случайно появился новый тип науки - экспериментально-математическое
естествознание, а в философии на первый план выдвинулись проблемы теории
познания - гносеологии.
Впервые в цельной теоретической
форме интересы и воззрения нарождавшейся буржуазии выразил выдающийся
английский философ ФРЭНСИС БЭКОН (1561-1626). Его можно назвать последним
мыслителем эпохи Возрождения и одним из зачинателей философии Нового времени,
эпохи капиталистической индустрии. Происходил он из дворянской семьи, занимавшей
видное место в английской политической жизни, получил соответствующее его
происхождению и сословию образование. На некоторое время политическая карьера
Бэкона достигла вершины. В 1618-1621 гг. он занимал пост лорд-канцлера Англии,
но затем отошел от политики и вплоть до самой смерти занимался научной работой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39
|