Против такой
постановки вопроса выступили символические интерациолисты (уточнить). Мид
утверждал, что взаимодействия людей могут быть символическими, т.к. люди
реагируют на ожидания присутствующих. Кроме того, каждый человек выступает в
роли символов ролей, которые он выполняет. Психическое становиться социальным в
ходе социализации. Представители концепции социального действия не занимались
предметным действием и его продуктами. Эта теория была разработана Марксом,
согласно ей в обществе все, кроме природы, создано сознательной человеческой
деятельностью, в ходе межличностных отношений, в процессе общественного
производства. Эти отношения по Марксу строятся не по желанию людей, а в
соответствии с достигнутым уровнем развития производительных сил. Общественное
бытие как совокупность материальных отношений людей к природе, друг к другу.
Оно определяет общественное сознание и служит материальной основой сознательной
деятельности людей. Именно общественное бытие определяет специфику как самого
общества, так и сущностных качеств самих людей. Итак, общество - это
системное образование, совместное в жизнедеятельности людей. Социальное - это
системные характеристики, которые определяют совместное бытие людей и отличие
от их природной физио-биологической основы.
ВОПРОС 43
Философия как
отрасль познания формирует практическое, познавательное и ценностное отношение
человека к миру.
Природа и человек
в философии проблематизируются, т.е. выделяются качественные характеристики окружающего
нас мира, бытие человека с позиции природного и вне природного существования.
В связи с этим
философское знание делится на:
§
онтологию - знание о бытие;
§
гносеологию - о познании;
§
аксиологию – учение о ценностной ориентации человека в окружающем мире.
Изучая бытие
человека, философы уделяли внимание бытию как некой вне временной, имеющей
начало, как некой субстанциональной основе неизменной или меняющейся лишь в
своих внешних свойствах.
Этот комплекс
проблем мы находим в размышлениях древнегреческих философов. В поисках
абсолютного бытия объединялись усилия различных философских школ и направлений.
Например: хмелецкая, атомисты, элиаты и т.д., но образ бытия созданный им сопутствует
сегодня многим философским направлениям.
Категория бытия
одна из самых значимых в сфере философского познания как в области организации
материи, так и человеческой жизни.
Философия изучает
всеобщие законы и объективную действительность и как установили ученые
предельно общее свойственное всему миру является наличествование бытия, как
единства.
Можно говорить о
метафизическом, диалектическом, дуалистическом познании мира, но мы должны
помнить, что все категории философии как и в других сферах знания взаимосвязаны
друг с другом, и взаимообусловлены. Это и создает ценностную картину мира и его
многообразия. Бытие стоит рядом с небытием, с существованием, пространством,
временем, материей, качеством и количеством. Бытие отражает «нечто», что
осуществляется в качестве многообразных и приходящих ситуаций. Последние
неповторимы, ибо время необратимо. Это «нечто» не устойчиво ибо оно становится,
изменяется, развивается в борьбе противоположностей как моментов складывающихся
ситуаций. Развитие – это наращивание бытия, его интенсивности. Ученые
установили, чем интенсивнее бытие, тем оно более хрупко.
К
основным формам бытия относятся:
1.
бытие вещей, явлений;
2.
бытие человека;
3.
бытие духовного;
4.
бытие социального.
Бытие
вещей и явлений – это либо естественные природные процессы, либо проявление
«двойственной природы», созданной человеком; с другой стороны, бытие вещей и
явлений независимо от сознания человека, но они могут быть созданы, опредмечены
человеческим трудом, либо быть продуктами социально-исторического характера и
пространственно-временного существования человека.
Человек
– биологическое существо «вещь в мире природных вещей», поэтому он подвластен
всем признакам и принципам биологической жизни. Но по сравнению с животным и
природным миром человек имеет дух, иная сущность и мышление, сознание – высший
тип бытия. Духовное бытие, бесконечное многообразие мыслей, чувств, переживаний
сопрягаются с общественными или индивидуальными формами. Индивидуальное
духовное с одной стороны – это необратимый поток быстроменяющихся побуждений, с
другой – стабильные идеи, убеждения и ценности, которые могут жить
беспредельно.
Бытие человека – сложный феномен,
отягощенный сознанием собственной смертности и противоречивостью бесконечного
общего бытия.
Факт существования
небытия многими философами отрицается. Еще Парменид говорил «никогда не докажут
что-то, чего не существует». Чапышев поддерживает противоположную точку зрения,
он считает, что бытие вторично по отношению к небытию. Тезис об относительности
бытия и абсолютности небытия не отрицает их единства.
Бытие – форма
существования небытия. С этим согласны все. Гегель назвал небытие «изнанкой
бытия». Сегодня ярким примером отношения бытия и небытия, подтверждением
выражения Гегеля может служить противоречие между системой и методом Гегеля.
Наличие
абсолютного небытия – это результат памяти, с помощью ее человек сложно
осознает трагизм своего небытия в будущем. Благодаря диалектическому
воображению и диалектическому сознанию, индивид воспринимает свое небытие
сквозь просвечивающееся бытие: в мыслях человек стремится убежать от небытия ,
вся психика у него проникнута страхом перед ним, поэтому он осмысливает идеал
бытия через бытие духа, который способен порождать гениальное творение, которым
является наука и религия.
ВОПРОС 44
Второй не менее
важной проблемой философии является категория материи.Она понимается в
философии, как восходящее движение.
У Гегеля это
отражено в категориях единичности, особенности, всеобщности. В этой концепции
заложен глубокий рациональный смысл. Действительно, познание новых явлений
начинается с фиксации единичных фактов, касающихся сущности конкретных явлений,
процессов и их взаимодействия. Затем идет классификация по признакам тождества
и различия, в ходе чего выявляется закономерная часть или закон данного круга
явлений, это и есть переход к особенному и всеобщему.
Всеобщность – это
знание сущности вещи в ее особенностях. Данная гегельская схема приложима к
пониманию материи, которая охватила тысячелетия.
Вначале
представления о материи были связаны с поиском первоначала всего в мире. Этот
период растянулся до нового времени; идеи древнегреческих ученых о воде
соответствовали идеям Бойля Мариотта (вода – первичная материя).
Даже в 19 веке
физик Праут водород считал прототипом субстанции, из которой образуются все
химические элементы. Ядро водорода, входящее в состав ядер всех остальных, было
названо протоном, что соответствовало указанной тенденции.
Другое направление
в толковании материи было представлено в рассмотрении ее как особенное и общее.
Особенное представляло собой промежуточное между единичным и общим. У Левкипа и
Демокрита возникновение вещей объяснялось из соединения атомов, в каждой вещи
эти частицы различаются величиной, формой, определенным сочетанием. Таким путем
произошел отход от конкретно чувственного в сторону абстрактного. Материя стала
рассматриваться как основа всего существующего, независящая от конкретных
свойств вещей, их единичных и особенных признаков.
Материя
воспринимается все больше в ее всеобщности. Гольбах в 18 веке пытался объявить
материей все то, что каким-то образом действует на наши органы чувств.
Этап
механистических представлений о материи оказался самым длительным. В этот
период материя отождествлялась с массой или веществом. Механика Галилея,
Ньютона пришла к выводу – материя и масса тождественны. В атомистике Бойля
Мариотта и Ломоносова материя отождествлялась с веществом, атомами.
Другое
направление, которое развивалось параллельно с механистическими представлениями
о мире, в основе ставило противопоставление материи и сознания. В понятие
«материя» вкладывается смысл необходимой константы для удержания в мышлении
различия между духом и субстанцией.
Сегодня в
рационалистической философии понятие материи используется как философская
абстракция, для выражения противоположностей сознания (бессознательного) к
собственному носителю.
Подходы к данной
проблеме сложные и разные, поэтому философское мышление довольствуется понятием
материи как антипода сознания. Всеобщее свойство материи – это ее
объективность, абсолютность, относительность, субстанциональность,
бесконечность, вечность, неуничтожаемость и несотворимость. Признание всеобщих
свойств материи снимает многие проблемы в толковании этой категории различными
философскими школами и направлениями.
Структурными
компонентами материи являются вещество (антивещество), поле, биологические и
социальные системы. Вещество представлено такими материальными системами как
меготела (мегогалактика, звезды, планеты). Макротела (жидкие, твердые вещества,
газообразные); микротела (частицы и античастицы, плазма, атомные ядра, атомы,
молекулы). Сегодня физики говорят об электрон-позитронных полях
(квантоэлектроны, позитроны); ядерных полях (кванты, мезоны); электромагнитных
полях (кванты, фотоны); гравитационных полях (кванты-гравитроны).
К биологическим
системам относятся белковые тела, микроорганизмы, растения, животные,
биоценозы, биогеоценозы, биосфера в целом.
Социальные системы
имеют такие элементы как социальные группы, с их внутренними и внешними
взаимодействиями, вещные средства преобразования природы обществом,
двойственная природа и т.д.
На рубеже 19-20
веков Освальдом была высказана мысль о превращении материи в энергию. Не
философы, а сами физики доказали невозможность этого. Философы объяснили этот
факт. Свет – нематериален, он имеет корпускулярную природу, т.е. волновое и
частичное происхождение – двойная природа. Масса двух образовавшихся в
результате взаимопревращения пары частиц (электрон-позитрон) в точности равна
исходной массе электрона и позитрона. Поэтому мысль о превращении материи в
энергию неправомерна.
Способы существования
материи – это движение как таковое, но не только в перемещении, но и в
изменении. Движение абсолютно, покой – относителен.
ВОПРОС 45
Способы
существования материи – это движение как таковое, но не только в перемещении,
но и в изменении. Движение абсолютно, покой – относителен.
В истории
философии неоднократно осуществлялись попытки классифицировать формы движения
материи. Однако большинство ученых придерживались точки зрения Ф.Энгельса,
который выделял механистическую, физиологическую, биологическую, химическую и
социальную формы движения материи.
Современная
наука говорит не об отдельных формах, а о группах форм движения материи. Группа
физических форм – движение элементарных частиц, ядерное, молекулярное, движение
макротел. Группа химических форм – движение обусловлено определенным температурным
интервалом. Группа биологических форм – белковонуклеидовые изменения, вода
используется как растворитель. Обмен веществ, рост, размножение,
саморегулирование живых систем происходит в температурном режиме от –100
градусов до + 220 градусов по С. Группа социальных форм движения – высший тип
эволюции мира, сюда включаются все изменения социальных систем. Основанием для
выделения групп движения служит специфика групп объектов, т.е. носителей
движения. Для выделения в особые группы движения материи таких как
геологические и кибернетические изменения нет достаточных оснований, т.к. их
элементы присутствуют во всех известных нам пространственных масштабах и
структурных уровнях материи.
ВОПРОС 46
Движущаяся материя
существует в пространстве и во времени. Это очень широкие сущности, однако
попытки определить их с философской точки зрения ведутся до сих пор. Одни
утверждают, что пространство – это вместилище тел, другие – это протяженность
форм, третьи – это упорядоченная система рядов человеческих ощущений.
Время определялось
как вместилище событий, как гармонизированные ряды ощущений и как понятие,
существующее для обозначения объективной, присущей всем вещам деятельности.
Определить
пространство и время как философскую категорию мы не можем, однако можем
констатировать, что сущности, которые стоят за этими понятиями не есть
субстанции, а есть отношение. Сущность пространства представляется как
совокупность отношений, выражающих координацию существования объекта, т.е.
расположение их по отношению друг к другу. Сущность времени предстает как
совокупность отношений, выражающая координацию смещающих друг друга состояний,
явлений.
Т.е.
последовательность и длительность, обе эти совокупности существуют в
объективной реальности. Они обладают рядом свойств, среди них на первый план
выходит объективность, независимость от человеческого сознания, восприятия,
измерения. Альтернативы в этом вопросе были и есть. Кант полагал, что время –
это априорная доопытная форма созерцания, присущая рассудку до практической
деятельности.
В движущихся
системах время течет медленнее. На этом настаивают ученые, занимающиеся общими
и частными вопросами относительности. Они утверждают, что время течет медленнее
там, где больше поле тяготения массы, и еще там, где не властвует геометрия
Евклида, а правомерны аксиомы геометрий Лобачевского и Фишмана, согласно
которым, существуют и протекают процессы в мирах, отличных от макромира.
Современное
естествознание настаивает на трехмерном пространстве и одномерности времени. В
тоже время, теория относительности оперирует понятием четырехмерного
пространства. В качестве четвертого измерения рассматривается время. В
математическом аппарате современных физических теорий используются абстракции N- мерных
пространств, но это идеальные абстракции, как и абсолютное твердое тело.
Время имеет одно
измерение и течет от прошлого к будущему. Если было бы наоборот,
причинно-следственные связи имели бы обратный характер.
Пространство и
время бесконечны, однако в последнее время все чаще идет речь о конечности
пространства и временном конце Вселенной. Чаще всего это звучит в религиозных
концепциях познания мира. Пространство и время делимы до бесконечности, что
доказано открытием электрона.
В микромире время
течет в том же направлении, что и в макромире. Высказанные предположения об
инверсии времени в микромире не доказаны. Необратимость времени в макромире
позволяет говорить об его асимметричности. Пространству присуще как симметрия,
так и асимметрия. Доказывается это с помощью расположения тождественных
объектов в пространстве так, что одна половина какого-то объекта является
точным отображением другой. Вместе с тем при переходе к новым областям ,
пространственные очертания, его конфигурация меняются, что свидетельствует об асимметричности
пространства. Пространство обладает такими свойствами связанности и
непрерывности, которые проявляются в характере перемещения или в развертывании
физических воздействий через различные поля. Связанность пространства – это
отсутствие разрывов, вместе с тем , пространство обладает относительной
прерывностью, проявляющейся в раздельном существовании объектов и систем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
|