рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Налогообложение предприятий малого и среднего бизнеса (на примере ООО "Таганка")

Рассмотрим пример.

Есть три субъекта Федерации (субъекты А, Б и В) в которых, для простоты расчетов, проживает по 50 человек, а доходы от налога на прибыль предприятий составляют 1500 условных единиц. Если эти доходы аккумулируются в федеральном бюджете, то федеральное правительство обеспечит распределение доходов в объеме 10 условных единиц на душу населения. Если же доходы от налога на прибыль предприятий зачисляются в бюджеты субъектов Федерации, картина будет совсем другой. Так как изначально существует экономическое и фискальное неравенство субъектов А, Б и В, оно еще более усугубится. В субъекте А поступления от налога на прибыль предприятий составят 900 условных единиц, в субъекте Б – 500 условных единиц и в субъекте В – 100 условных единиц. В результате среднедушевая бюджетная обеспеченность составит в субъекте А – 18 условных единиц, в субъекте Б – 10 условных единиц и в субъекте В – 2 условных единиц на душу населения.

Этот пример подтверждает тезис о том, что, в случае зачисления поступлений от налога на прибыль предприятий в бюджеты субъектов Федерации, богатые субъекты Федерации получают максимальную выгоду. При этом следует иметь в виду, что органы власти регионов не имеют в отношении национальных налогов прав, а значит, они не осуществляют и налогового администрирования, так как этот налог введен и полностью администрируется федеральным правительством. Для органов власти субъектов федерации этот источник доходов является легким, так как не требует с их стороны сколько-нибудь значимых налоговых усилий. Но они также не могут повлиять ни на налогооблагаемую базу, ни на налоговые ставки, которые играют основную роль в обеспечении макроэкономического равновесия – императивный институт бюджетной политики доходов.

1.6. Обзор налогообложения малого бизнеса в некоторых зарубежных странах

Единой во всем мире практики налогообложения малого бизнеса не существует. Подход различных стран к налогообложению малых предприятий, его целям, принципам выделения малых предприятий и разделения их на категории, определению налоговой базы и структуры налоговых ставок зависит от различных обстоятельств. Такими обстоятельствами, сопутствующими особому порядку налогообложения субъектов малого предпринимательства, могут выступать различающиеся в каждой стране традиции уплаты налогов, различная степень налоговой и юридической грамотности налогоплательщиков, различные возможности контроля со стороны налоговых органов. Выбор определенного порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства основывается на необходимости стимулирования малых предприятий и, одновременно, зависит от способности налоговой органов данной страны применять выбранные методы.

Смягчение налогового режима для малых предприятий в зарубежных странах в основном преследует целью устранение налоговой дискриминации, которая проявляется в следующих основных направлениях. Во-первых, относительные издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению и предоставлению отчетности, для малого предприятия выше, чем для крупного. В первую очередь это связано с тем, что на крупном предприятии вся совокупность данных затрат в абсолютном выражении однозначно больше, однако относительно сумм доходов, соответственно более низких на малых предприятиях, данные затраты для субъектов малого предпринимательства играют гораздо большее значение. Кроме того, крупные предприятия находятся в более выгодном положении, поскольку документация и информация, необходимые для налогового декларирования, в любом случае собираются и хранятся крупными предприятиями для собственных целей, а малые предприятия гораздо реже испытывают данную потребность. Во-вторых, при равных ставках налогообложения, при отсутствии каких-либо специальных льгот, налоговая нагрузка на малое предприятие будет больше, поскольку, как показывает практика, возможности использования разрешенных для налогового вычета расходов (например, амортизации) у малых предприятий меньше. в таких случаях, как правило, применяются пониженные налоговые ставки или же различные специфические методики начисления амортизации, как с использованием механизма ускоренной амортизации, так и свободного списания.

Пониженные ставки для предприятий, имеющих прибыль ниже пороговой, или относящихся к малому и среднему предпринимательству, применяются в таких странах, как Бельгия, Канада, Финляндия, Япония, Люксембург, Великобритания. Швейцария использует прогрессивное налогообложение дохода корпораций. В Канаде частные корпорации получают налоговую скидку, которая уменьшает федеральный налог на доходы на 16%, если их годовой налогооблагаемый доход от деятельности не превышает 200 тыс. долл.

Практика налогообложения малых предприятий, применяемая за рубежом, отличается в зависимости от государства. С одной стороны, законодательством определенной страны вообще может быть не предусмотрен особый режим налогообложения субъектов малого предпринимательства, тогда, как правило, на практике малому бизнесу предоставляется ряд преимуществ. С другой стороны, отличие выражается в том, какой именно специальный режим налогообложения применяет определенное государство в отношении малого бизнеса. В первом случае при сохранении для малых предприятий обязанности по уплате всех видов налогов, как правило, предусматривается упрощение порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.). Применение специального режима налогообложения предполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального дохода малых предприятий и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

В число стран, применяющих специальные налоговые режимы для малых предприятий, входят такие, как Испания, Франция, Израиль, Турция и ряд других. К странам, предоставляющих малым предприятиям ряд специфических преимуществ, без применения специальных налоговых режимов, относятся Великобритания, Швеция, США, Голландия и другие.

Испания

Из числа стран, применяющих специальные налоговые режимы для малых предприятий, наиболее показательной можно назвать Испанию. В экономике этой страны малые предприятия занимают достаточно важное место (74% всех предприятий в Испании не имеют наемных работников, 22% предприятий имеют менее десяти работников), и в связи с этим перед правительством постоянно стоит задача стимулирования развития малого предпринимательства, причем налоговые факторы в достижении данной цели играют немаловажную роль.

Практика налогообложения физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в Испании складывается из применения следующих трех схем:

прямое налогообложение;

упрощенное прямое налогообложение;

объективное налогообложение (модульная схема по принципу вмененного дохода).

Схема обычного прямого подоходного налогообложения распространяется на владельцев предприятий и предпринимателей, чьи обороты превышают 667 тыс. долл.

На владельцев и предпринимателей, чьи обороты не превышают указанную сумму, распространяется упрощенная схема налогообложения. В качестве упрощения для данной категории налогоплательщиков предусматривается расчет амортизации по упрощенной таблице. Помимо этого, при наличии безнадежных долгов и неподтвержденных документально расходов им предоставляется право осуществить без подтверждающих документов вычет в размере 5% от разницы между фактическим доходом и расходами. Немаловажным также является тот факт, что налогоплательщик имеет право по выбору пользоваться обычной схемой налогообложения или применять упрощенную схему.

Обычная схема обязывает налогоплательщиков вести общеустановленный бухгалтерский учет, по методу двойной записи; в свою очередь упрощенная схема предусматривает наличие книг учета дохода, книги учета расходов и книги учета инвестиций.

Применяемая в Испании схема объективного (модульного) налогообложения (по принципу вмененного дохода) характеризуется следующими параметрами.

В первую очередь, в отличие от единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, применяемого в России, в Испании переход на модульную схему для малых предприятий является добровольным. Если налогоплательщик не пользуется данной схемой, то платит налоги по схеме прямого налогообложения.

Применение данной схемы подразумевает под собой заметно меньшее количество формальных обязательств. Ведение большинства книг учета, обязательных для всех налогоплательщиков, для малых предприятий при применении данной схемы не обязательно. Требуется лишь хранение документов, подтверждающих произведенные расходы, и вспомогательной документации по примененным модулям (показателям). Предприятия, ведущие деятельность в сфере сельского хозяйства и животноводства, обязаны вести книгу реализации, так как эта информация является определяющим элементом их выручки.

Схема распространяется на физических лиц и организации, осуществляющих деятельность, предусмотренную положениями Министерства экономики и финансов Испании, при соблюдении условий, что ни один из показателей деятельности не превышает ежегодно устанавливаемых пределов, и что налогоплательщик не возражает против применения данной схемы. В противном случае он переводится на схему прямого налогообложения.

Показатель, о котором шла речь выше, – это, как правило, количество работников (включая владельца предприятия), которое может варьировать между пятью и пятнадцатью единицами, в зависимости от вида деятельности. В случае превышения этого показателя уплата налогов осуществляется по схеме прямого налогообложения. Для предприятий, занимающихся перевозками, устанавливается ограничение по транспортным средствам, используемым в их деятельности.

Чистая выручка от деятельности облагается налогом по модульным изменениям (показателям), которые рассчитываются на основании объема реализации и объективных показателей: численность работников, получающих зарплату, и не получающие ее (владелец, члены семьи); площадь используемых в деятельности помещений; потребление электроэнергии; количество столов; пробег транспортного средства и т.п. Перечисленные показатели не распространяются на все предприятия. Единственный показатель, распространяющийся на все виды деятельности – количество работников предприятия.

Фактическое количество единиц модульных показателей, используемых каждым налогоплательщиком в своей деятельности, умножается на установленный единый годовой доход, соответствующий каждому из них.

Существуют корректирующие показатели, которые в некоторых случаях снижают размер чистого дохода. Они обычно распространяются на очень малые предприятия и отдельные виды деятельности. При этом всегда существуют и другие показатели, которые увеличивают размер чистого дохода, например сезонная деятельность, которую предприятие вело на протяжении менее 180 дней в году, или превышение размера дохода, рассчитанного по прежней схеме (независимо от вида деятельности), над установленным пределом. Наконец, доход может корректироваться с учетом общей экономической ситуации в стране.

Для налогоплательщиков предусматривается возможность обратиться с просьбой о снижении декларируемого размера выручки при наступлении форс-мажорных обстоятельств (наводнение, кража, пожар и т.п.).

В Испании действует схема ежеквартальных платежей, которые вычитаются из задолженности, указанной в ежегодной декларации. Эти платежи определяются на основании значений модулей на 1 января каждого года. Главное преимущество схемы состоит в том, что указанные четыре платежа равны, что косвенно снижает налоговое бремя, поскольку налогоплательщики могут планировать свою потребность в оборотных средствах.

Подобным образом и на основании тех же данных определяются ежеквартальные и ежегодные платежи НДС. Разница состоит только в том, что первые три платежа фиксированы, а четвертый используется для осуществления ежегодного платежа из расчета среднего показателя использования каждого из модулей на протяжении финансового года.

Франция

Помимо Испании, как уже отмечалось, специальные налоговые режимы для малых предприятий широко применяются и в других странах. Так, к примеру, французское налоговое законодательство также предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий – право применения определенного режима зависит от оборота налогоплательщика. Здесь имеет место деление налогоплательщиков на микро-предприятия, малые и средние предприятия.

К числу микро-предприятий, подпадающих под действие системы налогообложения, основанной на принципе вмененного дохода, относятся физические лица, обязанные платить подоходный налог, и индивидуальные предприниматели, чей годовой оборот не превышает следующих предельных значений:

а) 500,000 французских франков (не включая НДС) если налогоплательщик занимается торговыми операциями;

б) 175,000 французских франков, (не включая НДС) если налогоплательщик занимается оказанием услуг или некоммерческой деятельностью.

Те же самые пороговые значения используются для определения того, должен ли налогоплательщик регистрироваться на предмет НДС. Налогоплательщики, оборот которых ниже приведенных значений, не регистрируются и не подают декларации по НДС.

Законодательство Франции и стран, на которые оказала влияние французская практика налогообложения, в том числе африканских стран, бывших ранее французскими колониями, предусматривает минимальный вмененный налог, при котором налогооблагаемый доход микро-предприятия не может быть меньше определенного процента от валовой выручки предприятия. Налогооблагаемый доход микро-предприятий определяется как разность валовой выручки и установленной в зависимости от осуществляемого микро-предприятием вида деятельности процентной доли затрат.

Для микро-предприятий осуществляющих торговые операции в целях расчета дохода оборот уменьшается на 70%. При определении дохода от предоставления услуг в целях налогообложения происходит уменьшение валовой выручки на 50%. Применительно к доходам от других видов деятельности – валовая выручка уменьшается на 35%.

Уменьшения, предусмотренные для микро-предприятий режимом налогообложения, основанным на принципе вмененного дохода, в размерах, как уже отмечалось, зависящих от вида осуществляемой данным микро-предприятием деятельности, заменяют все прочие вычеты из налогооблагаемых доходов. Суммы после вычетов облагаются обычным подоходным налогом с физических лиц по установленной ставке.

Налогоплательщик обязан просто заполнить декларацию о своих доходах и подать ее в налоговые органы, которые, в свою очередь, должны провести соответствующие вычеты и определить размер налога.

Микро-предприятие в целях налогообложения обязано вести книгу учета закупок и книгу учета поступлений (с документальным подтверждением указанных в данных книгах сумм), помимо этого обязано сохранять копии счетов по НДС (с указанием, что НДС не взимается, потому что минимальное пороговое значение оборота не превышено).

Как уже отмечалось, доходы микро-предприятий по определению оказываются ниже порогового значения, установленного для плательщиков НДС, т.е. микро-предприятия не обязаны регистрироваться в качестве налогоплательщиков НДС. Однако, в случае, если микро-предприятие воспользуется своим правом попасть под категорию налогоплательщика налога на добавленную стоимость, то данное микро-предприятие автоматически должно перейти либо на упрощенную, либо на обычную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения действует применительно к малым и средним предприятиям. В рамках данной системы фактические расходы и издержки относятся на производство, кроме того, предприятия, подпадающие под действие упрощенной системы налогообложения, обязаны зарегистрироваться в качестве налогоплательщиков НДС. Но требования в отношении учета и отчетности малых и средних предприятий при применении данной системы менее строгие, чем применительно к большим предприятиям. Упрощенный режим распространяется на налогоплательщиков, которые обязаны платить либо личный подоходный налог, либо налог на сверхприбыль, т.е. под действие данной системы подпадают и юридические лица. Однако упрощенный режим налогообложения распространяется исключительно на налогоплательщиков, чей годовой оборот лежит в следующих пределах:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.