3. Списание НДС на возмещение из бюджета при
оплате задолженности поставщику за материалы:
Дт 68 Кт 19 — 640
4. При наступлении срока оплаты отражается
погашение задолженности по кредиту:
Дт 66, 67 субсчет «Векселя выданные» Кт 51 —
4000
|
18. Журнал-ордер №6: содержание и порядок ведения.
Организации, осуществляющие б.у. по единой журнально-ордерной
форме счетоводства ведет его в зависимости от отраслевой принадлежности с
применением регистров согласно перечню типовых форм. При этом организации
могут самостоятельно приспосабливать применяемые журналы- ордера к специфике
своей деятельности при соблюдении общих методологических принципов
установленных положением о б.у. и отчетности в РФ. Согласно общим методологическим
принципам 6 ЖО ведется по Кт сч. 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками". К ЖО № 6 ведется несколько ведомостей: 6-С - ведомость
учета неотфактурованных поставок, 6А-С ведомость учета материалов в пути.
ЖО № 6 ведется в разрезе поставщиков и подрядчиков
по предъявленным документам, поэтому ЖО содержит в себе не только
синтетическую, но и аналитическую информацию. Данные ЖО № 6 сверяются с
книгой покупок, а кредитовые обороты разносятся в главную книгу. По данным ЖО
№ 6 составляются акты сверок расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Первичные документы отражаются в ЖО № 6 по порядку номеров. В конце месяца
вместе с ЖО подшиваются в отдельную папку.
Для отражения по Кт сч. 60 первичными
документами служат счета-фактуры, транспортные и ж\д накладные, акты
выполненных работ предоставленных услуг. Оплата по Дт сч. 60 разносится с
выписок банков с отчетов кассира, сводных регистров проведенных взаимозачетов
и др. документов. Неотфактурованные поставки отражаются в ведомости 6-С по
факту поступления материалов, по которым не предъявлены счета-фактуры.
Неотфактурованные поставки отражаются по договорной стоимости. При
поступлении счетов-фактур по неотфактурованным поставкам бух. записи по ведомости
6-С сторнируются, а в ЖО № 6 отражается поступление материальных ценностей на
основании счетов-фактур.
В конце месяца по каждому контрагенту
выводится итоговое сальдо, которое считается с учетом сальдо начального и
дебетовых и кредитовых оборотов за месяц в разрезе каждого поставщика и
подрядчика. Кроме того, кредитовое сальдо расписывается в разрезе
счетов-фактур по датам возникновения. Дебетовое сальдо расписывается в
разрезе платежных документов также по датам возникновения. Т.о. ЖО № 6
является учетным регистром, по которому можно проследить всю историю возникновения
долга по каждому поставщику и подрядчику. После закрытия ЖО бухгалтер,
составивший его, ставит свою подпись и дату закрытия. При занесении
кредитовых оборотов в главную книгу по счету 60 в ЖО № 6 ставится подпись
бухгалтера, разнесшего эти обороты в главную книгу.
|
19. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
При реализации продукции, работ, услуг,
материальных ценностей, основных средств предприятия вступают в расчетные
взаимоотношения с покупателями и заказчиками. Для учета расчетов с ними применяется
основной расчетный активный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
На дебете счета отражается начисление дебиторской задолженности при
предъявлении счетов покупателям, на кредите — погашение задолженности при
поступлении платежей от покупателей. В случае предоплаты может возникнуть
кредиторская задолженность предприятия перед покупателями и тогда сальдо на
сч. 62 — кредитовое.
Синтетический и аналитический учет расчетов с
покупателями и заказчиками тесно связан с учетом реализации и отражается в
журнале-ордере № 11 и ведомостях к нему.
Основанием для начисления задолженности
покупателей (дебетовые обороты) служат платежные документы, представленные
предприятием за проданные продукцию, основные средства, прочие активы —
платежные требования, а также поступившие от покупателей аккредитивы, чеки.
Списание дебиторской задолженности по Кт 62 производится на основании выписок
банка из расчетного счета с прилагаемыми копиями расчетных документов.
Согласно правилам предприятия при расчетах с
покупателями ведут журнал учета выставленных счетов-фактур. В книге продаж
регистрируются счета-фактуры с указанием суммы НДС.
Пример 1.
Предприятие реализует покупателям готовую продукцию (тыс. руб.).
1. Отражается отпуск продукции по фактической
себестоимости:
Дт 90 Кт 43 — 20
2. Предъявлен счет покупателю:
Стоимость продукции по отпускным ценам предприятия
— 25
НДС 20% — 5 Итого к оплате — 30 Дт 62 Кт 90 —
30
3. Одновременно отражается НДС полученный:
Дт 90 Кт 68 — 5
4. Сумма НДС полученного подлежит
перечислению в бюджет за минусом НДС, уплаченного за материалы, использованные
на изготовление этой продукции:
Дт 68 Кт 51 — 3 (5-2)
5. Поступление платежей от покупателей:
Дт 50, 51 Кт 62 — 30
Пример 2. Ремонтные мастерские предприятия оказали услуги
заказчику по ремонту оборудования (руб.).
1. Отпуск услуг заказчику по фактической
себестоимости: Дт 90 Кт 23 — 5000
2. Предъявлен счет заказчику:
Отпускная стоимость услуг — 6000 НДС 20% —
1200 Итого к оплате — 7200 Дт 62 Кт 90 — 7200
3. Одновременно отражается НДС полученный:
Дт 90 Кт 68 — 1200
4. Поступил платеж от заказчика:
Дт 50, 51 Кт 62 — 7200
При получении предварительной оплаты в счет
будущей поставки продукции кредиторская задолженность предприятия перед покупателем
отражается на сч. 62 субсчете «Расчеты по авансам полученным».
Пример 3.
1. Получен аванс от покупателя в счет будущей
реализации продукции (тыс. руб.):
Дт 51 Кт 62 субсчет «Расчеты по авансам
полученным» -12
2. Одновременно отражается НДС полученный.
Сумма определяется расчетным путем:
12 х 16,67% = 2
Дт 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Кт 68 — 2.
3. Отгружена продукция покупателю по
фактической себестоимости:
Дт 90 Кт 43 — 13
4. Отражается задолженность покупателя
согласно предъявленному счету:
Отпускная стоимость продукции — 15 НДС
20% — 3 Итого к оплате — 18 Дт 62 Кт 90 — 18
5. Списание аванса полученного:
Дт 62 субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Кт 62 — 12
6. После отгрузки продукции и окончательному
расчету по ранее полученному авансу уточняются записи по НДС полученному:
а) обратная запись по НДС (операция 2):
Дт 68 Кт 62 субсчет «Расчеты по авансам
полученным» — 2;
б) восстановительная запись НДС полученного
(операция 4):
Дт 90 Кт 68 — 3
7. Поступил платеж от покупателя в сумме
непогашенной задолженности:
Дт 51 Кт 62 — 6
Векселя, полученные от покупателей и
заказчиков, отражают дебиторскую задолженность и учитываются на отдельном
субсчете сч. 62. Аналитический учет векселей ведут по видам: векселя, срок
оплаты которых еще не наступил; векселя, учтенные (дисконтированные) банком;
векселя, не оплаченные в установленный срок.
Пример 4. Согласно предъявленному счету за отгруженную продукцию
отражается вексель, полученный от покупателя на сумму 15 тыс. руб., в т. ч.
НДС 20% — 2,5 тыс. руб.
1. Предъявлен счет покупателю, получен вексель:
Дт 62 субсчет «Векселя полученные» Кт 90 — 15
2. Одновременно отражается НДС полученный:
Дт 90 Кт 68 — 2,5
3. Оплата векселя:
Дт 51 Кт 62 субсчет «Векселя полученные» — 15
4. Если по полученному векселю предусмотрен
процент (например, 10%), то по мере погашения задолженности процент
относится на доходы предприятия:
Дт 51 - 16,5 Кт 62 — 15,0
Кт 91 — 1,5
|
20. Оформление и учет расчетов путем взаимозачетов
встречных требований.
В процессе хоз. деятельности часто бывает, что организация вступает во
взаимоотношения со своими партнерами и контрагентами, которые не только
оказывают им услуги (поставку продукции), но и потребляют услуги (продукцию)
этой же организации. Т.о. контрагенты становятся как кредитором, так и
дебитором в одном лице. По поставленной им продукции (товарам, услугам)
являются кредитором, по потребленной продукции (работам услугам) - дебитором.
Указанные расчеты возникают в результате разных договорных отношений.
Учитывая, что у сторон есть взаимные обязательства по оплате товаров (работ,
услуг) они могут в соответствии с ГК РФ провести зачет взаимных требований.
Зачет возможен только по однородным требованиям, т.е. если организация должна
поставить товар, а ей, в свою очередь, должны деньги, то зачет не возможен
(товар нельзя засчитывать на деньги). Зачет может проводиться в одностороннем
порядке с оформлением заявления одной из сторон. Заявление оформляется в
письменном виде и отправляется контрагенту. В этом заявлении указываются
суммы дебиторской и кредиторской задолженности в разрезе счетов-фактур, по
которым проведен зачет. Одновременно с заявлением может быть направлен акт
сверки расчетов, в котором указывается сальдо расчетов с учетом проведенного
зачета. Зачет взаимных требований может быть оформлен и в двустороннем
порядке, при этом стороны заключают соглашение о проведении зачета взаимных
требовании, в котором указывают по каким договорам, и в какой сумме будет
проводиться зачет взаимных требований. Во всех случаях проведения зачета
сумма выбирается наименьшая. После подписания соглашения оформляется акт
зачета взаимных требований, в котором стороны оговаривают суммы зачета с
выделением НДС в разрезе счетов - фактур, оговаривают дату проведения зачета
и указывают сальдо расчетов после проведения зачета. В практике встречаются
случаи, когда участниками зачета взаимных требований являются несколько сторон.
Проведение такого зачета по заявлению невозможно, в этом случае должны быть
составлены соглашения о зачете однородных требований, подписанные всеми
сторонами. Акт о проведении зачета также подписывают все стороны. При
проведении зачета однородных требований составляются следующие бух. записи:
Дт сч. 60 (76)
Кт сч. 62 (76)
Такая запись означает закрытие кредиторской задолженности по счету 60
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и дебиторской задолженности
по сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При этом
организации, ведущие учет выручки по методу оплаты (или по кассовому методу)
делают одновременно записи по учету НДС.
Дт сч. 68 Кт 19 по оплаченным товарам, (работам и услугам)
И Дт сч. 76 Кт 68 - начислен НДС в бюджет по оказанным услугам,
поставленным товарам.
|
21. Учет расчетов по договору уступки требования (переводу
долга).
Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства
может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования или
цессия). Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие
должника. Кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему
док-ты, удостоверяющие право требования и известить должника о переходе права
требования долга к новому кредитору. Договор уступки требования долга
(цессия) совершается в письменной форме. Договор по уступке права требования
долга является договором продажи дебиторской задолженности. По договору
уступки требования долга новый кредитор должен уплатить первоначальному
кредитору сумму, оговоренную в договоре. Новый кредитор должен предъявить
требование об оплате долга должнику и должник должен произвести расчеты с
новым кредитором в сумме, возникшей по первоначальному кредитору. Перевод
должником своего долга на др. лицо допускается лишь с согласия кредитора.
Договор перевода долга заключается в письменной форме и подписывается тремя
сторонами. По договору перевода долга кредиторскую задолженность должника
оплачивает новый должник, при этом кредитор должен обязательно дать на это
своё согласие.
При уступке права требования кредитором третьему лицу
дебиторская задолженность списывается кредитором на счет 91 «Прочие доходы и
расходы». На этом же счете выявляется финансовый результат по операции
уступки требования.
Объектом налогообложения у первоначального кредитора
(цедента) является договорная стоимость товаров, работ, услуг (подп. 3 п. 2
ст. 167 НК РФ). У нового кредитора (цессионария) налоговая база определяется
как сумма превышения дохода, полученного при последующей уступке требования
или прекращении соответствующего обязательства, над расходами по приобретению
указанного требования (п. 2 ст. 155 НК РФ).
Пример бухгалтерских записей при ус-гупке требований
приведен ниже.
Пример. Организация А отгрузила готовую продукцию организации Б в
отчетном периоде на 1200 тыс. руб. (включая НДС). Для целей налогообложения
выручка учитывается «по оплате». В отчетном периоде платежи за отгруженную
продукцию не поступили, и организация А в последующем отчетном периоде
уступает дебиторскую задолженность организации В за 1100 тыс. руб.
Бухгалтерские записи у организации А
Отчетный период
1. Отгружена продукция покупателям.
Дебет счета 62 Кредит
счета 90
2. Списана себестоимость
проданной продукции.
Дебет счета 90 Кредит счета 43
3. Списаны расходы по продаже.
Дебет счета 90 Кредит счета 44
4. Отражена сумма НДС по
проданной продукции.
Дебет счета 90 Кредит счета 76
5. Определен финансовый результат от продажи
продукции.
Дебет счета 90 Кредит
счета 99
Последующий отчетный период
6. Уступлено право
требования на проданную продукцию организации В.
Дебет счета 76 (62)1 Кредит счета 91
7. Списана стоимость права требования.
Дебет счета 91 Кредит счета 62 J
8. Начислен НДС по оплаченной
продукции.
Дебет
счета 76 Кредит счета 68
9. Определен финансовый результат по операции уступки требования.
Дебет счета 99 Кредит
счета 91
Бухгалтерские записи у
организации В
1. Приобретено право требования у организации
А.
Дебет счета 58 Кредит счета 76
2. Поступили платежи в
погашение долга от организации Б.
Дебет счета 51 Кредит счета 91
3. Списана стоимость права
требования.
Дебет счета 91 Кредит счета 58
I. Начислен НДС с положительной
разницы между ценой продажи.
Дебет счета 91 Кредит счета 68
Определен финансовый результат
по операции.
Дебет счета 91 Кредит счета 99
|