1.3. Значение правил
(стандартов)
Для
качественного и успешного проведения аудиторских проверок, а также оказания
других аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской
практике единых правил (стандартов) аудита.
Правила
(стандарты) аудита - это общие руководящие нормы и правила для помощи аудиторам
в выполнении их обязанностей по проведению проверок и регламентирующие основные
принципы и особенности аудиторской деятельности. В частности, аудиторские
правила (стандарты) формируют единые основополагающие требования, определяющие
нормы и правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие
определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их
соблюдении.
На
основании аудиторских правил 9стандартов) регулируют качество профессиональной
деятельности аудиторов. С их помощью формируют программы полготовки и единые
требования аттестации аудиторов.
Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде
качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.
Стандарты
определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов
аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны
следовать все представители этой профессии.
К
общепринятым правилам (стандартам), в зависимости от изменения экономических
условий, выпускаются дополнения, подлежащие выполнению аудиторами. Аудитор,
допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан
обосновать причину этого отступления.
Кроме
общепринятых правил (стандартов) аудиторы руководствуются и другими, в том
числе аттестационными и стандартами прогнозов и планов, а также этическим
кодексом аудитора.
Следует
иметь ввиду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности
аудитора в целом, но не конкретные действия, приемы, способы, процедуры,
применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и
рациональность которых аудитором должна быть обоснована.значение правил
(стандартов) состоит в том, что они:
-
обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
-
содействуют внедрению в аудиторскую практику научных достижений;
-
помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
-
устраняют контроль со стороны государства;
-
помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;
-
обеспечивают связь между отдельными элементами аудиторского процесса;
-
заставляют аудиторов постоянно повышать уровень своих знаний и квалификации;
-
обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций;
-
рационализируют и облегчают аудиторскую работу.
Вместе с
тем правила (стандарты) аудита не являются подробными правилами и нормативами,
охватывающими всю аудиторскую работу. В них содержатся ясные и краткие
обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и
правила, которые подтвердили свою целесообразность и обоснованность в ходе
аудиторской деятельности, подкреплены опытом практической работы огромного числа
аудиторов в разных странах мира. Эти стандарты в дальнейшем получили
международное признание.
Аудиторские правила (стандарты) и нормы могут использоваться юридическими
инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и
результатов работы аудитора.
Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из четырех
взаимосвязанных последовательных частей: 1) основные постулаты – это
закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие общую
основу стандартов аудиторской деятельности. Они служат аудиторам в качестве
схемы формирования мнений и составления отчетов – в частности, в случаях, когда
конкретные стандарты неприменимы; 2) общие стандарты – это определенные
качества и степень квалификации, которым должен обладать аудитор, чтобы
эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним
(подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее
внимание при проведении аудита); 3) рабочие стандарты – правила, которыми
руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и
контроль, сбор достоверных сведений и соответствующее изучение и оценка системы
внутреннего контроля); 4) стандарты отчетности и аудиторского заключения –
правила, касающиеся формы, содержания, размещения и передачи материалов по
результатам аудиторской проверки. В заключении должно быть указано,
соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.
Создание
правил (стандартов) аудита стало объективной необходимостью в Российской
Федерации с учетом ее экономических и политических условий, национальных и иных
особенностей, а также международного опыта. Поэтому за последние годы в этом
направлении идет активная работа и уже создан основной пакет отечественных
правил (стандартов) аудита.
1.4. Состав бухгалтерской отчётности
и её публичность. Пользователи бухгалтерской отчётности
Одним из важных направлений
реформирования российской экономики является реформирование отечественного бухгалтерского
учета. Было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об
утверждении программ формирования бухгалтерского учета в соответствии с
международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 года (37).
Аудит предполагает
подтверждение правильности данных финансовой отчетности. Однако этого
недостаточно, ибо пользователей финансовой отчетности волнует не столько,
обманывают их или нет, а если все-таки обманывают, то как существенно, сколько
возможность оценить эффективность работы предприятия. Последнее время
становится все очевиднее значение именно второй задачи аудита, ибо первая есть
только ее частный случай. С экономической точки зрения все обманы, утайки,
хищения и тому подобные факты только уменьшают эффективность деятельности
фирмы.
Аудит проводится не сам по
себе, не для того, чтобы убедиться в умении аудитора делать свою работу, а для
пользователей, а они люди разные и цели и интересы у них неодинаковые. Прежде
всего, это акционеры, учредители, вкладчики, собственники экономических
субъектов, которые сами, как правило, непосредственно не участвуют в
хозяйственной деятельности своих фирм. Их интересуют, насколько эффективно
работают сотрудники предприятий, не допускают ли они злоупотреблений. В более
общем, но и более важном смысле их волнует одно: правильно ли они поступили,
вложив свои капиталы в эту фирму. Если возникают сомнения, а они возникают
всегда и у всех, нужно ответить себе на один вопрос: надо ли изымать капитал из
фирмы или нет?
Несколько другую группу
составляют третьи лица – кредиторы. Их интересует лишь одно: погасит ли клиент
предоставленный ему кредит и причитающиеся по нему проценты.
Наконец, аудит может быть
проведен по инициативе правоохранительных органов. Но в этом случае перед
аудитором стоит только одна задача: установить правильно или неправильно данные
финансовой отчетности отражают реальное положение дел, а если неправильно, то
может возникнуть необходимость в выявлении механизмов допущенных нарушений.
Результатом деятельности
аудитора является отчет, в котором отражаются выявленные проверкой недостатки в
работе и нарушения хозяйственной и финансовой дисциплины, даются заключения по
отчетам и балансам. Отчет подписывается аудитором, руководителем и главным
бухгалтером аудируемого предприятия. Результаты проверки носят конфиденциальный
характер и не должны разглашаться.
Аудитор, удостоверяя отчет
предприятия, несет определенную, часто весьма значительную моральную и
материальную ответственность, так как своей подписью под документами он
разделяет финансовую ответственность с руководителями проверяемых организаций
перед государством и третьими лицами, то есть подпись аудитора может ввести в
заблуждение заинтересованные лица. Для исследуемой фирмы мнение аудитора,
подтверждающего правильность финансового отчета, позволяет склонить другие
заинтересованные стороны к совместной деятельности, улучшить финансовое
обеспечение, усилить контроль за работниками фирмы.
Для владельца важно не
только знать самому, но и показать это государству, а также убедить в этом
третьи лица, с которыми предприятие вступает в отношения и от которых зависит
его дальнейшее благополучие, что финансовое состояние предприятия
удовлетворительно и соответствует данным отчета. Поскольку в рыночной экономике
объективно существует несовпадение интересов администрации предприятия и
пользователей информации о его финансовом состоянии, такое доказательство может
быть предоставлено только авторитетным и независимым экспертом – аудитором.
Бухгалтерская отчетность
- единая система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение
экономического субъекта и результаты его хозяйственной деятельности,
составляемая на основе данных бухгалтерского учета по результатам отчетного
периода и по состоянию на отчетную дату по установленным формам. Бухгалтерская
отчетность по срокам представления может быть квартальной и годовой.
Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных
организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных
подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих
кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг),
состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных
нормативными актами;
г) аудиторского заключения,
подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в
соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Публичность бухгалтерской
отчетности предусмотрена статьей 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете»
от 21.11.1996 года №129 –ФЗ.
Акционерные общества
открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации,
биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных , общественных
и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую
отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Приказом Министерства
Финансов Российской Федерации от 21.02.1997 года №17 утверждены особенности
публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами.
Приказом Министерства
Финансов Российской Федерации от 28.11.1996 года № 101 утвержден Порядок
публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами.
Пенсионный фонд
Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и их
представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных
федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную
бухгалтерскую отчетность.
Публичность бухгалтерской
отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных
пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр,
буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее
передаче территориальным органам государственной статистики по месту
регистрации организации для предоставления заинтересованным
пользователям.
2.
МЕТОДОЛОГИЯ
СТАНДАРТОВ АУДИТА
2.1 Нормативные и
законодательные основы аудиторской деятельности в Российской Федерации
Организация и методика
аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, сложившегося в
мировой практике. Отсутствие четкого правового регулирования аудиторской
деятельности отождествляет ее в общественном создании с ведомственными видами
контроля финансово –хозяйственной деятельности, усложняет становление рыночных
отношений в стране. Поэтому в законодательном порядке должны быть определены
принципиальные границы государственного регулирования и саморегулирования
аудиторской деятельности. Естественно, государственное регулирование будет
осуществляться федеральными органами исполнительной власти, обладающими сетью
региональных отделений и рабочим аппаратом. Учет мнения профессионалов в
процессе осуществления мер государственного регулирования может обеспечиваться
экспертным советом на федеральном уровне, обладающим правом «вето» на решение
федерального органа. В соответствии с принятой концепцией нормативного
регулирования аудита в России должна быть построена трехуровневая система его
регламентации.
Верхним уровнем станет
закон «Об аудиторской деятельности» относится к основным законодательным актам,
регламентирующим хозяйственное право в России. Это будет закон прямого
действия, определяющий, в частности, место аудита в финансово – хозяйственной
деятельности как ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно
важно, так как исторически государственный контроль превалировал в стране над
другими видами контроля.
Второй уровень системы
нормативного регулирования представлен правилами (стандартами) аудиторской
деятельности:
- федеральные –
обязательные для всех участников аудиторской деятельности;
- стандарты, принятые
саморегулируемыми аудиторскими объединениями и являющиеся обязательными для их
членов. Они не могут понижать требования федеральных правил (стандартов).
Основное назначение
документов этого уровня состоит в установлении норм аудита, однозначно
интерпретируемых всеми субъектами финансово – хозяйственной деятельности и
прежде всего арбитражем.
Все аспекты аудиторской
деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их
услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать
взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых и других служб,
проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в
арбитражном процессе.
Работа по созданию проекта
закона «Об аудиторской деятельности» фактически завершена. В настоящее время
над проектом данного закона идет работа в российском парламенте, и принятия
закона Государственной думой с нетерпением ожидают все представители аудиторов.
В последние два года идет также интенсивная разработка и принятие правил
(стандартов) аудиторской деятельности.
Разработка аудиторских
правил (стандартов) осуществляется под руководством Комиссии по аудиторской
деятельности при Президенте Российской Федерации. Комиссией совместно с
центрально – лицензионными аудиторскими комиссиями (ЦАЛАК) Министерства
финансов и Центрального банка Российской Федерации созданы рабочие группы по
подготовке проектов правил (стандартов) аудиторской деятельности. В группы
вошли крупные российские ученые в области бухгалтерского учета и аудита, а
также практикующие аудиторы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|