рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Лекции по философии (Кандидатский 2004г.)

—              социальная среда;

—              социальный статус;

—              социальная роль;

—              индивидуальные характеристики: характер, интеллект, эмоциональная сфера, т.е. психические особенности индивида.

Социальное поведение характеризует либо целостность, либо расщепленность личности. Признавая этот факт, ученые давали свою концепцию социального поведения. Гранеми социальное поведение назвал процессом поступков. Политсер сказал, что это "драма". Сев Луи - "биография".

В нашей литературе социальное поведение определяется как деятельность, направленная на поддержание жизненной стратегии личности.

Сегодня в социальной философии дискуссии проходят не столько по социальному поведению, сколько по проблемам социального контроля, который рассматривается как исторически обусловленный и осуществляемый в деятельности людей, а также как процесс регулирования индивидуального и общественного. Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1.                 социализация личности;

2.                 формирование правосознания;

3.                 усвоение морально-этических норм;

4.                 через сознание и самосознание личности.

В связи с этим возникает проблема социального взаимодействия. На западе акцент делается на взаимодействии в обществе талантов и посредственностей, у нас приоритет отдается, с одной стороны, персонификации личности, олицетворения себя с окружающими, с другой - унификации - индивидуальных представлений в жизнедеятельности других людей. Во всех организациях и фирмах сегодня не рассматривается ни персонификация, ни унификация, а идет работа на лидера.

Концепция Парсонса "вживания в социальную роль" утверждает, что если человек вбирает в себя значимость других, то социальные стандарты становятся частью его мотивационной сферы.

Проблему социальной мотивации впервые поднял К.Маркс. он выделил три типа социальности:

1.                 отношения личной зависимости, т.е. человек полностью зависит от того, на кого работает, кто дает ему возможность жить. В этот период человек несвободен, не может выделить скбя из коллектива, он им подавлен. Отсутствие свободы во всех сферах бытия воспринимается как необходимость.

2.                 отношение вещной зависимости. Формируется под влиянием двух факторов: личная свобода труженика и личная, свободно продаваемая, рабочая сила. Свобода существует для труженика лишь вне владения средствами производства. Это отторжение мелких тружеников от средств производства является необходимым элементом первоначального накопления капитала. В обществе вещной зависимости самоценностью становится политическая свобода и духовно-нравственный выбор индивидуального или коллективного действия.

3.                 общество свободных индивидуальностей. Оно формируется под влиянием двух факторов:

—              разрушение всех социально-классовых зависимостей, интернационализация общественной жизни;

—              переход общественного прогресса, начиная с технологического, создает предпосылки для появления и расширенного производства свободных индивидуальных личностей. Приоритет отдается  свободе других индивидов.

Относительная личная свобода предполагает ответственность личности перед другими. Проблема свободы личности напрямую связана с проблемой отчуждения. Отчуждение появляется с возникновением парцилярной собственности. Теоретически отчуждение получило свое развитие с теорией общественного договора, обосновывающего передачу индивидами части своих прав государству (Гоббс, Локк, Руссо). Гегель рассмотрел отчуждение с позиции духовного идеального, как отчуждение политических прав и духа. Возникшая частная собственность одновременно являлась продуктом и средством отчуждения труда. Таким образом, отчуждение представляет собой механизм всеобщей связи индивидов и интеграции общества и, одновременно, способ развития цивилизации, т.к. этот механизм заложен в акте производства и производственной деятельности, в создании продукта, его распределении, обмене и потребления в процессе взаимодействия собственных средств производства и собственника рабочей силы. В этом случае, труд не становится сущностью как производителя продукта, так и верхов, которые присваивают их. Парадокс состоит в том, что отчужденные результаты деятельности людей становятся самостоятельным фактором, выходят из под контроля, и представляют собой силу, господствующую над обществом. У отчуждения есть конкретное начало, этот феномен принадлежит общественным отношениям имманентно, поэтому он историчен. Разделение труда в любом обществе невозможно преодолеть, как и нельзя исключить отчуждение из общественного прогресса. На отчуждение влияют социокультура и психологические факторы. Чтобы сократить масштабы разрушающего влияния отчуждения на общество необходимо органичное сочетание социально-экономических реформ с целенаправленным воздействием на общественное сознание, чтобы смягчить ощущение индивидом своей отчужденности. Таким образом, задача состоит не в том, чтобы преодолеть отчуждение и вывести его из общественных отношений, а смягчить его последствия для людей.


ВОПРОС57

Концепций реализации идей гражданского общества много, но все они имеют два существенных недостатка:

1.                 характеризуя общество, мы используем социальные структуры, социальные организации и системы, которые имеют место сегодня;

2.                 в старую мерку мы пытаемся вложить новое содержание.

Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом является человек, со всей его системой потребностей, интересов, структурой ценностей. Критерием гражданского общества выбран человек не случайно, ибо необходимо учесть его социо-биологическое развитие, и в этом контексте  развития общества интересы и потребности личности выступают в качестве общественных связей и социальных институтов. Таким образом, гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур, в рамках которых удовлетворяются потребности и происходит реализация интересов индивидов, их групп, адекватных достигнутому уровню общественного развития. А коль,  потребности и интересы, как уровень общественного развития, изменяются, то мы вправе сказать, что гражданское общество имеет исторический характер, и в каждый исторический период имеет ту или иную конкретную форму. Конкретно-исторический процесс - это нормативная линия гражданственности общественных отношений. Таким образом, гражданственность в обществе это:

1.                 форма общественной организации, достижение которой есть цель проводимых в стране преобразований;

2.                 достижение общественных связей, наличие которых, в той или иной степени, отмечаются в каждом обществе.

3.                 Формы гражданского общества:

§                    абсолютная - это высшая цель и ступень общественного развития;

§                    относительная - потенциально возможная, в рамках сложившихся производительных сил. Это идеальная модель, где есть условия для удовлетворения определенной системы потребностей и специфических, исторических интересов населения;

§                    реальная - это конкретно-историческая форма, возможная быть в каждой отдельно взятой стране.

Первые две формы не могут быть реализованы, речь идет о стремлении к ним. Третья форма потенциально возможна, возможность ее достижения зависит от социально-экономических условий.

Общество гражданственно в той степени, в какой совокупность общественных отношений отвечает требованиям естественно-исторического прогресса и прогресса в целом. Сегодня наиболее приближены к гражданскому обществу Швеция и Нидерланды. В Финляндии не преодолены монополистические явления в экономике.

Само понятие гражданское общество было введено в 17 веке, в трудах Гоббса и Локка. В 18 веке это понятие использовали Руссо и Монтескье. Во всех трудах основная мысль сводилась к тому, что законно то правительство, которое существует. Гоббс: законно то правительство, учредить которое и повиноваться которому согласны все граждане. Локк, говоря о взглядах Гоббса, утверждал, что абсолютная власть не может считаться гражданской, т.к. она не совместима с чаяниями народа, как рабство не совместимо с собственностью. Руссо принципами гражданского демократизма считал народный суверенитет, верховенство и полновластие народа во всем государстве. Общественный договор, который он отстаивал, учитывал интересы граждан, но право на свободу действий не давал.

Гумбольт развивал теорию гражданского общества, выделяя три главных различия общества и государства:

1.                 систему национальных общественных учреждений, формируемых снизу индивидами, и систему государственных институтов;

2.                 естественное право, общее право и право государства;

3.                 человек и гражданин.

По мнению Гумбольта  государственный строй есть средство для развития человека.

Гегель поддержал Гоббса в его концепции гражданского общества , он считал, что индивиды не могут существовать вне группового общества. В центр он поставил индивидуальный интерес, который должен был подавить общественный. Условием гражданского общества он считает частный интерес, вне которого нет свободы личности.

По Марксу, гражданское общество, в котором частной собственности принадлежит решающая роль порождает государство, политическую систему управления, которая  отстаивает частный интерес.

Грандиш, исследуя явление гражданского общества, пришел к выводу, что общество, где охраняется общественный порядок и соблюдаются законы, без идеологической надстройки не существует. Таким образом, развитие гражданского общества, по-мнению Грандиша, шло в преодолении рамок сословно-феодального строя, оно находилось во взаимодействии с историческими формами государства. В рамках формирования гражданского общества человек превращался в гражданина, но гражданское общество с помощью механизма власти становилось рычагом давления на сознание людей.

В последнее время политологи Гавел, Грудс ввели понятие "социалистическое гражданское общество", стремясь расширить традиционное понимание гражданского общества, зафиксировав, тем самым, определенные успехи советского строя.

Кин дает толкование гражданского общества с общецивилизационных позиций, выходя, тем самым, за рамки одной формации. С этих позиций он решает вопросы свободы и подчинения индивида обществу. Становление нового типа свободы рассматривается как сознательно контролируемое и упорядоченное политическим разумом состояние.

Соотечественник Мигронян под гражданским обществом понимает всю совокупность политических отношений, включая экономику, религиозно-нравственные отношения, национальные и другие.

Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и институтов, выражающая разнообразные ценности, интересы, потребности членов общества. Если говорить о политической жизни то таким гражданским институтом является депутатский корпус. В социальной жизни - благотворительные учреждения. В экономике - это различные ассоциации.

Одним из типов организации является государство - это крупная социальная общность, институт власти, политическая организация, поэтому вопрос о власти затрагивает коренные жизненные интересы различных социальных групп и индивидов. В функциональной роли государства отражаются отношения между социальными группами, которые проявляются в деятельности официальных учреждений и организаций. Государство является имманентным структурным элементом общества. Платон заметил, что в обществе с противоположными классовыми интересами создаются две системы политики:

1.                 правительство - субъект власти, защищающий права господствующего класса;

2.                 народные массы - тоже субъект, но борьбы против власти.

Взаимодействие этих двух сил представляет собой естественно-исторический прогресс, протекающий по законам функционирования общества. Уровень борьбы определяется развитием производственных сил и, соответствующих им, базисных и духовных отношений. В этих пределах развивается и функционирует государство. В классовом обществе власть в ее структурно-функциональном измерении - это политические отношения, в институциональном отношении - это господство государства в форме власти с конкретной правовой регламентацией. Право выступает в качестве формы принудительного подчинения интересу государственной власти и, с другой стороны, как общие правила, регулирующие типичные общественные отношения. Таким образом, выделяются следующие функции государства:

1.                 сформировать социальную среду, которая обеспечит развитие конкретных общественных отношений и самого класса собственников;

2.                 с помощью институциональных норм установить господство и подчинение одного социального слоя над другим;

3.                 утвердить в сознании масс принципы и идеалы определенной идеологии.

Таким образом, государство - это всеобщая общественная организация, политическая оболочка общества и орган приоритетности интересов одного класса. Государство, как социально-политический феномен, имеет конкретный исторический тип, форму и режим. Различаются по формам правления следующие типы государств:

—              республика;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.