рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Стандарты и нормы аудита

        В настоящее время рабочие стандарты разделены на семь тематических подгрупп, что представляется наиболее логичным. 

            Международные стандарты по аудиту действуют при любом проведении независимого  аудита и по мере необходимости могут также применяться аудиторами при выполнении ими сопутствующей деятельности. Однако эти стандарты не превалируют над местными установлениями в той или иной стране, регламентирующими аудит и оказание иных сопутствующих услуг в области финансовой информации.

            В  Австралии, Бразилии, Индии и Голландии международные стандарты используются в качестве базы для разработки собственных стандартов, а в странах, в которых решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка), международные стандарты могут полностью использоваться в качестве национальных.

           В наиболее развитых странах, имеющих свои национальные стандарты аудита (Канаде, Великобритании, Ирландии, США), международные стандарты просто принимаются  к сведению профессиональными организациями.

            Международный комитет по аудиторской практике от имени Совета Международной федерации бухгалтеров издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов  проведения аудита и стандартов по оказанию сопутствующих услуг.  

           Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики и так далее.                         Национальные стандарты аудита в Российской Федерации создавались на основе международных аудиторских стандартов с учетом специфики периода                    перехода страны к рыночной экономике.

          В Российской Федерации подготовку и принятие аудиторских стандартов осуществляет Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте Российской федерации. Комиссия совместно с Центральной аттестационно – лицензионной комиссией Министерства финансов России и Банка России создала  рабочие группы по подготовке проектов правил (стандартов) аудиторской деятельности.  В эти группы вошли более сорока представителей Банка России, НИФИ Министерства финансов России, общественных объединений аудиторов, ведущих аудиторских организаций и высших учебных заведений. Разработка национальных стандартов ведется с учетом положений международных аудиторских стандартов.

             Всего предусматривается разработать 30 стандартов аудита, которые будут подразделяться на три основные группы:

1)     общие правила (стандарты);

2)     правила (стандарты) аудиторской проверки;

3)     правила (стандарты) составления отчета.

Общие правила (стандарты), представляют собой свод

профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости его точки зрения по всем вопросам, касающимся выполняемой работы. В правилах (стандартах) аудиторской проверки содержатся положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, получения доказательных материалов и других необходимых процедур, связанных с аудитом финансовой отчетности.  Правила (стандарты) составления отчета раскрывают требования к форме и порядку составления отчета аудиторской организации (аудитора, работающего самостоятельно).

            В течении 1996 года нормативная база аудита, основу которой составляют Временные правила аудиторской деятельности, пополнилась первыми одиннадцатью правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности (21).  В 1998 году одобрено еще пять правил (стандартов) (35).

             Эти правила (стандарты) обязательны для применения при аудите, требующем официального аудиторского заключения. В качестве рекомендаций положения стандартов могут применяться при инициативном аудите и оказании иных аудиторских услуг.

             Структура построения стандартов едина:

                -общие положения (формулируется цель разработки стандарта, определяются объект стандартизации, сфера применения стандарта и его взаимосвязь с другими стандартами);

             - изложение положений стандарта;

             - практические приложения.

            Существенную помощь для понимания и внедрения стандартов на практике оказывает также Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

              Рассмотрим содержание уже одобренных российских аудиторских правил (стандартов).         

             Планирование аудита.

В правиле (стандарте) «Планирование аудита»  предусмотрено, что начальной стадией аудита является планирование аудиторской проверки.                                                          

            При планировании наряду с соблюдением общих принципов  аудита должны соблюдаться и частные его принципы, к которым относятся: комплексность, непрерывность и оптимальность планирования.                                                                           

            Процесс планирования подразделяется на этапы.

            Первый этап – предварительное планирование.

            Второй этап – разработка общего плана и программы аудита.

            Программа аудита определяет объем, виды и последовательность аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного  и обоснованного  мнения о бухгалтерской отчетности организации. Она служит детальной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно средством контроля качества для руководителей аудиторской проверки.

             Правильно спланированный аудит является залогом рациональной организации процесса аудита и уменьшения риска необнаружения существенных  ошибок в финансовой отчетности экономического субъекта. Как используется этот стандарт в практической деятельности аудитора рассматривает третья часть дипломного проекта.

           Письмо – обязательство аудиторской  организации о согласии на           проведение аудита.

             В правиле (стандарте) «Письмо – обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита» определены условия и порядок подготовки письма о согласии на проведение аудита.

             Письмо – обязательство, направляемое аудитором исполнительному органу потенциального клиента до заключения договора, является официальным согласием аудиторской организации на проведение аудита финансовой отчетности экономического субъекта. Оно должно обеспечить однозначное толкование сторонами условий предстоящего договора, определения взаимных прав, обязательств и ответственности аудиторской организации и экономического субъекта.

             В стандарте даны обязательные указания, касающиеся условий аудиторской проверки, обязательств аудиторской организации и экономического субъекта, а также указано, какие дополнительные сведения должны включаться в письмо – обязательство.

             Установлено, что для разовых соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом письмо – обязательство является офертой, то есть официальным предложением к сделке, предусмотренным нормами Гражданского  кодекса Российской Федерации.

             Аудиторские доказательства.

             Правило (стандарт) «Аудиторские доказательства» определяет содержание и виды аудиторских доказательств, а также источники и методы их получения.  

            Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешними и смешанными.  Их  получают по результатам таких аудиторских процедур, как:

            - детальная проверка правильности отражения  в бухгалтерском  учете оборотов и сальдо по счетам;

            - аналитические процедуры;

            - проверка (тест) средств внутреннего контроля.

            К методам получения доказательств отнесены:

            - проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

            - инвентаризация;  

            - проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций;

            - подтверждение;

            - устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

            - проверка документов;  

            - прослеживание;

            - аналитические процедуры;

            Подготовка альтернативного баланса.

            Использование работы эксперта.

            Правило (стандарт) «Использование работы эксперта» служит руководством для аудитора, если возникает необходимость привлечь не состоящего в штате аудиторской организации специалиста, имеющего достаточные знания и опыт в определенной области, отличной от бухгалтерского учета и аудита, и дающего заключение по вопросу, относящемуся к этой области. Аудиторская организация может привлекать экспертов только с согласия экономического субъекта, подлежащего аудиту.

            В стандарте определены:

            - требования к уровню профессионализма, компетентности и объективности эксперта;

            - порядок оформления договорных отношений с экспертом;

            - требования к оформлению результатов работы эксперта;

            - порядок использования результатов работы экспертов.

             Аудиторская выборка.

             Правило (стандарт) «Аудиторская выборка» устанавливает правила выборки данных из проверяемой совокупности и оценки результатов полученной таким образом информации. Требования правила (стандарта) применяются как к статистическим, так и к другим выборкам.

            Для обеспечения репрезентативности выборки аудиторская организация должна использовать один из следующих методов отбора элементов:

            - случайный;

            - систематический;

            - комбинированный.

            Документирование аудита.

            В правиле (стандарте) «Документирование аудита» сформулированы общие принципы документирования аудита, конкретные требования, предъявляемые к форме и содержанию рабочей документации аудиторов.

            Аудиторы определяют состав, количество и содержание рабочей документации аудита с учетом требований нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации, исходя из:

          - характера проводимой работы;

          - характера и сложности деятельности экономического субъекта;

          - состояния бухгалтерского учета экономического субъекта;

          - надежности системы внутреннего контроля экономического субъекта;

          - необходимого уровня руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.

           К рабочей документации аудита относятся:

           - планы и программы проведения аудита;

           - описание системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;

           - описание использованных аудиторских процедур и их результатов;

           - информация, полученная от экономического субъекта, в том числе копии документов;

            - другие документы.

            В данном правиле (стандарте) установлены требования к содержанию и оформлению рабочей документации, а также к порядку ее хранения.

            Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности.

             Правило  (стандарт) « Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности» служит для аудиторов руководством в случае выявления ими в ходе аудита таких искажений, как результата преднамеренных или непреднамеренных  действий (бездействия) персонала экономического субъекта в связи с нарушением им установленных законодательством правил ведения и организации бухгалтерского учета и составления отчетности.

            Устанавливается, что искажения бухгалтерской отчетности могут быть двух видов – преднамеренными и непреднамеренными. Искажения любого вида могут быть существенными и несущественными.

            При планировании проверки аудитор должен учитывать возможность искажений бухгалтерской отчетности экономического субъекта, но ему не следует в процессе аудита специально их искать.       

            Выявленные искажения должны быть отражены в рабочей документации и в заключении по результатам аудита бухгалтерской

отчетности.

           Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля в ходе аудита

             Цель правила (стандарта) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» - определение действий аудитора в отношении оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля проверяемого экономического субъекта.

             В правиле (стандарте) подробно описаны этапы оценки системы внутреннего контроля в ходе аудита. Этих этапов должно быть как минимум три:

1) общее знакомство с системой внутреннего контроля;

2) первичная оценка надежности системы внутреннего контроля;

3) подтверждение достоверности оценки системы внутреннего контроля.

            Процедуры и результаты такого изучения и оценки следует документировать.

            Отдельно в правиле (стандарте) рассмотрены особенности изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита бухгалтерской отчетности малых предприятий.

          Дата подписания аудиторского заключения и отражения в нем событий, произошедших после даты составления и предоставления бухгалтерской отчетности.

            Целью правила (стандарта) «Дата подписания аудиторского заключения и отражения в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности» является определение действий аудитора по датированию аудиторского заключения и оценке обнаруженных событий и фактов, состоявшихся после даты составления бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта, но оказывающих влияние на ее содержание и достоверность.

           В правиле (стандарте) приведены рекомендации по поводу действий аудитора в случае выявления существенных событий после даты подписания аудиторского заключения и определена ответственность руководства экономического субъекта в случаях, если события такого рода произойдут.  

           Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности.

           Правило (стандарт) «Порядок  составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» устанавливает единый порядок составления аудиторскими организациями и аудиторами, работающими  самостоятельно, аудиторских заключений о бухгалтерской отчетности экономических субъектов в Российской Федерации.

            В правиле (стандарте) изложены принципы и правила составления аудиторского заключения, к которым, в частности, относится принцип существенности.

            Аудиторское заключение должно состоять из трех частей:

1)     вводной;

2)     аналитической;

3)     итоговой.

            В правиле (стандарте) раскрыты содержание и структура каждой части аудиторского заключения и установлен порядок его представления.  В приложении приведены примерные формы аудиторских заключений.           

          Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита.

           Цель правила (стандарта) «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита» - унификация требований, предъявляемых к аудиторам в отношении содержания, формы и порядка подготовки письменной информации (отчета) аудитора руководству (собственникам) экономического субъекта по результатам аудита.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.