рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

Против такой постановки вопроса выступили символические интерациолисты (уточнить). Мид утверждал, что взаимодействия людей могут быть символическими, т.к. люди реагируют на ожидания присутствующих. Кроме того, каждый человек выступает в роли символов ролей, которые он выполняет. Психическое становиться социальным в ходе социализации. Представители концепции социального действия не занимались предметным действием и его продуктами. Эта теория была разработана Марксом, согласно ей в обществе все, кроме природы, создано сознательной человеческой деятельностью, в ходе межличностных отношений, в процессе общественного производства. Эти отношения по Марксу строятся не по желанию людей, а в соответствии с достигнутым уровнем развития производительных сил. Общественное бытие как совокупность материальных отношений людей к природе, друг к другу. Оно определяет общественное сознание и служит материальной основой сознательной деятельности людей. Именно общественное бытие определяет специфику как самого общества, так и сущностных качеств самих людей. Итак, общество - это системное образование, совместное в жизнедеятельности людей. Социальное - это системные характеристики, которые определяют совместное бытие людей и отличие от их природной физио-биологической основы.



ВОПРОС 43

Философия как отрасль познания формирует практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру.

Природа и человек в философии проблематизируются, т.е. выделяются качественные характеристики окружающего нас мира, бытие человека с позиции природного и вне природного существования.

В связи с этим философское знание делится на:

§                    онтологию - знание о бытие;

§                    гносеологию - о познании;

§                    аксиологию – учение о ценностной ориентации человека в окружающем мире.

Изучая бытие человека, философы уделяли внимание бытию как некой вне временной, имеющей начало, как некой субстанциональной основе неизменной или меняющейся лишь в своих внешних свойствах.

Этот комплекс проблем мы находим в размышлениях древнегреческих философов. В поисках абсолютного бытия объединялись усилия различных философских школ и направлений. Например: хмелецкая, атомисты, элиаты и т.д., но образ бытия созданный им сопутствует сегодня многим философским направлениям.

Категория бытия одна из самых значимых в сфере философского познания как в области организации материи, так и человеческой жизни.

Философия изучает всеобщие законы и объективную действительность и как установили ученые предельно общее свойственное всему миру является наличествование бытия, как единства.

Можно говорить о метафизическом, диалектическом, дуалистическом познании мира, но мы должны помнить, что все категории философии как и в других сферах знания взаимосвязаны друг с другом, и взаимообусловлены. Это и создает ценностную картину мира и его многообразия. Бытие стоит рядом с небытием, с существованием, пространством, временем, материей, качеством и количеством. Бытие отражает «нечто», что осуществляется в качестве многообразных и приходящих ситуаций. Последние неповторимы, ибо время необратимо. Это «нечто» не устойчиво ибо оно становится, изменяется, развивается в борьбе противоположностей как моментов складывающихся ситуаций. Развитие – это наращивание бытия, его интенсивности. Ученые установили, чем интенсивнее бытие, тем оно более хрупко.

К основным формам бытия относятся:

1.                 бытие вещей, явлений;

2.                 бытие человека;

3.                 бытие духовного;

4.                 бытие социального.

           Бытие вещей и явлений – это либо естественные природные процессы, либо проявление «двойственной природы», созданной человеком; с другой стороны, бытие вещей и явлений независимо от сознания человека, но они могут быть созданы, опредмечены человеческим трудом, либо быть продуктами социально-исторического характера и пространственно-временного существования человека.

           Человек – биологическое существо «вещь в мире природных вещей», поэтому он подвластен всем признакам и принципам биологической жизни. Но по сравнению с животным и природным миром человек имеет дух, иная сущность и мышление, сознание – высший тип бытия. Духовное бытие, бесконечное многообразие мыслей, чувств, переживаний сопрягаются с общественными или индивидуальными формами. Индивидуальное духовное с одной стороны – это необратимый поток быстроменяющихся побуждений, с другой – стабильные идеи, убеждения и ценности, которые могут жить беспредельно.

Бытие человека – сложный феномен, отягощенный сознанием собственной смертности и противоречивостью бесконечного общего бытия.

Факт существования небытия многими философами отрицается. Еще Парменид говорил «никогда не докажут что-то, чего не существует». Чапышев поддерживает противоположную точку зрения, он считает, что бытие вторично по отношению к небытию. Тезис об относительности бытия и абсолютности небытия не отрицает их единства.

Бытие – форма существования небытия. С этим согласны все. Гегель назвал небытие «изнанкой бытия». Сегодня ярким примером отношения бытия и небытия, подтверждением выражения Гегеля может служить противоречие между системой и методом Гегеля.

Наличие абсолютного небытия – это результат памяти, с помощью ее человек сложно осознает трагизм своего небытия в будущем. Благодаря диалектическому воображению и диалектическому сознанию, индивид воспринимает свое небытие сквозь просвечивающееся бытие: в мыслях человек стремится убежать от небытия , вся психика у него проникнута страхом перед ним, поэтому он осмысливает идеал бытия через бытие духа, который способен порождать гениальное творение, которым является наука и религия.



ВОПРОС 44

Второй не менее важной проблемой философии является категория материи.Она понимается в философии, как восходящее движение.

 У Гегеля это отражено в категориях единичности, особенности, всеобщности. В этой концепции заложен глубокий рациональный смысл. Действительно, познание новых явлений начинается с фиксации единичных фактов, касающихся сущности конкретных явлений, процессов и их взаимодействия. Затем идет классификация по признакам тождества и различия, в ходе чего выявляется закономерная часть или закон данного круга явлений, это и есть переход к особенному и всеобщему.

Всеобщность – это знание сущности вещи в ее особенностях. Данная гегельская схема приложима к пониманию материи, которая охватила тысячелетия.

Вначале представления о материи были связаны с поиском первоначала всего в мире. Этот период растянулся до нового времени; идеи древнегреческих ученых о воде соответствовали идеям Бойля Мариотта (вода – первичная материя).

  Даже в 19 веке физик Праут водород считал прототипом субстанции, из которой образуются все химические элементы. Ядро водорода, входящее в состав ядер всех остальных, было названо протоном, что соответствовало указанной тенденции.

Другое направление в толковании материи было представлено в рассмотрении ее как особенное и общее. Особенное представляло собой промежуточное между единичным и общим. У Левкипа и Демокрита  возникновение вещей объяснялось из соединения атомов, в каждой вещи эти частицы различаются величиной, формой, определенным сочетанием. Таким путем произошел отход от конкретно чувственного в сторону абстрактного. Материя стала рассматриваться как основа всего существующего, независящая от конкретных свойств вещей, их единичных и особенных признаков.

Материя воспринимается все больше в ее всеобщности. Гольбах в 18 веке пытался объявить материей все то, что каким-то образом действует на наши органы чувств.

Этап механистических представлений о материи оказался самым длительным. В этот период материя отождествлялась с массой или веществом. Механика Галилея, Ньютона пришла к выводу – материя и масса тождественны. В атомистике Бойля Мариотта и Ломоносова материя отождествлялась с веществом, атомами.

Другое направление, которое развивалось параллельно с механистическими представлениями о мире, в основе ставило противопоставление материи и сознания. В понятие «материя» вкладывается смысл необходимой константы для удержания в мышлении различия между духом и субстанцией.

Сегодня в рационалистической философии понятие материи используется как философская абстракция, для выражения противоположностей сознания (бессознательного) к собственному носителю.

Подходы к данной проблеме сложные и разные, поэтому философское мышление довольствуется понятием материи как антипода сознания. Всеобщее свойство материи – это ее объективность, абсолютность, относительность, субстанциональность, бесконечность, вечность, неуничтожаемость и несотворимость. Признание всеобщих свойств материи снимает многие проблемы в толковании этой категории различными философскими школами и направлениями.

Структурными компонентами материи являются вещество (антивещество), поле, биологические и социальные системы. Вещество представлено такими материальными системами как меготела (мегогалактика, звезды, планеты). Макротела (жидкие, твердые вещества, газообразные); микротела (частицы и античастицы, плазма, атомные ядра, атомы, молекулы). Сегодня физики говорят об электрон-позитронных полях (квантоэлектроны, позитроны); ядерных полях (кванты, мезоны); электромагнитных полях (кванты, фотоны); гравитационных полях (кванты-гравитроны).

К биологическим системам относятся белковые тела, микроорганизмы, растения, животные, биоценозы, биогеоценозы, биосфера в целом.

Социальные системы имеют такие элементы как социальные группы, с их внутренними и внешними взаимодействиями, вещные средства преобразования природы обществом, двойственная природа и т.д.

На рубеже 19-20 веков Освальдом была высказана мысль о превращении материи в энергию. Не философы, а сами физики доказали невозможность этого. Философы объяснили этот факт. Свет – нематериален, он имеет корпускулярную природу, т.е. волновое и частичное происхождение – двойная природа. Масса двух образовавшихся в результате взаимопревращения пары частиц (электрон-позитрон) в точности равна исходной массе электрона и позитрона. Поэтому мысль о превращении материи в энергию неправомерна.

Способы существования материи – это движение как таковое, но не только в перемещении, но и в изменении. Движение абсолютно, покой – относителен.



ВОПРОС 45

Способы существования материи – это движение как таковое, но не только в перемещении, но и в изменении. Движение абсолютно, покой – относителен.

В истории философии неоднократно осуществлялись попытки классифицировать формы движения материи. Однако большинство ученых придерживались точки зрения Ф.Энгельса, который выделял механистическую, физиологическую, биологическую, химическую и социальную формы движения материи.

Современная наука говорит не об отдельных формах, а о группах форм движения материи. Группа физических форм – движение элементарных частиц, ядерное, молекулярное, движение макротел. Группа химических форм – движение обусловлено определенным температурным интервалом. Группа биологических форм – белковонуклеидовые изменения, вода используется как растворитель. Обмен веществ, рост, размножение, саморегулирование живых систем происходит в температурном режиме от –100 градусов до + 220 градусов по С. Группа социальных форм движения – высший тип эволюции мира, сюда включаются все изменения социальных систем. Основанием для выделения групп движения служит специфика групп объектов, т.е. носителей движения. Для выделения в особые группы движения материи таких как геологические и кибернетические изменения нет достаточных оснований, т.к. их элементы присутствуют во всех известных нам пространственных масштабах и структурных уровнях материи.



ВОПРОС 46

Движущаяся материя существует в пространстве и во времени. Это очень широкие сущности, однако попытки определить их с философской точки зрения ведутся до сих пор. Одни утверждают, что пространство – это вместилище тел, другие – это протяженность форм, третьи – это упорядоченная система рядов человеческих ощущений.

Время определялось как вместилище событий, как гармонизированные ряды ощущений и как понятие, существующее для обозначения объективной, присущей всем вещам деятельности.

Определить пространство и время как философскую категорию мы не можем, однако можем констатировать, что сущности, которые стоят за этими понятиями не есть субстанции, а есть отношение. Сущность пространства представляется как совокупность отношений, выражающих координацию существования объекта, т.е. расположение их по отношению друг к другу. Сущность времени предстает как совокупность отношений, выражающая координацию смещающих друг друга состояний, явлений.

Т.е. последовательность и длительность, обе эти совокупности существуют в объективной реальности. Они обладают рядом свойств, среди них на первый план выходит объективность, независимость от человеческого сознания, восприятия, измерения. Альтернативы в этом вопросе были и есть. Кант полагал, что время – это априорная доопытная форма созерцания, присущая рассудку до практической деятельности.

В движущихся системах время течет медленнее. На этом настаивают ученые, занимающиеся общими и частными вопросами относительности. Они утверждают, что время течет медленнее там, где больше поле тяготения массы, и еще там, где не властвует геометрия Евклида, а правомерны аксиомы геометрий Лобачевского и Фишмана, согласно которым, существуют и протекают процессы в мирах, отличных от макромира.

Современное естествознание настаивает на трехмерном пространстве и одномерности времени. В тоже время, теория относительности оперирует понятием четырехмерного пространства. В качестве четвертого измерения рассматривается время. В математическом аппарате современных физических теорий используются абстракции N- мерных пространств, но это идеальные абстракции, как и абсолютное твердое тело.

Время имеет одно измерение и течет от прошлого к будущему. Если было бы наоборот, причинно-следственные связи имели бы обратный характер.

Пространство и время бесконечны, однако в последнее время все чаще идет речь о конечности пространства и временном конце Вселенной. Чаще всего это звучит в религиозных концепциях познания мира. Пространство и время делимы до бесконечности, что доказано открытием электрона.

В микромире время течет в том же направлении, что и в макромире. Высказанные предположения об инверсии времени в микромире не доказаны. Необратимость времени в макромире позволяет говорить об его асимметричности. Пространству присуще как симметрия, так и асимметрия. Доказывается это с помощью расположения тождественных объектов в пространстве так, что одна половина какого-то объекта является точным отображением другой. Вместе с тем при переходе к новым областям , пространственные очертания, его конфигурация меняются, что свидетельствует об асимметричности пространства. Пространство обладает такими свойствами связанности и непрерывности, которые проявляются в характере перемещения или в развертывании физических воздействий через различные поля. Связанность пространства – это отсутствие разрывов, вместе с тем , пространство обладает относительной прерывностью, проявляющейся в раздельном существовании объектов и систем.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.