рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Стандарты и нормы аудита


 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1.3. Значение правил (стандартов)

 

       Для качественного и успешного проведения аудиторских проверок, а также оказания других аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

        Правила (стандарты) аудита - это общие руководящие нормы и правила для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности. В частности, аудиторские правила (стандарты) формируют единые основополагающие  требования, определяющие нормы и правила по отношению к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

       На основании аудиторских правил 9стандартов) регулируют качество профессиональной деятельности аудиторов. С их помощью формируют программы полготовки и единые требования аттестации аудиторов.

         Аудиторские правила (стандарты) являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

         Стандарты  определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии.

          К общепринятым правилам (стандартам),  в зависимости от изменения экономических условий, выпускаются дополнения, подлежащие выполнению аудиторами. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от комментариев к стандартам, обязан обосновать причину этого отступления.

      Кроме общепринятых правил (стандартов) аудиторы руководствуются и другими, в том числе аттестационными и стандартами прогнозов и планов, а также этическим кодексом аудитора.

       Следует иметь ввиду, что аудиторские стандарты определяют правильность деятельности аудитора в целом, но не конкретные  действия, приемы, способы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и рациональность которых аудитором должна быть обоснована.значение правил (стандартов) состоит в том, что они:

        - обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

        - содействуют внедрению в аудиторскую практику научных достижений;

        - помогают пользователям  понять процесс аудиторской проверки;

        -  устраняют контроль со стороны государства;

        - помогают аудиторам вести переговоры с клиентом;

         - обеспечивают связь между отдельными элементами аудиторского процесса;

        - заставляют аудиторов постоянно повышать уровень своих знаний и квалификации;

        - обеспечивают сравнимость качества работы отдельных аудиторских организаций;

        - рационализируют и облегчают аудиторскую работу.  

        Вместе с тем правила (стандарты) аудита не являются подробными правилами и нормативами, охватывающими всю аудиторскую работу. В них содержатся ясные и краткие обобщения принципов аудита, а также те сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и обоснованность в ходе аудиторской деятельности, подкреплены опытом практической работы огромного числа аудиторов в разных странах мира. Эти стандарты в дальнейшем получили международное признание.

       Аудиторские правила (стандарты) и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и результатов работы аудитора.

      Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из четырех взаимосвязанных последовательных частей: 1) основные постулаты – это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие общую основу стандартов аудиторской деятельности. Они служат аудиторам в качестве схемы формирования мнений и составления отчетов – в частности, в случаях, когда конкретные стандарты неприменимы; 2) общие стандарты – это определенные качества и степень квалификации, которым должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи, стоящие перед ним (подготовленность, компетентность, независимость, объективность, надлежащее внимание при проведении аудита); 3) рабочие стандарты – правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующее изучение и оценка системы внутреннего контроля); 4) стандарты отчетности и аудиторского заключения – правила, касающиеся формы, содержания,    размещения и передачи материалов по результатам аудиторской проверки. В заключении должно быть указано, соответствует ли  финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

        Создание правил (стандартов) аудита стало объективной необходимостью в Российской Федерации с учетом ее экономических и политических условий, национальных и иных особенностей, а также международного опыта. Поэтому за последние годы в этом направлении идет активная работа и уже создан основной пакет отечественных правил (стандартов) аудита.        

1.4. Состав бухгалтерской отчётности и её публичность. Пользователи бухгалтерской отчётности


            Одним из важных направлений реформирования российской экономики является реформирование отечественного бухгалтерского учета. Было принято Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении программ формирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 года (37). 

          Аудит предполагает подтверждение правильности данных финансовой отчетности. Однако этого недостаточно, ибо пользователей финансовой отчетности волнует не столько, обманывают их или нет, а если все-таки обманывают, то как существенно, сколько возможность оценить эффективность работы предприятия. Последнее время становится все очевиднее значение именно второй задачи аудита, ибо первая есть только ее частный случай. С экономической точки зрения все обманы, утайки, хищения и   тому подобные факты только уменьшают эффективность деятельности фирмы.

           Аудит проводится не сам по себе, не для того, чтобы убедиться в умении аудитора делать свою работу, а для пользователей, а они люди разные и цели и интересы у них неодинаковые. Прежде всего, это акционеры, учредители, вкладчики, собственники экономических субъектов, которые сами, как правило, непосредственно не участвуют в хозяйственной деятельности своих фирм. Их интересуют, насколько эффективно работают сотрудники предприятий, не допускают ли они злоупотреблений. В более общем, но и более важном смысле их волнует одно: правильно ли они поступили, вложив свои капиталы в эту фирму. Если возникают сомнения, а они возникают всегда и у всех, нужно ответить себе на один вопрос: надо ли изымать капитал из фирмы или нет?

             Несколько другую группу составляют третьи лица – кредиторы. Их интересует лишь одно: погасит ли клиент предоставленный ему кредит и причитающиеся по нему проценты.

           Наконец, аудит может быть проведен по инициативе правоохранительных органов. Но в этом случае перед аудитором стоит только одна задача: установить правильно или неправильно данные финансовой отчетности отражают реальное положение дел, а если неправильно, то может возникнуть необходимость в выявлении механизмов допущенных нарушений.

          Результатом деятельности аудитора является отчет, в котором отражаются выявленные проверкой недостатки в работе и нарушения хозяйственной и финансовой дисциплины, даются заключения по отчетам и балансам. Отчет подписывается аудитором, руководителем и главным бухгалтером аудируемого предприятия. Результаты проверки носят конфиденциальный характер и не должны разглашаться.

           Аудитор, удостоверяя отчет предприятия, несет определенную, часто весьма значительную моральную и материальную ответственность, так как своей подписью под документами он разделяет финансовую ответственность с руководителями  проверяемых организаций перед государством и третьими лицами, то есть подпись аудитора может ввести в заблуждение заинтересованные лица. Для исследуемой фирмы мнение аудитора, подтверждающего правильность финансового отчета, позволяет склонить другие заинтересованные стороны к совместной деятельности, улучшить финансовое обеспечение, усилить контроль за работниками фирмы.

            Для владельца важно не только знать самому, но и показать это государству, а также убедить в этом третьи лица, с которыми предприятие вступает в отношения и от которых зависит его дальнейшее благополучие, что финансовое состояние предприятия удовлетворительно и соответствует данным отчета. Поскольку в рыночной экономике объективно существует несовпадение интересов администрации предприятия и пользователей информации о его финансовом состоянии, такое доказательство может быть предоставлено только авторитетным и независимым экспертом – аудитором. 

           Бухгалтерская отчетность  - единая система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение экономического субъекта и результаты его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по результатам отчетного периода и по состоянию на отчетную дату по установленным формам. Бухгалтерская отчетность по срокам представления может быть квартальной и годовой. Бухгалтерская отчетность организаций,  за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

д) пояснительной записки.

            Публичность бухгалтерской отчетности предусмотрена статьей 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 года №129 –ФЗ.

             Акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных , общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

             Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 21.02.1997 года №17 утверждены особенности публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами.

             Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 28.11.1996 года № 101 утвержден Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности  открытыми акционерными обществами.

            Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в случаях,   установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.

            Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.       









2.     МЕТОДОЛОГИЯ СТАНДАРТОВ АУДИТА


 

2.1  Нормативные и законодательные основы аудиторской деятельности в Российской Федерации

 

           Организация и методика аудиторской деятельности в России  формируется на основе опыта, сложившегося в мировой практике. Отсутствие четкого правового регулирования аудиторской деятельности отождествляет ее в общественном создании с ведомственными видами контроля финансово –хозяйственной деятельности, усложняет становление рыночных отношений в стране. Поэтому в законодательном порядке должны быть определены принципиальные границы государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности. Естественно, государственное регулирование будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, обладающими сетью региональных отделений и рабочим аппаратом. Учет мнения профессионалов в процессе осуществления мер государственного регулирования может обеспечиваться экспертным советом на федеральном уровне, обладающим правом «вето» на решение федерального органа. В соответствии с принятой концепцией нормативного регулирования аудита в России должна быть построена трехуровневая система его регламентации.

           Верхним уровнем станет закон «Об аудиторской деятельности» относится к основным законодательным актам, регламентирующим хозяйственное право в России. Это будет закон прямого действия, определяющий, в частности, место аудита в финансово – хозяйственной деятельности как ее необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, так как исторически государственный контроль превалировал в стране над другими видами контроля.

            Второй уровень системы нормативного регулирования представлен правилами (стандартами) аудиторской деятельности:

             - федеральные – обязательные для всех участников аудиторской деятельности;

             - стандарты, принятые саморегулируемыми аудиторскими объединениями и являющиеся обязательными для их членов. Они не могут понижать требования федеральных правил (стандартов).

            Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово – хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражем.

            Все аспекты аудиторской деятельности,   права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых и других служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе.

         Работа по созданию проекта закона «Об аудиторской деятельности» фактически завершена. В настоящее время над проектом данного закона идет работа в российском парламенте, и принятия закона Государственной думой с нетерпением ожидают все представители аудиторов. В последние два года идет также интенсивная разработка и принятие правил (стандартов) аудиторской деятельности.

          Разработка аудиторских правил  (стандартов) осуществляется под  руководством Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Комиссией совместно с центрально – лицензионными аудиторскими комиссиями (ЦАЛАК) Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации созданы рабочие группы по подготовке проектов правил (стандартов) аудиторской деятельности. В группы вошли крупные российские ученые в области бухгалтерского учета и аудита, а также практикующие аудиторы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.