рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Стандарты и нормы аудита

        Перечень необходимых правил (стандартов) аудиторской деятельности в России определен в соответствии с рекомендациями Международного комитета аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров. Предусмотрено к разработке более тридцати стандартов, которые будут подразделяться на три группы:

            - общие правила (стандарты);

            - правила (стандарты) проведения аудиторской проверки;

            - правила (стандарты) составления отчета.

            Принята примерная структура всех стандартов. Она включает разделы: общие положения; основные понятия; сущность стандарта; практические   приложения.

              Из планируемых к разработке стандартов уже разработаны и одобрены Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской  Федерации тридцать шесть правил (стандартов) аудиторской деятельности, которые рекомендуется использовать в аудиторской деятельности, так как это позволит повысить качество аудиторских проверок.

           Эти правила (стандарты) содержат основные принципы проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимые масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество результатов аудиторской проверки.

            Приведем перечень разработанных и принятых к настоящему времени российских правил (стандартов), используемых аудиторами при аудировании деятельности коммерческих организаций: 

1.     Письмо – обязательство аудиторской организации о согласии на проведении аудита.

2.     Планирование аудита.

3.     Аудиторские доказательства.

4.     Использование работы эксперта.

5.     Аудиторская выборка.

6.     Документирование аудита.

7.     Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности.

8.     Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита.

9.     Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и предоставления бухгалтерской отчетности.

10.  Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

11. Порядок составления аудиторского заключения.

12. Аналитические процедуры.

13. Существенность и аудиторский риск.

14. Образование аудитора.

15. Внутрифирменный контроль качества аудита.

16. Разъяснения, представляемые руководством проверяемого экономического субъекта.

17. Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита.

18. Применимость допущения непрерывности деятельности.

19. Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности.

20. Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита.

21. Общение с руководством  экономического субъекта.

22.  Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним.

23. Понимание деятельности экономического субъекта.

24. Изучение и использование работы внутреннего аудита.

25. Использование работы другой аудиторской организации.

26. Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности.

27. Аудит в условиях компьютерной обработки данных.

28. Аудит оценочных знаний в бухгалтерском учете.

29. Проверка прогнозной финансовой информации.

30. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность.

31. Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов.

32. Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям.

33. Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг.

34.  Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторской организации.   

            Документы третьего уровня (внутрифирменные стандарты), регулирующие аудиторскую деятельность, носят вспомогательный характер, и основная их цель – помощь в технической реализации требований правил (стандартов), в разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности. Эти документы разрабатываются  каждой аудиторской организацией самостоятельно и призваны обеспечить единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской организации.   

              К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся следующие: 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Указ Президента Российской Федерации №2263 от 22 декабря 1993 года «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации».

3. Федеральный закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности» №158 от 25 сентября 1998года.

4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129 от 21 ноября 1996 года.

5. Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.  (Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации № 54-РП от 4 февраля 1994 года)

6. Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности  при Президенте Российской Федерации. (Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1996 года).

7.Постановление Правительства Российской Федерации № 482 от 6 мая 1994 года «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».

8. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской. (Утверждено Постановлением Правительства  Российской Федерации № 482 от 6 мая 1994 года).

9. Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации. (Утверждено Постановлением Правительства  Российской Федерации № 472 от 27 апреля 1999 года).

10. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности. ( Утверждено Центральной аттестационно - лицензионной аудиторской  комиссией Министерства финансов России 5 июня 19994 года).

11. Приказ Центрального банка Российской Федерации № 02-102 от 15 июня 1994 года «О создании Центральной аттестационно – лицензионной аудиторской комиссии центрального банка Российской Федерации».

12. «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке». (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 1355 от 7 декабря 1994 года).

13. Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

14. Постановление Правительства Российской Федерации № 15 от 5 января 1995 года «О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».

15. Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков.  (Утверждено Приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 69-н от 27 октября 1999 года).  

             Из приведенного перечня нормативных документов видно, что в них сосредоточены положения как по организации аудиторской деятельности в России, так и по проведению аттестации и повышению квалификации аудиторов и лицензирование фирм, занимающихся аудитом.

             Предпринимались в нашей стране и попытки принять Закон об аудите. Первая из таких попыток сопровождалась противостоянием двух проектов – от Государственной Думы российской Федерации и от Администрации Президента Российской Федерации. В результате такого противостояния закон не был принят, но были изданы «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации», которые являются базовым нормативным документом в настоящее время. В развитие этого документа в последующие годы было принято несколько постановлений, регламентирующих различные аспекты аудиторской деятельности в России.

            Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации определяют правовые основы осуществления аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Определена сфера аудита – проверка деятельности Экономических субъектов, а также его цели.

            Временные правила определяют в качестве цели аудиторской деятельности  (аудита) установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

            Помимо добровольной (инициативной) проверки Временные правила вводят понятие проверки обязательной.

            В соответствии с этими правилами аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица – аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы.

             Временными правилами определены виды работ, входящие в состав аудиторской деятельности; права и обязанности аудиторских фирм  и их взаимодействие с заказчиками; правила оформления результатов  аудиторской проверки, отчета и аудиторского заключения.

           Временные правила определяют процедуру аттестации на право быть специалистом – аудитором и процедуру лицензирования – на право аудиторской деятельности. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства.

             Для повышения ответственности аудиторов Временными правилами определяются различные меры взыскания в отношении тех из, них кто проявит недобросовестность. Так, если будет обнаружено, что аудиторская проверка проведена неквалифицированно, с аудиторской фирмы могут быть взысканы убытки, которые по вине аудитора понесло государство или экономический субъект, расходы на проведение перепроверки и солидный штраф(13,п.15). При неоднократном неквалифицированном проведении аудита нарушители могут быть лишены лицензии на право осуществления аудиторской деятельности. К сожалению, надежная система внешнего контроля качества работы аудиторов в России находится в стадии становления, а ее развитие во многом сдерживается отсутствием необходимой законодательной базы. На Западе почти все крупные экономические скандалы или банкротства сопровождаются многомиллионными исками к аудиторским фирмам, своевременно не заметившим финансовых нарушений, а у нас после банковского кризиса в августе 1998 года ни одна из аудиторских фирм, «проштамповавших» отчетность банков, оказавшихся проблемными, не понесла наказания.      

           Временные правила сыграли положительную роль в становлении аудита и позволили определить все основные положения, которые должны быть отражены в законе об аудите. Создание и введение закона об аудите – насущная задача настоящего периода.

           Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

          В мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая концепция получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, в которых аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

           Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

           В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления.  Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

          Эта система включает пять основных уровней:

          Первый уровень включает закон об аудите (аудиторской деятельности).

           К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся:                      

            -  Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.  (Утверждено Распоряжением Президента Российской Федерации № 54-РП от 4 февраля 1994 года)

            -  Положение о Консультативном совете при Комиссии по аудиторской деятельности  при Президенте Российской Федерации. (Утверждено решением Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации от 1 июня 1996 года).

            -   Постановление Правительства Российской Федерации № 482 от 6 мая 1994 года «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».

            -  Постановление Правительства Российской Федерации № 15 от 5 января 1995 года «О сроках проведения мероприятий по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации».

            Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами (правилами).

            Четвертый уровень – это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и другого.

            Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации на базе правил (стандартов) и практики аудита. 






















             2.2 Концепции и постулаты аудита.

        Основные принципы регулирующие аудит.

 

            Теоретической основой аудита, как вида практической деятельности, является система его взаимосвязанных методологических аспектов (компонентов): концепций, постулатов, стандартов. 

            Общую схему теории практического аудита финансовой отчетности можно представить следующим образом:

КОНЦЕПЦИИ     ------  ПОСТУЛАТЫ    --------  СТАНДАРТЫ

             Теория аудита реализуется через множество направлений  практического применения ее взаимосвязанных элементов (компонентов). Однако практическое применение указанных компонентов теории аудита не означает осуществления конкретных процедур, то есть конкретных действий аудиторов с целью получения аудиторских доказательств.

           Концепции определяют направления теории, так как являются основой аудиторских стандартов. Другими словами, аудиторские стандарты содержат положения о честности, профессиональной квалификации аудиторов  и другие концептуальные положения.

          Так, в основе общих аудиторских стандартов лежат концепции аудиторской теории: этика поведения; независимость; профессионализм. В основе же рабочих стандартов лежат концепции профессионализма и доказательности, а в основе стандартов отчетности – точности представления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.