рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Стандарты и нормы аудита

         В правиле (стандарте) установлены требования к содержанию и оформлению письменной информации аудитора, а также порядок ее подготовки и представления руководству (собственникам) экономического субъекта. 

           Существенность и аудиторский риск.

            Правилом стандартом «Существенность и аудиторский риск» определены действия аудитора в отношении оценки уровня существенности и аудиторских рисков, возникающих в ходе проверки экономического субъекта.

            Уровень существенности определяется как предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности не сможет делать на ее основании правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Существенность в аудите имеет две стороны – качественную и количественную.

            Аудитор должен принимать во внимание, что уровень существенности связан со степенью аудиторского риска и между ними существует обратная зависимость.

             Аудиторский риск состоит из трех компонентов:

1)     внутрихозяйственный риск;

2)     риск средств контроля;

3)     риск не обнаружения.                             

  При оценке рисков аудитор должен использовать не менее  трех градаций: высокий, средний и низкий риски, а в ходе проверки предпринять необходимые меры для того, чтобы снизить риск до разумного минимального уровня.  

 Аналитические процедуры.

 В правиле (стандарте) «Аналитические процедуры» установлены нормы, применяемые аудитором при выполнении аналитических процедур.

  Аналитические процедуры представляют собой один из видов аудиторских процедур по существу и состоят в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности проверяемого экономического субъекта. К аналитическим процедурам относятся, в частности:

  - сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями, определенными экономическим субъектом; 

            - сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозными показателями, определенными аудитором;

  - сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим  законодательством или экономическим субъектом.

  Аналитические процедуры выполняются в несколько этапов:

1)     определение цели процедуры;

2)     выбор вида процедуры;

3)     выполнение процедуры;

4)     анализ результатов выполнения  процедуры.  

            В правиле (стандарте) содержится также описание действий аудиторов по результатам выполнения аудиторских процедур.

            Аудит в условиях компьютерной обработки данных.

             Цель правила (стандарта) «аудит в условиях компьютерной обработки данных» - определение действий аудитора при осуществлении аудита в условиях компьютерной обработки данных (КОД), существующих у проверяемого экономического субъекта.

            В правиле (стандарте) рассматриваются такие моменты, как уровень компетентности аудитора в вопросах компьютерной обработки данных и использование работы эксперта, действия аудитора в среде компьютерной обработки данных, сбор аудиторских доказательств, документирование, процедуры аудита в условиях компьютерной обработки данных.

           Образование аудитора.

Правило (стандарт) «Образование аудитора» регламентирует требования к образованию аудитора, повышению квалификации аттестованного аудитора и устанавливает перечень документов, их подтверждающих.

           В правиле (стандарте) определены элементы образования аудитора 9базовое образование, практический опыт, специальное профессиональное образование и свободное владение деловым русским языком) и раскрыто их содержание.

            Повышение квалификации аттестованных аудиторов включает ежегодное прохождение курса повышения квалификации  в объеме не мене 40 часов по программе, разработанной и утвержденной центральной аттестационно – лицензионной комиссией, и систематическое самостоятельное повышение квалификации путем изучения соответствующей нормативной базы, зарубежного и отечественного опыта организации аудита, участия в семинарах и конференциях.

            Новые правила (стандарты) аудиторской деятельности

            Приняты  новые правила (стандарты) аудиторской деятельности:

            - контроль качества работы в аудите;

            - учет допущения непрерывности деятельности предприятия в аудите;

            - первичные аудиторские проверки;

            - учет нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению  в аудите;

            - разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта.

             Эти аудиторские стандарты разработаны (как и уже принятые) с учетом положений международных стандартов аудита. Поэтому внедрение национальных  стандартов в практику аудиторской деятельности будет способствовать более успешной интеграции российского аудита в систему  мирохозяйственных связей, признанию бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций на международном уровне и как следствие – повышению их инвестиционной привлекательности.    


























            2.4 Внутрифирменные аудиторские стандарты


             Внутренние стандарты аудиторской деятельности  - это документы,  детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Как правило, эти документы   должны быть приняты и утверждены аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности принятым российским правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

            Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в данной аудиторской фирме.

            Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам (если аудит проводится по национальным стандартам) и международным стандартам (если аудит проводится по международным стандартам).

           При разработке внутренних стандартов аудиторских организаций целесообразно руководствоваться положениями российского правила (стандарта)  аудиторской деятельности «Требования к внутренним стандартам аудиторских организаций» (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 года).

            В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых – разработка внутрифирменных  методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

           Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.

           Внутрифирменные стандарты, как правило, являются детализацией национальных и международных  стандартов аудита, они «доводят» требования общепринятых стандартов до уровня конкретных указаний конкретным исполнителям, осуществляющим аудиторскую проверку.           

           Применение внутренних стандартов в аудиторских фирмах способствует:

           - соблюдению требований внешних аудиторских правил (стандартов);

           - уменьшению трудоемкости аудиторских проверок;

           - привлечению к проведению аудита аудиторов – ассистентов;

           - увеличению объема и количества выполняемых аудиторских  услуг.

           Внутренние стандарты позволяют сформировать единые базовые требования к сотрудникам аудиторской организации по проведению аудита независимо от условий, в которых они  находятся.

           Внутрифирменные стандарты целесообразно разработать по всем видам услуг. Можно выделить следующие блоки стандартов:

1)       по структуре фирмы, технологии организации, выполняемым функциям и другим особенностям ее функционирования;

2)       стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие положения российских правил (стандартов);

3)       методики проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

4)       по организации сопутствующих  аудиту услуг. 

             В первый блок входят стандарты, определяющие организационно- экономические аспекты деятельности аудиторской фирмы, права и обязанности сотрудников, оплату труда, организацию планирования, заключение договоров по видам работ и другое.

             Второй блок внутренних стандартов дополняет и расшифровывает  положения российских правил (стандартов), они могут быть классифицированы по таким группам:

             - ответственность аудиторов;

             - планирование аудита;

             - изучение и оценка системы внутреннего контроля экономического субъекта;

             - получение аудиторских доказательств;

             - привлечение к работе третьих лиц;

             - порядок формирования выводов и заключений в аудите;

            - специализированные внутренние стандарты.

              К специализированным относятся следующие внутренние стандарты: по подготовке заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям; по специфическим аспектам проведения аудита кредитных учреждений; специфическим вопросам проведения аудита страховых организаций  и обществ взаимного страхования; специфическим аспектам проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; по специфическим особенностям проведения аудита других экономических субъектов.

            Третий блок стандартов посвящен методикам проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета. Такие стандарты включают конкретные методики, процедуры, рабочие таблицы, макеты, классификаторы, инструкции. Особенно полезны методики для начинающих аудиторов и аудиторов- ассистентов, помогают им застраховаться от грубых ошибок и принять правильное решение.

            Четвертый блок стандартов разрабатывается в тех случаях, когда аудиторские фирмы выполняют сопутствующие аудиту виды услуг. Такие стандарты составляются по организации бухгалтерского учета, принципам восстановления учета, автоматизации учета.

            Аудиторские внутрифирменные стандарты должны удовлетворять следующим требованиям:

            - целесообразности – при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;

            - преемственности и непротиворечивости – стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;

             - полноты и детализации – внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;

             - единства терминологической базы – обеспечивать единство трактовки терминов во всех стандартах и документах.

             Разработка и внедрение внутрифирменных стандартов – трудоемкая  и продолжительная работа, нацеленная на перспективу.

             Внутренние стандарты составляют часть организационно – распорядительной документации и системы внутреннего контроля  аудиторской организации.  Внутренние стандарты  должны содержать такие реквизиты, как порядковый номер стандарта, дата ввода в эксплуатацию, название и цель стандарта, сфера применения.

            Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты представляют интеллектуальную собственность аудиторской организации, ее «ноу - хау». Сотрудники не должны разглашать содержание внутренних стандартов и использовать их вне деятельности данной организации. Внутренние стандарты могут предусматривать регламентирование ответственности за невыполнение их специалистами аудиторской организации.    

            Внутрифирменные стандарты содержат методики и требования проведения аудита на всех его этапах и обычно включают в себя следующие элементы.

             Определение целей соглашения. Каждая аудиторская проверка должна быть тщательно спланирована – это обеспечивает уверенность в том, что она проведена квалифицированно и профессионально, клиенту предоставлена высококачественная услуга, использование аудиторов было оптимальным и получена коммерческая выгода.

            Обзор бизнеса.  Проверка начинается со знакомства с клиентом и получения знаний о нем. В фирме постоянно отслеживаются изменения в законодательстве и профессиональных стандартах, а также изменения в бизнесе, которые имеют отношение к клиентам и аудиторской проверке.

            Оценка возможного риска. Используя знание клиента и структурированный подход к выявлению риска, определяется риск мошенничества и обычных ошибок и оценивается их значимость.

            Оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита. На предварительной стадии проверки оценивается система внутреннего контроля – сначала система контроля за хозяйственной деятельностью, используемая руководством, а затем система бухгалтерского учета и контроля. На этой стадии оценивается лишь информация, необходимая для разработки стратегии проверки.

            Определение стратегии аудиторской проверки. Обобщаются частные оценки главных рисков и определяются необходимые аудиторские процедуры.

            Оценка эффективности системы контроля. Дается расширенная оценка системы внутреннего контроля для разработки плана проверки и обобщающей оценки системы контроля в конце аудиторской проверки. Клиент ставится в известность о ходе проверки.

            План независимых обследований. В плане определяются сущность, применение и продолжительность наиболее эффективных в каждом случае независимых обследований.

             Независимые обследования. Независимые обследования проводятся в соответствие с планом. В зависимости от оценки их результатов в план вносятся соответствующие коррективы.

             Завершение аудиторской проверки. Составляется обзор финансовой отчетности и делаются заключительные выводы. Наиболее важные моменты обсуждаются с клиентом.

            Представление заключения. Заключение составляется в соответствии с выводами аудиторской проверки. Кроме мнения о финансовой отчетности клиенту представляется отчет о результатах проверки. При этом преследуется цель дать обобщающую оценку соответствия системы внутреннего контроля предъявляемым требованиям и рекомендации по повышению эффективности системы учета.














            3. АУДИТОРСКИЕ СТАНДАРТЫ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АУДИТОРА

 

 

            3.1. Сущность этапа планирования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.