рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налогообложение предприятий малого и среднего бизнеса (на примере ООО "Таганка")

Снижение налогового бремени на предприятия и организации малого и среднего бизнеса, расположенные в удаленных от центра районах (в том числе и ООО «Таганка»), происходит за счет увеличения налоговых отчислений с субъектов малого предпринимательства, расположенных в центральных районах, у которых и товарооборот намного выше, чем у первых.

Таким образом, расчет ЕНВД на основе кадастровой оценки земли ставит в равное положение предприятия и организации малого и среднего бизнеса, так как сумма уплачиваемых предпринимателями налогов в этом случае будет напрямую зависеть от доходности. Чем престижней район, чем выше плотность населения в данном районе, тем выше товарооборот, коэффициент кадастровой стоимости земли, и соответственно, размер налога.

Основную выгоду при данном расчете ЕНВД получат предприятия и организации, расположенные в удаленных от центра районах с низкой кадастровой стоимостью земли.

Безусловно, данная методика расчета может быть дополнена и другими корректирующими коэффициентами (например, коэффициент, учитывающий фактическое время работы субъекта малого предпринимательства, который уже применяется при расчете ЕНВД). Эти коэффициенты должны вводиться законодательными органами муниципальных образований и не приводить к значительному повышению налоговой нагрузки.

До 01.01.06 г. коэффициент, учитывающий кадастровую оценку земли, не использовался при расчете ЕНВД. С 01.01.06 г. представительным органам муниципальных районов, городских округов предоставлено право утверждать коэффициент базовой доходности К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в конкретном регионе, в том числе и кадастровую оценку земли. Но, как скоро, и будут ли вообще муниципалитеты применять коэффициент кадастровой оценки земли не известно, так как это требует наработанной базы по налогоплательщикам, специальной методики расчетов. Но, так или иначе, необходимо как можно скорее начать применять при расчете ЕНВД коэффициент кадастровой оценки земли. Он максимально объективно отражает доходность того или иного субъекта малого предпринимательства, что позволяет справедливо рассчитывать сумму налоговых отчислений.

Если на предпринимать никаких шагов на пути совершенствования единого налога на вмененный доход со стороны законодательных органов власти, то одна часть предпринимателей самостоятельно любыми способами будет пытаться снизить налоговый пресс и уйти от налогообложения, другая же часть предпринимателей просто обанкротится, что повлечет за собой увеличение безработицы и снижение налоговых доходов бюджета.

Повышение налогов вызовет рост цен и падение зарплат работающих на малых предприятиях, а то и их увольнение.

Таким образом, необходимо менять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а, возможно, позволить предпринимателям самостоятельно выбирать налоговый режим, так, как это практикуется в зарубежных странах.

Если систему ЕНВД оставить в прежнем виде, то у организаций малого бизнеса и предпринимателей есть два пути в решении проблемы по минимизации налоговых отчислений.

Первый, и самый простой: по возможности переложить бремя расходов на конечного потребителя, а в большинстве случаев им является рядовой гражданин. В этих случаях не избежать скачка цен на строительные работы, бытовые услуги, арендную плату. В связке с иными налоговыми новациями (введением налога с продаж, целевого пенсионного сбора) это отразится на кошельке, как малообеспеченных слоев населения, так и представителей среднего класса.

Второй выход связан с известным тезисом: "Был бы налог, а как его не платить - мы придумаем". Возможно осуществление предпринимательской деятельности с использованием иных организационно-правовых форм. Как известно, законодательство предусматривает учреждение предприятия одним лицом либо слияние и укрупнение предпринимательских структур (например, в сфере транспорта). Так что тем, кто не сможет заплатить требуемый налог или перестроиться, придется подумать о прекращении деятельности.

Власть изначально подразумевает усиление налогового бремени. Так, в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

По мнению разработчиков системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, номинальная налоговая нагрузка на предприятие снижается. А доходы бюджета растут за счет расширения налогооблагаемой базы. А так как все, что предприниматель зарабатывает сверх фиксированной суммы налога, остается в его распоряжении, то вмененный налог выгоден для предпринимателей.

Противники подобной системы налогообложения утверждают обратное.

Среди недостатков данной системы налогообложения следует отметить то, что налоговые органы не способны на сегодняшний момент точно оценить вмененный доход. При отсутствии проверенной методики расчета точность оценок, по мнению экспертов, составит 30–50%. А это чревато разорением половины предпринимателей.

Система налогообложения на основе вмененного дохода имеет множество узких мест, связанных с неразработанностью системы оценки вмененного дохода, результатом чего может стать значительный рост злоупотреблений, как со стороны государственных чиновников, так и со стороны налогоплательщиков.

В целом надо сказать, что для улучшения ситуации в малом предпринимательстве правительству предстоит сделать еще очень многое. При этом необходимо помнить, что от положения дел в сфере малого предпринимательства зависит политическая и экономическая стабильность в стране, социальное равновесие в обществе, будущее реформ.

Кроме введения коэффициента кадастровой оценки земли, существует и ряд других предложений по совершенствованию закона о едином налоге на вмененный доход. Одно из них заключается в предоставлении льготы по налогу на вмененный доход, если сумма подоходного налога с заработка сотрудников какого-либо малого предприятия в два раза превысила ставку налога по вмененному доходу этого МП.

Такое предложение связано, прежде всего, с тем, что сегодня большая часть (80–90 %) заработной платы выплачивается «вчерную» и официально показывается по документам совершенно незначительная ее часть. Это приводит к огромным недоплатам в подоходный налог с физических лиц и во все внебюджетные фонды. Этим самым вольно-невольно предприниматели входят в криминальную систему бизнеса. Поскольку им надо для этого скрыть часть доходов, отмыть и обналичить деньги. Потом эти деньги надо передать своим работникам, которые таким образом тоже оказываются вовлеченными в круговую поруку. В результате практически все оказываются в криминальной сфере.

Чтобы вытащить всех из этой среды необходимо заинтересовать предпринимателей платить зарплату легально. По мнению специалистов, этого можно добиться, если перенести центр тяжести налоговых сборов с юридических лиц на физических. Для этого следует узаконить такой подход: если сумма подоходного налога с заработка сотрудников какого-либо малого предприятия в два раза превысила ставку налога по вмененному доходу этого МП, то предприятию предоставляется льгота по налогу на вмененный доход. Это прямо заинтересует предпринимателя в том, чтобы увеличивать зарплату своим работникам и показывать ее всю целиком. Если ж эту меру подкрепить введением личных счетов в Пенсионном фонде, как это предлагается сделать в ходе пенсионной реформы, то и у рядовых работников получится двойная заинтересованность в том, чтобы не иметь дела с зарплатой, выплачиваемой вчерную.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Введение единого налога на вмененный доход предполагает реализацию государством фискальных задач в условиях хронического недобора налогов, а также значительное сокращение оборота «теневого» капитала в сфере малого бизнеса, который, в основном, осуществляется в таких отраслях, как торговля, общественное питание, строительство, ремонт, транспортное обслуживание населения и другие виды платных услуг.

Прямых аналогов российского режима налогообложения в виде ЕНВД в мире не существует. Но очень похожие системы налогообложения есть в Венгрии, Греции, Испании. Наиболее близкие к российскому ЕНВД налоговые режимы для малого бизнеса в Испании и Греции. Но, необходимо заметить, что правительства этих стран вводили этот налог не для того, чтобы обеспечить бюджет бесперебойным финансированием, а для того, чтобы облегчить предпринимательскую деятельность бизнесменам. Ведь учет в этих отраслях очень сложный. А идея вмененного дохода - разработать методику определения уровня доходов таких предприятий с помощью косвенных признаков: потребление электроэнергии, площадь помещений, количество наемных работников и др. Чтобы оцененный доход был близок к реальному, проводится большое количество исследований. Мелкие компании Испании довольны такой системой фиксированного дохода, так как предпринимателям не нужно вести бухгалтерский учет, и, заплатив фиксированную сумму, они чисты перед законом.

Но есть одно очень важное отличие российского ЕНВД от европейского. И заключается в том, что предприниматели Греции и Испании могут выбирать, платить им фиксированный налог или вести обычный учет. В России выбирать режим налогообложения предприятиям, применяющим ЕНВД нельзя.

В процессе написания курсовой работы было выявлено большое число недоработок, неточностей и упущений закона о едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности, среди которых, как было сказано выше, пренебрежение принципами рыночной экономики. С экономической точки зрения, ограничения по сферам деятельности при применении ЕНВД является прямым нарушением одного из фундаментальных принципов налогообложения - всеобщности, что в свою очередь ставит в неравное положение всех хозяйствующих субъектов. В результате наносится серьезный ущерб предпринимательству за счет «выравнивания» положения предприятий с точки зрения прибыльности бизнеса.

При применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в выигрыше остаются высокорентабельные предприятия, имеющие больший оборот на единицу физического показателя базовой доходности. Предприятия же, имеющие небольшие торговые обороты, при применении данной системы налогообложения явно остаются в проигрыше.

Рассмотрев налогообложение ООО «Таганка» и сравнив его с другими режимами, такими как УСН с объектом «Доходы» и «Доходы-расходы» и общий режим налогообложения, выяснилось, что данный режим для ООО «Таганка» является наиболее приемлемым из всех, так как сумма налога на прибыль при таком режиме самая низкая. Но, несмотря на это, налоговая нагрузка все же остается очень высокой. Доля налогов в чистой прибыли составляет около 30%. Руководитель данного предприятия говорит о том, что это существенная нагрузка и необходимо снижать налоговое бремя.

Наибольший же выигрыш при применении ЕНВД получают предприятия розничной торговли, осуществляющие всю торговую деятельность через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов и получающих всю выручку с одного торгового места. Такие предприятия могут официально проводить любые по величине суммы через один кассовый аппарат. При этом эти предприятия за отчетный период - квартал уплачивают в виде налога на вмененный доход 4050 рублей вместо ранее (при применении обычной системы налогообложения) уплачиваемых налогов: налога на прибыль организации, налога на имущество, НДС и единого социального налога, составлявших суммы более, чем на порядок превышающие сумму налога на вмененный доход.

Отсутствие в законодательстве точных формулировок для ряда понятий дает возможность, например, организациям оптовой торговли вместо всех основных налогов платить ЕНВД. В НК определено, что розничная торговля – это торговля за наличный расчет, а также с использованием платежных карт. Таким образом, максимально переведя расчеты за продаваемые товары на расчеты наличными денежными средствами, а также на расчеты с использованием платежных карт, организации оптовой торговли могут снизить налоговую нагрузку до минимума.

Так как расчет суммы налога производится по усложненным формулам с использованием повышающих и понижающих коэффициентов, то это создает обширное поле для злоупотреблений и чиновничьего произвола при работе с конкретным налогоплательщиком. Проблемы у местной власти такие же, как и в центре, - недобор налогов, отсутствие денег для выплаты заработной платы бюджетникам. Суммы единого налога, уплачиваемого, например, предпринимателями, на 75 процентов поступают в местные бюджеты. В таких условиях ожидать послабления со стороны региональной власти не приходится.

Устранить возможность злоупотреблений местных властей может лишь подробная и грамотная методика расчета единого налога на вмененный доход, исключающая произвольное толкование нормативных документов. В связи с этим, в дипломной работе представлена методика расчета единого налога на вмененный доход с учетом кадастровой стоимости земли. Расчет ЕНВД с использованием кадастровой оценки земли на примере г. Благовещенска показал, что налоговые поступления в бюджет не сократятся, а налоговая нагрузка на представителей малого бизнеса перераспределится в зависимости от величины товарооборота того или иного субъекта.

Так как товарооборот субъектов малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в районах с высокой кадастровой стоимостью земли, выше, чем районах с низкой кадастровой стоимостью, то и налоговая нагрузка на них должна быть выше. То есть налоговое бремя в этом случае распределяется пропорционально товарообороту.

Так, например, налоговая нагрузка на ООО «Таганка» сократится в этом случае на 54%, налоговая нагрузка на объекты розничной торговли, расположенные районе Центрального рынка, увеличится на 17,7%. Такое изменение в расчете ЕНВД будет справедливым, так как товарооборот торговых точек, расположенных в районе Центрального рынка на порядок выше, чем товарооборот ООО «Таганка», которая расположена на окраине города Благовещенска.

До 01.01.06 г. коэффициент, учитывающий кадастровую оценку земли, не использовался при расчете ЕНВД. С 01.01.06г. представительным органам муниципальных районов, городских округов предоставлено право утверждать коэффициент базовой доходности К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в конкретном регионе, в том числе и кадастровую оценку земли. Но, как скоро, и будут ли вообще муниципалитеты применять коэффициент кадастровой оценки земли не известно, так как это требует наработанной базы по налогоплательщикам, специальной методики расчетов. Но, так или иначе, необходимо как можно скорее начать применять при расчете ЕНВД коэффициент кадастровой оценки земли. Он максимально объективно отражает доходность того или иного субъекта малого предпринимательства, что позволяет справедливо рассчитывать сумму налоговых отчислений.

Помимо несовершенства законодательства о едином налоге на вмененный доход, существует серьезная проблема зачисления налога на прибыль предприятий в бюджеты субфедеральных органов власти. Две трети поступлений от налога на прибыль предприятий зачисляются в бюджеты регионов. Теория государственных финансов рекомендует не только закреплять права по этому налогу за федеральным центром, но и зачислять поступления от него полностью в федеральный бюджет. Этот налог является самым эффективным инструментом вертикального выравнивания бюджетной обеспеченности субфедеральных органов власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.