Банк- это такое
коммерч. учреждение, котор. создается в соотв. с действ. законодат-вом данной
страны, действует на основании лицензии, занимается предприн. деятельностью в
финанс. сфере и функционирует на принципах коммерч. расчета.
В наст. время
существует 2-хуровневая банк. система. 1-ый уровеньцентральный банк, 2-ой
уровень -частные и государственные банковские институты. Банки выполняют 3 вида
операций: активные, пассивные, забалансовые.(спекуляция на РЦБ, расчетно-
технич. операции на ЭВМ, обмен валюты, охрана ценностей и т.д.) Специфические
ф-ции центр. банков: эмиссия денег, аккумуляция и хранение резервов др. банков,
золотовалютных резервов страны, кредитование коммерческих банков, выполнение
расчетных операций для правительства страны, расчеты и переводные операции при
внешнеэкономических связях.Исключит. ф-ция: денежно- кредитное регулир. всего
ден. обращ. страны. Мультипликатор денежн. предложения, банковский
мультипликатор (m): m=1/ r или m=M/ R, где r- обязательная резервная норма в% ,
М- прирост депозитов, R- прирост резервов.
1.12 Рынок товара.
Современные формы торговли. Товарная биржа.
Капитал: промышл., торговый, ссудный.Торговый капитал- это
капитал, который специализировался в сфере обращения. Зтараты в торговле- издержки
обращения(чистые(касса,бухучет) и дополнительные
издержки обращения(транспортировка, упаковка))
Современные формы торговли: поставка товара на свободный рынок, портфель заказов;
оптовая торговля (конкурентные торги, аукционы, ярмарки), розничная
торговля(магазины самообслуживания, магазины- склады, торговля по
каталогам, заказы по почте, торговые автоматы, продажа товаров с доставкой на
дом и т.д.)
Товарная биржа- организованный, регулярно действующий оптовый рынок,
на котором торговля ведется по стандартам и образцам в ценах на основе спроса и
предложения .
По объекту торговли биржи: наличные, срочные. (фьючерсы) С точки зрения
участников сделки биржи: открытые(могут участвовать продавцы и покупатели) и
закрытые(присутствие продавцов и покупателей запрещено).
Рабочие органы биржи: котировальная комиссия, арбитражная комиссия,
регистрационное бюро, информационно- справочный отдел, экспертное бюро,
расчетная палата.Осн. участники: брокеры и маклеры. По организационно-
правовому статусу биржи: публично- правовые(гос. контроль) и частно- правовые
(АОЗТ и АООТ). 2 "золотых правила" функционирования биржи:
некоммерческий характер деят. и бесприбыльное учреждение.Осн. цель биржи-
создание такого механизма купли- продажи, который позволил бы выявить реальную,
текущую рыночную цену на товар в данное время в данном месте. Гл. признак
биржевого товара- стандартизация(массовый, однородный,стандартный). Виды
биржевых операций: торги, торговый процесс, биржевая торговля,биржевая
деятельность. Ф-ции: ценообразование, формирование крупнооптового
сектора торговли, определение кон]юнктуры. Биржевой товар- базовый для
последующих этапов произ-ва готовой прод.
1.13Рынок капитала. Ценные бумаги
и фондовый рынок.
Рынок ценных бумаг представляет собой систему организации сделок
купли-продажи особого товара - инвестиционного капитала путем сбалансирования
спроса и предложения посредством уравновешивающей их цены. Цель
существования которого является привлечение дополнительного инвестиционного
капитала в хозяйственный оборот, включает:
а) первичный рынок,
который выполняет функцию мобилизации финансовых ресурсов посредством выпуска в
обращение новых ценных бумаг;
б) вторичный рынок,
который обеспечивает возможность перепродажи (фондовая биржа и уличный рынок)
Профессиональные
посредники фондового рынка:
a)
инвестиционный консультант
b)
финансовый брокер
(осуществляет сделки от имени клиента)
c)
дилер (работает как
самостоятельный субъект
d)
инвестиционный фонд (
имеют право продавать свои акции только физическим лицам)
e)
инвестиционная компания
(имеет право продавать свои акции только юридическим лицам)
Деятельность
инвестиционных институтов в России подлежит лицензированию. Совершать операции
с ценными бумагами на российском рынке имеют право также коммерческие банки.
Ценная бумага - коммерческие документы, которые
удостоверяют право собственности на активы, закрепляют отношение займа и приносят
владельцу доход.
Виды:
1.
Основные
·
акции: обыкновенные и
привилегированные, именные и на предъявителя.
·
облигации - особенности
облигаций: срочность; фиксированный процент; облигации не дают права
участвовать в управлении предприятием. Виды облигаций: именные и на
предъявителя, процентные, имеющие купоны, общие и целевые, конвертируемые и
неконвертируемые, ипотечные и т.д.
2.
Производные
·
опцион - право
приобретения/продажи ценной бумаги по определенной цене в течение определенного
срока (не обязателен к исполнению).
·
ордер - денежный документ,
в котором зафиксировано право его владельца на покупку акций очередного выпуска
какого-либо эмитента.
·
варрант - дает владельцу
возможность приобретать акции или облигации по льготным ценам.
·
фьючерс - ценная бумага,
особого вида контракт, который заключается на покупку (продажу) каких-либо
ценных бумаг через определенный промежуток времени по заранее оговоренной цене
(обязателен к исполнению).
3.
Кредитные (чеки,
депозитные сертификаты)
Качества цен.
бум.:
·
надежность
·
доходность
·
рост капитала
·
ликвидность
Правила формирования оптимального портфеля ценных бумаг: 1. приобретать цен. бум.
лишь тогда, когда они приносят доход, больший, чем хранение денег в банке;
2. инвестировать в цен. бум. лишь тогда, когда темпы роста дохода от
цен. бум. превышают темпы инфляции;
3.приобретать лишь наиболее доходные цен. бум.
4. диверсификация 5. диверсификация во все новые и новые виды цен. бум.
6. регулярное сбалансироание пакета как в статике, так и в динамике 7.
регулярные ревизии портфеля.
3 фазы жизни цен. бум.: подготовка выпуска, первичное размещение,
вторичный рынок.
3 осн. формы РЦБ: биржа- аукцион, уличный рынок, купля- продажа в ЗАО.
4 вида цен акций: номинальная(в момент рождения АО),балансовая,
ликвидационная,
рыночная:курс акций(КА)=доход в расчете на 1 акцию/ средняя ставка % в
десятичн. дробях.
1.14Финансы. Бюджет. Налоги.
Налоговая система России.
Финансы-
система экономич. отнощений, котор. связана с образованием и распределением
денежных ресурсов. Виды: гос. финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций,
финансы населения. К финансам относят лишь ту часть денежных отношений, которая
характеризует самостоятельное движение денег как особого процесса, кач.
отличного от товарно- денежного обращения. Финансовая система России
включает: гос. бюджетную систему, внебюджетные специальные фонды, гос. кредит,
фонды имущ и личного страх., финансы предпри- тий разл. форм собственности.
Государственный бюджет- роспись денежных доходов и расходов гос-ва, котор.
представляет собой осн. финансовый план гос-ва на текущий год и имеет силу
закона. Организация бюджета предполагает: четкое бюджетное
устройство(организ. принципы и струк-ра построения бюджетной системы) и
продуманный бюджетный процесс(это деятельн. органов власти по составлению,
рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней).
Бюджетная система -
совокупность бюджетов всех уровней, основанных на экономических отношениях и
юридических нормах.
“З-н об основах
бюджетного устройства” от 1991 года
Принципы
построения бюджетной системы:
·
единства (з-нов,
отчетности, классификации)
·
самостоятельность всех
уровней
·
фискального федератизма
(разграничение полномочий м/д фед. властью и субъектами федераций)
·
реальности (правдивость
показателей)
·
гласности - опубликовано
·
полноты
Структура :
·
федеральный бюджет РФ
·
бюджеты субъектов
федерации (89 - республики, края или области, Москвы и С-П., автономных
районов и областей)
·
местные бюджеты(29000 -
районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов)
Все три уровня
бюджетной системы являются самостоятельными и формируются из собственных
источников, имеют
свои направления расходования и ежегодно утверждаются соответствующими
законодательными органами.
Фонд поддержки
регионов. Цель - поддержать слабые регионы за счет сильных ( в РФ 10 регионов-доноров
кормят 79). Субъекты Федерации могут самостоятельно вводить налоги.
Вышестоящие бюджеты
могут оказывать помощь нижестоящим (дотации, субвенции, субсидии).
Источниками
бюджетных доходов являются:
1.
налоговые поступления
2.
поступления от
внешнеэкономической деятельности
3.
поступления от
государственных предприятий и собственности.
4.
для бюджетов субъектов
федерации и местных бюджетов источником доходов так же являются субсидии,
субвенции и казначейские ссуды.
Дифференциация
налоговых поступлений в бюджеты:
·
федеральные (НДС, акцизы,
налог на операции с ценными бумагами, налог на прибыль предприятий, подоходный
налог с физических лиц, таможенный тариф, транспортный налог, и т.п.);
·
субъектов федерации (налог
на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, сбор на нужды
образовательной системы, сбор за регистрацию предприятий);
·
местные (налог на
имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, на содержание
жилищного фонда).
Бюджетное
регулирование представляет собой перераспределение отдельных ставок налоговых
платежей между бюджетами (налог на прибыль - 13% в федеральный бюджет, до 25% в
региональный; НДС - 80% от суммы в федеральный бюджет, 20% в территориальный).
Секвестр - это пропорциональное снижение
государственных расходов по всем статьям, кроме защищенных (здравоохранение,
социальные нужды, зарплата).
Доходы бюджета РФ:
1)
НДС
2)
акцизы
3)
доходы от ВЭД
4)
доходы от приватизации
5)
прочие: налоги, пошлины,
сборы и т.п.
Расходная часть гос. бюджета подразделяется: 1). финансирование нар. хоз-ва 2).
финансирование социально- культурных мероприятий 3). финансирование науки 4).
финансирование обороны 5). содержание правоохранительных органов и органов
власти 6). расходы по ВЭД 7).создание резервных фондов 8). расходы по
обслуживанию гос. долга
9). прочие расходы и выплаты.
Бюджетный дефицит - превышение расходов государства над его
доходами. Покрывается гос. внутренними (выпуск ценных бумаг, займы у
внебюджетных фондов банков) и внешними займами. Также используется практика
снижения гос. расходов, путем урезания расходных статей (кроме защищенных).
В эк. теории
различают несколько подходов к проблеме бюджетного дефицита:
а) бюджет должен быть
ежегодно сбалансированным;
б) бюджет
финансируется в ходе экономического цикла, а не ежегодно;
в) целью гос.
финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета.
Предполагается
коренная реформа бюджетного финансирования:
1)
окупаемость, возвратность
и платность бюджетных вложений, а также использование бюджетных средств в
кредитной форме.
2)
финансирование за счет
бюджета целевым методом под определенные программы
3)
прекращения или частичного
сокращения прямого бюджетного финансирования ряда непроизводственных программ
(жилье);
4)
снижения бюджетных
расходов, связанных с функционированием предприятий социально-культурного
назначения, должна вырасти база налогообложения.
Субъекты фин. контроля: Федеральное собрание, Счетная палата, Казначейство,
Министерство Финансов. Недостатки системы налогообложения России:
большое кол- во налогов, сложность их подсчета, пост. изменения и дополнения,
высокий уровень налогообложения.
Кривая Лаффера: по оси X- процентная ставка налогов, поY- налоговые
поступления
(вид отрицательной параболы).
Налоговая система.
Сущность и структура.
Принципы
построения НС.
1.
Справедливость
налогооблажения.
2.
Налог д.б. точно
определен и известен.
3.
Время и место д.б. max
удобны для плательщика.
4.
Экономия издержек
гос-ва на сборы.
5.
Однократность.
6.
Стабильность и
подвижность
7.
Хоз. независимость
налогоплатедьщика.
8.
Оптимальность
налоговых изъятий.
Условия
налогооблажения:
1.
Порядок установления и
ввода в действие налогов.
2.
Виды налогов.
3.
Порядок распределения
налогов
4.
Права и обязанности
налогоплательщиков.
5.
Формы и методы
налогового контроля.
6.
Отв-ть участников
налоговых отношений.
7.
Способы защиты прав
налогоплательщиков.
Экономич. хар-ки
налог. системы:
1.
Налоговое бремя (Сумма
налогов / ВВП = 45% РФ)
2.
Соотношение доходов от
внешней и внутренней
3.
торговли.
4.
Прямые и косвенные
налоги.
Различаются налоги на
доходы и имущество (прямые) и на товары и услуги (косвенные).
Элементы налога:
1). субъект налога -
налогоплательщик;
2). носитель налога;
3). объект налога
(налоговая база);
4). источник налога;
5). ставка налога,
бывают: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.
Принципы
налогообложения:
1). уровень налога
должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика;
2). налог и условия
его уплаты должны быть точно определены и максимально удобны для
налогоплательщика;
3). обязательность
уплаты налогов, наличие контроля и санкций;
4). налоговая система
должна быть гибкой и легко адаптироваться к изменениям ситуации.
Функции налогов:
1). фискальная -
обеспечение государственных расходов;
2). поддержание
национальной стабильности через перераспределение национального дохода
(социальная функция);
3). государственное
регулирование экономики - регулирующая.
Существует ряд
налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога, изъятие из обложения
определенных элементов объекта налога (НИОКР и т.д.), освобождение от уплаты
налогов, понижение налоговых ставок, налоговый кредит.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|